Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Башкирская национальная борьба курэш



− одна из разновидностей поясной борьбы.
Руками крепко обхватились,
То шаг вперед, то шаг назад,
Друг друга побороть хотят.
Противу силы силу ставят;
Противу хитрости – обман;
Друг друга жмут,
друг друга давят…
То оба выпрямляют стан…
То вновь наклонятся, согнутся,
То вдруг отступят, то сойдутся…
Плечом в плечо друг друга прут,
Друг друга с новой силой жмут,
Друг друга с новой силой давят…
Досада, дерзость ими правят!

П. М. Кудряшев, поэт-декабрист
Борьба курэш составная часть национальной башкирской культуры, в прежние века борьба входила в программу народных и религиозных праздников.
Об этом пишет в своей научной статье Ильгам Хабибуллин:

«Традиционная башкирская национальная борьба курэш — одна из разновидностей поясной борьбы, она имеет свои особенности. Основным оружием в руках батыров был только билбау — войлочный, льняной или шелковый пояс. Это единственный предметный атрибут в поединке».
По мнению венгерского историка Куна, в средневековье борьба на поясах, также как и верховая езда, владение холодным оружием, стрельба из лука, входила в военно-физическую подготовку кочевников.

В старину большинство башкирских мальчишек первые уроки по борьбе курэш получали от своих близких родственников: отца, старших братьев. Знаменитые в округе борцы курэш обучали местных ребят тактике ведения борьбы.

Обучение башкирских детей борьбе курэш отображено в башкирском устном народном творчестве. В эпосе «Кузыйкурпэс и Маянхылу» Карабай обучал своего сына Кузыйкурпэс борьбе, заставляя его бороться со сверстниками.

Спортивные состязания в прежние века входили в программу народных (йыйын, сабантуй и т. д.) и религиозных (Курбан-байрам, Ураза-байрам) праздников. Сегодня борьба курэш неизменно является гвоздем программы на сабантуях.
Этнограф Сергей Руденко подробно описал ход поединка курэш.
«В центре круга начинается борьба. Она состоит в том, что борцы выступают на середину майдана, и, сбросив с себя верхнее платье (остаются только в штанах и сорочке) и засучив рукава рубашки, сходятся и схватываются, перекинув друг другу через спину кушак (бибау), концы которого каждый держит в руках, обмотав вокруг кисти. Расставив ноги и испытывая друг друга в ловкости и силе, они пытаются положить друг друга на лопатки. Медленно и тяжело переступая с места на место, поворачивая друг друга то в одну, то в другую сторону, или припадая на одно колено, стараются перекинуть противника через голову или прижимают его к груди, стараясь сломать его сопротивление, наваливаясь на него всею тяжестью тела или подымают в воздух противника и, обернув три раза вокруг себя, бросают на землю».
Постепенно увлекаясь, на арене собираются десятки пар борющихся. Только когда схватятся два одинаково сильных соперника, на этой паре сосредотачивается все внимание зрителей.

Победивший боец подходит к одному из стариков, раздающему награды, и получает от него пару яиц, платок или просто лоскут материи.

Полученный приз он тотчас дарит кому-нибудь из почетных лиц: отцу, дяде или старику, а тот, в свою очередь, одаривал победителя монетой.

У зауральских башкир строго соблюдается правило — раз побежденный больше не борется. В этом замысел обряда, его суть: боец должен бороться по достоинству, не надеясь на снисхождение, на авось — шанс на победу дается один раз.
Ученый-этнограф Н.В. Бикбулатов так описывает курэш более позднего периода:
«Арена представляет собой круг, возле которого плотным кольцом устраиваются зрители — будущие участники. Внутри круга — двое-трое судей, около них — сложенные в кучу поощрительные призы и подарки.

Победителя усаживают на определенное место в круге, а побежденный получает поощрительный приз и выбывает. И так до тех пор, пока не испытают силы все желающие принять участие в соревновании».
Борьба курэш захватывает всех, кто хоть раз ее видел.
В 1841 году Лев Толстой писал:
«В борьбе, требующей столько же силы, сколько и ловкости, башкирцы без труда бросили меня на землю, также, как и у казахов, но в пробовании силы я несколько раз одерживал над ними верх, и они честили меня именем джигита».
Борцовский этикет
Борцовским состязаниям всегда был присущ определенный этикет.

Обязательный элемент курэш — приветствие борцов-соперников.

Поклон и приветствие — жест достойных. Прижав правую руку к сердцу и слегка наклонив голову человек показывал уважение к противнику. На майданах этот ритуал соблюдается особенно точно. Фольклорист, исследователь Розалия Султангареева считает, что в атрибутику должен вернуться и традиционный клич батыров.

«Алыш бармы, корэш бармы?» («Схватка или борьба?») «Корэш!» − отвечает батыр.
Значит выбирается не драка за превосходство, а соперничество во имя честного утверждения прав сильного.

