Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирская юрта –
модель мира

Шерсть собрали с тысячи овец,
Выковали сотни две колец,
Круглый остов из прибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив.
В северной прозрачной синеве
Воин юрту ставил на траве,
А теперь, как голубая мгла,
Вместе с ним на юг она пришла.

Бо Цзюй, китайский поэт
Юрта (башк. тирмә) – это переносное жилище башкир. Остов юрты легко разбирался и за короткое время устанавливался вновь («История и культура Башкортостана»).

В книге «Культура народов Башкортостана с древнейших времен до современности» говорится, что в ней жили с весны до поздней осени. У башкир встречаются два типа юрты – тюркского и монгольского происхождения. Решетчатые юрты тюркского происхождения использовались также у казахов, киргизов, каракалпаков, кочевых узбеков.

Понятие «юрта» как временное жилище вошло в русский язык от названий сезонных стоянок башкир-скотоводов, на которых ставились решетчатые куполообразные жилища: весенняя стоянка (яҙғы йорт), летовка (йәйге йорт), осенняя стоянка (көҙгө йорт). Как и в древности, юрты удобно было транспортировать на волах, верблюдах, мулах и лошадях.

За легкой войлочной перегородкой кочевники слышали дыхание степи: движение ветра, пение птиц, топот коней, голоса сородичей.
В книге «Народные традиции в убранстве башкирского дома»
(А. Янбухтина) говорится, что каждая башкирская семья имела одну юрту, семья средней состоятельности – две, наиболее зажиточные богатые башкиры – три и даже четыре. Лев Толстой во время своего пребывания в Самарской степи в 1871 году в одном из писем в Ясную Поляну писал:

«У нашего хозяина (он мулла) четыре кибитки: в одной он живет с женой, в другой сын с женой. В третьей кибитке два кумызника. В четвертой огромной кибитке, в которой была прежде мечеть, ‒ живем мы». Самые бедные жили в шалашах, крытых лубом, на летних стойбищах.

Расположение юрт на кочевках подчинялось определенной схеме. «Круглая кибитка, предназначенная для проживания индивидуальной семьи, являлась основой кочевой группы или иначе – родового подразделения. Группа кибиток, расставленных в тесный круг, со входами, обращенными внутрь, олицетворяла жилище большой семьи и символизировала нераздельное единство рода», ‒ пишет Б.Г. Калимуллин в книге «Планировка и застройка башкирских деревень».

Полжизни – в юрте
Юрта как временное жилище древних и современных тюркоязычных скотоводческих народов идеальным образом отвечала требованиям жизни в кочевых и полукочевых условиях. Истоки конструктивных особенностей юрты уходят в глубокую древность скифо-сарматского и хуннского времени, когда широко были распространены крытые войлоком шалашеобразные жилища. Постепенно видоизменяясь, юрта приняла современную форму к середине I тыс. до н. э.

Вещи в юрте располагали вдоль стен, оставляя свободной середину. В центре находилось место для очага. Под отверстием в куполе вырывали в земле неглубокую лунку и над ней устанавливали треножник для котла. Лунку обкладывали камнем, а котел опирался на каменное основание в форме незамкнутого кольца.

Пол в юрте устилали сухой травой. Жилое пространство организовывалось относительно центра. На дальней половине юрты за очагом находилось почётное место. Поверх травы здесь расстилали кошмы и паласы.

В этой части принимали гостей и устраивали домашние трапезы. В расстановке вещей и утвари соблюдался определённый порядок. Правая сторона юрты считалась женской. Здесь стояли посудные шкафчики и лавки, находились турсуки с кумысом, кадочки с айраном и медом, короба и корзины, хранились посуда и пищевые припасы.
В левой части юрты, более нарядной, стояли на деревянных подставках кованые сундуки с имуществом. На них была сложена постель: одеяла, подушки, цветные паласы. По стенам развешивали выездную упряжь, сёдла, оружие, нарядную одежду. В юртах состоятельных башкир можно было встретить низкие кровати с резными деревянными спинками. Внутреннее убранство юрты зависело от степени обеспеченности семьи: чем она была богаче, тем многочисленнее, красочнее были предметы обихода.

Роскошным было убранство специальных гостевых юрт. Коврами здесь устилали весь пол, украшали стены. Поверх них раскладывали стёганые подстилки и подушки. На подставке у входа стоял сосуд с кумысом, висели ковши для угощения. В таких юртах принимали приезжих гостей, отмечали семейные торжества.

