«Для наших предков подражать звукам окружающего мира было обычным явлением, нормой, это не было чем-то сверхъестественным. Башкиры издревле были в единстве с природой: ходили на охоту, приманивали животных ‒ добывать пропитание было непросто. Жили на летовках по полгода, имитация была и необходимостью, и способом самовыражения, творчества, и постепенно стала неотъемлемой частью национальной башкирской музыкальной культуры. Даже мы в нашем детстве пытались подражать звукам и изображать пение птиц, учились свисту разных видов, и даже соревновались, кто как умел, кто с двух пальцев, кто трубочкой, кто через зубы.
Другое дело облачать это в музыкальную форму, подавать как произведение – таких мастеров, к сожалению, практически нет. Изобразить можно все, что угодно: завывание ветра ‒ это может быть
и легкий ветерок, может быть и шторм – зависит от того, как ты дышишь, выдуваешь. Вой волка хорошо выходит ‒ играешь на кубызе и на него накладываешь звуки горлом. И так изображаешь голоса других
животных ‒ совы, медведя, дятла, кошки, кукушки, жаворонка, соловья, вороны, шум воды, ручья, топот лошади. Считаю, это мастерство нужно обязательно сохранять, для этого необходимо его пропагандировать, начать проявлять интерес к этому. Если бы был толчок и стимул, то интерес бы появился.
Вот было время, когда интереса и к кураю-то не было, говорили, что это архаика, на всю республику было всего 3‒4 кураиста. Начали проводить конкурсы, искать исполнителей, и процесс пошел. Сейчас есть и зритель, а сколько кураистов, и как востребован это инструмент! Также и с кубызом ‒ были считанные мастера, но с проведением конкурсов их стало в разы больше. Надо попробовать в рамках конкурса кубызистов, например, ввести новую номинацию «импровизация звуков», и, мне кажется, таланты найдутся. Тут, конечно, многое зависит и от исполнителей, от их умений, надо научиться оформлять все это красиво, современно, как это делает Зайнетдин, например».