Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Самый известный батыр в самой древней легенде

«Урал-батыр» — памятник башкирской словесности, один из древнейших эпосов на Земле.
Складывался эпос на протяжении многих тысячелетий начиная с эпохи каменного века. Современные исследователи обнаруживают в эпосе «Урал-батыр» много параллелей с зороастризмом, первой монотеистической религией,
а в образе самого Урал-батыра – черты пророка,
создателя и устроителя мира.
Что такое эпос
«Урал-батыр»?
Первые записи памятника башкирской словесности были сделаны
в 1910 году Мухаметшой Бурангуловым от сэсэна Габита Аргынбаева
в деревне Идрисово Оренбургской губернии 2-й Бурзянской волости
(в настоящее время – Баймакский район РБ) и от сэсэна Хамита Альмухаметова в деревне Второе Иткулово.
Эпос состоит из 4 755 поэтических
и 19 прозаических строк. Исполняется сэсэнами в манере исполнения кубаир – «ҡобайыр».
Эпос «Урал-батыр» лежит в основе мифологических и морально-нравственных представлений древних башкир. Большинство ученых считает его древнейшим
и исходным в системе героических эпосов башкирского народа. Многие произведения представляют собой фактически литературно-эпические переложения эпоса «Урал-батыр». Так, эпосы «Акбузат» и «Бабсак
и Кусэк», продолжая сюжетную линию «Урал-батыра»,
образуют единый цикл башкирских
эпических сказаний.
Эпос "Урал-батыр" неоднократно издавался.
О чем эпос «Урал-батыр»?
События эпоса происходят в фантастическом мире, где герои,
наделённые сверхчеловеческими способностями,
совершают великие или неблаговидные дела.
Центральное место
в эпосе занимает тема жизни и смерти, бессмертия, органически переплетающаяся с темой добра и зла. Композиционно эпос состоит из нескольких частей, повествующих о деяниях трёх поколений героев.

Во вступительной части рассказывается о Всемирном потопе, первых людях — Янбирде (Йәнбирҙе; баш., букв. — давший жизнь) и Янбике (Йәнбикә; от баш. йән — душа и бикә — госпожа), рождении их сыновей Урала и Шульгена. Узнав, что Смерть сильнее человека, Урал и Шульген отправляются на поиски живого родника Яншишмэ, вода которого сделает человека и Природу бессмертными. Начавшийся ещё в родительском доме разлад между братьями получает дальнейшее развитие в ходе путешествия за живой водой: коварный Шульген вступает в сговор с чудовищами, встаёт на сторону Зла и Тьмы, а Урал становится защитником и повелителем мира Света и Добра, он с помощью крылатого коня Акбузата и Хумай добывает живую воду и дарует Природе бессмертие. В произведении центральное место занимает описание героических действий Урал-батыра.
Джалиль Сулейманов. Иллюстрация к эпосу "Урал батыр".
Первая часть эпоса посвящена подвигам Урала в стране Катила, вторая — борьбе с чудовищами в царстве Кахкахи,
в следующей части герой во имя спасения людей, птиц и животных вступает в единоборство с Азракой и его многочисленными змеями — дивами. Заключительная часть повествует о победе Урала над Кахкахой, его борьбе с оставшимися в живых дивами и Шульгеном, гибели Урала, пожертвовавшего собой ради будущего людей на земле;
а также о подвигах его сыновей Яика, Нугуша и Иделя и сына Шульгена Хакмара.
В эпосе в философском плане выражена мысль о неизбежности, необходимости смерти. Слова старца Тараула, обречённого жить вечно, и предсмертное завещание Урал-батыра раскрывают истинный смысл бессмертия — люди бессмертны своими добрыми делами.
"Урал Батыр", Фильм - сборник, 2008 г.

Некоторые мотивы и образы «Урал-батыра» встречаются и в других башкирских эпосах, таких как: «Кара-юрга»,
«Кунгыр-буга», «Идукай и Мурадым»,
«Юлай и Салават», а эпос «Акбузат» является логическим
продолжением эпоса «Урал-батыр». Многие образы и мотивы эпоса созвучны с образами и мотивами эпических
сказаний других народов.
Шульген — знакомое имя
Даже если вы не знаете, о чем повествует эпос «Урал-батыр»,
вам точно известно имя Шульген, или Шульган.
Эпический ареал, который создали мироустроители в тексте «Урал-батыра» — это территория нынешнего заповедника Шульган-таш и пещеры Шульган-таш (баш. – Шүлгәнташ) или Каповой пещеры, являющейся особо охраняемым природным и историко-культурным объектом.

Эта крупная карстовая полость, возникшая около миллиона лет назад, находится в Бурзянском районе Республики Башкортостан на территории заповедника «Шульган-Таш», на южном склоне горы Сарыкускан, на правом берегу реки Белой.
Фото с официального сайта заповедника "Шульган-Таш".
Всемирную славу пещера снискала благодаря наскальным рисункам эпохи палеолита возрастом 14—14,5 тысячи лет. Из более двухсот обнаруженных рисунков относительно хорошо сохранились лишь около тридцати. Размер их на редкость велик – от 44 до 112 сантиметров. Почти все фигуры выполнены красной охрой, но есть и куда более редкие, написанные углем: мамонты, лошади, другие животные, антропоморфные фигуры, а также более сложные для интерпретации знаки. Уран-ториевое датирование показало, что самые древние рисунки в Каповой пещере были сделаны 36400 лет назад.
Открытие этой древней наскальной живописи в 1954 году зоологом
А.В. Рюминым стало настоящей сенсацией в научном мире, ведь считалось, что рисунки вымерших животных эпохи палеолита встречаются только во Франции и Испании. Оказалось, что и на Урале в то время жили не менее развитые люди,
чем в Европе.

