Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
«МНЕ ЖАЛЬ ТОГО, КОМУ НЕ ПЕЛ КУРАЙ...»
(ГЕННАДИЙ МОЛОДЦОВ)

Курай — самый известный и популярный башкирский национальный инструмент. Это не только символ и гордость башкирского народа, но и национальный бренд.
«Где башкир, там курай», — гласит народная поговорка.



В 2018 году курай был официально зарегистрирован в качестве территориального бренда Башкортостана, получив патент Федеральной службы интеллектуальной собственности. Впервые идею о регистрации бренда высказал авторитетный кураист, педагог и общественный деятель Азат Аиткулов. С тех пор было собрано много архивных материалов, подтверждений и свидетельств о происхождении этого духового инструмента именно в Башкортостане.

Стоит отметить, что курай звучит при исполнении гимна Башкортостана (мелодия «Республика» на музыку Фарита Идрисова). Символическое изображение цветка курая присутствует и на национальном гербе и флаге республики.
Азат Аиткулов, народный артист Башкортостана:
«Я — башкир, родился башкиром, башкиром и умру. И всю свою жизнь я буду служить кураю. С его помощью я общаюсь с миром. Все народные песни, которые дошли до нас, исторические, все они имеют свою энергетику и ауру, и ни одна из них не похожа на другую, как и мы — люди. Поэтому я отношусь к ним очень бережно и, когда играю на курае, посредством музыки стараюсь поведать миру о башкирах. Это обязательная часть программы моих концертов, на которых я всегда играю вживую. Для музыки, тем более народной, не нужны слова, просто нужно играть от души и рассказывать.
Иногда я играю на курае для себя — это даже не репетиция, а как бы медитация, это очень успокаивает и приводит в порядок мысли».
По поводу исторической достоверности башкирских народных песен кураист отмечает, что это прослеживается очень просто. Взять хотя бы период после присоединения к Российскому государству: башкиры участвовали практически во всех военных походах, предпринятых русскими войсками. Многие из них отражены в народных песнях, таких как «Сырдарья» («Һыр»), «Баик» («Байыҡ»), «Кахым-туря» («Ҡаһым түрә»), «Любизар», «Порт-Артур» и др.

«Понятно, что эти песни рождались после сильного эмоционального потрясения. Взять хотя бы Отечественную войну 1812—1814 годов, когда башкиры дошли до Парижа. В таких походах обязательно участвовали кураисты, иначе как бы эти мелодии дошли до нас. Истории известны факты, когда башкиры делали себе курай из деталей вражеских самолетов. Это уже было в годы Великой Отечественной войны», — рассказывает кураист.

Интересен и тот факт, что кураисты, в отличие от танцоров и бегунов, больше используют глубокий, брюшной тип дыхания. Это способствует увеличению объема легких, что сказывается и на здоровье. Кураисты, как правило, легче переносят различные заболевания дыхательных путей. Курение же, наоборот, сказывается отрицательно на легких, поэтому многие кураисты не курят.

«Курай — инструмент, связывающий башкирскую землю, мир башкира со вселенной, с мирозданием. Он охраняет и бережет наш дух, и мы, как народ, со звуками курая и песнями, исполненными под его аккомпанемент, воссоединяемся с вечностью», — говорит общественный деятель и ученый Башкортостана Рашит Шакур.
ИСТОРИЯ КУРАЯ
Курай — очень древний инструмент. В качестве свидетельства этого можно привести такие древние башкирские эпосы, как «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылу», в которых есть упоминания о курае.
Одна из народных легенд о происхождении курая рассказывает о злом хане, у которого на голове рос рог... Каждый раз он вызывал молодых людей, которые при стрижке волос узнавали тайну, поэтому их ждала смерть. Один из юношей смог бежать. На горе он услышал звуки, издаваемые растением, срезал его и сыграл мелодию, которая поведала всей стране о злой тайне хана.
Возможно, именно поэтому кураистов принято считать не просто музыкантами, развлекающими народ, а хранителями истории. Важным считалось умение рассказывать истории, связанные с той или иной мелодией, которые кураист должен был знать наизусть.

