Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

ШАЛЬЮ БАШКИРСКОЙ УКУТАЮ ПЛЕЧИ

Башкирская шаль — драгоценный дар. Он мог появиться только здесь, в Башкирии, но слава разошлась далеко за её пределами. Пушистый теплый платок из тончайшего козьего пуха заслужил право называться брендом республики.
В письменных источниках о башкирской шали упоминается с XVIII века. В те века шаль еще не была деталью исключительно женского костюма — исследователи края писали о широких вязаных пуховых платках, обыкновенно надеваемых с зимней одеждой.

Тканая или вязаная середина полотна по краям дополнялась узорчатым орнаментом. Эти особенности башкирская шаль сохранила и по сей день.
Историки замечают, что вязание из шерсти и пуха в наших краях имеет чуть ли не тысячелетние традиции. В сарматских курганах V — IV вв. до нашей эры вместе с Золотыми оленями Евразии археологи обнаружили остатки ткани грубого переплетения, как полагают ученые, шерстяной. Кроме того, в женских погребениях были найдены глиняные пряслица − особые грузики, оттягивающие нить при прядении.

Во многих курганах эпохи бронзы обнаруживаются каменные и костяные пряслица, в центральное отверстие которых вставлялись деревянные веретена. В башкирских деревнях Абзелиловского, Баймакского районов по сей день при прядении пуха вязальщицы пользуются каменными пряслицами, которые позволяют веретенам вращаться быстрее.
— Многие российские ученые этнографы писали о том, что башкирские женщины испокон веков владели искусством изготовления шали. Природа Южного Урала сама способствует появлению этого пуха и изделий из нее. Наша шаль дала основу оренбургскому пуховому платку и, безусловно, башкирская шаль — это бренд. Я бы памятник поставила башкирской козе и женщинам, которые вяжут эти мягкие пуховые шали! В этом я однозначно убеждена и никогда не устану повторять эти слова.

Сарвар СУРИНА, журналист, писатель, драматург
Заметивший особенности местной шали еще в XVIII веке известный исследователь края Петр Рычков первым попробовал технологизировать традиционный промысел башкир и сделать пуховый платок брендом. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», где рассказывал об опыте работы с козьим пухом и перспективах развития промысла.
О широком распространении пуховых изделий у башкир свидетельствует российский археолог, антрополог Сергей Руденко, который в экспедициях по Южному Уралу в конце XIX — начале XX века собрал богатые сведения о быте башкир. В результатах экспедиций он отмечал, что башкиры широко занимались этим доходным промыслом.
«Парижды ла күрҙек беҙ» —
«И Париж видали мы»
Казаки, прибывшие в эти края 250 лет назад, взяли на вооружение технологии работы с пухом. На основе грубой, «глухой» вязки казачки создали пуховые кружева — так на стыке башкирской и русской культуры сформировались орнаментальные мотивы современного оренбургского ажурного платка.

В с.Исянгулово Зианчуринского района Республики Башкортостан пересказывают историю о приезде в казачью деревню Редут императрицы Екатерины II. Задержалась императрица там совсем недолго, ехала дальше. Но к моменту посещения местные жители приготовили ей драгоценный подарок – тончайший ажурный пуховый платок, который у нее на глазах протащили через золотое кольцо.

В 1867 году башкирская шаль в числе оренбургских пуховых платков впервые была представлена на Всемирной выставке в Париже. Под этим брендом башкирская шаль участвовала и в иных международных выставках XIX века.
Пуховый платок, созданный трудолюбивыми руками мастериц, связанный долгими вечерами при свете лучины, стал неотъемлемой частью одежды.

Но одежда не только отражение жизни, быта народа, его взаимоотношение с природой, но и отношение его души, его многовековой культуры.

Вязание башкирской шали, подобно другим ремеслам — ткачеству, вышивке — имеет богатые традиции.

Шаль — не только деталь одежды. Она — неподражаемое, ни на что не похожее произведение искусства.


Шали Башкирии
телефильм "Шали Башкирии", 1992 г., А.Валеева
Уникальный козий пух — особенность Южного Урала
Особые качества башкирской пуховой шали — тепло и легкость — придает пух, вычесываемый из коз местных пород. До сих пор в селениях юга Башкирии невестка часто вместе с приданым приводит в дом и козу из родительского дома — настолько ценится мастерство вязания шали.

