Связь между Средней Азией и восточно-европейской частью России осуществлялась через Булгарское государство, в состав которого входили и западные районы Башкирии. Оживленное развитие отношений и усиление экономических связей привели в Башкирию мусульманскую религию, религиозную и светскую литературу. К числу значительных произведений, созданных в период Казанского ханства (XV – XVI вв.), относится булгарская версия поэмы «Тагир и Зухра». Произведение широко распространялось по всему Поволжью и Приуралью. Оно переходило из дома в дом, из аула в аул, из поколения в поколение.
«Зимними долгими ночами в нашем доме часто возникали своего рода литературные вечера, ‒ вспоминает о своем детстве народный поэт Башкирии Сайфи Кудаш. – Вся большая семья собиралась посреди избы к свету семилинейной лампы, подвешенной к матице потолка… Устанавливается тишина. И в этой тишине, приковывая к себе чувства каждого из нас, звучит печальный голос. Это голос дяди Ягуда… Его репертуар, коротавший наши вечера, был ограничен: «Субат аль-гажизин», «Рисалаи Азиза», «Бадауам», «Бузъегет», «Кагарман Катиль», «Тутинаме», «Кисекбаш», «Тагир и Зухра», «Юсуф и Зулейха» и другие произведения»**.
Некоторые фольклористы уверены, что на примере поэмы «Тахир и Зухра» определена обратная связь между башкирским фольклором и литературой.