Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Конноспортивная игра башкир
«Ылаҡ
уйыны»

Культура Башкортостана, издревле основанная на кочевом образе жизни, была немыслима без лошади. В ходе развития общества у народа сформировались конные игры, помогавшие развивать силу, ловкость и сноровку при езде верхом. Также это было увлекательное развлечение и способ единения народа. Некоторые конные игры уходят корнями в далекое прошлое, когда их суть была более бытовой. Другие конные игры появились исключительно как развлечение на праздниках.

В настоящее время одни из конных игр прекрасно сохранились как часть культуры Башкортостана, без них не обходится ни одно крупное торжество, другие находятся на пути возрождения. В их числе конноспортивная игра башкир
«Ылаҡ уйыны» («Күк бүре» или «козлодрание»).
История
«Ылаҡ уйыны»
Эта старинная игра является частью культуры не только башкирского, но и народов Центральной Азии, она распространена также в Афганистане, Пакистане, Китае, Турции, Монголии. В Таджикистане эта игра носит название «бузкаши», в Узбекистане – «улак» или «купкари», в Казахстане ‒ «кокпар тарту», в Киргизии ‒ «көк бөрү» или «улак тартыш».
Несмотря на некоторые различия, суть игры одна: завладеть на скаку тушей козла (улак, ылак), удержать тушу, пока ее пытаются вырвать соперники, и доставить ее до определенной точки или забросить в огромный котел (казан).
А. Н. Комаров, «Охота на волка»
В старину по-русски эту забаву так и называли ‒ «козлодрание». Хотя у многих народов название игры переводится как «синий волк» («күк бүре»), и связано это с древним обычаем.

В далекие времена волки часто нападали на скот, и кочевники устраивали охоту на хищников. Мужественные джигиты на резвых и выносливых конях преследовали волка до тех пор, пока не загоняли его до полусмерти, били его палками, камчой, а после, шутя, подхватывали с земли, отбивая друг у друга.

«Старики-киргизы нам неоднократно рассказывали об одном распространенном среди киргизов юга и севера виде охоты на волков, когда группа всадников верхом на быстрых и выносливых лошадях по глубокому снегу гналась за волком, настигала его и убивала ударами дубинок по голове, ‒ писал советский этнограф Г. Н. Симаков. ‒ Этот древний способ охоты на волка интересен ещё и тем, что после того, как один из всадников нагонял и убивал волка, он клал его тушу поперек седла, а остальные всадники старались эту тушу отнять у него. Таким образом, в шутку, не в полную силу двигаясь по направлению к своему аилу, они играли в «кок бору».
Есть также версия, что данное действо было обрядом инициации посвящения подростков в мужчин. Якобы группа подростков, которая доставляла старейшинам убитого волка, считалась победителями, доказавшими свое право сменить положение ребенка на статус взрослого.

Игра служила своеобразной тренировкой, подготовкой воинов: молодые люди отрабатывали навыки борьбы верхом и управления лошадьми в экстремальных условиях настоящего боя.

Позже, при переходе к оседлому образу жизни, волк был заменен на тушу козла.
У некоторых тюркских народов борьба за тушу козла была частью свадебного обряда. Так, у туркмен обряд «кёкбёрю» состоял в том, что «невеста, сев в свадебном наряде на коня, берет через седло овцу или козла и скачет, спасаясь от жениха и его товарищей, стремящихся вырвать у нее этого козла».

По мнению историка и этнографа Сергея Толстова, исторически происхождение «козлодрания» связано с древним свадебным ритуалом, который заключался в борьбе мужчин и женщин обеих сторон за тушу тотемного животного.

Вот как описывает состязание «драть козла» («ылаҡ тартыш») у южных башкир российский геолог и писатель Павел Степанович Назаров.