Наиболее торжественными считались белые юрты. Белыми кошмами покрывали жилье для приема гостей. Юрта, покрытая светлым войлоком, свидетельствовала о состоятельности семьи.

Кибитки на кочёвках всегда выстраивались в ряд и огораживались по несколько штук или все вместе изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к самим кибиткам. Впрочем, в степи загородки устраивались редко (по С. Шитовой и С. Руденко).
Совершенное жилище
За более чем 1,5-тысячелетнюю историю с момента появления первых изображений юрты на погребальных статуэтках из Северного Китая, датируемых началом VI в. н.э., юрта до сегодняшнего дня практически не подверглась каким-либо серьезным изменениям или инновациям.

Как и сотни лет назад, основу скелетной конструкции юрты составляли: цилиндрической формы основание из соединенных между собой узелковыми ремешками 5‒6 звеньев-решеток (kанат, или крыло), купол, образованный из более 100 выструганных и изогнутых в нижней части ивовых жердей (уk, или стрела). Одним концом жерди упирались в перекрестия планок верхнего края звеньев-решеток, другим, верхним, концом – в специальные отверстия деревянного обода (сағарак), образующего свод купола диаметром светодымового отверстия около 1,5 м. С восточной стороны между первой и замыкающей решеткой – звеном остова юрты ‒ вставлялась деревянная коробка для двери. Внутреннюю сторону решеток остова юрты и внутреннюю сторону двери окрашивали красной краской. С незапамятных времен юрта снаружи укрывалась большими кусками войлока, кошмами и перевязывалась крест-накрест для прочности сплетенными из конского волоса веревками (аркан).

Изобретение юрты с разборным решетчатым остовом стен, прямыми или изогнутыми жердями-стропилинами купола, на которых крепился деревянный двусоставной обруч светодымового отверстия, было одним из величайших открытий во всем кочевом мире.

Это можно сравнить только с изобретением стремян, что произвело настоящую революцию в коневодстве и позволило в кратчайшие сроки освоить огромные просторы степей Евразии от Алтая до Дуная благодаря устойчивой посадке в седле.

По мнению исследователей, изобретение юрты произошло в древнетюркской среде не позже середины V в. н. э. Преимущества разборной юрты с решетчатым остовом были налицо. Она буквально в течение 30‒40 минут собиралась и разбиралась, а самое главное – была очень удобна при транспортировке в форме вьюков на лошадях и верблюдах. Навьюченные частями юрты лошади могли легко и беспрепятственно осваивать как степные, так и труднодоступные горные пастбища.

Необходимо отметить, что юрта в ее классической решетчато-купольной конструкции встречается только на всем пространстве Великого пояса степей исключительно среди тюрко-монгольских народов.
На территории Башкирии в конце XIX в. куполообразные юрты тюркского типа получили широкое распространение в юго-восточных, южных степных и лесостепных районах, а также в степных районах Оренбуржья. По данным С.Н. Шитовой, в начале XX в. в аулах юго-восточных районов Башкирии (современных Баймакского, Хайбуллинского, юга Абзелиловского районов) были специалисты-мастера по изготовлению юрт и отдельных ее частей. Например, купольные жерди (уҡ) делали в деревнях Абдулкаримово, Куватово, Янгазино Баймакского района, решетки (ҡанат) –
в д. Абдулнасырово Хайбуллинского района, заготовки для светодымового обода –
в д. Ишбердино Баймакского района
и д. Рафиково Хайбуллинского района.

Продукция местных специалистов-мастеров быстро раскупалась как башкирами южноуральских и оренбургских степей, так и казахами. Заготовки для юрт мастера продавали на ярмарках в городах Орске, Оренбурге, Тургае.