Пух коз Южного Урала уникален — мягкий, толщиной от 1,5 до 2—3 миллиметров, длиной в 4—6 миллиметров. Такими качествами не обладают никакие иные образцы. Высокое качество пуха башкирской шали обусловлено как местной породой коз, так и природой края: роль играет и климат, и башкирское степное разнотравье.

О ключевой роли природных факторов стало известно в конце XIX века, когда партия местных коз была перевезена во Францию. К разочарованию новых хозяев, уже через год-два вычесываемый пух не обладал прежней пушистостью и тонкостью. Подтвердилось это наблюдение и в советские годы, когда коз перевозили в другие регионы страны.
С начала зимы коз готовят к вычесыванию пуха: кормят сеном, зерном, поят чистой водой.

Хозяин обязательно следит за тем, чтобы козы не застудились, но и в излишнем тепле не пребывали. Обязательно днем козы должны побывать на солнышке — в загоне.

Эти правила содержания пуховой козы соблюдают тщательнейшим образом, иначе не быть хорошему пуху.

Пух вычесывают в середине февраля, когда морозы крепчают, но зима уже начинает склоняться к весне — в эту пору пух бывает самым пушистым и густым. А перед тем, как вычесывать, козу день-другой держат в тепле, чтобы пух отходил легко и не сваливался.
“Зианчуринский пуховый платок”
фильм “Зианчуринский пуховый платок", Р. Юлдашбаев 2015 г., с.Исянгулово
Ценные свойства козьего пуха
  • Козий пух способен поглощать до 35% влаги по соотношению к своей массе.
  • Козий пух имеет низкую теплопроводность. Поэтому при носке все тепло, вырабатываемое человеческим телом, не рассеивается в окружающем пространстве, а сохраняется.
  • Козий пух мягкий и пластичный. Он имеет высокую растяжимость и упругость.
  • Про козий пух говорят, что когда рука его касается, она как будто окунается в сливочное масло.
ТЕХНОЛОГИЯ ЧУДА


Сначала коз вычесывают редкой гребенкой, а после — частой. Хозяйки берегут своих любимиц и вычесывают пух медленно и плавно, чтобы не повредить козью кожу. С каждой козы получают до трехсот грамм теплейшего сырья.


Полученный пух вычищают от грязи, пыли, отделяют пух от попавшей шерсти. Затем пух сортируют по цвету, длине и толщине. Каждый этап работы с пухом требует терпения и усидчивости — нужно вручную перебрать весь материал.


После сортировки пух моют и обезжиривают. Последний этап работы с пухом — еще одно вычесывание — "шапалау", после которого пух становится мягким, шелковистым и уже готов стать пряжей.

ШАЛЬ ВЯЗАЛА
Сначала высчитывают основу шали, затем вяжут квадратную середину шали — основную "телогрейку". Обыкновенно вяжут спицами, но в республике возродилось и искусство изготовления шалей на деревянных ткацких станках.

Отдельно для каждой из четырех сторон вяжут края шали. В арсенале каждой мастерицы имеются три-четыре разных орнамента. Некоторые умелицы еще и в середине полотна вывязывают узоры. Лишь немногие вязальщицы владеют искусством цельного вязания традиционной башкирской шали.

В завершение вывязываются углы шалей, которые скрепляют всю композицию воедино.
Готовую шаль вымачивают в прохладной воде и сушат, растянув на всю ее ширину, в хорошо проветриваемом помещении. Особое внимание уделяется тому, чтобы шаль сохранила квадратную форму.

Традиции многосложного процесса работы с сырьем и готовой шалью позволяют сохранить особенности козьего пуха, по определению самих мастериц, "как у самой козы".

Свойство козьего пуха реагировать на холод используют и для того, чтобы распушить только что связанную шаль. Её в морозный день кладут и втаптывают в только что выпавший свежий снег, а после, стряхнув снежок, вывешивают сушиться. Это называется "өбөрҫөгә шәл тапау". Такая процедура позволяет добиться особой пушистости благодаря народным "криотехнологиям".
ВОЗРОЖДЕНИЕ БАШКИРСКОЙ ШАЛИ
В советские годы на юге республики действовали артели вязания шали. В селе Исянгулово работал и цех народного творчества "Азатлыҡ". Из пуха, собираемого в Башкирии, изготавливали середину шали, а края вывязывали, раздавая хозяйкам на дом. Так башкирские искусницы внесли свой вклад в славу знаменитых оренбургских пуховых платков.

Традиции древнего искусства поддерживаются сегодня на региональном уровне. Инициаторами создания клубов вязания башкирской шали стали активисты Республиканского центра народного творчества и галереи "Урал".

