Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
БАШКИРСКИЙ НАГРУДНИК
Сакральное значение башкирского нагрудника
Нагрудник – это женское традиционное украшение, дополнение к праздничной и повседневной одежде. В нагруднике как украшении заложена глубокая философия башкирской мифологии. По народным поверьям, душа человека находится в области щитовидной железы. Поэтому нужно было оставить «вход» у горловины, чтоб к душе пропустить добрые силы, и поставить защиту от злых чар в виде узоров-оберегов, кораллов, монет.
Верхняя часть нагрудника вышивалась плотно расположенными кораллами, образующими ромбы, круги и полукружья. В центре таких кругов могли разместить ракушку – ҡортбаш, что означало «глаз дракона» – оберег от злых духов, полукруги из коралловых нитей были намеком на солярный знак, означающий солнце, энергию, жизнь.

Подбор материалов для украшений у башкирских женщин был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону – способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Алые бусинки кораллов символизируют зарождение, начало новой жизни.
ИСТОРИЯ НАГРУДНИКА
Нагрудные украшения являлись дополнением к праздничной, ритуальной и повседневной женской одежде, сообщает «Башкирская энциклопедия». Нагрудники надевали на платье (күлдәк) или камзол. Украшения состояли из плотной основы — сукна или тонкого войлока, — обшитой красной тканью, на которую нашивались кораллы, бисер, раковины-каури, монеты. Тяжёлые нагрудники — весом до 5-6 кг — с большим количеством кораллов и монет в основном носили замужние женщины. Украшением девичьего костюма в основном служили ожерелья из сплетённых коралловых нитей.

В книге Светланы Шитовой «Башкирская народная одежда» сообщается, что этнографы неоднократно подчеркивали социально-знаковую функцию украшений. Монеты, кораллы и другие предметы роскоши, нашитые на нагрудники, являлись показателем обеспеченности семьи, свидетельствовали об определенном месте человека в обществе. Несмотря на дороговизну нагрудников — некоторые из них в конце XIX века приравнивались по стоимости цене лошади или коровы — они были многочисленны еще в начале прошлого века. Многие оказались в музейных фондах.
Назывались нагрудники по-разному: селтәр, саҡал, һаҡал, яға, муйынса, башкиҙеү, алмиҙеү и пр. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани.
Юго-восток и юг
Особенности нагрудника юго-восточных и южных башкир — селтәр:

• Массивная вытянутая трапециевидная форма.

• У шеи имеется вырез.

• Широкий пришивной пояс и лямки, поддерживающие украшение.

• В верхней части нагрудника кораллами выкладывался плотный узор в виде кругов и полукружий. Края обшивались монетами.

• Средняя часть обозначалась по уровню талии несколькими горизонтальными рядами монет.

• Нижняя часть состояла из коралловой сетки, которая завершалась коралловой бахромой (бахрома – это короткие снизки коралла с монетами на концах тояҡ).

• Закрывал грудь и спускался ниже талии на 15–20 см.
В нагрудных украшениях юго-востока преобладали кораллы в сочетании с монетами. Нагрудники данного вида, с тремя-четырьмя рядами монет у талии, носили башкиры-бурзяне, тангауры, усергане — преимущественно южные районы этой территории.
Восточное Зауралье
Нагрудник севера Учалинского района, Челябинской и Курганской областей — яға:

• Трапециевидная форма: украшение, закруглённое вверху и слегка расширяющееся книзу.

• Края обшивались рядами монет, кораллами.

• В верхней части грудки монеты нашивались ярусами, с боков — несколькими заходящими друг на друга столбцами. Помимо монет использовались ювелирные медальоны, перламутровые кружки, сердоликовые пластинки.