В северо-восточных, зауральских, некоторых юго-восточных, юго-западных районах башкиры использовали юрты монгольского типа не с выгнутыми, а с прямыми жердями купола, которые придавали ему конусовидную форму. Двери были не деревянные, а войлочные. Юрты монгольского типа считались малопрестижными, и ими пользовались малоимущие башкирские семьи. Поскольку решетчатый остов юрты был очень дорог и сложен для изготовления в хозяйстве без специальных инструментов, население видоизменяло и упрощало конструкцию остова и делало менее сложные юртообразные постройки. В Зианчуринском районе, например, остов юрты скреплялся тремя деревянными ободами, привязанными к вертикально вкопанным по кругу столбам. Между двумя нижними брусьями-ободами в специальные отверстия вставлялись планки решеток, располагая их перекрестно. В данном случае решетка была не цельная, а собиралась из отдельных планок. В край верхнего обода упирались жерди купола, на верхние концы которых насаживался небольшой деревянный обод для выхода дыма. Вся конструкция укрывалась войлоком.
У юго-западных башкир кошомные юрты делали иногда без купольных жердей, заменяя их толстыми арканами. В центре будущей юрты вкапывали столб и от вершины его протягивали к решеткам веревки. Привязав веревку к верхнему краю решетки, протягивали ее наружу, привязав к вбитым в землю по кругу колышкам. Конической формы веревочная «крыша» укрывалась войлоком, края которого выступали за края решетки, образуя как бы карниз, предохраняя тем самым войлочные стены остова юрты от дождя. Решетки в таких юртах иногда ставили не круговые, а четырехугольные, что еще более упрощало ее конструкцию. Крыша в таких юртах также была четырехскатной (С. Шитова, там же).

В бассейне реки Демы существовали еще более упрощенные жилища столбовой конструкции, лишь силуэтом отдаленно напоминающие юрты.
В Альшеевском районе Башкирии малоимущие семьи нередко делали столбовые жилища. Их остов состоял не из решеток, а из 30‒40 двухметровых жердей, врытых по кругу. В центре вкапывался трехметровый столб, к вершине которого протягивали и крепили веревки от врытых по кругу жердей. Получалась коническая веревочная крыша, которая укрывалась кошмой. Боковые стены и двери также укрывались кошмами.

Кто делал юрты?
Р.М. Юсупов в методическом пособии о юртах пишет: в прошлом юрты (тирмә) изготавливались специальными мастерами (тирмәсе, оҫта), которые были известными людьми в районах Башкирии. По данным
С.Н. Шитовой и других авторов, среди мастеров по изготовлению юрт была четкая специализация. Одни мастера делали только решетчатые каркасы юрт (д. Абдулнасырово Хайбуллинского района), другие – жерди купола (уҡ) (дд. Абдулкаримово, Куватово, Янгазино Баймакского района). Деревянный обод для устройства светодымового отверстия в верхней части купола изготавливали особые мастера в д. Ишберды Баймакского района и
д. Рафиково Хайбуллинского района, так как рядом было немало березовых лесов. Кошмы для покрытия решетчатого остова юрты, ее купольной части, отдельно купольного отверстия производили только женщины в деревнях юго-восточных и зауральских районов Башкирии. Среди кошмодельщиц также были особо признанные, благодаря своему умению, мастерицы. Умение и практические навыки мастеров обычно передавались из поколения в поколение, то есть в большинстве случаев это было семейным делом, обеспечивавшим благосостояние семьи. Основным требованием к древесному материалу при изготовлении решетчатой основы вертикальных стенок юрты (кирәгә), состоящей из отдельных решеток (ҡанат), а также длинных купольных жердей (уҡ), было в первую очередь легкость и в то же время прочность. Этим качеством обладают в большинстве случаев обыкновенная ива, тальник. Именно они при умелом изготовлении придают юрте легкость и изящество. Деревянный обод, образующий свод юрты над ее купольной частью (сығараҡ, тағараҡ), должен быть тяжелым и прочным, так как обод своей тяжестью удерживает и придает прочность купольной части, да и всей конструкции юрты. Потому деревянный обод для купола юрты изготавливают из искривленных стволов березы (ҡайын), черной ивы (ҡара тал).