После поединка борцы также обменивались рукопожатием.

У башкир, согласно их обычаям, победивший борец протягивал руку побежденному сопернику. Абсолютный победитель состязаний с главным призом − живым бараном на своих плечах обходил круг борцовского майдана. И сегодня лучшего борца на сабантуях награждают живым бараном.
Баран — с древнейших времен священное культовое животное. В верованиях тюрков, монгол баран олицетворяет хранителя души и заменителя смерти человека (баран-жертва). Он также олицетворяет силу жизни. В таком контексте баран — традиционно основной знак признания победы батыра. На майдане после победы животное закалывается, а мясом угощают всех присутствующих, особенно аксакалов. Баран считается не столько призом и угощением, сколько благодарением Всевышнему за ниспосланное благо, силу и победу.

Современными правилами проведения соревнований по борьбе курэш предусмотрено, что «по окончанию встречи борцы остаются на ковре, после объявления результата обмениваются рукопожатием и покидают ковер. Борец, отказавшийся подать руку сопернику, снимается с соревнований».

В старину состязания по курэш проводилось следующим образом: для того, чтобы стать абсолютным победителем состязания, борцу нужно было одержать поочередно победу над тремя соперниками.

Из борцов, победивших десятки противников, подбирается группа силачей, которые начинают состязаться между собой, и в результате остаются один или два сильнейших батыра.

Порой состязания в борьбе становятся настолько известными, что собирают участников из самых дальних деревень.

В случае двух удачных поединков, но при поражении в третьем поединке батыр лишался как награды, так и возможности дальнейшего участия в состязании.

Борьба происходила на ровной поверхности с естественным покрытием, вокруг борцовской арены располагался народ, который поддерживал своих борцов криками и рукоплесканиями. Судили схватку аксакалы, те, кто в молодости сами были популярными борцами и поражали народ своей силой и ловкостью.

Борец выходил на середину круга в ожидании соперника, соперник мог выйти сам на арену борьбы. Если же таковых было несколько, то брошенный между ними жребий решал вопрос выбора соперника.
Русский исследователь И. И. Лепехин описывает специфику борьбы курэш:
«…В отличие от русских борцов, которые берут друг друга «за ворот», башкиры берутся «за кушаки», т. е. схватываются друг с другом, перекинув через спину каждого кушак, концы которого держат в руках, обмотав вокруг кисти».
«Башкирский курэш – один из самых справедливых видов борьбы в мире,отмечал башкирский просветитель Мухаметсалим Уметбаев.В правильном башкирском курэш есть два приема: поднять и уложить соперника к себе на грудь и бросить, слегка наклоняясь, его себе под ноги или в сторону. Это все делается быстро. Другие же приемы в счет не берутся и не дают права на приз».
В курэш в прошлом не было весовых различий, а победу удерживал сильный и ловкий.
«Но смелый, мощный сын Абзака,
Собрав остаток своих сил,
Великорослого Кильмяка
В руках так стиснул, так сдавил,
Что в нем все кости затрещали,
Он тщетно силы напрягал −
Как дуб от грозной бури, пал!»


отрывок из произведения П. М. Кудряшева
По современным правилам «чистая победа засчитывается борцу, если он, оторвав противника от ковра, бросил его спиной (обеими лопатками) на ковер любым из разрешенных приемов. При этом атакующий проводит прием в нападении без роспуска кушака».

В настоящее время соревнования по борьбе курэш проводятся по олимпийской системе (с выбыванием): среди взрослых по 10 весовым категориям, среди юношей по 9 весовым категориям. Сейчас выделяются категории до 65 кг, 90 кг и свыше 90 кг, и борцы соревнуются строго в своих весовых категориях.

«Это делается для того, чтобы сберечь человека, не нанести ему травму. Ведь если 60-килограммового борца бросит на землю 90-килограммовый силач, последствия могут быть непредсказуемыми», − объяснял мастер спорта Р.Г. Муртазин.

Поединок длится 3−5 минут.

Розалия Султангареева в своей книге «Башкирский народный курэш» пишет, что состязание предполагало жесткую организацию собственных возможностей, закалку дыхания, эмоций, управление чувствами для абсолютного владения своим «я».

По сути курэш — это метод воспитания человека, сильного духом дисциплинированного башкира.

Константная норма башкирского традиционного курэш — утверждать себя в действии активной борьбы, и никак иначе. Уклонение от борьбы, замедление темпа, обман, хитрость — недопустимые этики курэш качества.
В борьбе курэш действовали суровые законы и правила.

Нельзя лгать — ставить подножку, нельзя хитрить — бросать через бок, нельзя увертываться и подставлять колено, нельзя опираться руками, коленями о землю.