«Башкиры собирались верхами в известное место и один их них вез зарезанного козла. По данному знаку башкир с козлом пускался вскачь, а остальные старались догнать его и отнять козла. Если кому-нибудь удавалось схватить козла, скажем, за ногу, то он, стараясь перетащить козла к себе на седло, отрывал ему ногу и продолжал скакать, тогда башкиры разделялись на две партии; одна гналась за козлом, другая за ногой. Так продолжалось до тех пор, пока козел не был растерзан на клочки. Иногда, впрочем, если у башкира хорошая лошадь и остальные башкиры не могут его догнать, то козел поступает к первому и игра таким образом кончается сразу».
Считалось, что мясо козла после кок-бору становится чуть ли не драгоценным, поскольку «заряжено мужским адреналином». Приготовленное из него жаркое раздавали почетным гостям соревнования. К слову сказать, бытовало поверие, что, поев такого мяса, бесплодная женщина могла забеременеть, а та, у которой раньше рождались только девочки, могла родить мальчика.
Игроки кок-бору испокон веков считались людьми особенными, бесстрашными.
Постепенно, с переходом на оседлый образ жизни древняя охотничья традиция кочевников трансформировалась в народную забаву, которую стали проводить во время крупных праздников.
Возрождение древней игры
Долгие годы игра «кок-бору» была практически забытой, а в советское время и вовсе была запрещена, к ней относились с опаской. Хотя у проживающих в сельской местности национальная забава продолжала пользоваться большой популярностью, но отсутствие единых установленных правил и порядка делали игру чрезвычайно травмоопасной.
С обретением независимости государств Центральной Азии началось быстрое возрождение древней национальной игры кочевников, но уже как вида спорта.
Одним из инициаторов возобновления традиции был известный кинорежиссер Болот Шамшиев. В 1996 году он разработал современные правила игры для спортивных соревнований. В 2001 году была учреждена Международная спортивная федерация Кок-Бору, куда входит 18 государств и 8 субъектов РФ, представители Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Пакистана, а также Китая, Монголии, Турции и даже Франции.
В 2017 году игру включили в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Сегодня кок-бору считается официальным видом конного спорта в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и других странах Азии, а самый крупный чемпионат по «улак тартыш» проводится на Всемирных Играх кочевников, проходящих обычно в Кыргызстане.
Правила
и ход игры

Нужно отметить, что со временем правила кок-бору видоизменились и стали менее жестокими. Причем они продолжают дополняться и совершенствоваться с единственной целью ‒ свести к минимуму количество травм игроков и лошадей во время игры. Потому что в своем первозданном виде игра очень жестокая и опасная.
Cегодня в официальных состязаниях играют с муляжом. Причина этому ‒ протесты защитников животных.
Во избежание травм вместо казана тушу козла забрасывают в очерченный круг.
Изменения в правилах кок-бору выводят ее на другой уровень и делают ближе к заветной цели ‒ встать в один ряд с такими мировыми конными видами спорта, как конкур или конное троеборье.
Игра проходит на поле размером 200 на 70 метров. В центре игровой площадки размечается круг диаметром 6 метров, куда перед началом соревнования кладут муляж туши козла (улак, ылак). У каждой из соревнующихся команд есть свои «ворота», раньше это был земляной вал, тай-казан, сегодня ‒ очерченный круг.
8 ‒ 12

всадников в одной команде
8 ‒ 12

лошадей
20 ‒ 40 лет

возраст участников
60 минут

продолжительность игры
3

периода по 20 минут
10 минут

перерыв между периодами
Одновременно в игру вступают только по 4 джигита от каждой команды. Игроки имеют право меняться и даже менять своих коней.

Требования предъявляются и к лошадям. Некоторые знатоки считают, что для игр нужна полукровная лошадь, сочетающая в себе качества вспыльчивых, быстрых пород с выносливостью и послушанием пород, используемых в сельском хозяйстве. Как правило, это смесь кыргызской лошади с другой породой. Есть требования и к экипировке животных: уздечки должны быть без металлических украшений, а стремена ‒ гладкими. К соревнованиям не допускаются лошади с шипованными подковами.

За действиями джигитов в спортивном кок-бору следит конная судейская коллегия, состоящая из арбитра в поле и двух его помощников (боковые судьи).
Ход игры
1
По сигналу судьи капитаны команд съезжаются, приветствуют друг друга, и начинается борьба.
2
Как только ылак поднят одним из капитанов, в борьбу вступает вся команда.
3
Участники игры могут поднимать ылак с любого места внутри поля, отбирать его у соперника, передавать или перебрасывать партнерам по команде, помогать своим доскакать с «тушей».
Цель игры
Необходимо забросить трофей в «ворота» соперника. Победа достается той команде, которая сумеет большее количество раз забросить тушу козла в «ворота» соперника. А наездник, набравший большее количество очков для своей команды, считается личным победителем соревнований.
Игроки всегда стараются соблюдать древние традиции, но многие особо жесткие приемы в современной конноспортивной игре категорически запрещены:
нельзя атаковать всадника, когда он поднимает тушу с земли, также запрещаются удары камчой;
запрещено скидывать с лошади игрока, захватившего ылак, нельзя вырывать трофей со стороны спины игрока; за нарушение провинившийся удаляется с поля на две минуты;
не разрешается наездникам скакать в сторону зрителей, а последним подавать им с земли тушу козла;
нельзя наезжать лошадью на нагнувшегося наездника.
Несмотря на свою кажущуюся простоту, игра технически непростая. Здесь необходимы долгие и упорные тренировки.

