Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Просто песни под курай?
Озон-кюй – башкирское музыкальное наследие.
Озон-кюй – это история народа, выраженная в чудесном сплетении звуков курая и лирических напевов. Прочувствовать всю боль, которую пережил башкирский народ на пути становления, можно в множестве произведений этого жанра.
На протяжении веков озон-кюй сохранял свое назначение высшего, «элитарного» жанра, доступного лишь подлинным мастерам. Полноценная исполнительская реализация башкирских протяжных песен предполагает не только наличие незаурядных природных
певческих данных, но и одухотворенности внутренней,
личностной «ауры» исполнителя, его приверженности национальному мелосу и традиционным формам
песнетворчества.
Кто пел?
Певцы оттачивали свое мастерство в ходе специальных состязаний певцов и кураистов, проходивших на народных собраниях – йыйынах.
Среди певцов, исполняющих протяжные песни,
преобладают высокие мужские и женские голоса.
И тому есть множество причин. Одна из которых — это диапазон. Во все временя озон-кюй давался только весьма талантливым певцам. Диапазон их голоса должен был насчитывать от двух октав и выше.
Кроме этого, на формирование озон-кюй у башкир повлиял курай, что выразилось в ладозвукорядном строе песен, в размашистых, резких интонационных скачках, в «мелизматических пробегах» инструментального характера. Так же исполнитель должен был обладать невероятным талантом рассказчика. Ведь каждая песня должна была предваряться историей.
Строго говоря, история являлась основой изложения произведения, а озон-кюй становился некоей жемчужиной, призванной передать эмоциональную составляющую рассказа.

Башкирская народная песня озон-кюй "Уйыл". Исполняет Рамазан Янбеков
Про что пели?
Почти все известные дошедшие до нас произведения этого жанра были написаны под влиянием драматических исторических событий, происходивших с башкирским народом.
Более того, искусство озон-кюй формировалось в результате развития стиля профессиональных плакальщиц. Но, разумеется, смысл этих песен
был намного глубже. Анализ содержания озон-кюй дает богатый материал для историко-социологического изучения прошлого башкирского народа. Озон-кюй выполнял важную роль духовной консолидации башкирских племен, выражая чувства всего народа. Широкий выбор песен позволял петь ее по настроению,
по случаю.
Поет выдающийся народный певец Абдулла Султанов. Фото Ивана Пустовалова.
По жанрово-тематическому признаку
озон-кюй делятся на:
Лиро-эпические
- о борьбе против колониального гнета: «Урал», «Салават»;
- об армейской службе и военных походах: «Арме», «Эскадрон»;
- о кантонных начальниках: «Кулуй-кантон», «Абдулла-ахун», «Азамат-кантон»;
- о беглецах и ссыльных: «Бииш», «Буранбай», «Шагибарак»;


Лирические
- о природе: «Хандугас», «Камалек»;
- о социальном неравенстве: «Мал»;
- о женской доле: «Таштугай», «Гильмияза», «Зульхиза»;
- о любви: «Салимакай»;
- о жизни: «Калды», «Прожитая жизнь».
Это песня?
Называть песней озон-кюй было бы неправильно.
"Озон-кюй в широком смысле – совокупность стилевых приёмов, выработанных многовековой художественной практикой, когда создатель напева был и его первым исполнителем, а мастерство импровизации в пределах эстетических норм, выработанных традицией, лежало в основе музыкального фольклора. В более узком смысле под озон-кюй подразумевается медленная, протяжная песня в свободно пульсирующем ритме, метрика которой определяется строфичностью башкирской поэзии. Благодаря своему интенсивному, свободному в ритмическом и мелодическом развитии характеру, озон-кюй в целом ряде случаев выходит за рамки песни и становится по многим жанровым признакам вокальной поэмой".
Мажит Алкин
Башкирский певец, педагог, исследователь.
История становления
озон-кюй
Профессиональные плакальщики развили этот жанр, но в основе жанра все равно лежали обрядовые произведения.
Именно напевность показывает огромный исторический путь развития,
который прошла протяжная песня озон-кюй от бытовой обрядовой до лирической. Несмотря на тесные родственные связи с народами Средней Азии и Поволжья, башкирский озон-кюй
не имеет даже приблизительных аналогов в их культуре.

Первые ростки лирической песенности восходят, очевидно, еще к тому периоду в развитии общинно-родового строя, когда в искусстве преобладало его прикладное назначение – трудовое и производственно-обрядовое. На определенном историческом этапе, с изменением текста при сохранении привычных оборотов напева, начинается высвобождение песни из обрядовой оболочки.

Отрываясь от обряда, песня теряет свое прикладное значение и в какой-то мере становится самоцелью, определенным выражением лирического чувства.
Вместе с развитием лирики в народной песне стал преобладать напевный стиль с более широким движением мелодии и определенными музыкальными мотивами.
Самое известное произведение
ОЗОН-КЮЙ «УРАЛ»
ОДНО ИЗ САМЫХ
ИЗВЕСТНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, СВОЕГО РОДА ГИМН БАШКИРСКОГО НАРОДА.