• Средняя часть нагрудника украшалась сеткой из кораллов, монетами, сулпы и подвесками из нашитых на тесемки-шнуры (бау) крупных монет и блях. Обычно шнуров было пять-семь, редко больше. Таким способом достигался шумовой эффект при ходьбе и особенно в танцах.
На талии нагрудник придерживался поясом. В прошлом веке и ранее нагрудник яға в восточном Зауралье носили вместе с наспинником (иңһәлек). Он зашивался мелкими монетами, бляхами, кораллами, раковинами-каури. Как и на нагруднике, к наспиннику прикреплялась коралловая сетка с бахромой. Завершался наспинник тремя язычками, покрытыми перламутровыми пуговицами, кораллами, бусами, монетками. С нагрудником это украшение соединялось лямками, с которых спускалось коралловое оплечье с бахромой.
Северо-восток
Нагрудник северо-восточных, айских, юрюзаньских, верхне-уфимских районов — муйынса:

• Небольшого размера. Представляет собой кусок шерстяной домотканины трапециевидной формы, покрытый бумажной темной тканью с выемкой для шеи и закругленным нижним краем.

• Тканевая поверхность обшивалась монетами чешуевидным узором, иногда украшалась бусинками, редко — кораллами.

• Нижний ряд состоял из рублевиков, штампованных блях, выше помещались мелкие монеты.

• Край нагрудника мог быть обшит позументом, цепочками, украшен перламутровыми или разноцветными стеклянными пуговицами.

• Имелись шнурки для закрепления муйынса на шее.
• Иногда среди монет прикреплялись ювелирные медальоны со вставками из синего, красного, зеленого стекла.

• Большое внимание уделялось поясу нагрудника. Его узорно прострачивали, вышивали серебряной нитью, украшали аппликацией из разноцветных уголков, расположенных рядами вдоль пояса.

«Возможно потому, что украшения с берегов Ая, Юрюзани и Верхней Уфы были менее красочны, чем южные и восточные, их не оказалось в старых музейных коллекциях. Лишь в конце 50-х годов в Государственном музее этнографии в Санкт-Петербурге появилось два таких нагрудника. В настоящее время муйынса есть и в музее археологии и этнографии Уфимского научного центра», — говорится в книге Светланы Шитовой.
Юго-запад
Нагрудник юго-западных башкир ‒ саҡал, һаҡал.

Саҡал встречался в приуфимских районах, в бассейне реки Демы и у ток-чуранских (оренбургских) башкир:

• Размеры нагрудника были разными. Иногда он спускался ниже пояса.

• Край обрамлялся в несколько рядов коралловыми нитями; полоса кораллов обводилась витой цепочкой. К краю нагрудника прикреплялись бубенчики, сердоликовые шарики на металлическом стерженьке. Многие украшения (бубенчики, сердоликовые подвески, куполообразные бляхи, кораллы) привозились из Средней Азии.

В правобережье Белой в долине реки Зилим у табынцев и лесных кыпчаков закругленный снизу нагрудник һаҡал, по сравнению с дёмским, имел более дробное композиционное построение:

• Имел слегка расширяющуюся к низу, лопатообразную форму.

• Сохранялось обрамление края кораллами, украшение бубенчиками и шариками.
• Центральное поле делилось на две части горизонтальной коралловой полосой.

• Нижняя часть, как и на Дёме, была покрыта монетами и круглыми бляхами.

• Верх зашивался в определенном порядке кораллами.

• Между снизками оставлялось место для подвесок из крупных монет, сердоликовых пластин, перламутровых кружков.

• Обязательными были две крупные бляхи, прикрепленные симметрично с обеих сторон груди.

• Кораллами обводился пришивной воротник-ожерелье.

Ближе к Инзеру нагрудник, сохраняя тот же орнаментальный порядок, приближался по форме к восточным и южным прямоугольным украшениям, появлялась понизу коралловая бахрома.

Длина нагрудников могла быть разной: доходить до пояса или же, напротив, едва прикрывать нагрудный вырез на платье (20 см в длину).
Север и северо-запад
Северные и северо-западные башкиры носили перевязи ‒ әмәйлек, дәүәт, хәситә ‒ с левого плеча под правую руку. Перевязи представляли собой трёхъярусные ожерелья из кольчатых цепочек, украшенные медальонами и монетами (һырға), съёмные воротники с длинными шумящими подвесками (яға сылбыры), тесёмки с одним-двумя рядами крупных монет (муйын тәңкәһе), бусы из янтаря (гәрәбә муйынсаҡ).

