Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Песня-танец «Гөлнәзирә» – подлинная жемчужина
культурного наследия Башкортостана
Күршебеҙгә ҡунаҡ килгән,
Инде нихәл итәйек?
Туҡмаҡ ҡойроҡ ҡара бәрәс
Һуйып, ҡунаҡ итәйек.


Ай, эйелмәй, бөгөлмәй,
Матур баҫа түгелме,
Матур баҫып бейегәндә,
Күңел аса түгелме,
Матур баҫып бейегәндә,
Күңел аса түгелме.


Һыуҙар аға арыҡтан,
Ҡыҙҙар ҡарай ярыҡтан,
Һикереп төшөп бейер инем,
Ояламын халыҡтан.


Ер еләге бешкән саҡта
Һайлап ашап булманы,
Яҙғы һабан туйҙарында
Осрашып булманы.


Гульназира [башк. Гөлнәзирә] – башкирское женское имя. Перевод и значение этого имени в нескольких источниках трактуется по-разному. Среди наиболее часто встречающихся «гуль» [башк.] цветок, «назира» [араб.] предвещающая или дальновидная.

Башкиры назвали этим красивым именем девушки песню, которую по сей день исполняют фольклорные ансамбли и академические коллективы не только Башкортостана, но и других регионов России и стран СНГ. Точная дата рождения народного хита неизвестна. Впервые в научных трудах встречается в 1938 году. Записал ее советский музыковед, фольклорист Лев Николаевич Лебединский в книге «Башҡорт халҡ йырҙары» [пер. с баш. – «Башкирские народные песни»].

В Башкирской энциклопедии отмечается, что мелодия песни «Гөлнәзирә» отличается ярким интонационным развитием, оригинальной куплетно-строфической формой (в запеве трехактовое строение, в припеве – четырехактовое).

В песне рассказывается история о девушке Гульназире, которая приехала в гости к соседям. Хозяин-парень всполошился: «Чем же мне ее завлечь? Может быть, зарезать барана и позвать ее в гости?» Молодой человек принимает другое – лучшее решение. Взять курай и сыграть плясовую мелодию, которая привлечет много людей для веселых танцев и отдыха.
Позднее песню «Гөлнәзирә» обработал для хора советский композитор, дирижер и пианист Александр Сергеевич Ключарёв. После композиторы Тагирьян Шакирович Каримов и Камиль Юсуфович Каримов для одноименного танца ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова. Эти же мотивы использованы в балете – постановке знаменитого башкирского балетмейстера и танцовщика «Журавлиная песнь».
Трактовки самодеятельности
и классика

Первая постановка массового танца «Гульназира» встречается в конце 1930-х годов. Уфимский ансамбль художественной самодеятельности клуба «Ударники» в 39-м году прошлого века выпустил в свет исполнение «Гульназиры» под аккомпанемент гармониста. В этой постановке коллектив использовал основные башкирские движения: дробь, переменный шаг, изображение трудовой деятельности башкирских женщин и заигрывание мужчин.
Спустя два года, в 1941 году, Файзи Адгамович Гаскаров возвращался из Москвы в Уфу. Тогда у хореографа уже была собрана команда танцовщиков из трех десятков человек. Именно по пути на родину в поезде Гаскарову пришла идея танца «Гульназира». Спустя несколько месяцев Башкирия впервые увидела академическую постановку с одноименным названием. Правда, сначала она была не массовой, а парной. Первой солисткой была Хазина Магазова, и назывался танец по-другому.


