Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирская народная песня «Салават»
В башкирском фольклорном наследии не так много песен, посвященных выдающимся историческим личностям. Особую главу народного творчества занимают песни о национальном герое башкир Салавате Юлаеве. Это одна из крупных исторических фигур Крестьянской войны 1773−1775 годов, видный военачальник и сподвижник Емельяна Пугачева, поэт и сэсэн.
«Салават олицетворял два благородных качества свободолюбивого башкирского народа: героизм и поэтический дар. Как борец за свободу, он поднял свой народ на восстание и повел его на совместную с русским народом борьбу против угнетателей, явился поборником дружбы народов. Как поэт, Салават своими боевыми песнями призывал и вдохновлял воинов на ратные подвиги в народно-освободительном движении», − пишет о легендарном герое советский литературовед Ахнаф Харисов.
«Чтение манифеста Пугачева (Петра III) среди башкир». Художник Ришат Гараев. Диорама в Национальном музее РБ.
Памятник Салавату Юлаеву в Уфе. Автор Сосланбек Тавасиев.
Когда Салават был схвачен и сослан на каторгу в крепость Рогервик (нынешний город Палдиски в Эстонии), в царской России установили запрет на упоминание его имени. Несмотря на это, память народа через века сохранила о герое эпос «Юлай и Салават», множество сказок, преданий и легенд, кубаиров и баитов, песен и наигрышей. Это бесценное наследие подтверждает огромную любовь народа к своему герою, чьи подвиги и после смерти призывают к борьбе за свободу и счастье.

Современный башкирский историк Азат Бердин, подчеркивая значение личности Салавата Юлаева, называет его героем, соединяющим башкирскую и российскую историческую память, символом дружбы народов не только в досоветский и советский периоды, но и в нынешнюю эпоху.
«Салават» – музыкальный код
башкирского народа
В музыкально-поэтическом творчестве башкир известны различные песни о Салавате. Варианты песен распространены по всей Башкирии и близлежащим областям. В сборниках народного творчества опубликованы песни «Салават» в разных стилях и жанрах. Кроме упомянутой выше, это «Песня во славу Салавата», «Сын Юлая батыр Салават», «Пугачев и Салават», «Салават на каторге» и другие. Фольклорист Риф Сулейманов выделяет более 10 разных песен, посвященных легендарному герою.

Рассмотрим самую популярную песню «Салават» (на башкирском языке − «Салауат»), которая в современности обрела новую жизнь и поднялась до одного из брендов башкирской культуры. Изначально лирическая, песня трансформировалась в новом качестве, превратившись в героическую. Дошедшая до наших дней, она не только полюбилась современным исполнителям и слушателям, но и не раз использовалась в разных жанрах и формах. Если в визуальном, изобразительном плане олицетворением образа героя и символом республики стал знаменитый памятник Сосланбека Тавасиева, то музыкальным кодом башкирского народа можно назвать песню «Салават». Простая, яркая, ритмически четкая песня «Салават» сразу ложится на слух и легко запоминается.
Песня «Салават» в исполнении
Рифа Сулейманова под думбыру
По определению музыковеда Льва Лебединского, лирическая песня «Салават» относится к жанру неорнаментированных озон-кюй кантиленного типа. Разные варианты текстов этой песни отличает их реализм и информативная насыщенность.

Первая строфа песни, воспевающая 22-летнего батыра, является самой известной и встречается во многих вариантах песен о Салавате. До сих пор не утихают споры о годах жизни героя: одни исследователи полагают, что Салават Юлаев родился в 1752 году, другие отстаивают дату 1754 (ныне принятую официально). Однако, если верить словам песни, в 1774 году Салавату было 22 года отроду, и он уже был уважаемым старшиной, бригадиром. В песне упоминается еще один документальный факт – пленение Салавата и его отца Юлая.

В тексте песни, который приводит фольклорист Фануза Надыршина, в отличие от других песен о Салавате Юлаеве, нет приема поэтического преувеличения – гиперболизации. В начале каждой строфы используется прием параллелизма – сопоставление состояния природы с состоянием героя.
Салауат нисә йәшендә?
Йәшел ҡамсат бүрке башында.
Булғадир булған, ай, Салауат,
Егерме лә ике йәшендә.

