Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирская народная песня «Тафтиляу» («Тевкелев»)
Бурлит, кипит вода реки Идели ,
Нет, Тевкелевым не найти здесь брода.
И сколько б Тевкелевы ни пытались,
Не задушить им чаянья народа!
Чернеют сосны на отвесных скалах,
Закатные ветра им ветви гнут…
Проклятие я высеку на камне,
Когда-нибудь потомки пусть прочтут…

Из песни «Тафтиляу»
Башкирская историческая песня «Тафтиляу»
В исторических песнях изобличаются бесчинства и произвол царских «усмирителей», жестоко подавлявших освободительное дви­жение народа. Особый интерес представляет песня «Тафтиляу» («Тевкелев»). Кутлу-Мухаммед Мамешев (после принятия христианства Алексей Иванович Тевкелев, царский сатрап, отличился неслыханной жестокостью в подавлении башкирского восстания 1735–1740 годов: он применял массовые казни, дотла сжигал аулы, за что получил повышение в чине. Об этом и говорится в песне. Народ выразил в ней свою ненависть и презрение к кровожадному душителю свободы и навеки проклял его имя.
История башкирского народа хранится в его песнях
Башкирская народная песня «Тафтиляу» и ее варианты были впервые записаны этнографом Сергеем Гавриловичем Рыбаковым и опубликованы в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». Несколько разных вариантов песни были записаны Газизом Салиховичем Альмухаметовым, Хусаином Файзулловичем Ахметовым, Мухаметшой Абдрахмановичем Бурангуловым, Раифом Лутфулловичем Габитовым, Львом Николаевичем Лебединским, Фанузой Аитбаевной Надршиной, Камилем Юсуфовичем Рахимовым, Иваном Васильевичем Салтыковым и др.

Песня имеет лирико-драматический характер. Ее мелодия отличается переменностью метро-ритмической структуры, пентатоникой мажорного наклонения. Песня орнаментирована внутрислоговым опеванием, что придает мелодии красочность, выразительность, широту распева.

Песня в репертуаре музыкантов Азата Аиткулова, Рахматуллы Буляканова, Адигама Искужина, Расуля Карабулатова, Сулеймана Абдуллина, Абдуллы Султанова, Гали Хамзина, Рамазана Янбекова, Альберта Шагиева и многих других.

Обработки песни для голоса и фортепиано проводились композитором
Айратом Кубагушевым, для курая – Гатой Сулеймановым.
Крутые скалы на берегах Идели,
Здесь Тевкелев отдал приказ на бойню.
Огонь, что сжег башкирские деревни,
Позолотил полковника погоны.

Трет жесткое седло бока гнедого,
Седлу не больно, а коню терпеть.
Полковник Тевкелев карал башкир жестоко,
Зачем ему чужой народ жалеть?

Лишь ветерком развеются туманы,
Лишь песнею утешится душа;
Полковник Тевкелев оставил путь кровавый,
И память обо всем еще жива.

Бурлит, кипит вода реки Идели ,
Нет, Тевкелевым не найти здесь брода.
И сколько б Тевкелевы ни пытались,
Не задушить им чаянья народа!

Чернеют сосны на отвесных скалах,
Закатные ветра им ветви гнут…
Проклятие я высеку на камне,
Когда-нибудь потомки пусть прочтут…
Иҙел буйҡайҙары, ай, ҡаялыҡ –
Полковник Тәфтиләү яу урыны.
Башҡорт илкәйҙәрен утҡа тотҡас,
Алтынланды уның яурыны.

Аҫтындағы эйәр атҡа тейер,
Эйәре лә белмәҫ, ат белә.
Тәфтиләүҙең ҡылған, ай, ҡәһәрен
Үҙе белмәһә лә, ил белә.

Ел елләмәй томан, ай, асылмаҫ,
Йыр йырламай күңел асылмаҫ.
Полковник Тәфтиләү түккән ҡандың
Асыуҙары тиҙ үк баҫылмаҫ.

Ҡайнап ҡына аҡҡан Иҙел аша
Тәфтиләүҙәр кисеү таба алмаҫ.
Ир-егеткәйҙәрҙең, ай, өмөтөн
Тәфтиләүҙәр генә быуа алмаҫ.