Сырье для изготовления конструктивных деталей юрты готовили до либо после сокодвижения в стволах деревьев. Мастера обычно заготавливали стволы березы, ивы ранней весной, в конце февраля – середине марта, либо поздней осенью ‒ в конце октября, в ноябре. Срезанные заготовки длиной 200 ‒ 250 см для решеток и купольных жердей высушивали в тени, в сухом помещении, укладывая на ровную поверхность, очищали от коры, выстругивали специальным столярным инструментом – двуручным тартҡы, а также подправляли неровности небольшим рубанком (йышҡы).
Для того чтобы придать нужный изгиб в нижней части купольных жердей, нижнюю, более толстую часть обтесывали на участке 7080 см, придав уплощенную форму шириной до 4‒5 см. После этого заготовку вымачивали в воде или на пару, чтобы размягчить перед процедурой сгибания нижней части купольных жердей, которые и придавали сферическую форму купольной части юрты. После процедуры вымачивания нижнюю часть купольных жердей изгибали на специальных станках, накладывая друг на друга по 6‒8 штук. Форму изгиба проверяли специальным лекалом. Деревенские мастера в районах Башкирии изгибали более простым, традиционным способом. Вбивали в землю три кола высотой до 0,5 м или вставляли их в специально выбитые отверстия на полу или в стене мастерской. Расстояние между первым и вторым колом было до 1,5 м или чуть более, третий кол вбивали в землю или пол на расстоянии 40‒50 см от второго кола, но не на одной линии, а на 30‒40 см ниже. Вымоченные жерди длиной 200‒250 см (в среднем 220 см) сгибали в утолщенной части и вставляли между колышками и сушили 10 и более дней. После высыхания купольные жерди принимали нужную форму изгиба, что и придавало куполу юрты объемность и сферичность.

Снаружи в холодное время межсезонья юрту утепляли войлочными полстями. Дверь обычно крепили специальными широкими ремешками или дверными шарнирными петлями.
Сборка юрты
Башкиры, прибыв на место летовки, выгружали с навьюченных лошадей, телег сложенные и связанные решетки, купольные жерди, войлочные покрышки, светодымовой обруч, дверную коробку, бытовую утварь, посуду и т. д.

После этого выбирали место для установки юрты на более-менее ровном месте, поближе к воде и опушке, если рядом был лес. После этого начиналась сборка юрты. Традиционно этим делом занимались женщины. Вначале ставили с восточной стороны дверную коробку, к которой с левой стороны прикрепляли ремешками первую решетку, к ней – все остальные, скрепляя их между собой ремешками и крепко обвязывая на стыках веревками из конского волоса.

Самую последнюю решетку крепили к вертикальной стойке с правой стороны дверной коробки. Концы планок боковин решеток вставляли в отверстия на наружных сторонах дверных косяков. После этого по всему периметру верхнего края решетчатого остова юрты стягивали каркас веревкой и поверх нее протягивали вытканную красивым узором цветную шерстяную тесьму.

Смонтировав и жестко скрепив решетчатый остов юрты (кирәгә, тирәҫ), приступали к сборке купола юрты. Здесь помогали мужчины. Вначале на двух специальных шестах с заостренными концами 2‒3 мужчин поднимали светодымовой деревянный обод. Женщины вставляли в концы обода острые или граненые концы жердей. Нижний конец жердей крепили к перекрестиям верхнего края решеток юрты. Затем последовательно крепили ремешками к решетчатому остову остальные купольные жерди. На нижнем конце этих жердей просверливали специальные отверстия, через которые продевали и крепко завязывали узлом сыромятные ремешки так, чтобы длинные их концы оставались свободными. Этими концами и подвязывали к верхним перекрестиям планок решетки нижние концы жердей.
После этого деревянный каркас юрты покрывали войлочными полстями, боковые стены юрты обвязывали вкруговую специальными 3‒4 поясами из конского волоса шириной от 2 до 10 см. Это укрепляло остов юрты и плотно прижимало нижний нависающий край купольного войлока к верхнему краю боковых стен юрты. Купольные войлочные покрышки также крепко перетягивались крест-накрест 4‒6 волосяными арканами или веревками, концы которых привязывались к колышкам, прибитым в землю по периметру юрты. Специальной четырехугольной кошмой (төндөк) закрывали купол светодымового отверстия. Три конца этой войлочной кошмы прочно крепились веревками к корпусу юрты, к четвертому свободному углу крепили веревку, с помощью которой можно закрывать или открывать дымоход в куполе юрты. Светодымовое отверстие было обычно открытым, его закрывали только в непогоду. Купольные пласты войлока были толще боковых, и их края обычно обшивали конским волосом для жесткости. Купольные войлочные полсти поднимали с помощью специальных деревянных шестов длиной 250‒300 см, на одном конце которого был острый металлический гвоздь, другой конец был просто заострен. Острым концом длинного шеста поддевали верхний край купольного войлока, другой конец шеста упирали в землю, без особого труда двумя шестами поднимали войлочную покрышку на купольную часть юрты. В холодное время года низ юрты дополнительно утепляли широким поясом из войлока, который вкруговую стягивали веревкой. По периметру юрты прокапывали канавку на случай дождей и таяния снега, чтобы вода не затекала внутрь юрты.
Обычно юрты на летовках покрывали темным или серым войлоком. Богатые скотоводы покрывали свои жилища белым войлоком. Свадебные юрты также укрывались белыми кошмами. В торжественных случаях боковые стены юрты украшали красивыми декоративными тканями, китайским шелком. Верх юрты также укрывали поверх войлочных покрышек светлым шелком. Деревянные полы в юртах обычно не настилали, так как в просветах между досками и землей создавались сквозняки и терялось тепло, в то время как при войлочной подстилке края войлочных полстей по периметру юрты загибались кверху, тем самым создавая герметичность и сводя к минимуму потерю тепла. Кроме того, под деревянными полами могли скапливаться мусор, грязь, насекомые, мыши, что, по мнению стариков, отрицательно влияло на внутренний комфорт и ауру благополучия и здоровья внутри юрты.
Основные параметры 4‒5-звеньевой юрты. Общий вес с войлочными покрытиями стен и купола – 400‒450 кг, без войлочных покрытий – 150‒200 кг. Окружность – около 16‒18 м, высота – до 3 м и более, диаметр – 8‒10 м, площадь – около 20 м².
Р. А. Султангареева в книге «Башкирская юрта: традиции установки убранства и культура поведения» сообщает, что различали несколько видов юрт: а) "тирмә" – традиционная бытовая юрта; б) "аш тирмә" – юрта, предназначенная для хозяйственных дел, приготовления пищи и т. д.;
в) "ҡунаҡ тирмә", "аҡ тирмә" (гостевая юрта из белого войлока, предназначенная для приема гостей, приезжих друзей); г) "Ун ике ҡанатлы аҡ тирмә" – юрта с двенадцатью крыльями – предназначалась родоначальникам, беям, ханам, главам родов. Прежде чем устанавливать юрту, обычно выбирали удобное для этого место. Если лошадь обходила это место, если паук под котлом не вил паутину, если под опрокинутым ведром появлялось водянистое пятно – юрту здесь не ставили.