«Ылак тартыш» требует от всадников огромной силы, крепкой хватки и умения держаться в седле, свесившись к земле. Также необходима тонкая, продуманная тактика.
Тренировка команды Баймакского района по «Ылак уйыны»
Кроме того, по словам игроков, одно из условий победы – единство скакуна и всадника. Главное в лошадях для кок-бору ‒ массивность, резвость и ум. Причем о последнем достоинстве говорят вполне серьезно, дескать, настоящие спортивные кони могут самостоятельно принимать решения, всаднику остается только крепче держаться и демонстрировать чудеса сноровки и интеллекта.
Возрождение игры «Ылак»
в Башкортостане

Возрождение конноспортивной игры «Ылак» в Башкортостане наряду с другими национальными играми башкирского народа началось в 2015 году по инициативе Министерства культуры республики. Впервые конное состязание «Ылак» было продемонстрировано в 2015 году в Баймакском районе. Игру тогда поставил народный артист БАССР Мидхат Султангареев, а в первом состязании встретились команды двух башкирских родов «Бурзян» и «Кыпчак».
Нужно отметить, что в Баймакском районе одной из первых в республике была создана команда по «ылак тартыш». После команды начали формироваться и в других районах Башкоростана. Вот уже более пяти лет конная игра проводится на районных и региональных праздниках, сабантуях, зимних играх. Также стало традиционным проведение конноспортивных соревнований с реконструкцией других башкирских народных игр: пеших и конных соревнований, состязаний по стрельбе из традиционного лука.
В 2018 году в Башкортостане были организованы соревнования по этническим видам спорта
«Игры кочевников».
Ежегодно в Башкирском заповеднике с целью возрождения традиционных игр и состязаний башкирского народа проходит эколого-этнографический праздник «Зимние игры Урал-батыра», в программу которого входят соревнования по конным скачкам, национальной борьбе «курэш», стрельбе из традиционного лука, игры «Ылак тартыш», «Таяк тартыш», «Аркан тартыш», «Килен-кэйнэ аркан тартышы», «Сукмар ыргытыу», «Таш ярыу».
На сегодняшний день игроки и команды по кок-бору есть в Бурзянском, Абзелиловском, Учалинском, Гафурийском, Ишимбайском районах. Планируется создание команд и в других муниципалитетах.

Колоссальным стал опыт участия баймакской команды по «Ылак тартыш»
во Всемирных играх кочевников. В 2016 году игроки из Башкортостана заняли 4-е место по кок-бору во II Всемирных играх кочевников в Кыргызстане, обыграв команды Афганистана и Турции и уступив только китайцам и хозяевам.
Всемирные игры кочевников ‒ 2016
В 2018 году на этих же международных состязаниях 12 конников из Баймака вошли в пятёрку лидеров по борьбе за тушу козла. Несмотря на то, что баймакские игроки спустились на одну строчку турнира ниже по сравнению с прошлыми итогами игры в «кок-бору», спортсмены остались довольны своим результатом и надеются добиться успеха на следующих играх, которые состоятся в Турции в 2022 году.
Всемирные игры кочевников ‒ 2018
Игра «Ылак тартыш» во время сабантуя в Баймакском районе, 2014 год


Вадим Габитов
начальник отдела по делам молодежи и спорту администрации Баймакского района, капитан местной команды по игре «Ылак уйыны»
«В настоящее время наша команда готова к участию в следующих Всемирных играх. Мы хоть сегодня готовы собраться и ехать. Лошади у нас имеются. Еще после участия в первых играх кочевников район закупил нам скакунов полукровной породы, именно такие лошади нужны в этой игре. Башкирскую лошадь к этой игре приучить тяжеловато. В нашей команде 12 игроков, тренируемся, правда, из-за пандемии не так часто, как хотелось бы. В основном собираемся перед какими-либо соревнованиями. Обычно стараемся проводить тренировку дважды в неделю, играем на поле, где обычно организуют сабантуй. Часто встречаемся с командой Бурзянского района, соревнуемся.

