Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Кухонная и бытовая утварь башкир: как это было
Башкиры долгое время вели кочевой и полукочевой образ жизни, поэтому домашняя утварь изготавливалась в основном из кожи и бересты, металл использовался только для изготовления казанов и самоваров, глина встречалась редко, в основном в южных районах. И только переход к оседлому образу жизни повлек за собой перестройку привычного быта кочевников-скотоводов, в результате чего были утрачены традиционные элементы культуры. В их числе – кожаная утварь.

Кожаные мешки и фляги, наполненные кумысом или айраном и навьюченные на лошадь, верблюда, были атрибутом подвижной кочевой жизни. Переход к оседлости не привел к немедленному отказу от кожаной утвари. Пока была возможность держать дойных кобылиц, старались сохранить кожаный подойник и флягу для выделки кумыса. Однако сокращение пастбищ и стад не только уменьшало пищевые ресурсы, но и делало кожу дефицитным животным сырьем. Изделия из кожи начали вытесняться деревянной утварью. Периодом ее максимального распространения можно считать конец XIX начало XX века. В горно-лесной зоне Башкортостана дерево являлось главным материалом при сооружении жилищ и хозяйственных построек, оно также служило сырьем для домашних ремесел.
Используемый материал
Посуда и другая бытовая утварь производились из самых разных частей дерева ‒ из ствола и наростов на нем, бересты, луба, лыка, прутьев, корней деревьев. Практически все породы деревьев, растущие в регионе, использовались в качестве рабочего материала. Из березы вырезали ковши и чаши, ложки, декоративные деревянные цепи, вазочки, седла, стремена, дуги и хомуты, коромысла, прялки. Шишковатый нарост на березе ‒ кап применялся для производства художественных изделий и посуды. Деревья хвойных пород шли на изготовление лыж, лодок, некоторых частей телег и саней.

Башкирское население производило сосновую и лиственничную клепаную посуду, которую вывозили в другие регионы для продажи. Из березы и ели склеивали боевые луки, иногда применяли дуб, осокорь, вяз, ильм и другие деревья. Деревянные изделия из горно-лесной зоны Башкортостана ‒ своеобразного центра башкирского деревянного производства ‒ путем торговли или обмена расходились во многие соседние районы: в степное Зауралье, на юг к оренбургским башкирам, а также в Приуралье, вплоть до западных пределов долины р. Демы*.
Берестяная утварь
Берестяная утварь – это изделия, изготовленные из вываренной бересты (туҙ), иногда окрашенной в отваре ольховой коры. В юго-восточных горно-лесных районах Башкортостана преобладала утварь цилиндрической формы: края заготовки сшивали или вырезали в форме стреловидных зубцов (ҡаптырма) и плотно скрепляли. Так изготавливались лёгкие туески с пришивным дном (төйөҫ, туҙый) для сбора ягод и принадлежностей рукоделия, банки (тырыҙ) и ведёрки со вставным деревянным дном (туҙ күнәк) из двойной бересты для приготовления и хранения айрана, катыка, молока. В восточном Зауралье, в северо-восточных, центральных горных районах Башкортостана использовалась берестяная утварь прямоугольной формы: края и углы заготовки загибали и сшивали. Низкие лотки (туҙаяҡ) использовали для сушки ягод, проращивания зерна на бузу, приготовления и хранения корота и др., высокие короба (ҡаяҙ) ‒ для сбора грибов, ягод и в качестве дорожных торб**.
Разновидности кухонной утвари
Столовая утварь состояла из деревянных чаш: средние, низкие, глубокие (аяҡ, ашлау, табаҡ и др.) использовались ежедневно, крупные (ҡоштабаҡ, кәрһән, ҙур табаҡ, сара и др.) ‒ в праздники.

Для напитков айран, бал, буза, кумыс и других применяли глубокие небольшие чаши (алғыр, сеүәтә), пиалы (туҫтаҡ, тәгәс), ковши (ижау, сүмес).

Кухонная утварь включала различные кожаные сосуды (саба, күнәк, турһыҡ и др.) для хранения и перевозки молочных продуктов, деревянную посуду (батман, сапсаҡ, тәпән, һелкеүес и др.) для хранения муки, зерна, мёда, масла, замеса теста, берестяные лотки, ведёрки (туҙаяҡ, туҙ күнәк) для изготовления и хранения корота, эремсека и др.
Хозяйственная утварь
Башкиры использовали различные деревянные бочки, кадки, вёдра для воды и молочных продуктов, квашни для хлеба (ағас биҙрә, икмәк силәге), небольшие корыта (ялғаш) для рубки мяса, большие ‒ для стирки, кормления домашней птицы, скота, кожаные подойники и маслобойки (башкүнәк, бот күнәк), фляги (ҡуллыҡ, ботлоҡ).