При установке юрты бережно относились к земле: колышки вбивали с молитвой, без надобности не выкапывали ямы, при копании колодца или подземного холодильника цельные пласты дерна (сирәм) укладывали обратно на место и т. д. Юрту старались ставить вдалеке от гнезд крупных птиц и логова зверей.
Место для летовки укажет серебряная монета
Определяя благополучное место для юрты, совершали следующие обряды:

1) серебряной монетой, привязанной к веревочке, обходили по движению солнца будущее место юрты. Если монета не раскачивалась, считалось, что это благополучное место;

2) опрокидывали на землю чугунок, и если через некоторое время паук свивал там паутину, это значило, что место спокойное, благоприятное;

3) ставили на землю посуду с водой, и если через некоторое время на поверхности воды окажется много мусора, сухих листьев, то место считалось неблагополучным;

4) если бык, копая копытом землю, мог добраться до источника воды, то это место для установки (юрты) также считалось хорошим.

По традиции юрты устанавливались недалеко от родников, рек, чистых водоемов. До сих пор бытует в языке выражение «Ҡотло ер» – благополучная земля. Близкое по смыслу выражение «ҡалҡыу урын» означает возвышенное место. Оно относилось к наиболее благополучному месту для юрты, т.к. было сухое и теплоемкое.

Существовал обычай жертвоприношения первому огню, зажженному в очаге юрты: обычно бросали в огонь кусочки жира, мяса и желали благополучия, мира семье и всем родственникам. Первый дым из юрты (в древности огонь разводили в очаге внутри юрты) примечали всегда к добру, достатку и миру, а первые пришедшие в дом гости приносили көлсә (лепешки, испеченные в горячей золе).

При рождении первенца делали зарубку на основном остове юрты, приговаривали: Ағас баған – тирмәгә, Баҡыр баған – миңә! (пер. с башк.: «Древесный столб – юрте, Медный столб – мне!»).

В то же время запрещалось ставить юрты на местах наводнений, пожаров, различных бедствий и несчастий. По верованиям, там могли обитать злые, демонические существа (өрәк, ҡурғылыҡ, рәнйеү, яманзат, мәскәй). Также запрещалось устанавливать юрту вблизи дороги. Дорога считалась пространством напряженным и принадлежащим сфере обитания различных демонических существ, духов и т. д.
Внутреннее убранство
Основные цвета юрты: чаще всего оттенки серого цвета, белый (торжественный, гостевой), темно-коричневый или черный (цвета натуральной овечьей шерсти). Появление темно-зеленых, темно-синих покровов юрт в настоящее время – это импровизация времени.