Ҡара ла ғына урман ҡая бите,
Шаулайҙыр ҙа кисен, ел саҡта.
Ташҡайҙарға соҡоп яҙҙым ҡарғыш,
Ейәндәрем уҡыр бер саҡта.

Слова и ноты башкирской народной песни «Тафтиляу» («Тевкелев»)
Башкирская народная песня «Тафтиляу». Исполняет на курае Народный артист Республики Башкортостан Расуль Карабулатов
Башкирская народная песня «Тафтиляу». Исполняет на скрипке Айгуль Шаяхметова
Тевкелев жестоко усмирял башкирские восстания

Алексей Иванович Тевкелев (настоящее имя Кутлу-Мухаммед мурза Тевкелев) (1674–1766 гг.) – мурза старинного рода Тевкелевых. По происхождению татарин, и настоящее имя его Кутлу-Мухаммед Мамешев.

Тевкелев основал около 20 крепостей, среди них Челябинск, Орск и другие. В 1755 году указом императрицы Елизаветы Петровны ему присвоили звание генерал-майора.

Во время подавления башкирского восстания 1735–1740 годов отличался особой жестокостью по отношению к восставшим. В 1735 году казнил представителей башкир Казанской и Ногайской даруг (дорог), которые были направлены в Уфу для ознакомления с указами. 19 января 1736 года Тевкелевым с командой в 2000 солдат и служилых людей была уничтожена деревня Сеянтус, относимая к Балыкчинской волости Сибирской дороги. В январе 1736 года отряды под командованием Алексея Ивановича сожгли около 50 башкирских деревень на территории Сибирской дороги, было убито около 2 тысяч человек. Всего за март–апрель 1736 года силами во главе с Тевкелевым было сожжено 503 деревни, убито не менее 3042 человек, а за весь 1736 год, по оценке А.И.Румянцева – не менее 10 тысяч.

Но казни и поджоги не могли остановить борьбу, подавить стремление вольнолюбивого народа к свободе. Даже в такой обстановке народ сумел сберечь и сохранить оптимизм и веру в свою правоту:
Бурлит, кипит вода реки Идели ,
Нет, Тевкелевым не найти здесь брода.
И сколько б Тевкелевы ни пытались,
Не задушить им чаянья народа!

Умер Тевкелев незадолго до начала пугачевского бунта. И вовремя, ибо «заслуги» в освоении края башкиры особенно ему не простили бы. Хутор его вблизи Оренбурга, на берегу Сакмары 1 октября 1773 года был разгромлен Пугачевым. Сын его секунд-майор Осип был зверски убит. Из верноподданнических побуждений уже как Юсуп Тевкелев он возглавил башкирский отряд, направляемый против «мужицкого царя». Башкиры переметнулись, конец их командира, да еще сына «злого мурзы», был предопределен. Кстати, до сих пор башкиры помнят о зле, которое причинил их предкам Тевкелев. Когда выступают с предложениями увековечить его имя в названии улицы или поставить памятник в городе, который, якобы он основал – Челябинск, память о том зле вспыхивает мгновенно.

В народной песне, целостность которой достигается синтезом поэтического текста и мелодии, заложена особая сила идейно-эстетического воздействия. Русские краеведы и этнографы, интересовавшиеся бытом и культурой башкир, высоко оценили их музыкально-поэтическое творчество. Музыкант-этнограф С. Г. Рыбаков, который в конце XIX в. очень много сил вложил в собирание и изучение башкирских народных песен, писал, что они «музыкальны, эффектны и дышат какой-то особенной ширью и размашистостью; веет от них своеобразной прелестью и чувствуется стремление к чему-то неопределенному, мечтательному… В содержании башкирских песен заметен элемент житейской философии, склонность к философским взглядам на вещи».

