Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Женский костюмный
комплекс закамских
удмуртов

Костюмный комплекс закамских удмуртов есть результат формирования уникального явления, сложившегося
в среде переселенцев на территории Башкортостана
и Куединского района Пермского края
на протяжении XVI – XIX вв.
под влиянием башкир.
Главными его отличиями от костюма, распространенного
на территории Удмуртской Республики, являются использование пестряди для пошива рубах, их крой по примеру башкир, включение безрукавного камзола из однотонных плотных тканей с нашитыми позументами по краям, а также штанов.
Фотографии Удмуртского ИКЦ (филиал ГБУ Дом дружбы народов РБ).
Закамские удмурты
интересуют зарубежных ученых из Финляндии, Венгрии и Эстонии
(начиная с конца XIX в.) прежде всего с точки зрения сохранения язычества,
хотя попутно ими собираются материалы и о женской одежде.
В 1884 г. такие сведения собрал
в удмуртском селении Большой Качак Бирского уезда финский этнограф
А. О. Хейкель, а участник экспедиции художник А. Рейнгольм запечатлел удмуртов в национальных одеждах
в своих рисунках.
В 1885 г. в д. Можга Бирского уезда работал венгерский лингвист Б. Мункачи, в 1894 г. в д. Большой Качак того же уезда (ныне Калтасинского района) – финский лингвист Ю. Вихмани, в 1911 г. в ряде удмуртских селений – финский этнограф
и религиовед Уно Хольмберг.
В 1971–1993 гг. состоялось более
20 экспедиций Эстонского национального музея (г. Тарту) совместно с Удмуртским республиканским краеведческим музеем (ныне Национальный музей
Удмуртской Республики им. К. Герда)
под руководством С. Х. Лебедевой и
А. Ю. Петерсон.
В 1991 г. к этой работе присоединился Венгерский этнографический музей с
этнографом Агнеш Кережи, были изучены удмурты Бураевского и Калтасинского
районов. В 2008 г. в с. Большой Качак Калтасинского района работала магистрант Хельсинского университета Карси Мякеля. Летом того же года в Бураевском, Калтасинском, Татышлинском и Янаульском районах – экспедиция Печского университета (Венгрия, рук. Золтан Надьи, Атилла Добо).
В 2013–2019 гг. удмуртов Татышлинского района изучала экспедиция Тартусского университета (Ева Тулуз, Лийво Ниглас, Лаур Валликиви). Собранные материалы хранятся в Научном архиве Финно-угорского общества (Хельсинки), в Архиве этнографических рукописей Музейного ведомства Финляндии (Хельсинки), Финском литературном обществе (Хельсинки), Венгерском этнографическом
музее (Будапешт). Особый интерес представляют фото
Ю. Вихмана и У. Хольмберг, хранящиеся в фотоархиве Музейного ведомства Финляндии и Финского литературного общества.
Среди российских исследователей сведения
об одежде закамских удмуртов фиксировали:
П. И. Рычков в «Топографии Оренбургской» (ч. 2, 1762),
В. М. Черемшанский в «Описании Оренбургской
губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях» (1859), член Общества по изучению Башкирии Г. Чирков
в «Башкирском краеведческом сборнике» (Уфа, 1927).
Существенный вклад в изучение одежды закамских удмуртов внесла этнограф Н. П. Гринькова, которая
в 1928 г. в Бирском кантоне провела полевые исследования и опубликовала их результаты вместе
с фотографиями в журнале «Советская этнография»
(1940, №2, с. 107–141). И. Г. Косарева стала автором монографии «Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов в конце XIX – начале XX в.» (Ижевск, 2000).
Сведения о женской одежде закамских удмуртов собрали Л. С. Христолюбова,
Т. Г. Миннияхметова, В. Е. Владыкин, а также Р. Р. Садиков, начиная с 1995 г.
изучающий закамских удмуртов методом полевых исследований.

Данные комплекса источников позволяют делать вывод о том, что в среде
закамских удмуртов под влиянием башкир сформировался своеобразный
костюмный комплекс: рубаха и штаны из цветной пестряди; камзол или бешмет; составной головной убор, включающий чепец с открытой макушкой, спереди украшенный серебряными монетами; чулки; обувь – лапти и валенки.

Длинная рубаха (дэрем) в верхней части имела туникообразный покрой, ее нижняя часть (итэт) состояла из нескольких прямых или раскошенных полотнищ.
На месте соединения верхней и нижней частей пришивали широкую ситцевую оборку (сöзы) шириной от 10 до 50 см.
Она имела иной цвет, чем вся рубаха, и прикреплялась при помощи узкой цветной ленты (вылӥсь басма, тӱрлы). Оборку
на рубахах молодых удмурток пришивали
на самом поясе, у пожилых женщин ее опускали немного ниже. Праздничные рубахи имели по две оборки. Рукава (саес) были длинными, прямыми, сшитыми
из одного полотна. Под рукава в пройму вшивались четырехугольные ластовицы (кунул жыбы). Подол рубах обшивался одной-двумя узкими полосками ситца (егес). Молодежь пришивала кружевные оборки (обырка).