А.В. Рюмин
В пещере также были найдены каменные орудия труда, охра, угли, зола. Этим находкам – 15—17 тысяч лет. Недавно были найдены кости древнего льва, который был намного крупнее известного нам. А ведь в эпосе Урал и Шульген отправляются в путь верхом на львах.
Впервые Капову пещеру описал известный ученый-исследователь Южного Урала Петр Рычков в ХVIII в. Он узнал от башкир, что в древности был особый узкий ход, ведущий в гроты верхнего этажа прямо с горы. Но ход этот спелеологам обнаружить так и не удалось.
"Из всех пещер, в Башкирии находящихся, за славную и наибольшую почитается".
Рычков П.И.
Русский ученый-географ, историк, экономист, естествоиспытатель, первый член-корреспондент Петербургской Академии Наук
По сути, описание исследователя – это
одно из наиболее ранних описаний культа
пещеры, который был известен башкирам.
К тому же в эпосе описано реальное географическое пространство – ареал с географическими объектами Южного Урала. Реальность достигается
описанием конкретных топонимических объектов: гор и рек современного Башкортостана: Урал, Шульган (Капова пещера), Иремель, Кыркты, Ямантау, Яик, Агидель, Нугуш, Сакмар. В эпосе их появление связывается с действиями
мифических героев-первопредков.
Современность эпоса
Эпическое наследие и передача устной традиции находятся на грани исчезновения, утрачивается живое бытование, исполнительство эпоса, прерывается преемственность.
Изменения в социально-экономической жизни башкир привели к тому, что мастерством исполнения кубаиров владеет лишь старшее поколение, идет резкое сокращение числа информантов и носителей жанра. Необходимо уделять больше внимания изучению, возрождению и развитию древнего сказительского искусства башкир, лучших традиций словесных, словесно-песенных состязаний. Однако стоит отметить, что конкретно с эпосом «Урал-батыр» все обстоит не так уж и плохо. В республике ежегодно проводится конкурс юных сказителей и исполнителей эпического сказания «Урал-батыр». За эти годы заметно увеличилось количество участников, которые не только полностью прочитали наизусть крупнейшее эпическое произведение, но и смогли это сделать сразу на нескольких языках.
В целях возрождения, сохранения, совершенствования исполнительского мастерства в республике созданы и
действуют Школы сэсэнов «Урал-батыр»: в БГПУ
им. М. Акмуллы, в городе Сибай, в Альшеевском,
Бурзянском, Гафурийском, Салаватском и
Хайбуллинском районах.
Башкирским государственным академическим театром драмы
им. М. Гафури поставлен спектакль «Урал-батыр».

Создан научно-популярный фильм «В поисках Акбузата».
"В поисках Акбузата" / 1 серия
"В поисках Акбузата" / 2 серия
"В поисках Акбузата" / 3 серия
"В поисках Акбузата" / 4 серия
Производство киностудии "Р.И.Продакшн", фильм Рияза Исхакова 2006 г.
Также создан анимационный фильм «Урал-батыр».
Анимационный фильм по мотивам башкирского эпоса «Урал-батыр» . Данный проект стал обладателем гранта Президента РБ и был реализован студией «Аманат» во главе с Ильдаром Гафаровым.
Эпос «Урал-батыр» является
одним из «Семи чудес Башкортостана»,
он включен в Список нематериального
культурного наследия ТЮРКСОЙ.
Использованная литература:
1. Шакурова Ш. Р. Башкирский народный эпос «Урал-батыр»: архивный первоисточник и его текстологический анализ. Уфа: Гилем, 2007.
2. Бухарова Г. Х. Башкирский народный эпос «Урал-батыр»: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ: автореф. дис. канд. филолог. наук: защищена 9 окт/ 2009 г. – Уфа, 2009.
3. Санъяров Ф. Б. Особенности языка и стиля эпоса «Урал-батыр». Уфа,
1999.
4. Реальность мифа: к 100-летию открытия эпоса «Урал-батыр»: [«Круглый стол»] //Бельские просторы: ежемес. обществ.-полит. и лит.-худож. журн. – Уфа, 2010. – № 6. – С.184-197
5. Урал батыр. Башкорт халык кобайыры – Урал-батыр. Башкирский народный эпос – Ural batur. Bashkort Folk Epic / Проект, вступ. ст., подготовка текстов Ф. Надршиной. – 2-е изд., стер. – Уфа: Информреклама, 2005. – 468 с., 16 с. ил.
6. Возрождение башкирского кубаира. – А. Давлеткулов, Ватандаш, 2012, № 4.
7. Шакурова Ш.Р. «Шульган» // Краткая энциклопедия Башкортостан. – Уфа, 1996.
8. Урал-батыр (эпос) / Записан М. Бурангуловым от Г. Аргынбаева и Х. Альмухаметова в 1910 году. – Уфа, 2014. – 196 с.
9. Аминев З.Г. Эпос "Урал-батыр" как космогонический миф, Уфа, 2007.
10. Котов В. Г. Башкирский эпос «Урал-батыр». Историко-мифологические основы. — Уфа: Гилем, 2006. — 408 с.
11. Мирбадалева А. С. Башкирский народный эпос. М.: Наука, 1977.
Видео:
1. Анимационный фильм «Урал-батыр»
(производство студии «Аманат», рук. И. Гафаров)
2. Документальный фильм «В поисках Акбузата», производство киностудии "Р.И.Продакшн" (http://riproduction.ru/) фильм Рияза Исхакова, 2006 г.

© Газизов Р.Ф., автор-составитель, 2019