Местами вместе с перечисленными разновидностями нагрудников существовали и другие украшения. Небольшой нагрудник башкиҙеү или алмиҙеү, обшитый позументом и покрытый столбцами монет, в Бурзянском, Баймакском и соседних районах носили в прошлом девушки. В последние десятилетия он перешел в костюм пожилых женщин. Кораллы для него использовались редко, но иногда среди монет прикреплялись крупные бусины, перламутр.
В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально.
СОВРЕМЕННЫЕ МАСТЕРА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ НАГРУДНИКОВ
«Башкирская женщина, эта вечная неустанная работница, является хранительницей искусства и красоты своего народа».
Круковский М., 1909.
Пробуждая интерес к народному костюму…
Настоящей хранительницей башкирской культуры, её традиций и обычаев по праву считается уроженка Абзелиловского района Башкортостана Альбина Исхакова, 1938 года рождения. Знаменитая башкирская бабушка пробуждает интерес к народному костюму, участвуя во всех мероприятиях в национальной одежде. Она одной из первых стала восстанавливать и создавать башкирские нагрудники, сделав старинные украшения модными. Сейчас со своими коллегами «по цеху» она обучает этому искусству всех желающих.
«Родители всегда носили такие наряды, но они нам по наследству не достались, я их видела на фотографиях и все время думала: как бы вот такой наряд заиметь и как бы было неплохо, если бы мы снова начали в этих нарядах ходить», — отмечает знаменитая бабушка.
Альбина Хажимовна ведет активную общественную работу, стала одним из организаторов общества башкирских женщин, руководила клубом бабушек в центре национальной культуры «Ак тирма». В Московском доме национальностей она организовала выставку декоративно-прикладного искусства «Я люблю... Яратам». В экспозиции были представлены работы макраме, а также нагрудники в национальном стиле – селтәр, старинные и изготовленные мастерицей. В рамках выставки прошли мастер-классы по изготовлению национальных украшений.

Министерство культуры Республики Башкортостан почетной грамотой отметило большой вклад Альбины Хажимовны в сохранение культуры и традиций башкирского народа. Среди выдающихся деятелей культуры и искусства Башкортостана, общественных деятелей Альбина Исхакова пользуется неизменным авторитетом, уважением и любовью.
«Башкирскую красавицу сначала услышишь, а потом увидишь…»
Умение создавать элементы национального костюма – дань традициям народа, считает генеральный директор государственного предприятия «Агидель» РБ, занимающегося башкирскими художественными промыслами, Гузель Багаева-Каримова, уроженка Федоровского района республики. Она является создателем авторских традиционных и стилизованных украшений – нагрудников, выполненных в технике плетения бисером.
«От наших предков до нас дошло богатое наследие — традиционная одежда и украшения, которые за многовековую историю выработали свои особенности, выражающие эстетические идеалы народа. Сегодня вновь возрождается интерес к традиционным элементам одежды. Украшенные монетами и разноцветным бисером ҡашмау, селтәр, һаҡал, яға остаются самыми ценными и красивыми украшениями башкирской женщины. Говорят, что башкирскую красавицу сначала услышишь, а потом увидишь. Звук серебряных монет поднимает настроение, придает движению изящество, — говорит Гузель Багаева-Каримова. — Я переняла ремесло от мамы и бабушки. Моя мама — Багаева Халиса Шагбаловна — рукодельница с большим опытом. И бабушка Йомабика была искусной швеей. Моя мама на протяжении многих лет радует своими работами жителей республики, принимает активное участие во всех выставках декоративно-прикладного искусства. Она очень радуется, что смогла передать своё мастерство не только мне, но и своей внучке Залифе. Для меня создание башкирских традиционных украшений ‒ это не работа, это не увлечение и не хобби. Это часть моей жизни».

К дизайну и созданию украшений Гузель Багаева-Каримова подходит очень ответственно, вкладывая частичку себя.

