Виртуозы научились подражать на курае и звукам природы — голосам птиц, шуму ветра. В большинстве случаев кураисты также сопровождают свою игру горловым пением. Этот тип исполнения называется «өзләү». Если кураист владеет искусством горлового пения, то он считается мастером высшего класса.
«Мне часто приходится слышать слова о том, что курай очень простой инструмент. Да, это так, как говорится: все гениальное — просто. В нем нет ничего сложного, но благодаря музыке и исполнителю он становится гениальным. Получается, что не мы возвеличиваем курай, а наоборот, благодаря кураю мы растем и творчески развиваемся», — говорит завкафедрой традиционного музыкального исполнительства УГИИ им. Загира Исмагилова Артур Гайсаров.
«Есть и другая особенность курая, если выражаться профессионально, курай диатонический инструмент. Говоря проще, у него нет черных клавиш, а только белые. Если это перевести на ноты, то у нас есть до, ре, ми, фа, соль, ля. Ноты си в первой октаве нет, но во второй октаве за счет того, что это все-таки духовой инструмент, все ноты передуваются и нота си появляется. Поэтому полную диатонику мы берем, и говорить, что у курая нет ноты си, по меньшей мере, неграмотно. Правильнее будет сказать, что седьмая ступень в первой октаве отсутствует», — объясняет музыкант.