Также нельзя наматывать кушак на обе руки, завязывать узел на кушаке, скручивать кушак в жгут, накладывать кушак ниже пояса, умышленно передвигать кушак по спине противника, натирать, «пилить». Расстояние между кистями рук должно быть не менее 20 см, руки должны находиться на спине противника.

Существует предание, в котором рассказывается о смерти победителя, нарушившего правила.
«Три батыра — Илэкэй, Даут и Кулуй Балтасов решили тягаться в силе. Кто трижды выйдет победителем, тому будут принадлежать земли, красивейшие поля, леса, реки… Илэкэй сначала победил Даута, затем началась борьба с Балтасом. Вначале Балтас дважды поборол Илэкэя, но затем проиграл. Согласно уговору, красивые земли достались Илэкэю, он стал первым батыром. Но быстро умер. Перед смертью он сказал: «Тогда, во время поединка, я дважды дал себя побороть, потому что испугался, что Балтас раздавит мне грудь. Потом сам положил Балтаса. Кажется, я надорвался. Хворь моя — наказание за тот грех. Я тогда поборол Балтаса, потому что подставил колено. Не хороните мое тело на священной земле. Похороните на другой стороне, за рекой».
По нормам народного курэш, возгласы одобрения или осуждения допускались только со стороны зрителей, это взбадривает борцов, придает сил.

Однако крики, возгласы самих бойцов запрещались.

Основанный на благородных сопернических началах процесс силового состязания не допускал нарушения йола (правил и норм) борьбы.

Йола борьбы — концентрация воли и силы темперамента, внутренней энергии, ровного, спокойного дыхания и покоя.

Все это требовало огромной концентрации мысли, внутренней духовной работы, сжатых в молчание. В башкирском курэш крик приравнивался к поражению, так как «Крик пугал благо − ҡот, душу, силы». Сейчас этот запрет повсеместно нарушается.

«Я пробовал запретить крики, сбавлял баллы, добавлял штрафные. Увы! Крик начинает входить в атрибут борьбы», − сетует Роберт Муртазин.

По обычаю, курэшисты боролись не более 10−15 лет. Для того, чтобы не показывать уменьшение своих сил, батыры бросали борцовскую площадь после первого поражения.
Память народа
Искусная борьба и батыр остаются в памяти народа.
«Миякинцы вспоминают Загидуллу Гильманова, 1896 года рождения, который высоко поднимал соперника и опрокидывал на землю. Называют Махлиуллу Валишина из деревни Исламгул, который участвовал в соревнованиях до 75 лет. Его прием заключался в том, что он ниже спины сильно прижимал партнера к себе полотенцем и перекидывал через себя.

Хайбуллинцы отмечают борцов Газзали Утяшева из деревни Таштугай, Бадри Туманшина из деревни Юсупбай. По их сведениям, на празднике йыйын в 1938 году Туманшин, человек среднего телосложения, опрокинул на землю соперника весом 105 кг», − пишет Розалия Султангалеева.
На современных состязаниях любители борьбы с уважением и восторгом произносят имена Хариса Юсупова, Вакиля Ильясова, Дима Сафина, Фаниса Уразбахтина, Галимзяна Кудакаева, Юрия Сабанова, Роберта Муртазина и т. д.
«Борцы-батыры ели много баранины, много работали. Ни в коем случае не доводили себя до изнеможения, это отнимает силу сердца. Был такой батыр Ахмади, он каждый день тренировал и закалял тело. Было у него два огромных пня. Он поднимал их двумя руками по 40 раз и только после этого принимался за дела. Бурхан Саитгалин тренировался в каменном карьере — тяжелые камни переносил с места на место», − сообщают жители Салаватского района.
Радий Хабиров и Стивен Сигал на Сабантуе в Сибае, 2019 год
Оригинальной тактикой отличался курэшист-батыр Газзали Утяшев (1909−1977), уроженец Хайбуллинского района.

В свои 18 лет он уложил могучего казахского батыра, которого, якобы, перед сражением держали в цепях, так он был неукротим.

После недолгой борьбы и этого батыра Газзали уложил на землю своим знаменитым приемом.

Газзали Утяшев
Он никогда не ползал на коленях, не ставил подножки, не кричал, сразу бросал вызов сопернику.

«Первый рывок твой, второй — мой, а третий — кто успеет».
Газзали Утяшев. Районный сабантуй. Хайбуллинский район.
Традиции Г. Утяшева продолжил его земляк Гали Бухарбаев. Хирург по профессии, он стал абсолютным чемпионом среди тяжеловесов.

Президент Федерации курэш и борьбы на поясах Республики Башкортостан Вакиль Ильясов более 30 лет провел на ковре и всю жизнь посвятил популяризации этого вида спорта.
Вакиль Ильясов
Он так вспоминает свой первый выход на ковер:
«Я никогда не думал, что займусь борьбой. В молодости занимался силовыми видами спорта: поднимал гири, бегал на лыжах, упражнялся на перекладине и брусьях. Результаты были выше среднего: например, гирю 24 кг поднимал за минуту 54 раза, при весе 90 кг на перекладине подтягивался 45 раз и столько же делал «выход с силой».