Игра «Ылак» ‒ это наша история, это тренировка выносливости и для игроков, и для лошадей. Но самое важное, это традиции наших предков, то, что мы должны и можем передать нашим потомкам в память о башкирском роде».


Юлай Галиуллин
методист по традиционным играм Республиканского центра народного творчества, организатор движения «Мэргэн уксы», реконструктор
«К сожалению, этнический конный спорт в Башкортостане пока недостаточно развит. Да, есть олимпийский вид спорта конкур, и все, к другим видам спортивных игр, национальным, таким как «Ылак», нет особого внимания. Для этого ведь нужно готовить лошадей, это затратный вид спорта, скакунов нужно содержать, тренировать. Нужны специализированные места ‒ ипподромы, манежи, конные клубы. Да и лошадей для таких игр у нас нет.

Кроме того, этноспорт у нас недостаточно поддерживается. В некоторых странах есть департаменты по этноспорту, там это по-настоящему национальная игра, идея. Лошадей специально для таких игр покупают, разводят, тренируют. У нас же сейчас проведение подобных этносостязаний — сугубо частная инициатива. Поэтому пока разрыв между развитием кок-бору у нас и в других республиках колоссальный.

Нужно осознавать, что издревле конь для башкира был смыслом жизни. На нем он передвигался, воевал, употреблял его мясо в пищу, пил кумыс, изготавливал из кожи обувь, одежду и посуду. Конь и башкир были неразлучны. У нас мужчин до сих пор называют «ИР-АТ», что дословно переводится, как человек-конь.
А джигитом (егет) мальчик становился тогда, когда мог оседлать коня:
«ЕГ» ‒ означает запрягай, «АТ» ‒ коня. Сейчас, к сожалению, многие наши национальные традиции, в том числе умение держаться в седле, ездить верхом забыты. Поэтому сегодня перед нами всеми стоит задача – вспомнить наши корни, забытые навыки и передавать эти умения подрастающему поколению».




Ранис Алтынбаев
заместитель министра культуры Республики Башкортостан
«Национальные конные виды спорта играют важнейшую роль в нашей жизни, потому что с лошадьми тесно связана история башкир. Во всех башкирских эпосах конь занимает достойное место, резвые, преданные скакуны воспеваются во многих народных песнях, преданиях. Все наши батыры ассоциируются с их скакунами. Кони – это наша история и идеология. Как говорят: «башкир без коня ‒ не башкир». Поэтому, чтобы сохранить свою самобытность, мы должны сохранять свои традиции, что мы и стараемся сейчас делать. Кроме того, конная игра «Ылак уйыны» при должном развитии может быть не только самобытным видом спорта, но вполне может стать серьезной составляющей для развития туризма в регионе. Этой древней и красивой игрой мы могли бы удивлять приезжающих туристов, иностранцев».
Завершая статью, можем сказать, что конная игра «Ылак тартыш» имеет гораздо большее значение, чем просто древняя охотничья и национальная забава. В ней есть и своя философия, в основе которой лежат традиции всех тюркских народов. В свое время игра помогала воспитывать бесстрашных воинов, укреплять их дух, демонстрировала силу духа нации, а также крепкую связь, сакральное единство башкира и его преданного скакуна.
«Торатау йыйыны», Ишимбайский район, 2019 год

Список использованной литературы:

1. Интернет-энциклопедия Википедия
2. Башкирская энциклопедия: в 7 т. / гл. ред. М.А. Ильгамов. Уфа, 2005.
3. Илимбетова А. Ф. Об истоках обрядового состязания «Кук буре» у башкир. — Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы межрегиональной конференции. Уфа, 2016.
4. Козлодрание ‒ игра настоящих джигитов!: borianm — ЖЖ (livejournal.com)
5. «Игры кочевников» в Башкирии — Реальное время (realnoevremya.ru)
6. Закинуть козла в казан. В Башкирии впервые прошли Игры кочевников | СПОРТ: События | СПОРТ | АиФ Уфа (aif.ru)

Фото и видео:

ИА «Башинформ», фото на обложке — Дмитрий Мухаметкулов, Отдел по делам молодежи и спорту администрации Баймакского района, из фонда телерадиокомпании «Башкортостан», с сайта
https://el.kz/ru/, http://sport.akipress.org/, https://histrf.ru/read/articles/bashkiry-zhizn-v-d....

© Акулова Г. З., автор-составитель, 2021