Башкиры хорошо знали силу слова и музыки, поэтому во время народных праздников (йыйынов) кураисты и сэсэны занимали самые почетные места.

Искусство игры на курае бережно хранилось и передавалось из поколения в поколение. Известны имена выдающихся кураистов прошлого — это Кубагуш-сэсэн (XVI в.), Баик-сэсэн (1710–1814 гг.). Когда Баик-сэсэну было 102 года, он встречал башкирских воинов, возвращающихся из Парижа с победой, играя на курае мелодию, которую специально для этого сочинил. Эта мелодия дошла до нас под названием «Баик».

Считается, что курай обладает своеобразным тембром и звукоизвлечением, которые невозможно спутать с любым другим инструментом. Русский этнограф Сергей Рыбаков еще в конце XIX века на страницах «Русской музыкальной газеты» писал: «Звуки этого
инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий».
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУРАЯ
Духовые инструменты, похожие на курай, распространены во всем мире, но башкирский курай имеет характерные отличия, позволяющие ему считаться национальным инструментом и брендом Башкортостана.
Традиционный башкирский курай изготавливается из стебля зонтичного растения с одноименным названием. Его научное название — реброплодник уральский (Pienrospermum uralense).
Стебель курая прямой, высотой около двух метров. Растение цветет в июле, а в августе-сентябре начинает высыхать, в это время его срезают под корень и хранят в сухом темном месте. Считается, что выросший на поляне в горах курай гораздо более певуч и крепче, нежели тот, который вырос вблизи воды.
Еще несколько десятилетий назад каждый кураист сам мастерил свой курай, полагаясь на индивидуальные предпочтения. В наше время музыканты больше ориентируются на классические стандарты длины — это примерно восемь ладоней. Из этой длины рассчитывают следующие пропорции: четыре пальца – это первое отверстие, остальные отверстия отстоят друг от друга на расстоянии по три пальца. При соблюдении указанных пропорций курай получается звонким, с хорошим звуком и тембром, и его хранят как зеницу ока. У некоторых кураистов в коллекции есть даже курай, обвитый змеиной кожей. Это тоже один из способов сохранения хорошего курая.
В музеях встречаются самые разные образцы курая, выполненные из различных сплавов металла. Они использовались в военно-походных условиях. В старину изготовить курай из серебра или даже меди считалось очень престижным. Ныне в арсенал башкирских народных музыкальных инструментов вошли кураи из деревянного шпона.

«А уж этот стебелек, зонтичный, гладкий изнутри и снаружи, без граней и колен — настоящий уральский курай, нежный стебелек, произрастающий только в наших краях», — такое определение дает инструменту академик АН РБ, профессор Гайса Хусаинов.
МАСТЕРА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КУРАЯ
Спрос на тростниковый курай огромный, но искусственное выращивание музыкального тростника в республике не отлажено. Это не огорчает кураистов. Башкирские музыканты используют для изготовления инструмента другой природный материал, например, листы шпона бука, граба или берёзы.
Один из таких музыкантов — выдающийся мастер музыкальных инструментов, заслуженный деятель искусств Башкортостана, обладатель премии «Душа России», ныне покойный Вакиль Шугаюпов. При жизни его называли «башкирским Страдивари» за его умение изготавливать и реставрировать национальные музыкальные инструменты.

В 1981 году мастер совершил открытие, начав изготавливать башкирский музыкальный инструмент курай из строганого шпона. Мастер запатентовал свое открытие, именно с тех пор начался массовый выпуск курая.
Вакиль Шугаюпов
И все же ни с чем не сравнимое звучание может дать только натуральный тростниковый курай, считает профессиональный кураист и мастер из Хайбуллинского района Риф Дильмухаметов.