Яланда йөрөгән йылҡының
Алалары бар ҙа, буҙы юҡ.
Яуҙарҙы ҡырған Салауат,
Атҡынайы ҡайтты, үҙе юҡ.

Йүрүҙән һыуы туғайы,
Сырлап ҡына осор турғайы.
Салауат менән Юлайҙың
Сыңғырайҙыр тимер бығауы.

Салауат йөрөгән кир аттың
Ялғынаһын кемдәр тараған?
Салауаттың һиҙгер күҙҙәре
Алыҫтарға текләп ҡараған.
Салават, сколько лет тебе?
Шапка старшины на голове.
Бригадиром был ты, Салават,
В двадцатидвухлетней поре.

Среди коней, заполнивших луга,
Есть лишь пегие, серого нет.
Салават уничтожил врага,
Конь его вернулся, всадник – нет.

Над долиной Юрюзань-реки
Жаворонки звонкие кружат,
На ногах Юлая с Салаватом
Кандалы железные гремят.

У мухортого коня Салавата
Кто-то нежно гриву расчесал.
Всевидящие очи Салавата
Пристально оглядывают даль.
Башкирская народная песня «Салават».
Исполняет Венер Мустафин
Время возникновения и записи песни
Историк-этнограф ХIХ века Руф Игнатьев временем появления первых песен о национальном герое башкирского народа назвал 1775 год, связывая это с событиями пленения Салавата и отправки его на каторгу. Поэтичность натуры Салавата, популярность его собственного творчества способствовали тому, что он и сам быстро стал героем народных песен.
«О Юлаеве до настоящего времени помнят башкиры, о нем, о его силе, храбрости, героических подвигах ходит много рассказов, песен. Многие песни, говорят башкиры, сложены самим Салаватом Юлаевым, который был певец и импровизатор. Есть у башкир и свои давние песни, переходящие из поколения в поколение; таковы песни Салавата, о Салавате и прочие», - пишет Игнатьев.
Первые записи песен о Салавате были сделаны собирателями народного творчества в конце ХIХ века, а затем − уже в советское время, в 20−30-е годы ХХ столетия. Первая дошедшая до нас запись песни принадлежит музыковеду-фольклористу Ивану Салтыкову. Он сделал ее нотацию, которая хранится в архиве УНЦ РАН. На ней указан источник – Г. К. Давлетшин из Уфы и годы записи – 1928−1929.
Ноты песни «Салават», запись И. Салтыкова
По сведениям энциклопедии «Салават Юлаев», этот вариант песни также был записан в 1937 году Львом Лебединским от жительницы с. Аскарово Абзелиловского района Бибикамал Магадеевой. Варианты песни «Салават» были опубликованы в сборнике «Башҡорт халыҡ йырҙары» (Уфа, 1954) и других.
«Иной характер носит лирическая песня о Салавате, одна из самых распространенных в Башкирии. Это — широкая, напевная песня. В ней как бы нашли свое выражение горе народа и воспоминания о трагической судьбе своего любимого сына. Эту песню часто исполняет по радио женский хор Башгосфилармонии в обработке композитора В. Белого, а также известный исполнитель башкирских народных песен Хабир Галимов»,
пишет Лебединский в статье в газете «Советская Башкирия» за 1952 год.
Новая жизнь песни «Салават»
К образу национального героя Салавата Юлаева обращались почти все ведущие профессиональные композиторы Башкирии. Первые обработки народной песни «Салават» сделали Камиль Рахимов, Виктор Белый, Александр Ключарев, Рауф Муртазин. Оригинальностью отличается хоровая обработка песни Рафика Сальманова.
Рафик Сальманов. Обработка башкирской народной песни «Салават».
Большинство авторов использовали яркий мелодический материал песни «Салават» в своих произведениях в качестве цитаты. Это симфоническая поэма «Салават» Александра Ключарева, Башкирская сюита Зиновия Компанейца, Симфоническая поэма Наримана Сабитова, музыка Арама Хачатуряна к художественному фильму «Салават Юлаев» и Хусаина Ахметова к спектаклю «Салават» по пьесе Баязита Бикбая, опера «Карлугас» Николая Чемберджи, «Емельян Пугачев» Мариана Коваля, балет «Горный орел» Хусаина Ахметова и Наримана Сабитова, симфония «Разговор с Салаватом» Салавата Низаметдинова, Симфония для оркестра башкирских народных инструментов Данила Хасаншина и многие другие.
Загир Исмагилов
Большая заслуга в популяризации народной песни «Салават» принадлежит выдающемуся башкирскому композитору-классику Загиру Исмагилову. Не будет преувеличением сказать, что через его творчество эта песня получила новое дыхание, новую жизнь. Композитор динамизирует, ускоряет темп спокойного напева, изменяет на энергичный, волевой, маршеобразный. Через его произведения песня приобретает героическое звучание, ставшее классическим. Во многом благодаря творчеству Загира Исмагилова песня «Салават» стала своеобразным символом башкирского профессионального искусства в целом.