«Поначалу изучала книги, рассматривала музейные экспонаты, затем уже на их основе начали придумывать свои. Раньше носили нагрудники, украшенные серебряными монетами, ракушками (ҡортбаш). Считалось, что они являются как бы оберегом от сглаза, защищают от злых духов. И они были тяжелые. Если не было денег, монетами из нагрудника платили налог, на их место пришивали пуговицы или ракушки. Я изготавливаю как тяжёлые нагрудники из современных монет, так и для повседневной носки полегче — украшенные натуральными камнями», — рассказывает мастерица.
Гузель Багаева-Каримова проводит мастер-классы по изготовлению как традиционных, так и стилизованных нагрудников, участвует со своими работами в выставках международного уровня, конкурсах и форумах. Нагрудники мастерицы участвуют в модных показах и фотосессиях для глянцевых журналов.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ НАГРУДНИКА
Для изготовления нагрудных украшений необходимы следующие материалы и инструменты:
Ткань-основа
За основу нужно брать темную средней плотности ткань в четыре слоя.
Поверхностная ткань
Здесь необходима однотонная хлопчатобумажная ткань только красного цвета в два или четыре слоя, в зависимости от плотности самой ткани.
Нитки
№ 35 или № 40 красного цвета, то есть строго в тон поверхностной ткани.
Иглы
Номер иглы зависит от размеров отверстий бисера и бусин.
Булавки
Желательно применять с цветными шапочками, чтобы были заметны при изготовлении сетки на подушке.
Бисер
Цвет – красный. Обязательно двух-трех размеров, так как на нижнюю часть нагрудника используется мелкий бисер, а на верхнюю – крупный.
Монеты
Желательно серого цвета с одинаковыми изображениями, в большом количестве, различных размеров.
Цепочка
Размеры: 20‒25 см, серого или желтого цвета.
Бусинки, бляхи, кораллы, раковины, металлические подвески
Ножницы
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАГРУДНИКА
Технология изготовления нагрудного украшения на примере селтәр
Последовательность работы:
1
1. Приготовить рабочее место: проверить наличие всех материалов и инструментов.
2
2. Заготовка деталей нагрудника из ткани-основы:
‒ раскроить из ткани-основы четыре прямоугольника со следующими параметрами: H = 42 см, В (нижняя) = 36 см, В (верхняя) = 25 см;

‒ раскроенные детали стачать, а затем выстегать.
3
3. Заготовка деталей нагрудника из поверхностной ткани:
‒ раскроить из красной ткани два прямоугольника с предыдущими параметрами плюс 0,5 см. Если ткань очень тонкая, то скроить четыре детали;

‒ раскроенные детали стачать, за исключением горловины и места соединения нагрудника с лямками;

‒ швы проутюжить, вывернуть и приутюжить.
1
4. Полученную деталь из ткани-основы вложить в деталь из красной ткани.
2
5. Изготовление сетки:
‒ Сетка плетется отдельно на подушке, а затем нашивается на основу.

‒ Следует приготовить иглы, булавки, красные нитки, подушку, ножницы, мелкий бисер. Измерить параметры нижней части полученной детали основы.

‒ Заправить нить в четыре слоя в иглу, закрепить на подушке, оставляя конец для последующего регулирования. Нанизать один ряд и закрепить булавкой на подушке, после чего начинать плести второй ряд: в начале ряда нанизать семь бисеринок и две для стойки, затем нить оборачивают через нить, проходящую между 2-й и 3-й бисеринками первого ряда, и обратно нить идет через стойку.

‒ Далее весь ряд нанизывают уже по 4 бисеринки и 2 для стойки. Число бисеринок в ячейках должно быть всегда четным, за исключением при повороте – там 5.

‒ Если нить заканчивается, то другие нити только прикручиваются, ни в коем случае не привязываются, так как они быстро распускаются.

‒ При плетении сетки нитки сильно не стягивать, так как при носке они будут перетираться о бисеринки и просто порвутся.
Изготовление «тояк»:
«Тояк» — это висячая бахрома с монетой в конце, захватывающая две ячейки сетки и располагающаяся по всей полосе нижнего края сетки. Ранее ширину нагрудника измеряли количеством «тояк». В среднем украшение состоит из 20‒25 «тояк».