На курае играли и отец, и дед мастера. А имя его дяди, Ишмуллы Дильмухаметова, и вовсе известно на весь мир. Именно они научили Рифа вырезать курай. Но к идее массового изготовления инструмента он пришел после 20 лет преподавательской деятельности. Не все его ученики имели возможность заниматься на своем собственном курае. Эта причина подтолкнула мастера стать индивидуальным предпринимателем и делать все, чтобы у современных талантов не было проблем с инструментом. На эти цели Риф Дильмухаметов получил господдержку в размере 280 тысяч рублей.

«Играй же, мой курай,
Песню, чтоб вошла в сердца,
И Урал, и весь наш край,
Прославляя без конца…»


(Салават Юлаев)
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ НА КУРАЕ
Курай — духовой инструмент, входит в состав башкирских народных инструментов. Внешне он больше всего напоминает флейту, но звук у него совсем другой, с характерным сипловатым тембром. Его глубокий, зачаровывающий звук, словно обернутый дыханием величественных лесистых гор и бескрайних ковыльных степей, не может не тронуть сердце слушателя.
«Курай — это единственный инструмент, который по своему тембру очень близок к человеческому голосу. Игра на нем – это еще и дыхательная практика, благодаря которой человек приходит к гармонии с Вселенной. Курай очень полезен и для того, кто на нем играет, и для того, кто слушает. Один звук играется, как на флейте, а второй звук — поется. В результате получается такое интересное многоголосие, и даже в некоторых местах возникает расщепление до трех голосов. Поэтому изобразительные способности курая очень велики — от тонкой лирики до драмы и патриотического пафоса», — говорит в одном из своих интервью популярный кураист и руководитель ансамбля «Курайсы» Роберт Юлдашев.
Роберт Юлдашев и Эрик Муке
Виртуозы научились подражать на курае и звукам природы — голосам птиц, шуму ветра. В большинстве случаев кураисты также сопровождают свою игру горловым пением. Этот тип исполнения называется «өзләү». Если кураист владеет искусством горлового пения, то он считается мастером высшего класса.

«Мне часто приходится слышать слова о том, что курай очень простой инструмент. Да, это так, как говорится: все гениальное — просто. В нем нет ничего сложного, но благодаря музыке и исполнителю он становится гениальным. Получается, что не мы возвеличиваем курай, а наоборот, благодаря кураю мы растем и творчески развиваемся», — говорит завкафедрой традиционного музыкального исполнительства УГИИ им. Загира Исмагилова Артур Гайсаров.

«Есть и другая особенность курая, если выражаться профессионально, курай диатонический инструмент. Говоря проще, у него нет черных клавиш, а только белые. Если это перевести на ноты, то у нас есть до, ре, ми, фа, соль, ля. Ноты си в первой октаве нет, но во второй октаве за счет того, что это все-таки духовой инструмент, все ноты передуваются и нота си появляется. Поэтому полную диатонику мы берем, и говорить, что у курая нет ноты си, по меньшей мере, неграмотно. Правильнее будет сказать, что седьмая ступень в первой октаве отсутствует», — объясняет музыкант.
«Кружевная башкирская мелодия в его исполнении изысканно переплеталась в необыкновенно красивый узор, который ласкал слух, вызывая в памяти и широкую степь, и пение жаворонка, и горячее солнце, и благоухание ароматных трав и цветов... И не было сил оторваться от такой красоты!» — народная артистка России Ирма Яунзем о кураисте Юмабае Исянбаеве.
ИЗВЕСТНЫЕ КУРАИСТЫ
Несмотря на свою многовековую историю, курай остается не только самым старинным, но и самым популярным музыкальным инструментом в Башкортостане. В 1998 году в Уфе был создан Союз кураистов Башкортостана, который в 2016 году переименован в Союз кураистов России. Цель организации – сохранение и развитие национального инструментального творчества и поддержка музыкантов. Сегодня Союз, который насчитывает в своих рядах более 150 кураистов, возглавляет Артур Гайсаров.
Кураисты наших дней бережно хранят память и традиции исполнительского искусства именитых кураистов прошлого века, таких как Юмабай Исянбаев, Ишмулла Дильмухаметов, Карим Дияров, Гата Сулейманов, Мухтар Баталов, Хабир Байтимиров, Адгам Искужин и др.

