Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
«Урал-батыр» Рамиля Нагаева
ПОТОМКИ АКБУЗАТА
Верховая езда как вид спортивных состязаний башкир
История башкир, в прошлом народа-кочевника, неразрывно связана с лошадью. На протяжении многих веков основой их хозяйства было полукочевое скотоводство и коневодство, в частности. Лошади обеспечивали их не только продуктами питания, но и сырьем для изготовления одежды, обуви, посуды и других предметов быта. Они также служили основной тягловой силой и средством передвижения. Особенно широко использовалась она под седлом для кочеваний, охраны стад, а также в торговле и военных походах.
С самой лучшей стороны башкирская конница показала себя в Отечественную войну 1812 года. В Госархиве Башкирии сохранились документы, рассказывающие о боевых традициях воинов-башкир, вместе с русским народом принимавших участие в Отечественной войне. В 1962 году они были опубликованы на страницах газеты «Советская Башкирия».

По данным издания, в 1812 году в Башкирии было сформировано более двадцати конных полков, полностью вооруженных и обмундированных на средства своего народа. «Причем каждый воин-башкир имел двух коней, а главным вооружением воина был колчан со стрелами».

Подробное описание боевой славы башкирских конников дается и в книге «Башкирская лошадь» Виктора Мурсалимова и Барыя Сатыева.

«Французский генерал де Марбо в своих мемуарах писал, что башкирских конников не затрудняла никакая дорога. «Они появлялись всюду, словно рои ос. Настигнуть их было очень трудно», — приводят авторы слова француза.

В книге также говорится, что неувядаемой славой покрыли себя башкирские конники в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. В эти годы народное хозяйство республики дало Красной Армии более 50 тысяч лошадей.
Авторы отмечают, что башкиры с детства приучали своих детей навыкам военной службы с помощью игр и состязаний: скачки, куреш, стрельба из лука. К тому же все башкиры без различия пола и возраста ездили верхом. Женщины, у которых были грудные дети, сажали их за пазуху своего халата, к груди, и подпоясывались кушаком. При таком образе жизни дети башкир уже в возрасте 2—3 лет приучались сидеть верхом на лошади, а 5—7-летние мальчики считали себя джигитами.
«Выработке резвости у лошадей на галопе также способствовали распространенные национальные конноспортивные игры и состязания. Наибольшей популярностью у башкир пользовалась байге, которая проводилась в дни праздника сабантуй, устраивавшегося после окончания весенних полевых работ»,
— из книги «Башкирская лошадь».
Кандидат исторических наук Мансур Зайнуллин в своей исследовательской работе по коневодству у башкир отмечает, что даже сейчас, в век цивилизации, коневодство не потеряло своего значения, и продолжает играть заметную роль в организации индивидуально-фермерского хозяйства, в обеспечении населения качественным мясом и кумысом, является важнейшим компонентом духовной и спортивной жизни башкир.
БАЙГЕ
(«Бәйге» на баш. яз.)

«…Ҡайҙа ла ғына бармай, ниҙәр күрмәй...

Ир-егеткәй менән ат башы».

Башкирская народная песня «Азамат»

Перевод: «Куда (только) не ездят, что (только) не видят
Муж-джигит и конь его».

На протяжении веков массовые спортивные состязания, игры и пиршества остаются характерной особенностью башкирских праздников. Как правило, они проводились во время праздников «Һабантуй» (праздник плуга), «Йыйын» (собрание), «Туй» (свадьба) и других.

Для торжеств выбирали красивую поляну у реки или озера, куда стекалось население близлежащей округи. Каждая семья устраивалась в переносной юрте, где обычно принимали гостей.

Программа состязаний включала в себя массовые игры, хороводы и спортивные состязания — это и бег в мешках, и перетягивание каната, и стрельба из лука, и «көрәш» (национальный вид борьбы), и, конечно же, скачки или, как говорили башкиры, «бәйге».
Сначала проходили малые скачки (кесе бәйге), в которых участвовали дети (чаще мальчики) 6—12 лет, затем — большие скачки (оло бәйге) с участием юношей и молодых мужчин. Длина дистанции составляла 3—7 км.

Начинались скачки ближе к вечеру, когда спадала жара. Как только издали показывались скачущие, другие виды состязаний (борьба, бег в мешках) прекращались, и все спешили к дороге, становились по обе стороны ее в две шеренги и с большим интересом и волнением следили за приближающимися.
Победителем состязаний считался тот, кто первым срывал привязанный к шесту белый вышитый платок. Обычно награждали всех наездников и скакунов, считая, что никто с праздника не должен уйти без даров, призванных помочь исполнению желания как дарующего, так и получателя даров.

Также в некоторых районах республики был распространен свадебный обряд «Ҡыҙ ҡыуыу» (догони девушку). Джигит верхом должен был догнать девушку на лошади и либо поцеловать ее, либо вырвать из рук платок.