Изготавливают «тояк» сразу по окончании сетки, не обрывая нить.

Нанизывают 8 бисеринок (самое оптимальное число, так как если брать 10‒12, то «тояк» получится длинным и при постоянном качении нити будут перетираться и рваться) плюс 2, затем монету (обмотать дважды) и обратно через 8 бисеринок. Далее нанизать 2, нити закрепляют в середину 1 ячейки последнего ряда сетки и обратно через последнюю бисеринку. Образовывается кисть. И так до конца сетки.

Бисер для выполнения «тояк» отбирается самый ровный и красивый, а монеты должны быть все одинаковые.
1
6. Изготовленную сетку нашиваем на основу. «Тояк» должен располагаться за пределами основы, то есть «в воздухе».
2
7. Над сеткой нашить 5 рядов монет в форме чешуи, при этом каждый ряд слегка накладывается на другой.
3
8. По краям изделия верхней части вышить бисером швом «вприкреп» по 3 ряда, параллельно и плотно расположенных друг к другу, по краям; над рядами монет – 4 ряда; область горловины – 2 ряда.
4
9. Вплотную и параллельно рядам из бисера в области горловины нашить цепочку незаметными стежками.
5
10. Вдоль цепочки нашить мелкие одинаковые монеты.
6
11. Параллельно рядам из бисера, расположенным по краям, нашить монеты разных размеров по возрастающей, при этом накладывая их друг на друга.
7
12. Незаполненное поле вышить бисером швом «вприкреп» по диагонали, то есть в форме елочки.
8
13. Готовое изделие осмотреть, удалить нюансы.
Видеоурок от мастерицы Гузель Багаевой-Каримовой по изготовлению традиционных и стилизованных нагрудников.
Тема: Сетка из бисера ‒ основа нагрудника селтәр. На видео: принцип плетения сетки из бисера.
НАГРУДНИКИ И СОВРЕМЕННАЯ МОДА
Жительница Башкирии Инзира Хабибрахманова – юрист, преподаватель одного из ведущих вузов республики, а также дизайнер-бизнесмен – возродила популярность национального украшения, разработав этно-футболки. Для современных женщин и девушек выпускаются трикотажные рубашки с принтом в виде настоящего башкирского нагрудника.
«Сейчас происходит усиление этнической идентификации на фоне ослабления традиционной национальной бытовой культуры. На протяжении всей истории человечества одежда является одним из значимых элементов оформления внешности человека, которая может дать представление о его социальной принадлежности, культурном и этническом статусе, уровне материального достатка, говорит Инзира Хабибрахманова.Я всегда хотела носить башкирский нагрудник как можно чаще, ведь он очень красивый. Но он и тяжелый — около трех-пяти килограммов. Такой я носила исключительно по праздникам, и после у меня очень болела шея. Всегда хотелось иметь элемент в одежде, который мягко подчеркивает национальность, отражает историю моего народа. Первую футболку с нагрудником сделала себе в марте 2016 года – друзьям и знакомым, даже случайным прохожим она пришлась по душе. Люди стали просить меня сделать такие же футболки. Потом возникла коллекция из восьми видов, которая продолжает пополняться».

Интерес и спрос на этно-футболки есть. Основная целевая аудитория, конечно, женщины. Молодые девушки берут чаще. Много футболок берут в подарок. Например, увозят друзьям и родственникам, живущим за границей. Есть и коллективные заказы, рассказывает собеседница.
С коллекцией этно-футболок можно ознакомиться
в Instagram на странице maturufa.

Технология изготовления не сложная и занимает порядка 40 минут: разрабатывается компьютерный дизайн и на хлопчатобумажной футболке с покрытием печатается рисунок нагрудника. За основу берутся настоящие нагрудники, которые производят в Абзелиловском районе. Фото для печати будущих принтов Инзира Шамсулловна делает сама. Фотопринт практичен и износостоек.
«Мастеров по изготовлению нагрудников очень много. И с каждым годом все больше. Изготовление нагрудных украшений стало модной тенденцией, что очень отрадно. Для меня самое важное — популяризация башкирской культуры. Я изучаю национальные костюмы народов мира, историю моды, тренды, в том числе этно- и эко-моду. Некоторые национальные костюмы невероятно красивы. Костюм не просто следует за изменениями в обществе, а чаще всего предвещает будущее. Таким образом, современная одежда должна не просто имитировать национальные черты, а креативно их преображать», - отмечает она.

