Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
БАШКИРСКИЙ ОБРЯДОВЫЙ ТАНЕЦ «ТРЕНОЖНИК» («ӨС ТАҒАН»)
Массовая женская пляска, отражающая древние поверья
и обряды башкир
История танца
Очень древний танец, основанный на древней мифологии башкир. История его кроется
в глубине веков.
«Пляска не только отражает единство людей трех поколений, но и символизирует смену, возрождение поколений. Мифологические корни танца связаны с культом рождения и смерти человечества. В основе танца отражено непрерывное движение жизни».

Л. И. Нагаева,
кандидат исторических наук
Еще одна версия по поводу истории танца
«Корни этого танца связываются с поверьем, отражающим специфику очень древнего явления башкир. Перед тем как выпускать скот на поле ранней весной, башкиры (и не только у башкир, у многих других народов совершался этот обряд) в защитных и очистительных целях пропускали его через огонь. Скот должен был пройти между стоящими по трем сторонам тремя людьми с зажженными факелами в руках, не задевая огня. Таким образом проводился обряд очистки скота. Причина трехстороннего зажжения факела заключалась
в волшебной силе числа три. Впоследствии особенность данного обряда-поверья в некоторой степени нашла отражение и в танце "Треножник". Поклонение богу Тенгри (солнцу), обращение к нему с пожеланием богатства, приумножения скота, его благополучия является одним из основных значений танца».
Р. А. Султангареева,
доктор филологических наук
Порядок исполнения танца
Танец этот исполняют представители женского пола разного возраста. Для этого женщины встают в круг и, держась за руки, «переменным ходом» движутся направо. Переменный ход исполняется на полных ступнях ног, мелким семенящим шагом. Внутри большого круга несколько групп по три женщины в каждой также образуют маленькие круги и, держась за руки, переменным ходом тоже двигаются направо. Таким образом выполняется 9‒16 тактов. Танцующие в большом круге останавливаются, с притопыванием на одном месте одновременно хлопают в ладоши. Две девушки из каждого внутреннего треножника кружатся движением «дробь с притопом», а третья лишняя из их числа приглашает на кружение в пару к себе девушку из большого круга. По завершению кружения приглашенная начинает танцевать в тройке, пригласившая же встает в большой круг. В течение всего танца таким путем происходит обновление каждой тройки. Особенность данного танца в том, что его можно исполнять, не прерываясь, очень долго, до устали.

Кинетограмма и нотация танца (фотографии из книги Л. Нагаевой «Башкирская народная хореография»)
Где исполняли его в качестве
обрядового танца?
В конце XIX – начале XX века танец практически полностью потерял связь с древним поверьем. В качестве обрядового танца «Треножник» исполнялся на празднике «Грачиная каша» («Ҡарға бутҡаһы»), основанном на народных поверьях и проводимом ранней весной, где он наделялся особым смыслом: если танцевальные движения женщин, взявшихся за руки, означают единство, то образование круга при танце символизирует поклонение природе, солнцу с прошением благополучия и богатства.
С. И. Руденко при описании праздника «Грачиная каша» в своей монографии «Башкиры: Историко-этнографические очерки» упоминает об организации и проведении игры «Треножник» («Өс таған»).


С. И. Руденко,
этнограф, историк, археолог, автор научных работ по этнографии и верованиям башкир (1885–1969)
В чем сакральное значение танца?
Танец в круге является основным элементом данной пляски, а круг, в свою очередь, как считается, обладает магической силой: это символика вселенной, относящаяся к культу солнца и луны. Он также служит культом смены времен года, плодородия, рождения и смерти. Древние башкиры верили, что движения в круге связаны с очищением, выздоровлением, набиранием новых сил, поэтому таким образом они просили у бога Тенгри силы и мощи.
Розалия Асфандияровна Султангареева отмечает: «Круг – первородно функциональное по замыслу действо, имеющее магию исцеления, защиты. Круговой танец имел ритуально-обрядовые функции обращения к божествам, покровителям-тотемам рода».
Танец «Треножник» («Өс таған»)
в наши дни
В нынешнее время танец «Өс таған» исполняется в песенной и игровой форме, но с полной утратой обрядового значения. Танцуют его обычно в сельских клубах. Танец проводится в следующем порядке: три человека, взявшись за руки, с началом гармошечной мелодии пускаются в пляс. В первой части мелодии они плавно ходят, во второй части мелодии танцуют, выбивая дроби. Двое из тройки танцующих начинают кружиться под ручку в паре, а третий лишний из танцующих приглашает другого из сидящих или стоящих вокруг и под ручку кружится с ним. Новый, только что принятый в игру танцор, а также те двое, танцующие с самого начала, объединившись, образуют новую тройку, впоследствии приглашая все новых и новых людей. Танец продолжается таким образом до полной остановки мелодии гармони.
Исполнение танца «Треножник»
(«Өс таған») народными ансамблями
На сегодняшний день этот танец исполняется народными ансамблями, функционирующими в некоторых регионах. Одним из таковых является народный фольклорно-этнографический ансамбль «Карасяй» д. Серегулово Зианчуринского района, в репертуаре которого танец «Өс таған» является одним из основных.
Фотографии из архива ансамбля «Карасяй»
«В наших краях этот танец исполняли с глубокой древности. Его танцевали мои бабушка, мама, и мы на играх всегда плясали "Өс таған", причем с использованием уникальных такмаков, характерных только для нашей местности».

Г. Я. Юлдашбаева,
руководитель ансамбля, постановщик танцев
Исполняется ли танец
профессиональными танцорами?
«Этот танец, основанный на древних поверьях и обрядах башкирского народа, до сегодняшнего дня не имеет статус сценического, хотя отдельные его элементы, движения, идейная тематика наблюдаются в других танцах. Мне кажется, "Өс таған", отражающий древнюю историю, образ жизни нашего народа, должен исполняться профессионалами и найти свое место на сцене. Нашей главной задачей является передача народного наследия будущему поколению, для осуществления данной задачи для учащихся школ республики и прилегающих областей организуются концерты-лектории. Основная часть включаемых в них танцев базируется на национальном фольклоре. Мы считаем, что в число этих танцев должен быть включен и "Өс таған"».




Р. Ф. Габитов,
танцор, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева
Использованная литература:
1. Нагаева Л. И. Башкирская народная хореография. Уфа: Китап, 1995. 144 с.
2. Нагаева Л. И. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. Уфа: Китап, 1999. 160 с.
3. Нагаева Л. И. Танцы восточных башкир. М.: Наука, 1981. 128 с.
4. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с.
5. Солтангәрәева Р. Ә. Башҡорт халыҡ бейеүе. Өфө, 2009. 130 бит (Г. В. Баймырҙина менән авторҙашлыҡта).
6. Солтангәрәева Р. Ә., Сөләймәнов Ә. М. Башҡорт халыҡ йола уйындары. Өфө, 1997. 120 бит.
7. Султангареева Р. А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа: Гилем, 1998. 243 с.
8. Султангареева Р. А. Танцевальный фольклор башкир. Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2013. 128 с.
© Сулейманова Р. А., автор-составитель, 2020