Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
«Загида» – эталон башкирского женского сольного танца
«Танец – та же речь. Слово народа, сказанное о себе».
В одной шведской газете о нем писали: «В этом танце – первозданная чистота. Хочется съездить и посмотреть, что это за страна, в которой выросло такое искусство…», вспоминает выдающаяся исполнительница «Загиды», жемчужина башкирского танца Рашида Гильмитдиновна Туйсина.

Композиция именно из этого танца встречает посетителей музея Башкирского академического ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова, для которого «Загида» стала и продолжает оставаться визитной карточкой. За стеклом на вращающейся платформе установлена фигура танцующей девушки, а ей аккомпанирует кураист.

«Загида» уже многие годы считается эталоном башкирского женского сольного танца. В нем переплелись исторические формы народного танца с классической хореографией.

История танца «Загида»
Прототипом «Загиды» был сольный женский танец «Муглифа» («Мөғлифә»).

Есть сведения, что в 1927 году во время концерта Башкирского государственного театра драмы в Москве 14-летний Файзи Гаскаров, будучи учеником оркестра и танцевального ансамбля театра, сам исполнил башкирский народный женский танец «Муглифа», поставленный и срежиссированный им самим.
«На подмостки выбежала грациозная девушка, до бровей завернутая в платок, и поплыла, и завертелась, и закружилась, и поскакала по сцене «перекати-полем», да так стремительно, что, казалось, её собственные ноги не поспевают за ней. При последних головокружительных турах слетел с танцовщицы платок и упало платье! Зрительный зал, замерший в недоумении, мгновение стыдливо хранил молчание, но затем взорвался восторженными аплодисментами, веселым смехом, криками «браво». Перед зрителями стоял совершенно юный паренек, улыбающийся во весь рот от радости за свой успех. Это был Файзи Гаскаров».

В начале 40-х годов XX века «Муглифа» была представлена в фольклорном варианте в исполнении Бедер Юсуповой.

На фото: Хазина Магазова
Как известно, Файзи Гаскаров – художественный руководитель созданного им ансамбля народного танца – много ездил по районам, селам республики и изучал танцы местных жителей, примечал и перенимал для своих постановок характерные движения башкирских девушек, женщин, манеру ходить, бегать, заниматься трудом. В 1944 году хореограф специально для одной из первых и любимых его танцовщиц Хазины Нурмухаметовны Магазовой создал одноименный танец «Муглифа». В нем мягким ходом, лёгкими кружениями и дробью, плавными движениями рук исполнительница создаёт образ пряхи.
Предположительно, замужняя женщина под аккомпанемент баяна и под динамичную дробь ногами (төйөү, тыпырлау) демонстрирует различные трудовые процессы: прядет (йөн иләү), сматывает нити в клубок, вращая руками, и сбивает кумыс (ҡымыҙ бешеү). Затем плавно опуская руки вниз, исполнительница идет по кругу переменным ходом (движение «йөрөшләү»), одновременно мягко поворачивая кисти рук «от себя» и щелкая пальцами.
Все эти элементы, присущие многим башкирским народным танцам, подробно описывает в своих работах этнохореограф и педагог Лидия Нагаева. «Тыпырлау возникло из подражания топоту конских копыт, под ритмические звуки скачек рождались хореографические и музыкальные образы. Щелчки пальцами отображали различные трудовые процессы. Это танцевальное движение могло означать и сбор ягод, и дойку кобылиц, и обработку шерсти, и прядение».

Танец «Муглифа» исполнялся предельно скромно, исполнительница не смела открыто взглянуть на зрителя, ее взгляд был обращен вниз. Улыбка, радость и даже легкие прыжки традиционно запрещались в танце у женщин по религиозным соображениям. В воспоминаниях Файзи Гаскарова говорится, что «Муглифа - красивая, скромная и гордая девушка. Джигиты заглядываются на нее, она слегка кокетничает с ними, а те восхищаются ее трудолюбием».

В этом танце нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью башкир, а также скромный нрав башкирских женщин. Ведь с древних времен народ воплощал в танце невербальное – это выражения чувств, эмоций, затаённых мыслей человека.

Успех «Муглифы» был огромный. Хазина Магазова блестяще выступила с ним на Всероссийском конкурсе мастеров эстрады. В последующем танец исполняла Тамара Шагитовна Худайбердина. Артистка балета ввела в танец элементы классической хореографии.
В 1953 году с ним она стала бронзовым лауреатом IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте. На многие годы «Муглифа» стала коронным номером Худайбердиной. Также «Муглифу» танцевали Фая Сахиповна Гареева, Фирдаус Мухаметвалеевна Нафикова, Равиля Минигалеевна Хазиева.