Зеленые, желтые, ярко-красно-желтые цвета юрт грубо нарушают этнический колорит символического жилища, вносят заметный диссонанс в общий фольклорно-этнографический комплекс, создаваемый во время больших празднеств и торжеств. Поэтому эти цвета издревле у башкир были неприемлемы и для юрты.

Внутри юрты обычно есть сундук, на котором находятся постельные принадлежности, он устанавливается напротив двери или чуть левее.

Вначале на сундук укладывается «урын балаҫы» – покрывало для застилания на постель. Сундук устанавливают на ширлек (ширҙек) – деревянную подставку в форме широкой скамейки. На это покрывало стелется «йыяр балаҫ» – второе покрывало, предназначенное для сидения. Следующим укладывается «ҡорама юрған» – толстое одеяло из овечьей шерсти, обшитое лоскутной тканью. Затем укладывается «яҫтыҡ» – большая перина на два лица. Обычно это была супружеская перина. Раньше соблюдалось обязательное правило – на брачное ложе стелили одну большую перину – яҫтыҡ на двоих. Считалось, что она укрепляет брачные узы, и её ещё называли «мөхәббәт түшәге» – перина любви (түшәк – перина).
Следующим укладывается эсте балаҫ эсле балаҫ». Это покрывало, к которому пришивается войлок. Такая постельная принадлежность считалась обязательной в утвари невесты: чем больше их было, тем богаче и солиднее считался достаток женщины, ее состояние. Чем выше была стопка ҡаралты (постели), тем богаче считалась юрта.

Следующим укладывается сергетыш – войлочное полотно, которое стелется на спину коня и также используется как покрывало. Вся постель стягивается специальной плоской, богато орнаментированной лентой шириной 10‒12 см, которая называется «ҡаралды тартҡыһы». На ленте, охраняющей юрту от дурных глаз, нечистой силы, вышиваются родовые тамги, знаки и т.д. По искусному орнаменту и красоте вышивки примечали мастерство девушки на выданье, невесты, хозяйки. Правая от входа сторона обычно занавешивается шаршау – большой красной узорчатой тканью. Эта часть юрты называется женской половиной. За ней находятся женские вещи, одежда, детская колыбель, посуда и другая кухонная утварь. На левой стороне (мужской) обычно находятся упряжь, лук, стрелы, сбруя и т.д. (если это одна большая юрта). На каркас вывешивались билбау хозяина: если они были разных цветов и их было несколько, то они указывали на число жен хозяина. В женской половине вывешивались тряпичные тушелдерек – нагрудники.
Практически такого понятия (женская-мужская половина) в народе не существовало, поскольку выделение женской половины было в некоторой мере условным. Занавес, разделяющий части жилища, задергивали лишь при гостях или на ночь. За ним могли спать взрослые дети или женатый сын с невесткой.

По центру юрты развешивали түр күлмәк. Развешивание праздничных түр күлмәк на почетном месте сохраняется поныне. Рубашки и платья с национальными орнаментами символизировали подарки сватов (во время подготовки к свадьбе) или же почитание духов предков (одежду покойных вывешивали в дни поминовений). Обычай восходит к культу предков. Одежда символизировала родовую атрибутику, идею почитания и уважения старших.

Урта яҡ – место для всех и для трапез. Это было центральным местом коллективных семейных советов, трапез и т. д. На земляной пол стелили сухую траву, на которой расстилали полосатые тряпичные коврики или септэ (рогожу) – подстилки, сплетенные из лыка, сверху насыпали слой сухой земли. Считалось, что земля сохраняет тепло. В целом юрта издревле по своей форме и содержанию олицетворяла культ верховного божества – Тенгри. Устремленность купола юрты к небу предполагает близость жильца к нему; спокойное и достойное поведение людей в помещении юрты – модели, повторяющей по конструкции видимое мироздание – подчеркивало гармонию взаимоотношений Человека с окружающей природой и мира в целом.
Правила и нормы оформления юрты
Юрту украшали красными, зелеными, голубыми шерстяными нитками, кистями или ветками можжевельника, рябины. Все это оберегало от влияния злых духов или дурного глаза. Поэтому они одновременно служили и оберегами. Юрта обозначалась символами родовой атрибутики согласно этнической принадлежности: на войлоке вырисовывались тамги, вывешивался родовой флаг и т. д. При этом также необходимо было соблюдать правила родовой атрибутики и придерживаться народных норм.

