Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирские сэсэны-сказители

Сэсэны ‒ башкирские народные поэты-импровизаторы и певцы,
хранители устного народного поэтического творчества.

Сэсэны сыграли главную роль в развитии и распространении башкирского фольклора.
Они импровизируют в форме песенного речитатива под аккомпанемент
думбыры и курая.
Сэсэны считались в народе самыми уважаемыми личностями. Они не ограничивались лишь стихотворным творчеством, а были активными
общественными деятелями: живо интересовались жизнью народа, всегда оказывались в самой гуще важных исторических событий, пламенным поэтическим словом призывали народ к
активной борьбе за свою духовную свободу.

Сэсэны обладали мастерством исполнения кубаиров, песен, сказок, эпосов, искусно владели поэтическим языком, импровизацией.

На изображении:
Баик Айдар сэсэн.
И. И. Лепехин во время экспедиции по Оренбургской краю в 1770 г. так описал свою встречу с сэсэном: «…Старик лет в 60 за лучшего у них певуна почитался … Он пел славные дела своих предков, которых они батырями называют, между коими Алдар, Кара Сакал, Кильмят, Кучим … Певун наш припевал не только все их жизни достопамятное, но голосом и телодвижениями выражал все их действия, как они увещали своих товарищей, как выступали в бой, как поражали противников, как обремененные ранами ослабевали и последний испускали дух. Все сие так живо выражал старик, что многие из собеседников плакали. Но вдруг печаль переменилася на радость, как старик, взявши на себя веселый вид, запел песню, называемую Карай юрга… Старик, припевая сие песнь, ударил и в три ноги: и тогда открылся Башкирский бал.».



И.И. Лепехин
Д.Н. Мамин-Сибиряк
о сэсэне
Д.Н. Мамин-Сибиряк описал в своей повести «Горная ночь» сцену исполнения стариком по имени Араслан песен о давно минувших восстаниях и героических деяниях батыров – о Кучуме, Сеите, Аксакале, Салавате Юлаеве. Старик исполнял «рыдающие мотивы» песен, от которых у автора повествователя «пошли мурашки по спине». И, как он признался, «…ничего подобного я никогда не слыхал. Кажется, кругом все плакало…».
Известно, что русский музыковед С.Г. Рыбаков, побывавший во второй половине ХIХ в. среди зауральских башкир, встречает известных кураистов, сэсэнов, которые сочиняли стихи, тексты и мелодии песен и сами исполняли их. Из уст таких сэсэнов, как Лукманов, Тулунгужа, Губайдуллин, Махмут Каракаев, Бирдигале, он записывает слова и мелодии исполняемых ими песен. Одной
из выдающихся творческих личностей того времени, по свидетельству С.Г. Рыбакова, был кураист-виртуоз, искусный исполнитель песен Буранбай-Яркей. Его репертуар составили сочиненные им же и ставшие впоследствии башкирской народной классикой сюжеты «Буранбай», «Ялан Яркей», «Сырдарья», «Салимэкэй» и другие.
В 1939 г. во время путешествия по Бурзянскому району Башкортостана музыковеда Л.Н. Лебединского сопровождал местный сэсэн по имени
Тагир, который по дороге поведал ему содержание героического
эпического произведения о Бабсак-батыре, предводителе рода Кипчак.
Во время передышки он начал играть башкирские напевы.
Вот как описывает этот момент Л.Н. Лебединский:
«…Бапсак и Танхалу после брачной ночи сидели на лугу и пили кумыс, кураисты играли веселые напевы, а девушки — подруги Танхалу — танцевали… С этими словами оживившийся Тагир быстро достает из чехла курай, с которым он никогда не расстается, и играет мне два танцевальных напева «Карабаев» и «Семь девушек», легких и изящных, как сама Танхалу и ее юные подруги. И перед глазами встает шатер, оживают Бапсак, Танхалу, танцующие девушки... Кажется, видишь их улыбки, слышишь их смех и возгласы...»
Известный фольклорист и сэсэн Мухаметша Бурангулов, исследовавший жизнь и поэтическое наследие сэсэнов, в своей книге «Завещание сэсэна» приводит записи о своих личных встречах с известными сэсэнами. Так, в записях
от 1910 г. описывается встреча с выдающимися сэсэнами Габитом Аргынбаевым и Хамитом
записал архаический эпос башкир
«Урал-батыр». Так же автор стал свидетелем «театра одного актера»: «Когда он (Габит-сэсэн) рассказывал,
он забывался, там, где смешно –
смеялся, находясь в воодушевленном состоянии, пил холодную воду и надолго замолкал. Потом играл любимую мелодию на курае…
если останавливался в середине повествования, прерывался … приходилось начинать заново.
Если спросить причину, он отвечал:
«Я совершенно забываюсь, вижу перед собой этого человека (т.е. героя), ощущаю себя только с этими людьми. С ними вместе бываю на битве. Куда идет
кубаир – я там. Поэтому нельзя не начать сначала».
Документальный фильм к 105-летию со дня рождения М. Бурангулова.
Источник материала
Во время исполнения сэсэны – певцы-импровизаторы, сказители ‒ переживали одинаковые с героем повествования ощущения, пребывали в схожем психологическом состоянии. Слушатели при этом живо представляли геройские приключения воображаемых героев, вместе с рассказчиком смеялись и плакали. Творчество сэсэнов духовно обогащало слушателей, способствовало их эстетическому и нравственному воспитанию.