На фото: Равиля Хазиева
Следующей исполнительницей этого танца стала Рашида Туйсина, пришедшая в ансамбль в 1960 году. Сюжет и элементы во многом остались прежними. Только называться он стал другим женским именем «Загида».
«Загида»
Могла ли знать юная Рашида, придя на пробы в ансамбль с этим известным скромным танцем, что именно он предопределит ее судьбу, станет визитной карточкой ГААНТ им. Ф.Гаскарова, что именно с ним танцовщица завоюет любовь зрителей, станет известной на весь мир и заслужит звание «жемчужины башкирского танца».
Рашида Туйсина, заслуженная артистка РФ, народная артистка РБ, лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева.
«Так получилось, что после окончания 10-летки я, молодая пионервожатая из Баймака, пришла на пробы в ансамбль народного танца, но попала уже к самому концу второго тура. Просмотр всех претенденток уже закончился, и в отчаянии обратилась к экзаменаторам: «А я?». Мне разрешили танцевать, и я исполнила свою любимую «Загиду». Этот танец еще в школьные годы мне показал Янгали Вахитов, приезжавший к нам в школу. Конечно, сейчас вспоминаю, многие мои движения были неуверенными, руки грубыми. Тем не менее жюри обратило внимание на меня, я прошла все этапы и после стажировки меня приняли в ансамбль. Обучалась сольным танцам я у народной артистки Равили Хазиевой. Именно она передала мне эту композицию».

Впервые широкой публике лирический сольный танец «Загида» Башкирский государственный ансамбль им. Ф. Гаскарова представил в 1961 году на концерте в Москве.

«Мой первый выход на сцену с «Загидой» случился не где-нибудь, а в Кремлевском дворце в 1961 году, к этому времени я всего год работала в ансамбле. Танец должна была исполнять другая танцовщица, но вдруг неожиданно посреди концерта подбегает ко мне Файзи Адгамович и дает приказ: «Туйсина, немедленно на «Загиду», готовься к выходу!». Я стою ни жива ни мертва, но ведь сам Файзи Адгамович велел! Надела чужой костюм, значительно больше моего размера, баянист Альфарит Султанов заиграл вступление, я выплыла на сцену, думаю: «Лишь бы чего не перепутать!» Как могла, станцевала, ушла со сцены, а за спиной – тишина. Ну, думаю, это провал… И вдруг слышу шквал аплодисментов! Меня вызвали на бис… После концерта вижу – сам Файзи Адгамович Гаскаров идет ко мне с охапкой цветов и говорит: «Туйсина, знай, у меня нет привычки дарить своим артистам цветы, но ты заслужила». На следующий день меня персонально пригласили с этим танцем в университет Дружбы народов. А в 1968 году отправили на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Софию, где мой номер был удостоен золотой медали».
После этого танец «Загида» в исполнении Рашиды Туйсиной видели жители Афганистана, Пакистана, страны Африки, Сенегал, Мали, Польши, Германии, Эстонии, Финляндии, Дании, Франции и многих других стран, куда приезжал ансамбль им. Ф.Гаскарова.
Рашида Гильмитдиновна привнесла много нового в танец.

Во-первых, в нем появилось больше пластики и танцевальных элементов.
Гузель Асадуллина
Народная артистка Республики Башкортостан, заслуженная артистка Российской Федерации, педагог-репетитор ГААНТ им.Ф.Гаскарова, также танцевавшая «Загиду».
«Характерным стало «засучивание рукавов», в котором потрясающим образом, за счет плавности и изящности движений рук, простое поправление рукавов еляна превратилось в элемент классической хореографии. В этом весь талант Файзи Адгамовича Гаскарова, который, во-первых, замечал в башкирском танцевальном фольклоре какие-то мотивы и формы, а во-вторых, владея азами академического танца, смог все эти нюансы передать в своих постановках».
В целом пластика рук в «Загиде», как и в других постановках ансамбля, стала основополагающей техникой исполнения башкирских женских танцев. Рисунком только одних рук башкирская девушка может исполнить сольный танец.
В первую очередь у исполнительниц башкирского танца должны быть мягкие руки, хореографы говорят так и сейчас.

В «Загиде» Рашиды Туйсиной девушка мягкой поступью и текучими движениями выходит под зов курая, засучивает рукава, плетет веретено, наматывает нить, готовит кумыс, поднимает чашу с ним и пробует напиток. Новыми элементами стали трельные движения из народного фольклора – кистями рук, плечами из подражания полету бабочек, колыханию ветвей деревьев, трепету листьев. Кисти рук трепещут, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз, плечи поочередно поднимаются и опускаются. Все движения рук мягки и пластичны. В каждом жесте и даже мельком брошенном взгляде проскальзывает женственность и в то же время скромное лукавство. Танец передает внешнюю красоту и изящество башкирской девушки, внутреннюю чистоту и благородство. Он стремительный и плавный одновременно.

Во-вторых, в «Загиде» изменился костюм. На голове исполнительницы появился традиционный головной убор башкирок – кашмау, прежде была лисья шапка. Кроме этого, по своей фигуре Рашида Туйсина удлинила, ушила и украсила елян – национальную верхнюю длиннополую одежду с длинными рукавами.