Когда учился в старших классах, в школе работала секция по курэш, и меня время от времени брали в команду на зональные республиканские соревнования «закрыть» весовую категорию. После службы в рядах Советской армии, где я продолжал усиленно заниматься и приобрел хорошую физическую форму, меня пригласили выступить на Чемпионате Башкирии по курэш, и там я вничью поборолся с именитыми спортсменами — Ильгамом Анваровым и Альтафом Фаттаховым. Спортивный азарт, желание выиграть заставили меня заниматься курэш целенаправленно, и это дало свои результаты. В республиканских соревнованиях схватки со своими соперниками завершал за три-четыре секунды и все 30 лет, что провел на ковре, старался эту марку держать».

«Как и все виды спорта, курэш воспитывает волю, целеустремленность и развивает силу. И что важно для мужчин — умение постоять за себя, доводить начатое дело до конца, если вышел на ковер — то только за победой. Никто не выходит в круг, чтобы проиграть», - говорит признанный спортсмен.
Вакиль Ильясов готовится к соревнованиям. 1981 год
Сейчас Вакилю Ильясову 60 лет. Он по-прежнему сохраняет хорошую физическую форму — совсем недавно выполнял элемент «солнце» на турнике. Поборовшись 30 лет на республиканском борцовском ковре без проигрышей, Вакиль покинул борьбу в 50 лет.
«В 2008 году в Уфе на площади Ленина организовали соревнования на День города по курэш. Я тогда выступал в абсолютной весовой категории, в финале боролся с 28-летним соперником весом 170 кг, он был чемпионом мира по греко-римской борьбе, мастером спорта международного класса, и мне удалось положить его на лопатки за 14 секунд. И в качестве приза мне вручили коня», — вспоминает Вакиль Ильясов.
По его словам, за три последних десятилетия курэш заметно изменился — таково требование времени.
«Интересный момент — раньше кушаки были распущенные, сейчас спортсмены борются с завязанными кушаками, что не дает спортсменам «уходить от борьбы». За падение на спину не наказывали. У нас основной бросок через грудь — отрыв — и бросаешь на спину — и это чистая победа. Некоторые имитируют эту попытку, за которую давали спортсмену активность, и таким образом при равных силах некоторым удавалось «выигрывать», т.е. победа доставалась по «ложной» активности. Сейчас этот момент в правилах исключили, если человек без отрыва падает, он получает предупреждение. Я считаю это правильно. Все эти моменты делают борьбу более интересной, динамичной, сокращают время на поединки», говорит он.
1998 год
В 2013 году курэш внесли в официальный реестр видов спорта РФ, и теперь спортсменам могут присваиваться разряды и почетные звания.
«Борьба курэш — это национальный вид спорта, который достался нам от наших отцов и дедов как реликвия. Народ пронес курэш через всю свою историю, если бы народ не любил курэш, то он по пути где-то бы потерялся, но этого не случилось — он сохранился как часть культуры башкиро-татарского народа. Ежегодно повсеместно проходят Сабантуи, народ, как и прежде, собирается вокруг ковра смотреть на борцов, а курэш притягивает людей к себе, и любой желающий может выйти и помериться силами – показать свою удаль, продемонстрировать физическую подготовку, сноровку на ковре. И любой, кто выходит на ковер, не будет искалечен: правила устроены так, что соперника не бьешь, не ломаешь, а берешь, поднимаешь и аккуратно бросаешь на спину», говорит Вакиль Ильясов.
Абсолютное первенство РБ по курэш. Слева направо: Аслям Хафизов 2 место, Вакиль Ильясов 1 место, Юрий Сабанов 3 место. 2007 г.
С 2012 года в программу школ включили борьбу курэш. На уроках физкультуры обучают азам борьбы, вечерами в спортзалах организуют тренировки, проводят соревнования, это дает детям дополнительную возможность реализоваться и найти себя.

По самым последним данным, в настоящее время в Башкортостане насчитывается более 30 тысяч спортсменов, занимающихся борьбой курэш.
Фото Риты Ишниязовой и Олега Яровикова.


Список использованной литературы:

1. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Уфа, 1969.

2. Толстой Л.Н. Два дня в киргизской степи // Башкирия в русской литературе. Т.1. Уфа, 1961.

3. Султангареева Р.А. Башкирский народный курэш. Уфа: Китап, 2009.

4. Хабибуллин И. Традиционная башкирская борьба курэш. Вестник Челябинского госуниверситета. // cyberleninka.ru


© Валеева Р.Т., автор-составитель, 2020