Расцвет творчества сэснов приходится на XVI—XVIII вв. В это время получают развитие такие жанры фольклора, как эпос, кубаир, айтыш, песня, представленные в творчестве Кубагуш-сэсэна, Ерэнсэ-сэсэна,
Карас-сэсэна, Баик Айдара и др.
Все многообразие форм исполнения
сэсэнов А.М. Сулейманов разделил на типы:

Сэсэны-сочинители эпических и иных произведений

Хабрау-сэсэн или Хабрау-йырау

(творчество относится к периоду Золотой Орды, упоминается в башкирском народном эпосе

«Идукай и Мурадым», XIV в.), Ерэнсэ-сэсэн (жил и творил в XVIII в.),

Кункас-сэсэн (примерно XIX в., упоминается в повести «Мои вечера: сказки башкирские» анонимного автора), Баик-Айдар-сэсэн (жил и творил на рубеже XVIII‒XIX вв.),

Сабирьян-сэсэн Мухаметкулов

(жил и творил в начале XX в.);



Сэсэны-импровизаторы

Кубагуш-сэсэн и Акмырда-сэсэн

(конец XV – cер. XVI в.), Карас-сэсэн (конец XVII – первая половина XVIII в.), Махмут-сэсэн (жил и творил в XVIII в.), Салават-сэсэн Юлаев (XVIII в.),

Буранбай-сэсэн XVIII‒XIX вв., Мифтахитдин Акмулла-сэсэн – просветитель (XIX в.);



Сэсэны-иполнители

Габит-сэсэн Аргынбаев и Хамит-сэсэн Альмухаметов (конец XIX в. – первое десятилетие XX в.), Исмагил-сэсэн Рахматуллин и Мугаллим-сэсэн Мирхайдаров, Рахиля Телякаева,

Сабира Валиуллина, Оркия Ильясова, Муслим-сэсэн Вагапов, Гатаулла-сэсэн Кучаев (середина ХХ в.), Шамсия Сафаргалина, Гульгабида Кулуева, Ахмадулла Хусаинов (вторая половина ХХ в.), Билал Билалов, Асма Усманова, Киньябика Юланова, Шайхислам Монишев (первые десятилетия XXI в.), Розалия Султангареева –

современность и др.