«Когда я надела на голову кашмау, во мне проснулись гены предков, – рассказывает она. – Как наши прабабушки его носили, как вели себя, как через национальный башкирский костюм можно передать характер женщин. Ведь кашмау одевали на сосватанных девушек. Он и так тяжелый, на нем серебряные монеты, кораллы, ракушки. А еще и назначение такое – сосватали девушку. Значит, она по сторонам уже не должна оглядываться, не улыбаться открыто, должна скромно себя вести и приспосабливаться к семейной жизни. Она нежная, послушная, но в то же время горделивая. После этого я преподнесла «Загиду» совершенно по-другому, что очень понравилось Файзи Адгамовичу».

Еще одной отличительной особенностью костюма «Загиды» является елян с широкими ластовицами в рукавах. По словам Рашиды Туйсиной, это элемент не только для свободы движений, в нем характер народа: свободолюбивый, но скромный. Руки исполнительницы получились как крылья, а Файзи Адгамович очень любил птицу журавль, говорит Гузель Асадуллина.
Сегодня «Загиде» уже более 60 лет. Он и по сей день продолжает оставаться эталоном башкирского сольного женского танца. В ансамбле им. Файзи Гаскарова композиция вместе с кашмау передается из поколения в поколение каждой исполнительнице.
До сих пор для многих зрителей олицетворением танца является Рашида Гильмитдиновна Туйсина. О ее исполнении писали: «Она сумела через язык танца раскрыть душу, передать красоту, целомудрие, мудрость, сдержанность и грацию башкирской женщины, а также показать поэзию женского труда».
Рашит Шакур
Башкирский поэт, писатель, публицист
«Танец «Загида» – это волнующий рассказ о прекрасной женщине, символизирующей собой древнюю уральскую землю Башкирию, о чистоте и целомудренности ее душевных движений, о ее светлой любви, одухотворенной радостью восприятия красоты жизни и родной природы».
Ямиля Бикбаева
Заслуженная артистка Башкортостана, солистка
«Эталоном башкирского сольного танца для нас, конечно, всегда была Туйсина. Никто с ней не сравнится, и каждая танцовщица пытается хотя бы приблизиться к этому образцу».
Миляуша Хайбуллина
Солистка
«В Баймаке, откуда я родом, уже стало традицией фотографироваться возле водопада Гадельша, где Рашида Туйсина исполняла свою знаменитую «Загиду». Танец «Загида» как башкирский сувенир, его просят исполнить для иностранных гостей, в поездках делегаций. У зрителей за пределами республики танец всегда вызывает восхищение как своей грацией, так и костюмом».
Гузель Асадуллина
Народная артистка Республики Башкортостан, заслуженная артистка Российской Федерации, педагог-репетитор ГААНТ им.Ф.Гаскарова
«В первую очередь к исполнительницам «Загиды» мы предъявляем такие требования: девушка должна быть хрупкой, изящной, как мотылек. Танцовщица должна быть музыкальной, с чувством женственности. И конечно у нее должна быть душа, чтобы она открыла глаза, в них нырнуть и не вынырнуть».
Ася Тутманова
Народная артистка РБ, руководитель ритм-балета «Гранде», племянница Хазины Магазовой
«Этот танец в первую очередь о женщине, которая, слушая курай, переносит свое внутреннее состояние в пластику движений, как она его чувствует, показывает все, что ей присуще. Ведь внутренний мир у башкирской женщины очень глубокий, но скрытый, видимо, сам кочевой образ жизни делал ее такой. Гаскаров в фольклорных экспедициях видел: башкирка сосредоточенная танцует именно так, потому что она так чувствует. И очень важно нам сейчас беречь этот эталон, очаровываться им, ведь это настолько эксклюзивно. Я говорю своим ученикам: «Ты танцуешь башкирский танец и ты ведешь дух не русского, не татарского, не цыганского, а башкирского народа. Если вы исполните его по-настоящему, вы к себе начнете относиться иначе, вы откроете в себе дух народа, заложенный в вас, ведь это все в наших генах».
Самое удивительное, что «Загиду» продолжает исполнять Рашида Туйсина, которой в этом году исполнилось 77 лет. «Если только сильно попросят», – говорит известная танцовщица и признается, что именно этот танец стал миссией ее жизни.
Источники
В материале использованы архивные материалы из фонда телерадиокомпании «Башкортостан», из фонда ГААНТ им.Ф. Гаскарова, материалы из книги Л. И. Нагаевой «Башкирская народная хореография», материалы из газеты «Вечерняя Уфа», материалы из сериала «Душа танца», студия «Кино-Око»,
г. Санкт-Петербург, М.Доровских, В.Шахов

Автор
Гульфия Акулова

Верстка
Рената Вахитова

Дата
27.11.19