Сейчас в республике действует три центра вязания башкирской шали:
"Вәзәм шәлдәре" — "Вазямские шали" (д. Малоарслангулово Хайбуллинского района),
"Стәрлебаш биҙәктәре" — "Стерлибашевские узоры" (село Стерлибашево Стерлибашевского района)
Клуб "Ҡәнифә юлы" — "Дорога Канифы" (село Юлдыбаево Зилаирского района).
ВИДЫ БАШКИРСКОЙ ШАЛИ
Большая или "лесная"
Размером полтора на полтора метра, эту шаль плотной вязки называют также "деревенской" или "лесной" шалью. Ею можно обернуть все тело, и зачастую такую шаль надевают под зимнюю верхнюю одежду в трескучие морозы.

"Үәл" тонкой вязки
Шаль тонкой вязки называется "үәл", и хотя по размерам она не уступает "лесной" шали, но выглядит более изящно, вязаные широкие края щедро украшены орнаментом. Это наиболее популярный вид башкирской шали — она больше всех востребована на рынке и именно ее, накинутую на плечи, мы видим во время исполнения народных танцев с шалью.

Косынка
Небольшая по размерам, она используется хозяюшками как повседневный головной убор в зимние месяцы. В нее же укутывают новорожденных детей и оборачивают тело ребенка после бани.

Домотканая шаль
Есть отдельное название для шали, изготовленной на деревенском ткацком станке: в Абзелиловском районе ее называют "йыяр шәл" — "сборная шаль". Середина шали выткана на ткацком станке и поэтому обладает особой плотностью.
Узор шали — почерк мастерицы
В арсенале каждой мастерицы имеются три-четыре орнамента. Узор можно назвать и почерком мастерицы, и ее личным поручительством за качество шали. Некоторые умелицы выводят узоры и в середине полотна.
Плотная середина и орнаментальные края вяжутся отдельно. Лишь немногие владеют искусством цельного вязания традиционной башкирской шали.

Названия узоров в основном связаны с предметами быта
и окружающей природой.

Популярностью пользуются узоры "таубиҙәк" (узор, похожий на горы), "япраҡ" (листочек), "сәскә" (цветок), "сылбыр" (цепь), "ямғыр" (дождь), "һалма" (ромбики), "ҡош теле" (птичий язык), "бесәйтабан" (кошачьи лапки), "кәкерсәк" (кривая), "сатраш" (шахматы).

Орнаментальные узоры краев пуховой шали имеют и свою "родину".
В основном названия узоров произошли из деревень юга Башкирии, где издавна был развит этот промысел. Так, в деревне Сазалы узор, похожий на цепь, называли – "сылбыр" (цепь), а в деревне Сиргул – "ямғыр" (дождь), а в деревне Ибрай – "Заһира биҙәге" (узор Загиры), в честь молодой снохи Загиры, которая научила женщин вязать этот узор.
— Месяц-другой уходит на каждую шаль. Главное, чтобы было красиво и тепло, чтобы шаль радовала и согревала хозяйку. Секрет моих шалей в том, чтобы каждая петелька была на своем месте. Важен и пух — за ним я езжу по деревням и выбираю лучшее сырье. Я же не столько на продажу вяжу, сколько для души, для сердца.

Зульфия Бикбулатова, трижды обладательница Гран-при республиканского фестиваля "Башкирская шаль"
история одной народной песни
Известная танцевальная песня-частушка "Шәл бәйләнем" была записана собирателем фольклора Султаном Габяши в начале прошлого века и опубликована в сборнике "Башҡорт халҡ йырҙары" ("Башкирские народные песни") в 1935 году.

Среди исполнителей этой песни Т.Х. Узянбаева, Хоровая капелла Республики Башкортостан, Магфира Галеева,
Алсу Сафина.

Обработки осуществлены Загиром Исмагиловым для голоса и фортепиано, Хусаином Ахметовым, Андреем Кушниренко, Рафиком Сальмановым и Андреем Тихомировым — для хора a cappella.

Напев песни использован в опере "Айһылыу" ("Айхылу") М.М. Валеева и Н.И. Пейко
ШӘЛ БӘЙЛӘНЕМ

Шәл бәйләнем, шәл бәйләнем,
Шәл бәйләнем, шәл бәйләнем,
Шәлем түңәрәк түгел дә
Шәлем түңәрәк түгел.