В методическом пособии «Башкирская юрта», изданном Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан и Институтом истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук, отмечается, что в интерьере башкирской юрты велика роль орнамента, претворенного в разных материалах и техниках, преимущественно в тканях.

Узорные ткани размещались то фризами, вокруг всей юрты, то отдельными полосами и рядами в виде больших развернутых плоскостей, то превращались в каскады ярких цветовых пятен в вещах.

Орнаментальный ряд начинался на высоте 1,5 метра от пола, по краю решетчатого остова. Здесь закрепляли широкую тканую ленту с геометрическим узором шириной 25‒30 см. Она скрепляла и декорировала место соединения купола с остовом.

Сам остов декорировался паласами и большими узорными тканями, оставляя небольшие просветы решетки. В каждом доме были паласы, кошмы, молитвенные коврики, тканые и вышитые полотенца, тюфяки, подушки, одеяла, скатерти.

Сегодня юрты также используются для различных целей – в качестве музеев, помещений для выставок и даже в качестве номеров гостиницы, к примеру, на берегу Нугушского водохранилища.
СПРАВКА
Юрта поражает своими объемами, несмотря на свою компактность. Высота собственно стен 1,5 метра, но за счёт изгиба стропил она достигает 1,9 метра. Человек высокого роста свободно стоит в любом месте юрты. Высота купола зависит от диаметра юрты. Например, в юрте диаметром 4 метра она составляет 2,5 метра и достигает 4 метров в юрте диаметром 8 метров.

Юрта не боится снега, хотя традиционно использовалась в поясе с малым количеством осадков, поэтому требует периодического удаления снега с кровли. Это очень простая операция — нужно палкой изнутри юрты слегка «тыкать» по кровле, чтобы скопившийся снег сполз, и все.
В селе Киргиз-Мияки Миякинского района Башкирии проживает Галинур Зарипов – единственный мастер, который изготавливает аутентичные юрты.

«Мы строим юрты тюркского типа. Все детали каркаса тюркской юрты подвергаются пропарке с последующим гнутьём. Для гнутья подходят только лиственные породы, прежде всего дуб. В строительстве каркаса применяются также ильм и берёза. Гнутые детали придают каркасу большую жёсткость и изящный внешний вид. Хвойные породы применяются только для изготовления дверей. Для строительства аутентичных юрт применяются жерди из клёна, лещины и ивы. Рейки стен на таких юртах сшиваются сыромятным ремнём.
Войлок применяется белый и серый, толщиной от 3 до 8 мм, в зависимости от назначения юрты. Войлок экологичен, не горит, прекрасно держит тепло и красив. Это классика», ‒ рассказывает Галинур Зарипов.

Изобретение юрты, перевозимой вьюком, резко повысило мобильность и проходимость. Теперь заснеженные вершины, дремучие леса и реки перестали быть препятствием. Навьюченная лошадь или верблюд пройдут по узкой тропе ‒ там, где пройдет человек. Колесо вне конкуренции.

Юрта диаметром около четырех метров ‒ это груз для двух вьючных лошадей, способных покрыть до шестидесяти километров в день и полноценно отдохнуть. А наличие сотен лошадей у многих семей позволяло, в экстренных ситуациях, увеличить это расстояние до девяноста километров. Простой подсчет показывает, что кочевники могли пройти за десять дней 900 километров. Это подтверждается молниеносностью их завоеваний.

«Юрта поражает воображение своим совершенством. В течение тысячелетий все компоненты тщательно оттачивались, пока не достигли идеала. Ничего лишнего», ‒ восхищается Галинур Зарипов.
СПРАВКА
«Ухаживать за современными юртами надо так же, как и наши предки, - рассказывает Галинур. - Если юрта стационарная, то раз в полгода надо перетянуть все веревки, сняв войлок и тент. После сильных дождей обязательно юрту проветривали, откинув войлок, закрывающий купол, и приподняв нижнюю часть стенового войлока по всему периметру».
Валеева Р.Т., автор-составитель, 2019

Кроме указанных литературных источников,
использованы материалы сайта http://tuqaiyurts.com.