Его отличает высокий неподдельный патриотизм, идея святой обязанности каждого башкира умереть, но отстоять землю предков – Урал.
Урал в песне – это символ не только одноименных гор, а всего исторического Башкортостана, родины башкир. Стало традиционным начинать высокие собрания башкир, йыйыны с исполнения этой песни или мелодии. По легенде, возникновение песни «Урал» относят к периоду XIV–XVI веков. В песне отражены исторические события, связанные с образованием союза семи башкирских племён, отсюда её первое название — «Ете ырыу» («Семь родов» или «Семирод»).
Существует версия о том, что автором песни был и другой известный сэсэн – Айдар Баик сэсэн. Есть вариант этой песни, приписываемый ему, это дает основание утверждать, что уже к XVIII веку песня была известна не только на юго-востоке, но и северо-востоке Башкортостана.
Во времена колонизации края, в период башкирских восстаний XVII–XVIII вв.,
ведущей темой песни стала защита родной земли и прославление
безымянных батыров, основным лейтмотивом — призыв к
борьбе против колониального и социального гнёта.

Күгәрепкәй ятҡан Урал
тауы —
Ата-олатайҙарҙың да төйәге.
Ерен-һыуын һаҡлап ҡорбан булған
Шунда ята батырҙар һөйәге.
Ай, Уралым, һинән ҡырҡып алһам
Ат ҡыуырҙай яңғыҙ ҙа талдарың,
Тамып та ғына ҡала, ҡырҡҡан саҡта,
Яуҙа улгән батыр ҙа ҡандары.
Уралдан ғына бейек, ай, тау булмаҫ,
Уралҡайҙы һөймәҫ тә йән булмаҫ.
Үҙ илкәйе өсөн ҡорбан булған
Ир-егеттең ғүмере йәл булмаҫ.
Урал да ғына Урал, ай, тиһегеҙ,
Урал ғына буйы ҡыҙырым сауҡа икән.
Уралҡайҙы маҡтап бер йырлаһаң,
Күңелдәргә үҙе лә зауҡы икән.
Яҡшы атҡа менеп, ҡулына алған
Уҡ-һаҙаҡҡай тигән ҡоралын,
Аямаған йәнен, түккән ҡанын,
Һис бирмәгән башҡорт Уралын.
Синея, лежит гора Урал —
Отцов-дедов край.
Свою землю-воду защищая, жертвой павших,
Там лежат батыров кости.
Ай, мой Урал, если у тебя, срезав, возьму,
Чтобы погонять лошадь, одну твою иву (прут),
Капает, когда срезаешь,
В бою погибших батыров кровь.
Урала выше, ай, горы не будет,
Урала не любящей души не будет.
За свою страну жертвой павшего
Мужа-джигита жизни жалко не будет.
Урал, вот так Урал, ай, говорите вы,
Вдоль Урала – молодой березняк.
Урал восхваляя, если запоешь,
Для души само по себе наслаждение.
Оседлав хорошего коня, взяв в руки
Стрелы-колчан,
Не жалел душу свою, проливал кровь свою,
Никому не отдавал башкир свой Урал.
Современность
озон-
кюй
В настоящее время регулярно проводятся
конкурсы башкирской протяжной песни озон-кюй.
За звание лучшего исполнителя озон-кюй могут побороться
все желающие, без ограничения возраста и рода
занятий, не имеющие специального
вокального образования.
К участию также допускаются студенты первого и второго курсов вокальных отделений средних специальных учебных заведений.
К конкурсантам предъявляются достаточно жесткие требования. Каждый из них не только должен иметь в своем репертуаре не менее 20 обязательных по программе озон-кюй, но и знать историю каждой песни.
К обязательным песням обычно относят: «Урал», «Буранбай», «Эскадрон», «Тафтиляу», «Хандугас», «Ашкадар», «Зульхиза», «Гильмияза», «Таштугай», «Кулуй-кантон», «Азамат», «Гайса», «Салават», «Ерэн кашка», «Кахым-туря», «Сибай», «Караван-сарай», «Бииш», «Салимакай», «Шаура», «Залифакай», «Камалек», «Мадинакай», «Зульхабира», «Арме», «Хыр», «Агидель агын хыу»,
«Туман», «Баяс», «Ильяс», «Шафик».
Межрегиональный конкурс исполнителей башкирской протяжной песни «Оҙон көй». Организаторы конкурса - Министерство культуры Республики Башкортостан; Республиканский центр народного творчества; администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
КАК ПОСЛУШАТЬ?
Популярные исполнители озон-кюй
Использованная литература:
  1. Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. – Москва, 1965.
  2. Ихтисамов Х. С. К вопросу о формообразующей роли ритма башкирской протяжной песни озон-кюй: О цикличности ритмического развития //Науч.-метод. записки. Вып. I. – Уфа, 1973.
  3. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. – СПб., 1897.
  4. Рыбаков С. Г. О народных песнях татар, башкир и тептярей. Живая старина. – СПб., 1894.
  5. 400 башкирских народных песен /Сост.: Ф. Камаев, Н. Шункаров. – Уфа, 2011. – 400 с.
  6. Сулейманов Р. С. Жемчужины народного творчества Урала. – Уфа: Китап, 1995. – 248 с.

© Газизов Р.Ф., автор-составитель, 2019