Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Башкирский колчан
из медвежьей кожи

Колчан ‒ сумка, футляр для стрел.
Башкирские колчаны изготавливались
из дерева, кожи, бересты.
«У воинов-башкир был боевой многослойный лук, который хранился в кожаном налучнике. Боевые стрелы имели железные наконечники разных форм (удлиненную четырехгранную, плоскую лавровидную, в том числе были наконечники, предназначенные для пробивания кольчуги) и незначительное оперение. Длина стрел была примерно 1,2 м, они хранились в колчанах по 20–25 штук острием вниз», ‒ сообщается на сайте издания «Ватандаш».
Обычно у воина было два колчана, в которых было по 25‒30 стрел, на каждой из них была своя тамга. После боя воины собирали свои стрелы. В основном башкирские лучники использовали каркасные колчаны, когда на деревянную форму натягивалась кожа. Колчаны украшали тиснением, бляшками и серебряной чеканкой. Бывали и поясные колчаны, куда стрелы укладывались оперением назад.
Башкиры стреляли как с места, так и в движении, вели обстрел противника как прямо по ходу движения, так и по монгольскому обычаю, развернувшись в седле.

Убойная сила стрелы в последнем случае уменьшалась, но она компенсировалась мощью лука и большим количеством стрел, которые мог выпустить всадник.

Для скорострельности лучник вынимал из колчана и держал наготове несколько стрел в левой руке вместе с луком, а несколько – во рту.

Именно такой прием с держанием нескольких стрел в руке изобразил на гравюре «Башкир» немецкий художник Ф. В. фон Шадов.

«В бою воин передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другую; при нападении крепко нагибается к лошади и с пронзительным криком, раскрытою грудью и засученными рукавами смело кидается на врага и, пустивши четыре стрелы, колет пикою», ‒ пишут исследователи.

Французский художник Жюль Бретон писал: «Башкирские воины вооружены длинной пикой, украшенной флажком, по которому они определяют офицера, саблей, луком и колчаном с двадцатью стрелами. Луки у них небольшие, имеют типичную азиатскую форму и, как правило, грубо выделаны. На наконечниках стрел мало перьев. Однако стреляют они отменно, с удивительной меткостью».

Сохранились воспоминания офицера Э. Рюппеля, который, встретив осенью 1812 г. башкирские полки, двигавшиеся к армии, описал увиденных им башкир: «Вооружены они были казачьими пиками, большими кожаными колчанами с луком и стрелами, также маленькой саблей».
Наш земляк, журналист и режиссер, проживающий в Германии, Насур Юрушбаев в 2018 году обнаружил в Эрфуртском городском музее колчан яугира – башкирского конного стрелка, участвовавшего в сражениях против наполеоновской армии.
«Когда я увидел под стеклом этот уникальный предмет, я буквально потерял дар речи! Так прекрасно сохранившийся, он лежал так близко, в витрине, пропитанный пороховым дымом битв двухвековой давности… Толстая тисненая кожа, искусные украшения из блестящей меди, внутри – три стрелы. Причем одна стрела выглядит особенной: на оперенном конце закреплена пластинка полированной кости с гравировкой. Мне показалось странным, что лучник давних времен считал нужным изысканно украшать такие расходные боеприпасы, как стрелы. Директор музея предположил, что подобными стрелами, по-видимому, не стреляли, а держали их в колчане как талисман. Что ж, очень может быть – возможно, считалось, что колчан, как и кошелек, никогда не должен оставаться совсем пустым. Кстати, директор сообщил, что колчан на витрине не единственный – в запасниках хранятся еще три», ‒ пишет журналист.
Колчан – украшение воина
По форме башкирские колчаны были общеазиатского типа, с деревянным остовом, обшитым кожей; кожаными перегородками или переплетом из обшитых сукном веревок они разделялись на несколько отделений. Стрелы вкладывались в колчаны всегда острием вниз. В башкирских колчанах иногда устраивался специальный каркас из тонких прутьев, чтобы предохранить оперение от повреждения. Подобно налучьям, колчаны часто украшались железными пластинками и бляхами, покрытыми серебряной чеканкой.

Основатель движения «Мэргэн уксы» Юлай Галиуллин отметил, что колчаны из медвежьей кожи не были широко распространены в Башкирии, они могли встречаться лишь в лесных районах, где водятся медведи.

«Например, в степных районах найти медвежью кожу нельзя. Повсеместно ‒ от Самары до Кургана ‒ колчаны делали из конской кожи», ‒ говорит он.
Этно-музыкант, лучник и реконструктор Раис Низамутдинов подтвердил, что чаще всего колчаны делали из кожи лошади, тем более что она не уступала по прочности медвежьей. Лошади были в каждом хозяйстве. Там, где их не было, использовали бычью кожу.