Рубаха женская (дэрем)

Рубаха на груди имела вырез (мыресазь), вокруг которого в виде нагрудника дугообразно нашивали полосы разноцветного ситца. В более поздних рубахах нашивки отсутствуют, а вдоль разреза пришита планка (каплама, ӟапма). Как и башкирки, под рубахой на месте разреза носили съемный тряпичный нагрудник (кукрак, мырашет), который представлял собой четырехугольный кусок домотканины с нашитыми полосками цветного ситца. Необходимость нагрудника объясняется тем, что разрез рубахи не имел застежек, кроме скрепки у ворота. Воротник (сирес) был шириной 5–10 см, на одних рубахах он был стоячим, на других – отгибался. Отличительным элементом женских рубах татышлинских удмуртов является наличие двух тесемок, пришиваемых изнутри спереди на уровне пояса, с помощью
них подтягивали переднюю часть
подола рубах, повязывая их на штаны.
Поверх рубахи носили передник (ашет), состоявший из грудки (мылазь) и нижней части (мугор, ашетазь), сшитой из двух полотнищ. Передники обычно шили из домотканины, украшенной браными или закладными ткаными узорами. Передник завязывался при помощи пояска (ашет кал). Как и у башкир, непременной частью женского костюма являлись штаны (ыштань), сшитые из цветной пестряди.
Фотографии Удмуртского ИКЦ (филиал ГБУ Дом дружбы народов РБ).
Частью костюмного комплекса стал безрукавный кафтан (камзол),
сшитый из однотонных плотных тканей, украшенный по краям позументом.
Также были распространены кафтаны из покупных тканей с рукавами (бешмет).
Будничным головным убором являлись платки (ӟалык). Праздничный убор девушек
был многосоставным. На голову надевали холщовые чепцы с открытой макушкой,
спереди украшенные серебряными монетами (маӊлай). На лоб привязывали
повязку (чачак) – кусок холста с нашитыми на нее полосками меха и позумента,
густой бахромы с блестками. Сверху надевали вязаный колпак (калпак),
который выводили через отверстие в маңлае.

Как и башкирки, поверх грудного разреза рубах удмуртские женщины носили нагрудники, украшенные монетами и обшитые по краям позументом (тöшуко, мылазьуко). Широко были распространены нагрудные подвески из монет (сырга, ошет, ӟака), перевязи (сильсюмыс), подбородочные повязки (сакал), накосные ленты (быдэс, ӟышпынэт), накосники (ӟырсикузя, сьэськэп), а также бусы (весь), серьги (пельгы), перстни
(зындэс), браслеты (былэзик) и т.д.
На ноги надевали чулки (урдэг чулка/чуглэс), сшитые из домотканого сукна, и вязаные теплые носки – нырос. Обувью служили лыковые лапти (кут) с трапециевидной формой носка, которые по праздникам украшали расщепленными гусиными перьями, зимой – валенки (гынсапег).
Фотографии Удмуртского ИКЦ (филиал ГБУ Дом дружбы народов РБ).
В д. Купченеево Ермекеевского района носили рубахи из пестрядины в клетку (дэрем), поверх нее – дьелан из черного сатина или домотканины на подкладке. В качестве праздничной одежды носили шортдэрем – кафтаны из белого холста с вышивкой по подолу и горд зыбын – кафтаны из красной в черную полоску шерстяной домотканины. На лоб девушки повязывали тятяк с бахромой, поверх нее надевали платок, завязав в виде банта – сюрок; замужние женщины надевали на
голову айшон, каркасный головной убор из бересты, покрытый
специальным вышитым или с аппликациями платком – айшон кышет, сюлык; пожилые женщины – чалму в виде чепчика с двумя пришитыми сзади прямоугольными кусками холста.
В качестве украшений служили тьыртыкерттэт – нагрудная подвеска из крупных монет, ниже нее – подвешивали калогы из мелких монет, через плечо перекидывали перевязь, украшенную серебряными монетами – камали, бутьмар. Подпоясывались широкими поясами из полосатой домотканины – путо.
Фотографии Удмуртского ИКЦ (филиал ГБУ Дом дружбы народов РБ).
Ныне традиционная одежда надевается закамскими удмуртами на семейные торжества и общественные праздники. Некоторые фольклорные коллективы стараются шить сценическую одежду, соблюдая традиционные крой, колорит и декор, из современных тканей, которые своей фактурой и цветом напоминают старинные ткани. Изготовление таких костюмов осуществляется в с. Старое Килмиярово Татышлинского района (мастер Ефим Байрамшин). В большинстве
случаев народные коллективы используют сценическую одежду, не имеющую никакого отношения к местным традициям.

Фотография Удмуртского ИКЦ (филиал ГБУ Дом дружбы народов РБ).
С одной стороны, костюмный комплекс закамских удмуртов испытал сильное влияние
башкир, с другой стороны он сохранил традиции предков. Прежде всего это кафтан (шортдэрем)
из домотканины, надеваемый на время проведения религиозных ритуалов в качестве летней верхней одежды. Он шился туникообразного покроя из белого в мелкую черную полоску холста. Другой вид верхней одежды – зыбын – кафтан из шерстяной ткани или посконины (домотканины) с отрезной спинкой и присборенной талией. Его носили поверх рубахи летом и осенью. Теплой верхней
одеждой служил дукес из домашнего валяного сукна с холщовой подкладкой.
Источник информации
1) Информант: Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук.

2) Садиков Р. Р. Финно-угорские коллекции в уфимских музеях // Ежегодник финно-угорских исследований. 2015. № 1.

3) Садиков Р. Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография. Уфа: ООО «Первая типография, 2016.

4) Финно-угорские народы в коллекциях Музея археологии и этнографии Центра этнологических исследований УНЦ РАН. Каталог / отв. ред. Ф. Г. Ахатова Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006.

© Газизов Р.Ф., составитель лонгрида, 2020