По преданию, девушка символизировала собой лебедя и летела на коне, а ее догонял парень — орел. Если юноша не настигал свою избранницу, то на обратном пути девушка преследовала его и пыталась нагайкой сбить с головы шапку. Если сбивала, то для юноши это был несмываемый позор. Это только некоторые забавы, которые веками позволяли джигитам, а то и девушкам, показать свою удаль, мастерство наездника, смелость и сноровку.
На юге республики со второй половины XVIII века бытовал и сам праздник «Бәйге», который устраивался между севом и сенокосом населением одной или нескольких деревень, принадлежавших одному племени или роду.
«Русский писатель Лев Толстой неоднократно бывал в башкирских степях и долгие годы общался с башкирами. Зная любовь башкир к конным состязаниям, он решил устроить скачки с ценными призами. Весть об этом быстро облетела окрестные деревни, и в назначенный день съехалось несколько тысяч башкир, киргизов, уральских казаков и русских крестьян. Хорошо подготовленные, эти скачки превратились в боевой праздник. Собравшиеся участники и зрители два дня пировали, пили кумыс, ели баранину, конину. По вечерам устраивались борьба и другие состязания, в которых принимал активное участие и Лев Толстой», — описывает события тех дней заслуженный деятель науки РБ Мурат Рахимкулов в статье «Край здесь прекрасный…», опубликованной в журнале «Бельские просторы».

Амир Арсланов. Лев Толстой в степях Башкирии.
В наши дни

Быть может, в нем красы и буйства мало,
На первый взгляд — ни стати, ни огня,
Но сколько поколений удивляло
Бесстрашие башкирского коня.

(Гилемдар Рамазанов)

Скачки и лошадиные бега в Башкортостане пользуются большим почетом и сегодня. Они входят в обязательную программу праздников «Һабантуй», «Салауат йыйыны» и считаются одними из самых зрелищных видов спортивных состязаний.

В наши дни участниками скачек обычно становятся фермеры, которые разводят лошадей. На скачки, которыми начинается спортивная часть праздника, как правило, собираются все участники сабантуя. Для большинства зрителей это не только занимательное зрелище, здесь каждый заинтересован в исходе: чей конь будет самым быстрым и выносливым и кто окажется его достойным наездником. Заинтересованность эта вызвана чувством родовой солидарности.

В зависимости от особенностей местности выбирается дистанция — круговая или прямая. Лошадей пускают всех сразу, и потому скачки с самого начала приобретают характер острой и напряженной борьбы. Многие кони, особенно при круговой дистанции, не выдерживают напряжения и сходят с дорожки. Сразу после финиша комментатор объявляет победителей (кличку лошади, имя наездника, название фермерского хозяйства).
Помимо интереса к любительским стартам сегодня в республике возрастает и спортивное значение лошадей, чему в большей степени способствует уфимский ипподром «Акбузат». Он получил свое название в честь сказочного крылатого коня, героя башкирского эпоса. Открытие ипподрома состоялось в 1982 году и было приурочено к празднованию 425-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. С тех пор здесь проводятся крупные российские, межрегиональные и республиканские состязания.

Так, впервые в этом уфимском ипподроме проходил республиканский конноспортивный турнир «Терра Башкирия», посвященный 100-летию республики. В состязаниях были задействованы все 54 района. Финальная скачка турнира на приз главы Башкортостана состоялась 11 октября 2019 года. Его победителем стал 13-летний школьник из Кугарчинского района Динис Курбанаев.
«"Терра Башкирия" — это не классический профессиональный конный турнир, а любительский. В роли жокеев здесь выступают не профессионалы, которые имеют спортивную категорию, а любители от 13 лет и выше. Главная наша цель – это привлечение внимания к башкирской породе лошадей, воспитание молодых наездников и жокеев, возрождение интереса к отрасли»,
Владимир Артамонов, заместитель директора ипподрома «Акбузат», член судейской коллегии турнира.
В этой связи в республике предлагается учредить День башкирской лошади, по аналогии с праздниками в честь лошадей национальных пород в других странах. Это поможет продвижению конного и агротуризма, поднимет престиж породы, покажет, что республика гордится своим наследием, считают коневоды республики.
Справка
Башкортостан является одним из лидеров в стране по поголовью лошадей. Причем наибольшее поголовье лошадей сосредоточено в Зауралье. В 2018 году в республике насчитывалось 121,5 тысячи лошадей, за два года планируется увеличить поголовье на тысячу. В этих целях власти республики разработали программу «Развитие коневодства на 2018—2020 годы», в рамках которой предприятия и фермеры могут получить почти 100 млн рублей. Разведением башкирской породы лошадей в республике занимаются пять племенных заводов и 10 племенных репродукторов, из них два предприятия — государственные, остальные — частные.
Образ башкирского коня в народном творчестве, литературе и искусстве

Мне снился конь мой, друг крылатый,
Товарищ верный бранных дел.
В мою больничную палату
Он, словно молния, влетел.