У воинов было несколько колчанов: один большой ‒ он использовался для транспортировки стрел, второй поменьше ‒ для боя.
«Колчан выполнял не только функцию хранения стрел, он еще и украшал своего владельца. Именно поэтому его декорировали драгоценными камнями, тиснением, украшали серебряными накладками», ‒ говорит Раис Низамутдинов.
Башкирские колчаны хранятся в музеях Дрездена, Будапешта. Хранятся экземпляры и в Национальном музее Башкортостана.
Сырье
для изготовления колчана
У башкир выделка кожи относится к числу древнейших ремёсел, в этом отношении башкиры имеют много общего с другими народами — потомками тюркоязычных и монголоязычных скотоводов-кочевников. Кожа являлась распространенным материалом для изготовления одежды, обуви, головных уборов, а также кожаных мешков, чехлов, футляров, разнообразных сосудов для хранения продуктов.

Способы обработки кожи во многом зависели от образа жизни и типа хозяйствования. К примеру, чуваши, как и башкиры, и представители других тюркских народов применяли кисель из ячменной и овсяной муки.
Снятую с животного шкуру обрабатывали специальной закваской из ржаной муки и перекисшего молока. Для этого в большую деревянную кадушку заливали закваску, затем настаивали несколько дней, ждали, пока начнется брожение. После брожения в эту заготовку клали шкуру на несколько дней, при этом переворачивали ее и наблюдали за шкурой до тех пор, пока она не начнет линять. Когда шкура была готова к дальнейшей обработке, ее вынимали из кадушки. Шерсть отделяли обломком косы, а мягкую часть чистили челюстью барана (без зубов), затем клали шкуру на специальное приспособление ‒ станок, изготовленный из дерева и представлявший собой основу полукруглой формы на двух ножках. После чего очищенную от шерсти шкуру сушили в темном месте. Затем высохшую шкуру мяли с помощью специальной палки, сделанной из березы. Для того чтобы шкура сохранила мягкость, ее смазывали дегтем.

Очищенную от остатков мяса шкуру мыли несколько раз, чтобы избавиться от запаха, и сушили. Следующим этапом была окраска изнаночной стороны шкуры в черный, реже — коричневый цвета, в последние годы — с использованием химических красителей.

Вся кожа использовалась без отходов, оставшиеся лоскуты тонко разрезались и применялись в качестве ниток. Для соединения деталей кожаных изделий использовали различные шилья, которые отличались друг от друга формой и размерами в соответствии с их назначением.
У башкир инзерского бассейна с древнейших времен были распространены разные способы выделки кожи — коптение и дубление, а также декоративное тиснение, резьба, плетение. Однако в конце
XIX — начале XX в. древнейшие традиции были почти утрачены.
Способ коптения использовали при изготовлении кожаной посуды, дубление, тиснение, резьбу, плетение — при изготовлении одежды, воинского снаряжения всадника (кожаные тебеньки, налучья и колчаны, подвесные сумки, сосуды для пороха и дроби, щиты).

В настоящее время интерес к колчанам, да и в целом к военной истории прошлых столетий растет. В Башкортостане действуют реконструкторские общества, которые воссоздают облик башкирского воина. Есть известные мастера по изготовлению изделий из кожи.

Один из них ‒ Азамат Юлдашбаев.
«Комплект для стрельбы назывался «саадак», в него входили колчан и налучье. Они крепились к специальному поясу, который, по степной традиции, застегивался на крючок, причем колчан крепился справа, а налучье — слева. Современные колчаны делают из кожи крупного рогатого скота, причем кожа должна быть обработана способом растительного дубления ‒ это обязательное условие. Колчаны бывают разных видов. Уникальные башкирские колчаны украшаются тиснением вручную, есть нетисненые, с металлическими, медными накладками на лицевой части.

Как правило, стандартных размеров колчанов нет. Если, к примеру, стрелы длиной
70‒80 см ± 5 см, то, соответственно, и колчаны изготавливаются под них. Колчаны для верховой езды делают короче.

Интерес к колчанам однозначно растет, причем не только в Башкортостане. Вообще в мире сейчас наблюдается тренд на этнику, историческую реконструкцию. Для сравнения — сегодня в Башкирии продают от 70 до 150 луков в месяц. Колчан стоит от 4,5 до 20 тысяч рублей, и это не предел. Если при украшении колчана используются серебряные накладки, то цена может вырасти в несколько раз. Изготовление одного колчана с тиснением и травлением металла занимает одну неделю».

Источники:
1. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006.
2. http://vatandash.ru/?article=2059
3. http://lubizar.bashkort.org/article/chetyre-kolchana-iz-starogo-petersberga
4. БР-ҙың Белорет ҡалаһы үҙәк ҡала китапханаһының рәсми сайты http://blog.cbs-beloretsk.com/
© Валеева Р.Т., автор-составитель, 2020
Фото: Рафаэль Амантаев, Азамат Юлдашбаев.