Ҡушымта:
Энә кейҙер - энә кейҙер генәйем дә
Энә кейҙер - энә кейҙер генәйем.

Осоп барып һөйләшергә,
Осоп барып һөйләшергә,
Йәнем күбәләк түгел дә
Йәнем күбәләк түгел.

Ҡушымта.

Һикереп төшөп бейегәндән,
Һикереп төшөп бейегәндән
Яҙыҡ булыр тиһеңме лә
Яҙыҡ булыр тиһеңме?

Ҡушымта.
ШАЛЬ ВЯЗАЛА

Шаль вязала, шаль вязала,
Шаль вязала, шаль вязала,
Шаль моя не круглая,
Шаль моя не круглая.

Припев:
Энна-гидер, энна-гидер генайем да,
Энна-гидер, энна-гидер генайем.

Чтобы, прилетев (к тебе), поговорить,
Чтобы, прилетев (к тебе), поговорить,
Душа моя не бабочка,
Душа моя не бабочка.

Припев.

От того, что вскочишь в пляс,
От того, что вскочишь в пляс,
Грех будет, говоришь, что ли,
Грех будет, говоришь, что ли?

Припев.
КАК ВЫБРАТЬ ШАЛЬ?
Первое, на что стоит обратить внимание при выборе шали — её пушистость. Если шаль на рынке лежит уже распушенная, то можно не увидеть изъяны в сетке шали. Качественная шаль распушится лишь со временем, на морозе. Кроме того пушистость, наведенная расческой, ломает тончайшие волокна пуха.

Может ли пряжа шали быть без нитей? Да, может. Но для большей практичности основу пряжи сейчас делают с нитью и для башкирской шали. Традиционная же башкирская шаль вяжется из спаренных пуховых нитей, что позволяет обойтись без нитяной основы.

Оригинальный цвет башкирской шали либо насыщенно-серый, либо кремовый. Редко — белый. Это цвета натурального козьего пуха. Окрашенные или обесцвеченные шали имеют слабые волокна, которые уже утратили свои свойства.
ШАЛЬ ПО ПЛЕЧУ
Главный критерий выбора шали — ваши ощущения!
Шаль надо примерить на себя. Потрогать, накинуть на плечи и почувствовать — ваша ли это шаль, хорошо ли вам в ней.


СКОЛЬКО СТОИТ?
После того как определились с шалью, которая вам по вкусу, можно и поторговаться. Если покупаете на рынке, то цена варьируется от трех до семи тысяч рублей. У отдельных мастериц цены бывают раза в полтора-два выше — в зависимости от тонкости работы.
На рынке

Купить качественную шаль можно и на рынке, благо конкурентная среда отсеивает большинство недобросовестных продавцов.

Но выбирать на рынке лучше с человеком, разбирающимся в пуховых платках, иначе есть риск, что через месяц пух начнет облетать, а сеть распадаться.
На выставке

Второй вариант — прийти за шалью на специализированные выставки-продажи, ежегодно проводящиеся в Уфе и крупных городах республики.

Здесь меньше вероятность приобретения некачественного товара и есть возможность получить консультации. К тому же представляется широкий ассортимент продукции.
У производителя

Третий путь — обратиться в клубы и артели вязания шали, к фирмам, специализирующимся на этом виде продукции.

Профессиональный подход к формированию своего имени на рынке позволяет производителям башкирской шали идти в ногу со временем и конкурировать с иными российскими производителями.
Источники, использованные при написании материала:

1. Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа, 1996
2. Рычков П.И. О козьей шерсти. С-Пб, 1766
3. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М., 1955
4. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. М., 1995
5. Абдулгазина Т.Я. К истории пуховязального искусства. Уфа, 2006
6. Ахмеров Р.Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Уфа, 1996
7. Кульсарина Г.Г. Концепт "шаль" в текстах фольклора южных районов Республики Башкортостан. Уфа, 2015

Телефильмы:

"Вечная нежность башкирской шали ", С.Сурина 2008 г., Уфа
"Орнамент. Башкирская тканая шаль", С.Сурина 2011 г., Уфа
"Башкирская шаль", А.Валеева 1992 г., Уфа
"Зианчуринский пуховый платок", Р.Юлдашбаев 2015 г., с.Исянгулово

Текст песни "Шәл бәйләнем": Башҡорт халыҡ йырҙары

Фото:

ИА "Башинформ"

Проект "Башкирская шаль"


© Юсупова Г.Я., автор-составитель, 2020