(Мустай Карим)
Традиционный уклад жизни древних башкир был таким, что они не представляли себя без коня. Конь означал для башкира и благополучие, и обеспеченность семьи, являлся предметом особой гордости, олицетворением независимости. Соответственно, в башкирском народном творчестве образ коня и его обожествление занимают особое место.

В эпосах «Урал батыр», который называют памятником башкирской словесности, и «Акбузат» крылатый конь Акбузат помогает людям в беде. Башкирский эпос отрицает жестокость в обращении с животными и утверждает принцип гуманизма.

По представлениям башкир, крылья толпара никто не должен видеть, он их расправляет только в темноте. Если батыр увидит крылья толпара, конь погибает. Поэтому у башкир сохранилось суеверие, согласно которому, подходя ночью к табуну, давали знать о своем приближении, чтобы толпар успел спрятать свои крылья. Об этом говорится и в легенде об озере «Йылкысыккан».
По местным преданиям, распространенным в Бурзянском районе, известная во всем мире пещера Шульганташ (Капова пещера) является конюшней небесного коня Акбузата, прорубленной в скале дивами.

По другому поверью древних башкир-скотоводов, в каждом табуне лошадей или стаде коров имелось одно животное, в котором заключалось благополучие, плодовитость всего табуна или стада.

Навыки верховой езды и бережное отношение к лошадям восхваляется также во многих башкирских преданиях, песнях, сказках, пословицах и поговорках.
Например:
«Ирҙең юлдашы ла ат, моңдашы ла ат» (Конь для мужчины и спутник, и советчик);

«Ат ҡәҙерен белмәгән теҙгенен тотоп ултырыр» (Кто не знает цену коню, тот останется с уздечкой в руках);

«Ирмен тигән ир эсендә эйәрле-йүгәнле ат ятыр» (У настоящего мужчины на уме только конь);

«Кисеүҙə ат алмаштырмайҙар» (На переправе коней не меняют);

«Атҡа менгəс атаhын танымаған» (Сел верхом на лошадь, не узнал отца).
Башкирскому коню посвятили свои стихи видные поэты республики: Мустай Карим, Рами Гарипов, Кадир Даян, Тимер Юсупов и другие. Образ батыра и его спутника коня довольно часто встречается в башкирском историческом романе — романах Булата Рафикова «Карасакал», Нугумана Мусина «Притяжение свободы», Зиннура Ураксина «Вороной». Один из романов классика башкирской литературы Фарита Исянгулова называется «Верный конь и добрый молодец».

Ценные сведения по истории развития скотоводческого хозяйства, роли лошади в башкирском обществе содержатся в шежере.

В шежере племен юрматы, усерган, кыпчак и других говорится, что башкиры были скотоводами, владели большими табунами скота, имели много лошадей, кочевали по обширным степям Южного Урала.
Памятник Салавату Юлаеву
Неслучайно символом Башкортостана стал и памятник национальному герою башкир Салавату Юлаеву, он изображен верхом на боевом коне. Данный образ воплотился на изображении герба республики.

Автором уникального памятника весом почти 40 тонн стал скульптор из Северной Осетии Сосланбек Тавасиев. Он установлен 17 ноября 1967 года на высоком берегу реки Белой в Уфе и является самой большой конной статуей в Европе.

Рядом с памятником Салавату Юлаеву находится площадь, где проводятся праздники и другие массовые мероприятия. Также недалеко от памятника расположен уфимский амфитеатр — большой естественный склон, покрытый газонной травой. Площадь и амфитеатр — излюбленные места отдыха уфимцев, здесь всегда многолюдно.
Памятник Акбузату
В Бурзянском районе Башкортостана началась установка памятника мифическому коню Акбузату, персонажу эпосов «Урал-батыр» и «Акбузат».
Чугунную фигуру коня отлили на Каслинском заводе архитектурно-художественного литья в Челябинской области по эскизу известного башкирского скульптора Ульфата Кубагушева.

«Акбузат, как и описан в башкирских эпосах, слегка посеребренный, с мощными крыльями и булатным мeчом, — сообщил директор Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Данир Гайнуллин. —Надеюсь, что наш первый памятник, посвященный эпическим сказаниям башкирского народа, понравится всем и станет еще одной достопримечательностью региона».
Подготовила
Альфия Аглиуллина
Фото и видео
Валерий Шахов, Олег Яровиков, Башкирская энциклопедия, НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ, телеканал БСТ
Верстка
  • Рената Вахитова
Дата
  • 5.12.19