Сергей Гаврилович Рыбаков
Этнограф, фольклорист. Внес вклад в развитие историографии, краеведения, фольклористики и музыкальной этнографии.
Башкирская народная песня «Тафтиляу»
Исполняет народный артист Республики Башкортостан Альберт Шагиев
Жемчужина башкирской народной песни

Озон-кюй (башкирское оҙон көй, от башкирского оҙон – долгий, көй – напев, мелодия), долгая протяжная пеcня – является вершиной певческого искусства башкирского народа. В текстах песен всесторонне отражается мир мыслей и чувств башкирского народа. Они отличаются драматизмом и психологической глубиной. Для мелодий озон-кюйсвойственны виртуозность и импровизационность. Их стилевыми особенностями являются: развернутость и большой диапазон (до двух октав и выше), широкая распевность и богатая мелодическая орнаментика. Форма напева озон-кюй – мелодический период, охватывающий полустрофу поэтического текста. Мелодический период чаще всего складывается из двух связанных со стихотворными строками предложений, которые, в свою очередь, расчленяются на музыкальные фразы.

По жанрово-тематическому признаку озон-кюй делятся на два вида песен.
Лироэпические: о борьбе против колониального гнета («Урал», «Салават»), об армейской службе и военных походах («Уйыл», «Армия», «Эскадрон»), о кантонных начальниках («Кулуй-кантон», «Абдулла-ахун», «Азамат-кантон»), о беглецах и ссыльных («Бейеш», «Буранбай», «Шагибарак»).
Лирические: о природе («Хандугас», «Камалек»), о социальном неравенстве («Мал»), о женской доле («Таштугай», «Гильмияза», «Зульхиза»), о любви («Салимакай»), о жизни («Калды», «Прожитая жизнь»).

Озон-кюй традиционно исполняются в сопровождении курая и имеют инструментальные (курайные, реже скрипичные) версии.

Исполнение озон-кюй предваряется легендой – историей песни, которая разъясняет содержание и эмоционально подготавливает слушателей. Искусству протяжного пения обучаются с детства. Одним из главных условий развития озон-кюй и становления йыраусы являлись состязания певцов и кураистов, проходившие на народных собраниях –йыйынах.

Среди певцов, исполняющих протяжные песни, преобладают высокие мужские (теноры) и женские (сопрано) голоса. Выдающиеся исполнители башкирского озон-кюй – Газиз Альмухаметов, Мухтар Баимов, Магафур Хисматуллин, Флюра Кильдиярова, Абдулла Султанов, Мухаметьян Казакбаев, Рамазан Янбеков и другие.

Историчность в той или иной мере присуща всем песням, потому что они, к какой бы группе не были отнесены, – плод определенного исторического отрезка времени. В песне так или иначе отразились особенности социально-политической и культурно-бытовой жизни определенной эпохи, в ней выражены характерные для своего времени переживания и мечты человека, его взгляды и отношение к жизни. С этой точки зрения все песни, которые заслужили право сохраниться в памяти народа, переходить от одного поколения к другому, – исторические.

Каждое значительное историческое событие и причастные к нему личности находили свое отражение в песнях. Иван Иванович Лепехин писал, что он с удовольствием слушал певца, который «пел славные дела своих предков, между коими Алдар, Карасакал, Кильмяк, Кусюм и прочие». Эти песни не дошли до нас.
В материале использованы видеозаписи:
  1. Отрывок из музыкального фильма «Сеянтус». Режиссер: Рияз Исхаков, производства студии «Р.И.Продакшн», 2010 год.
  2. Юбилейный концерт Народного артиста РБ Расуля Карабулатова (50 лет) в ГКЗ «Башкортостан» 10 ноября 2018 года. Производства Башкирского спутникового телевидения.
  3. Видеоклип: Скрипка, Айгуль Шаяхметова.
  4. Выступление Народного артиста Башкортостана Альберта Шагиева производства студии «Mega Media».
Литература:
  1. Башкирская энциклопедия. Уфа. 1996.
  2. Башкирские народные протяжные песни / сост. Л. К. Сальманова. — Уфа, 2007.
  3. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман. — СПб., 1897.
  4. Башkорт халыk ижады: Йырзар. 1-се китап. — Өфө, 1974.
  5. Очерки по истории Башкирской АССР. Башкирское книжное изд-во, 1956.
Также использованы фотографии Национального музея Республики Башкортостан и кадры из фильма «Сеянтус» производства студии «Р.И.Продакшн».

Автор лонгрида: Сальман Ярмуллин.