По мнению собеседницы, в одежде испокон веков отражались особенности хозяйства, рост и развитие экономики и даже особенности семейного быта. Национальный костюм башкир не просто данность, а воплощение многовековой истории и традиций, отражение образа жизни и характера народа.
НАГРУДНИК В БРОНЗЕ
Башкирский нагрудник запечатлен в одном из самых главных республиканских памятников – Монументе Дружбы. Памятник возвели в честь 400-летия присоединения Башкортостана к России. У основания монумента находятся две бронзовые фигуры - русской и башкирской женщин. Они показаны величаво сидящими по разные стороны от «меча», вполоборота друг к другу. В руках женщины протягивают лавровые венки, считающиеся символом мира. Они символизируют собой Россию и Башкирию.

По данным портала ufa-gid.com, фигуру русской женщины скульптор Михаил Бабурин лепил со своей дочери, а чтобы выразить в бронзе национальный башкирский характер, он вместе с помощниками ездил по аулам. Были сделаны натурные зарисовки, отобрано самое характерное, типичное. Тем не менее моделью для фигуры женщины-башкирки, входящей в ансамбль памятника, скульптор выбрал педагога московского вуза Зухру Муратову – уроженку Уфы. Сначала она отказывалась, но все же согласилась – позировала четыре месяца.
Платье башкирской женщины украшает нагрудник. По словам автора книги «Башкирский костюм: Технология. Конструкция. Декор» Айгуль Камалиевой, украшение похоже на стилизованный нагрудник.

«Скорее всего, это стилизованный нагрудник, но точно не могу утверждать. Я видела очень много нагрудников. Было бы сложно отлить традиционный нагрудник, сделанный по всем историческим канонам. Но это точно нагрудник — длина у него до талии, прикрывает грудь, а выпуклостиэто так изобразили монеты. Как правило, нагрудники бывают с чешуйчатой зашивкой — все сшивается целиком, а здесь, у скульптуры, монеты расположены местами, единично», — отмечает Айгуль Камалиева.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Айгуль Камалиева
кандидат технических наук, доцент Института развития образования Республики Башкортостан
«Башкирский национальный костюм настолько многослоен, если так можно выразиться, его обязательно нужно рассматривать через призму истории», — считает кандидат технических наук, доцент Института развития образования Республики Башкортостан Айгуль Камалиева.

По мнению эксперта, длительные исторические контакты с племенами, периодически появлявшимися на территории Южного Урала, оставляли свой след в культуре, в данном случае, в одежде.

«Если не знать историю, костюм не понять вообще. Но и этого недостаточно, нужно изучить фольклор, мировоззрение, философию, обряды народа – словом, всё, чем жили те люди, в эпоху которых костюм создавался. Научная работа Светланы Шитовой в первую очередь ценна тем, что она выделила исторические пласты. То время для учёного было сложным, но одновременно и благодатным по той причине, что у населения всё ещё сохранялись натурные образцы одежды, имеющие длительную историю. Это платья, народные костюмы, головные уборы. А насколько ценны и богаты с исторической точки зрения нагрудники!» — отмечает Айгуль Камалиева.