Башкирские сэсэны испокон веков несут традицию сказительства, сохраняя в памяти многие исторические события, переложенные в эпические поэтические строки кубаиров, протяжных народных песен, которые передавались из уст в уста, сохранялись на многие века в памяти народа. Правдолюбие, отстаивание прав народа, оказавшегося под колониальным гнетом царской России, привели к преследованиям их со стороны властей.
Запрет йыйынов в начале
XIX в. лишает сэсэнов аудитории, права публичных выступлений, в результате происходит постепенное угасание таких жанров,
как эпос, кубаир, айтыш,
а наиболее популярным жанром становятся песня
и баит.
В творчестве Махмут-сэсэна, Буранбай-сэсэна, Ишмухамет-сэсэна основными становятся жанровые формы песни — исторической, бытовой, лирической и др. Получает развитие жанр баита.

На изображении: Ишмухамет сэсэн.
Сэсэны импровизаторы знали наизусть произведения своих предшественников. Между сэсэнами разных поколений устанавливалась преемственная связь: М.А. Бурангулов был учеником Габит-сэсэна, Габит-сэсэн — Ишмухамет-сэсэна, Ишмухамет-сэсэн — Баик-Айдара.

На фото: Мухаметша Бурангулов.
В XX веке происходит постепенное угасание института сэсэнов, что было обусловлено
переходом творцов к письменному
творчеству.
Разрушение традиционного кочевого уклада жизни башкир повлияло и на башкирскую культуру, хранителями и создателями которой многие века были сэсэны. Традиции отмирали, вместе с ними утрачивалась культура поэтов-импровизаторов. Среди известных сэсэнов того времени были Ишмухамет Мурзакаев, Габит Аргынбаев, Хамит Альмухаметов, Сабирьян Мухаметкулов, Шафик Аминев-Тамьяни, Валиулла Кулембетов.
"Родина сэсэна". Хамит Альмухаметов, д. Второе Иткулово Баймакского района Республики Башкортостан
Нелегкая судьба была уготована многим из них.
Правдолюбие и острословие сэсэнов не нравились властям
как дореволюционного, так и советского периодов.
Творчество башкирских сэсэнов, история зарождения и развития которого уходит вглубь веков, сегодня возрождается и продолжается самодеятельными поэтами и кубаиристами. В наши дни творчество сэсэнов тесно связано с проблемой сохранения родного башкирского языка. В годы борьбы за суверенитет Республики Башкортостан (1990-е гг.) особенно активно выступает перед аудиторией со своими кубаирами на насущные
проблемы современности доктор филологических наук, профессор Розалия Асфандияровна Султангареева, фольклорист из ИИЯЛ УНЦ РАН. В кубаире «Эй, башкорт мой, будь бдительным!» она призывает быть готовыми встать на защиту достигнутых успехов, к трезвости ума. Своеобразный центр творчества сэсэнов сформировался в городе Сибай как результат стараний сэсэнии Асии Султановны Гайнуллиной, продолжающей
сказительскую традицию башкир рода усерган, живущих в бассейне реки Сакмар в деревнях Абишево, Назаргулово, Акъюл, Акхыйыр, Акназар Хайбуллинского района Башкортостана. Кубаиры Асии-сэсэнии отличаются композиционной и тематической стройностью. Таковы кубаиры «Буранбай», «Кубаир Салавату», «Шежере-байраму», а также адресованные матери («Посвящаю маме моей — Байгильдиной Алсу»), Розалии Султангареевой («Она есть дочь народа»).

Сэсэны исполняют свои кубаиры, баиты на

родном башкирском языке, что на ментальном уровне

более понятно и воспринимаемо национальной аудиторией.

Родной язык для сэсэнов – это главный и значимый

инструмент и способ выражения своей поэзии.

Абзелиловские сэсэны, двоюродные сестры Абубакирова Ханифа Шагигалеевна и

Садыкова Василя Зайнулловна рассказывают о том, как стали сэсэнами,

о своём взгляде на коронавирус, читают отрывок

из эпоса "Урал-батыр", мунажаты.

Источник:
Информант: Хуббитдинова Н.А., доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИИЯЛ УФИЦ РАН
© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2020