Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Уникальное исполнение народных песен «зилимскими бабушками»

О необычных
поющих бабушках

Архангельского района Республики Башкортостан

Вот некоторые факты о них:

Кому обязаны пенсионеры
увеличением пенсии в 2007 году?
Именно Пелагее Швецовой, солистке фольклорного ансамбля «Русские узоры». Во время приезда Президента Российской Федерации в Уфу на празднование 450-летия присоединения Башкирии к Русскому государству во время экскурсии Пелагея Григорьевна запросто попросила Путина: «Сынок, добавь немножко пенсию». И он не смог устоять против такой искренней просьбы. Повышение пенсий было внеплановым и оперативным.
Как шерстяные носки помогли ансамблю в 2014 году обзавестись новой пассажирской служебной «газелью»?
И на этот раз снова отличилась Пелагея Швецова, солистка фольклорного ансамбля «Русские узоры», которая связала шерстяные носки для Президента РФ Владимира Владимировича Путина, передала их через журналистку А. Сулейманову, а внутрь положила записку, где речь шла о судьбе коллектива. Уже скоро коллективу вручили транспорт для гастролей.
Кто смог во времена СССР
выпустить «крутую» виниловую
пластинку народных песен?
В 1987 году фольклорный ансамбль «Русские узоры» записал альбом «Полоса моя, полосонька» – уникальный случай в советской стране, когда пластинку выпустил непрофессиональный музыкальный коллектив.
Чьи песни «взорвали» отечественный релиз хит- парадов в начале 2000-х годов смешанной современной танцевальной музыкой и аутентичным исполнением русских народных песен?
Группа «Иван Купала» без спроса позаимствовала песни и голоса «Зилимских бабушек» в своем дебютном альбоме «Кострома», изданном российской студией звукозаписи «Союз» 19 ноября 1999 года.
Наши начальники, как по телевизору услышали, так заволновались. Говорят, нашу пластинку взяли да списали все. Я ж слышу, что по телевизору мой голос звучит. Я запеваю, а потом Поля подхватывает, она уже наверх поет, потом все враз. Ну хоть спасибочки они нам сказали? Благодарность выразили? Нет вот.
А нам не жалко. Мы всем поем!
Анна Астраханцева, пенсионерка с. Красный Зилим и руководитель ансамбля «Русские узоры»

Антонина Чеснокова

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Песенное творчество ансамбля «Русские узоры» в традиции русских старожилов села Красный Зилим Архангельского района Республики Башкортостан признано «Объектом нематериального культурного наследия Республики Башкортостан» и одним из первых размещено на сайте Министерства культуры Российской Федерации «КУЛЬТУРА.РФ».
Это все про Народный фольклорный
ансамбль «Русские узоры» села Красный Зилим Архангельского района Республики Башкортостан,
в простонародье «Зилимские бабушки»,
который скоро отметит свое 70-летие!

Мы решили посетить наших бабушек,
и они нас встретили в следующем составе:
1. Барышева Екатерина Ивановна 1961 года рождения
2. Антипина Екатерина Николаевна 1940 года рождения
3. Марахотина Елена Анатольевна 1976 года рождения
4. Кожевникова Антонина Яковлевна 1943 года рождения
5. Швецова Валентина Степановна 1952 года рождения
6. Швецова Екатерина Анатольевна 1958 года рождения
7. Губачева Валентина Андреевна 1938 года рождения
7. Барышева Валентина Николаевна 1954 года рождения
Надо заметить, что из старожилов ансамбля остались Кожевникова Антонина Яковлевна и Губачева Валентина Андреевна, а Марахотина Елена Анатольевна вовсе еще не бабушка, а руководитель народного хора «Цвет калина»,
она перенимает опыт и репертуар у бабушек.
ИЗ ИСТОРИИ
Зарождение песенной традиции села Красный Зилим связано с появлением русских поселений на башкирских землях. С основанием во второй половине XVIII столетия Архангельского медеплавильного завода на реке Аксын началось переселение крепостных крестьян, часть из которых была куплена заводчиками в 1753 году в Тамбовской, Пензенской, Симбирской и Нижегородской губерниях.
История ансамбля началась в 1951 году, когда в селе Красный Зилим был организован самодеятельный хоровой коллектив под руководством Василия Яковлевича Кожевникова. В то время хор был смешанным и насчитывал 40 человек ‒ мужчин и женщин разных возрастов и профессий. Репертуар коллектива был основан исключительно на песнях родного села, в нем сосредоточилось все лучшее, самобытное из того, что передавалось песенницами из поколения в поколение. К концу 1970-х годов коллектив стал известен как «Русские узоры».
Его исполнительское мастерство неоднократно получало высокую оценку на

зональных и республиканских смотрах самодеятельности, и ансамбль был удостоен звания «народный». В это время руководителем коллектива становится местная жительница, крестьянка Анастасия Михайловна Пискуновна. Она руководила ансамблем около тридцати лет.