Берестяные туески, корзины (төйөҫ, туҙый) применяли для сбора и сушки ягод, грибов. Большая часть утвари располагалась на женской половине жилища (ҡатындар яғы).
Украшения и значение предметов домашнего быта
Украшали предметы утвари аппликацией, врезной, контурной, рельефной резьбой, тиснением, резьбой по коже в виде геометричного, цветочно-растительного, солярного орнамента.

Многим предметам придавалось особое значение во время проведения праздников и свадебных обрядов, например, кумыс гостям подавали в орнаментированных деревянных бочонках с крышками (тәпән, көрәгә) и ковшом, кожаных сосудах, в декорированную разноцветным сукном и кистями меховую торбу клали свадебные гостинцы. С конца XIX века в обиход вошла утварь фабричного производства.
Кожаная утварь
Башкиры использовали шкуры лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и некоторых диких животных (лосей, оленей, косуль и др.). Из кожи (реже меха) изготавливали разнообразную хозяйственную утварь для хранения, перевозки и приготовления продуктов питания, дорожные торбы, седельные сумки и др.

Кожаные сосуды для кумыса сшивали в основном из лошадиных шкур, для придания водонепроницаемости закаляли в коптильнях (предварительно наполнив для объёма золой). Различались цельные сосуды со вставным круглым дном и кроенные из кусков кожи с продолговатым основанием. Использовали также бурдюки из овечьих и козьих шкур. Кожаные сосуды чаще были предназначены для молочных продуктов. Из шкуры, снятой с головы лошади без продольных разрезов, делали подойники (башкүнәк), с шеи – небольшие чаны (көрәгә). Из шкуры туловища сшивали сосуды для кумыса ёмкостью 8–10 вёдер. Из шкуры ног, спаривая, получали фляги своеобразной формы, сохранявшей коленные выступы (ҡуллыҡ, ботлоҡ). Мягкие турсуки с узкой горловиной и волосяной петлёй (турһыҡ, муртай) служили для приторачивания к седлу в походах. Встречались также узкие кожаные маслобойки (бот күнәк). Для кислого молока и сметаны использовали сосуды из вымени коровы. Делали также ёмкости из брюшины, сердечной сумки, толстых кишок.
Самая распространенная утварь
Саба (hаба) ‒ сосуд (выс. до 1,5 м) в форме 4-гранной пирамиды с высоким горлом и прямоугольным дном. Его изготавливали из обработанной шкуры лошади. В жилище обычно стоял недалеко от входа на низком деревянном помосте у нар напротив очага (печи или чувала), являлся одним из элементов традиционного интерьера. Использовался для изготовления и хранения кумыса. Традиционно входил в комплект посуды для угощения гостей на йыйынах, сабантуях и других праздниках, при проведении свадебных обрядов и других семейных и общинных обрядов. Во 2-й половине XIX века подобные сосуды были широко распространены в южных и восточных районах Башкортостана (в т.ч. у зауральских и оренбургских башкир), где преобладающую роль в хозяйстве играло скотоводство.

Ижау ‒ деревянный ковш продолговатой формы с округлым, реже плоским, дном, небольшим носиком и резной ручкой. В Приуралье были распространены ижау с широкими ажурными ручками, украшенными спиралевидными фигурами, кольцами или цепочками, в Зауралье ‒ с узкими ручками. Традиционно входил в комплект посуды для угощения кумысом и балом во время праздничных угощений и свадебных обрядов.
Ижау
Батман ‒ деревянный долблёный сосуд (диам. 25 ‒ 30 см, выс. 35 ‒ 45 см) со вставным дном и крышкой. В основном батман изготавливали из липы, украшали геометричным орнаментом по верхнему краю и крышке. Использовали для сбора, перевозки и хранения мёда***.
Батман
* З.Ф. Хасанова, Вестник археологии, антропологии и этнографии (2018)

** Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М. ‒ Л., 1955; Шитова С.Н. Башкирская деревянная утварь (опыт классификации и типологической характеристики) //Хозяйство и культура башкир в XIX ‒ начале XX в. М., 1979.

*** Лит.: Шитова С.Н. Резьба и роспись по дереву у башкир. Уфа, 2001.
Автор
  • Анастасия Белоусова
Фото
  • Олег Яровиков, Башкирская энциклопедия, bashculture.ru
Верстка
  • Рената Вахитова
Дата
  • 16.12.19