Образ Салавата Юлаева красной нитью проходит через все творчество композитора. Сначала в 1950 году он пишет симфоническую увертюру на две башкирские народные песни «Урал» и «Салават». Логическим продолжением салаватианы Исмагилова стала опера. Прием введения цитат — подлинных народных песен и наигрышей занимает в операх Исмагилова значительное место. Благодаря этому стиль оперных сочинений так легко воспринимается, хорошо ложится на слух. В то же время цитируемые образцы поднимаются до уровня философских символов, глубже раскрывая авторский замысел.

Опера «Салават Юлаев» о воспетом в произведениях фольклора национальном герое башкирского народа была задумана руководством республики
к 200-летию со дня его рождения (1954). Премьера исторической оперы стала большим событием для развития всей башкирской музыкальной культуры. Опера демонстрировалась и на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году. В этой опере мелодия песни «Салават» становится одной из ведущих тем. Первый раз мы ее слышим в самом начале увертюры к опере. Мелодия песни проходит в опере около 20 раз в партии оркестра и хора и становится лейттемой произведения. Полностью, помимо увертюры, мелодия песни звучит в хоре «Салават, сколько тебе лет?» в третьем действии. Она не только характеризует главного героя, но и служит обобщенной характеристикой всего башкирского народа. Заметим, что в арии предателя Бухаира, где он хочет войти в доверие к Салавату, стать его приближенным, используется еще и другой вариант мелодии песни «Салават».
Фрагменты из оперы "Салават Юлаев"
Загира Исмагилова
Насыщена фольклорными напевами и последняя оперы композитора «Кахым-туря» (1995), посвященная герою-полководцу Отечественной войны 1812 года. Здесь также используется тема песни «Салават». Начало ариозо главного героя строится на интонациях песни «Салават», потом она цитируется в полном виде. Впоследствии Исмагилов продолжает тему Салавата Юлаева, став автором музыки к драме Мустая Карима «Салават» (1972) и вокального цикла на стихи Салавата Юлаева (1977).

А увертюра к опере «Салават Юлаев» живет своей отдельной жизнью, став чрезвычайно популярным самостоятельным произведением. Сегодня она звучит в концертах в исполнении не только симфонического оркестра театра, но и Национального симфонического оркестра РБ, Национального оркестра народных инструментов и других оркестров и ансамблей, в разных инструментовках.
Увертюра к опере «Салават Юлаев» Загира Исмагилова в исполнении Национального симфонического оркестра РБ.
Дирижер - Дмитрий Крюков.
Государственный академический ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова в 1980 году на основе увертюры Загира Исмагилова создал Хореографическую поэму, посвященную Салавату Юлаеву.
«Хореографической поэмой о национальном герое башкирского народа пополнился репертуар Государственного ансамбля народного танца Башкирии. Коллективу – более 40 лет. За это время он показал свое самобытное искусство в 35 странах. И где бы ни выступали артисты, никого не оставляют равнодушными то зажигательные, то грациозные танцы башкирского народа. Музыкальная основа поэмы строится на известной увертюре к опере Загира Исмагилова «Салават Юлаев». Постановку осуществил заслуженный артист БАССР И. Хабиров»,
− сообщает газета «Правда» за 9 октября 1980 года.
Помимо этой постановки Ильдуса Хабирова, в 2019 году к 100-летию Республики Башкортостан в Ансамбле
им. Ф. Гаскарова вновь появился танец, посвященный национальному герою. В танце «Салават», поставленном Маратом Каримовым, за музыкальную основу вновь полностью взята знаменитая увертюра к опере
З. Исмагилова.
Танец «Салават» ГААНТ им. Ф. Гаскарова
Вокально-хореографическая композиция «Салауат мираҫы», также созданная на основе увертюры Загира Исмагилова, стала одной из популярных в репертуаре Ансамбля песни и танца «Мирас» г. Уфы.