По мнению специалистов, краснозилимская традиция – единственная на территории Башкортостана, в которой лирические песни раннего историко-стилевого слоя представлены в большом разнообразии сюжетов и в сложных, многоголосно распетых, протяжных формах. Ансамбль сохранил местный репертуар и исполнительский стиль. Деятельность коллектива, направленная на сохранение и популяризацию народных песен, благоприятствует стойкости песенной традиции. Воссоздаются самобытные образцы «зилимской» лирики. Сохраняется система музыкального фольклора в его образном и стилевом своеобразии, которое определяет качество исконно русских этнических традиций. Лирические песни занимают центральное место в песенном репертуаре.

С возрастающей популярностью и стабильными выступлениями ансамбль приобрел статус сценического коллектива. Ансамбль имеет неизменный состав участников, где каждый выполняет строго определенную функцию. Этим обусловлено и взаимное расположение певиц во время исполнения.

Поля – вытягáльщик, она – в середине.
Я и Тоня запеваем, мы – рядом, чтобы вытягáльщик далеко не отрывался, а остальные подхватывают.

Анна Ивановна Астраханцева
Чтобы понять уникальность «Зилимских бабушек» их надо просто слушать, смотреть в искренние добрые глаза, осмысливать слова песен. Пение лирических песен было неотъемлемой частью деревенской жизни, способом общения и самовыражения. Они сопровождали календарные, престольные праздники, свадебные и другие гуляния. По любому поводу есть заготовленная песня.
Как говорят сами бабушки, в их репертуаре более 150 песен, а то и больше, некоторые из них нам были продемонстрированы.

Самые трогательные, конечно, песни
о Великой Отечественной войне
1941-1945г.
У Коли кончился бензин
Колосилась в поле рожь пустая,
Шевелились усики овса.
Где-то за деревнею далекой
Девичьи звенели голоса.
Коля комбайнером там работал,
Девушку он Надю полюбил,
Часто он в любви ей объяснялся,
«Осенью женюся», – говорил.


Коленьке бензину не хватило,
Он поехал в город по бензин.
Не успел он с горочки спуститься,
Немцы оказались впереди.
У Коленьки бензин весь отобрали,
Коленьку бензином подожгли.
Тело молодое догорало,
А потом документы нашли.
Ждет она его и не дождется,
Девушка с соседнего села.
Полоса несжатая стояла,
Колю комбайнера все ждала.
На опушке леса

На опушке леса
Старый дуб стоит.
А под этим дубом
Партизан лежит.
Он лежит, не дышит,
Он как будто спит,
Золотые кудри
Ветер шевелит.
А над ним старушка,
Мать его, стоит,



Слезы проливает
Сыну говорит:
«Я ж тебя растила,
Но не сберегла.
А теперь могила
Будет здесь твоя.
В ту войну, гражданскую,
Твой отец погиб,
Я вдовой осталась,
Семеро детей.





Ты был самым младшим,
Милый мой, Андрей».
За спиной старушки
Слушал командир,
Ласковые речи
Он ей говорил:
«Не рыдай, родная,
Пал он не один,
А фашистам – гадам
За все мы отомстим!»
Пора дворами

Эх, я гуляла день да ночь,
И показался день короче.
Пора да дворами,
Пора да дворами.
Эх, не дойдешь и до дворца,
Да целовала молодца.
Где Катя была да?
Эх, где Катя была?
Эх, где бы Катя ни была да,
Всем Катюшенька мила да.
Садись-ка с нами,
Эх, садись-ка с нами.


Да ты садись-ка Катя с нами.
Мы поедем гулять с вами,
Искать барыша,
Эх, искать бырыша.
Ах, мы искали барыша
Да из большого камыша,
Да заехали в дом,
Эх, заехали в дом.
Да из долины ветер дует,
Из Дуная луна льется
Прямо в зелен сад,
Эх, прямо в зелен сад.
Да в саду девица гуляла,
Красавица цветы рвала