До сих пор из уст в уста передается история, которая произошла с Юмабаем Исянбаевым в 1925 году во Франции. Кураист был приглашен в Москву, где формировалась группа артистов для поездки в Париж. В поездку он взял с собой тростник с корнем. И когда настала его очередь для выступления, музыкант вышел на сцену и прямо перед зрителями сделал курай и затянул башкирские народные мелодии. Когда кураист заиграл мелодию «Баик», одна французская дама сняла с пальца золотой перстень и надела на палец кураиста.
Любимым кураистом всего башкирского народа, признанным виртуозом игры на курае в XX веке был Ишмулла Дильмухаметов. С его творчеством связано возрождение для мастеров прошлого манеры игры на курае в сочетании с элементами «өзләү».

Большой вклад в возрождение и развитие курая внес выдающийся музыкант и педагог Гата Сулейманов. Он поднял уровень исполнительства на новую, профессиональную высоту, открыв в 1971 году в Уфимском училище искусств класс курая. Он стал основоположником теории и методики игры на народном инструменте, впоследствии написал и опубликовал книгу-учебник игры на курае.

Сегодня признанными виртуозами игры являются кураисты Ришат Рахимов, Азат Аиткулов, Юлай Гайнетдинов, Ишмурат Ильбаков, Рамил Гайзуллин, Расуль Карабулатов, Роберт Юлдашев и др.

Ансамбль «Курайсы» под руководством Роберта Юлдашева выступал на многих мировых сценах, включая знаменитый театр «Ла Скала» и Кремлевский дворец в Москве. Музыкант сотрудничал с такими артистами, как Владимир Спиваков, Николай Носков, Гарик Сукачев, Пелагея и многими зарубежными звездами. А летом 2019 года музыкант выступил в Москве с лидером французской группы Deep Forest Эриком Муке. Коллектив впервые в России представил композицию Brassy Sunrise («Медный рассвет»), написанную по башкирским фольклорным мотивам. Проект был задуман более двух лет назад, когда Эрик Муке побывал в Башкортостане на Международном фестивале искусств «Сердце Евразии» и познакомился с национальной культурой республики.
ПАМЯТНИК КУРАЮ
Памятников кураю в Башкирии пока два. Один из них установлен на вершине горы Тугажман близ села Туркменово Баймакского района. Монумент был открыт в 1993 году и приурочен к 80-летию со дня рождения легендарного кураиста Гаты Сулейманова. Инициатором его создания, а также автором эскизов и организатором установки стал местный художник-самоучка Мидхат Байрамгулов. Памятник высотой 15 метров представляет собой металлический стебель, на вершине которого находится соцветие курая из 19 лепестков. Как говорит сам автор, каждый из этих лепестков олицетворяет 19 видных кураистов, родившихся в этих краях.
Еще один культурный объект — фонтан «Памятник кураю» — был установлен в 1974 году в Уфе около кинотеатра «Искра». Он представляет собой обнаженного мальчика, играющего на курае. Автор памятника Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова.

Безграничная любовь и уважение башкирского народа к кураю выразились и в памятнике композитору Загиру Исмагилову, установленном в сквере у Башкирского театра оперы и балета. Бронзовая скульптура изображает Загира Исмагилова сидящим на стуле в минуту творческого подъема. В руках он держит курай.
Импровизированный арт-объект с изображением ростков курая появился с некоторых пор и на площадке башкирской гимназии № 20 в Уфе.

Аглиуллина А. М., автор-составитель, 2019