В настоящее время в Башкирском театре оперы и балета мелодия песни «Салават» используется в качестве театрального звонка, возвещающего о начале спектакля. Как рассказал главный дирижер театра Артём Макаров, такой звонок появился в 2014 году с открытием театра после реконструкции перед проведением в Уфе саммитов стран ШОС и БРИКС. В преддверии этого исторического события тогдашний худрук театра, известный дирижер Валерий Платонов поручил сделать аранжировку на синтезаторе своему сыну Андрею Платонову.
Театральный звонок
в Башкирском театре оперы и балета
Песня «Салават» постоянно звучала в эфире башкирского радио, проводилась также радиотрансляция оперы «Салават Юлаев». Неудивительно, что первая строчка мелодии песни «Салават» в 1962 году стала позывными башкирского радио. По воспоминаниям радийщиков, запись, скорее всего, была сделана с подачи музыканта и звукорежиссера Владислава Пищальникова. В данной версии мелодия звучит лирически, разворачивается неторопливо, задумчиво. Благодаря тембру вибрафона звук словно плывёт,отзывается загадочным эхом славных, давно минувших дней башкирского народа. Знаменитое «Өфө һөйләй» («Говорит Уфа»), звучавшее каждый раз следом за позывными, помнят миллионы слушателей.
Позывные Башкирского радио
Бюст Салавата Юлаева. Скульптор Тамара Нечаева
Песня «Салават» и сегодня звучит на башкирской эстраде. В прежние годы этот вариант песни исполняли думбырист-фольклорист Риф Сулейманов, солист Башкирского театра оперы и балета Хабир Галимов, артист Башкирской государственной филармонии Венер Мустафин. В сольном исполнении на профессиональной эстраде песня звучит героически — в быстром темпе и с энергичным аккомпанементом.

В наше время данный вариант песни «Салават» можно послушать в исполнении многих профессиональных и самодеятельных артистов, ансамблей, часто ее поют дети. В песне культовой башкирской группы «Караван-сарай» «Ай-һай Салауат» (музыка Артура Туктагулова, стихи Рами Гарипова) в проигрыше также используется одно проведение куплета народной песни «Салават».

Так песня, посвященная национальному герою башкир Салавату Юлаеву, не только сохранилась в сердцах людей, передаваясь из поколения в поколение, но и сегодня продолжает вдохновлять композиторов, исполнителей и слушателей.
Список литературы:

1. Галин С.А. Народной мудрости источник. – Уфа, 2007.

2. Галина Г.С. Башкирская народная музыка: Учебное пособие. – Уфа, 2013.

3. Идельбаев М.Х. Сын Юлая Салават. – Уфа, 1994.

4. Ишмуратова Л.К. Традиции народной музыкальной драмы в операх З. Г. Исмагилова: дипломная работа. – Уфа, 2002.

5. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. – Москва, 1965.

6. Идея свободы в жизни и творчестве Салавата Юлаева: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения Салавата Юлаева. – Уфа, 2004.

7. Салават Юлаев. Энциклопедия. – Уфа, 2004.

8. Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. − Уфа, 1995.

9. Харисов А.И. Салават в башкирских народных песнях / Салават-батыр навечно в памяти народной: сб. документов и материалов. – Уфа, 2004.



Фото из архива ИА «Башинформ», Башкирского государственного театра оперы и балета, Национального музея РБ. Видео из архива ГУП ТРК «Башкортостан». Верстка – Рената Вахитова.

© Лейла Аралбаева, автор-составитель, 2021.