Себе на венок,
Эх, себе на венок.
Эх, на головушку веночек,
В руки аленькой цветочек.
Калиновый мост,
Эх, калиновый мост.
А шел Ванюша, торопился,
Под нем мостик переломился.
На Ваню беда,
Эх, на Ваню беда.
Эх, как на Ванюшку беда да,
Купил шкаличек вина да,
Беду потушил,
Эх, беду потушил.
А эта песня а эта песня исконно Зилимская:
Как на шкапике два голубя сидят
Как на шкапике два голубя сидят,
Они сидят, все воркуют, говорят.
Один голубь разговаривает:
«Еще нет у нас такого молодца –
Александра да Иваныча – купца.
Он из тысячи на тысячу ступал,
Миллионами по улицам кидал,
Пятисотами ворота обивал,
Сторублевыми он девушек дарил,
Он ни рублями, ни полтиною,
Золотою своей гривою.
Уж вы, девушки, матушки мои,
Помолитесь-ка вы богу обо мне,
Чтобы бог дал мне невесту хорошую».
Государю царь пожаловался:
«Треми городами славился:
Первым городом Сибирским,
Вторым городом Уфимским,
Третьим городом Зилимским.
Мы в Сибири будем сына женить,
А в Уфе-то будем дочь отдавать,
А в Зилиме будем сами собой жить».
Другие песни ансамбля «Русские узоры» вы сможете услышать
на сайте “Единый портал культуры народов Республики Башкортостан"
Источник литературы
1. По словам А. З. Асфандиярова, автора книги «История сел и деревень Башкортостана», в купчей башкир Курпеч-Табынской волости за 1755 год перечисляются ориентиры границ земли, приобретенной заводчиками Твердышевым и Мясниковым. В этой купчей при речке Зилим упоминается одноименная деревня. В середине XIX века деревню стали называть Русский Зилим. Современное наименование – Красный Зилим – деревня (ныне село) получила в 1929 году (Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 2–3. Изд. 2. Справочная книга. Уфа: Китап, 1998.).
2. Брянцева Л. И. Балладная традиция в Архангельском районе БАССР // Фольклор народов РСФСР: Межвуз. научн. сб. [Вып. 8]. Уфа, 1981.
3. Брянцева Л. И. О некоторых особенностях традиционных лирических песен Архангельского района БАССР // Фольклор народов РСФСР: Межвуз. научн. сб. [Вып. 9]. Уфа, 1982.
4. Брянцева Л. И. Песни фольклорного фонда кафедры русской литературы Башгосуниверситета (1960–1976 гг.) // Фольклор народов РСФСР: Межвуз. научн. сб. [Вып. 4]. Уфа, 1977.
5. Брянцева Л. И. Русская песенная традиция в современном Башкортостане // Фольклор народов России: Русский фольклор Башкортостана в его межэтнических отношениях. Вып. 21. Уфа, 1995.
6. Голубева М. С. Из истории собирания русского фольклора в Республике Башкортостан: наследие и научные перспективы // Родники народного творчества: Мат-лы Всерос. научн.-практич. конф. по проблемам изучения народного творчества в системе художественного образования, посвященной Году республики. Октябрьское музыкальное училище, 27–29 октября 2010 г. Уфа: РУМЦ МК РБ, 2011.
7. Голубева М. С. Лирические песни села Красный Зилим Архангельского района Республики Башкортостан: особенности исполнительского стиля // Отечественная этномузыкология: история науки, методы исследования, перспективы развития: Мат-лы Междунар. науч. конф., 30 сентября – 3 октября, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова/ Редкол.: Лобкова Г. В. (науч. ред.), Мехнецова К. А., Подрезова С. В. (отв. ред.) и др. Т. 2. СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2011.
8. Голубева М. С. Результаты полевых исследований песенных традиций русских сел Архангельского района Республики Башкортостан // Народная традиционная культура в образовательных программах и научных исследованиях: Сб. мат-лов Всерос. Конф. 2008–2010 гг. / Редкол.: Лобкова Г. В. (науч. ред.), Теплова И. Б. (отв. ред.), Валевская Е. А. и др. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2013.
9. Карпухин И. Е. Опыт работы Стерлитамакского педагогического института по собиранию фольклора на территории Башкирии // Русский фольклор: Полевые исследования. Т. 23. Л., 1985.
10. Крейман Е. И. Народная музыкальная культура русского населения Башкирской АССР. Черты стиля. Моск. гос. консерватория. Дипломная работа. Научный руководитель Савельева Н. М. М., 1980. (Рукопись).
11. Родителева М. И. Об одном ладомелодическом типе русской лирики (на материале песенной традиции Архангельского района Башкирии) // Песенная лирика устной традиции. СПб., 1994.
12. Родителева М. И. Проблема формотворчества русской лирической песни (на материале народно-песенной традиции Архангельского района Башкирии). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 1994. (Рукопись).
13. Русская песенная традиция Архангельского района Башкортостана. / Сост. Л. И. Брянцева. Уфа: Гилем, 2006.
14. Русское народное творчество в Башкирии / Сост. С. И. Минц, Н. С. Полищук и Э. В. Померанцева. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1957. (БФ АН СССР Институт истории, языка и литературы)