По ее словам, сейчас появилось много рукодельниц, которые интерпретируют народные мотивы в современной одежде.
«Здесь важно иметь чувство вкуса – врождённое чувство вкуса, гармонии. Более того, нужно изучить мировоззренческую основу костюма, его философию. Нужно понимать, что народный костюм — это родное, близкое, неприкасаемое, и если кто-то начинает интерпретировать костюм в ультрамодных тенденциях, люди могут это воспринять как личное оскорбление. Но если соблюсти все традиции, создать гармоничный костюм, то восприятие будет совершенно другое. Ещё один немаловажный аспект: народный костюм – это нравственность, в его основе лежит духовная составляющая. Поэтому не стоит сомневаться, что прекрасно выполненный в лучших традициях нагрудник, который будет надет на неприкрытую грудь, вызовет возмущение. Когда народный костюм относят только к материальной культуре – это неправильно: в народном искусстве духовное и материальное было единым, одно питало другое и наоборот. Костюм башкир складывался веками, в него вложено мировоззрение целого народа. Например, нагрудник – это один из самых древнейших элементов костюма. Даже его прототип, если почитать книгу Нияза Мажитова «История Башкортостана. Древность. Средневековье», был извлечён из памятника синташтинской культуры эпохи бронзы (IIначало I тыс. до н.э.). Учёные извлекли детали, отдельные элементы металлического нагрудника, которые в древности пришивались на кожаную основу. Кожа растворилась в земле, а металлические элементы остались лежать в таком положении, в каком их пришивали. Сейчас нагрудники делают из тканевой основы в несколько слоёв, чтобы ткань не порвалась в местах пришивания монет. Если сравнить композиционное расположение деталей древнего нагрудника и современного, то они очень похожи»,рассказывает эксперт.

Айгуль Камалиева считает, что использование элементов народного костюма в современной повседневной одежде требует большой деликатности. Она уверена, что в каждом из нас живут воспоминания о наших бабушках в длинных платьях и с платками на головах, о дедушкиных тюбетейках и др. И по ее мнению, с этими символами наших корней «нужно обращаться очень бережно и ответственно».
«Я не раз говорила, что использовать национальные элементы в одежде нужно, вопрос в том, как это делать. Недавно я видела сюжет о молодой предпринимательнице: она с помощью печати на ткани декорировала белые футболки фотографиями башкирских нагрудников, статуэток из коллекции сарматского золота и т. д. Идея очень интересная и результат получился достойный. Думаю, людей, неравнодушных к своей культуре, ее продукция заинтересует. Беда нашего общества в том, что наша одежда обезличена, мы не носим на себе символов своих корней и традиций и потому медленно теряем связь с предками. Не замечали, что именно во время национальных праздников возникает чувство единства со своим народом, потому что мы погружаемся в мир прошлого, имеем возможность слушать народные песни, кушать национальные блюда, смотреть на артистов в национальных костюмах. Народное – это всегда коллективное. Поэтому чем чаще и дружнее мы будем привносить в свой образ национальные элементы, тем больше шансов сохранить нашу национальную идентичность»,говорит Айгуль Камалиева.
ЛИТЕРАТУРА
Авижанская С.А. Украшения из кораллов, бисера и монет //Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964; Башкирские нагрудные украшения из кораллов и монет: [альбом-кат.]. Уфа, 2006.

Камалиева А.С. Конструктивные решения башкирской народной одежды: Монография. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. – 188 с., табл., рис.

Шитова С.Н. Башкирская народная одежда, — 1 изд. — Уфа: «Китап», 1995.

Сайт «Башкирская энциклопедия» (Нагрудные украшения)

Сайт ГБУ «Московский дом национальностей»

Инфоурок. Библиотека материалов «История родного края «Нагрудные украшения башкир»
Фотографии традиционных нагрудников
Из книги С.Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»

Северо-восточный муйынса

Юго-восточный селтәр

Северо-западный дәүәт

Забельский һаҡал / Архив отдела этнографии ИИЯЛ Уфимского научного центра.

Восточно-зауральский Яға/ Руденко С. И. Башкиры: опыт этнологической монографии. Быт башкир //Записки /Рус. Географическое общество. СПб, 1925. Т. 43, вып. 2. С. 145, рис. 131.

Схема нагрудников и виды – с сайта «Башкирская энциклопедия»
  • Калинина К., автор-составитель, 2019
Фото
  • Олега Яровикова, Ксении Калининой, Гузель Багаевой-Каримовой, Инзиры Хабибрахмановой, пресс-службы ООО «Газпром трансгаз Уфа»
Видео
  • Гузель Багаевой-Каримовой