«Хазина Магазова в женский народный танец смогла силой своего своеобразного таланта внести чистоту чувств, скромное человеческое достоинство, и это стало содержательной особенностью всех последующих исполнительниц танцев. Успех танца «Муглифа» был огромным. Следом Гаскаров поставил для Магазовой парные танцы «Ҡушъяулыҡ» («Игра с платком»), поскольку в коллективе сразу выделились блестящие исполнители и мужских партий – кроме Ирека Ибрагимова это были Мухамет Идрисов и Мухамет Шамсутдинов. Хазина и Ирек так озорно и зажигательно «заигрались» с платком, что прошли в финал Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве, где членом жюри была знаменитая Тамара Ханум. Заметила ли она, как во время танца у Хазины сломался каблук и та чуть не упала, но довела выступление до конца, осталось неизвестным, но дипломом танцовщики из Башкирии были награждены»,
из книги «Файзи Гаскаров. Жизнь и творчество» Суюндука Саитова.
Превращение сольного танца «Гульназира» в массовые пляски – наиболее яркий пример преемственности поэтических актов в искусстве Гаскарова. Также это пример нарастания художественно-эстетической энергетики в произведениях мастера. «Гульназира» это апофеоз юности, танец-иллюминация. Там каждый танцовщик и каждая танцовщица словно горят живым огнем. Это феерия танцевального энтузиазма: аккорды прыжков, скачков, верчений и тремоло олимпийского спринтерского бега. В итоге – вся неудержимость человеческого стремления к свободе, к счастью, к любви. Такое объяснение настроения и идеи постановки башкирского хореографа передал в книге Саитов.
Сам Файзи Гаскаров в своей книге «Башкирские танцы» писал: «Гөлнәзирә – это массовый танец горных башкир. Танец содержит разнообразные элементы башкирского танцевального фольклора, которые встречаются во многих женских и мужских танцах». По замыслу мастера, «Гульназиру» может исполнять любое четное количество пар. Он же взял за основу восемь девушек и восемь юношей. Они и передают веселье и задор.
Костюмы Гаскаров также четко описал. Танцовщицы облачаются в длинные платья из легкой цветной ткани с длинными рукавами и небольшим стоячим воротничком. На юбке несколько оборок, отделанных цветной лентой. Поверх платья надевается белый зилян (елән) из бархата или плюша. Борта, подол и манжеты зиляна отделаны цветным сукном и серебряной парчой. Камяр (кәмәр) – пояс из цветного сукна с позументами из серебряных монет и цветных камней. На голове голубая бархатная тюбетейка.

Ободок головного убора унизан белыми ватными шариками. Сясмау (сәсмәү) – украшение из коралловых бус и серебряных монет, которое приплетается у затылка в косы. Ельбердяк (елберҙәк) – нагрудник из коралловых нитей и серебряных монет. На руках браслеты и кольца. На ногах сарыки (сарыҡ) – сапожки из белого сукна на каблучках. Сзади на голенищах красная вышивка. Автор-постановщик оговорился, что сарыки могут быть заменены черными сапожками на каблучках.

У юношей костюм должен состоять из белой рубашки с атласным расшитым воротником. Последний завязывается цветным витым шнуром. Обязательно темные шаровары из тика, черный зилян, борта и манжеты которого отделаны белым и цветным сукном. Кожаный пояс камяр, а на голове шапка с цветным донышком и двумя хвостами из ворсистого меха. На ногах черные сапоги, на голенищах сапог отвороты из белого сукна с цветной вышивкой.

Элементы древних обычаев и игр
Файзи Гаскаров в постановке «Гульназира» использовал элементы игры и заигрывания. У башкирских девушек было не принято общаться с мужчинами напрямую, поэтому хитрые батыры использовали различные уловки. В постановке 1941 года мастер изобразил элемент игры с платком: парень предлагает девушке взяться за атрибут и пуститься в пляс. Этот же сюжет взят за основу и танца «Зарифа».

Также в постановке «Гульназира» можно рассмотреть древний элемент – кружение вокруг невесты. Согласно исследованию Лидии Нагаевой [описаны в книге «Башкирская народная хореография»], подобные коллективные танцы устраивались в день проводов девушки в дом жениха. В древности кружение в башкирских танцах имело магический смысл, а в свадебных танцах оно означало оберег невесты, пожелание ей счастья и благополучия.

Нагаева сделала вывод, что все мизансцены массовых башкирских танцев связаны с местом проведения молодежных игрищ и празднеств. Обычно они устраивались на лоне природы, на ближайшей от аула горе или горной долине. Однако со временем все движения в гаскаровских танцах приобрели более широкое значение.
«Создание новых движений шло путем пластической театрализации процессов труда, новых бытовых привычек и представлений башкир. Бытовые жесты, танцевальные движения, связанные, прежде всего, с неравноправным положением женщины, обращенный в землю взгляд, несмелые колыхания рук – все приобретают в танцах Гаскарова иной смысл, наполняются новым содержанием, отражающим лучшие черты башкирской женщины: скромность, сдержанность, обаяние. Так, из унизительного обычая закрывать платком лицо при взгляде постороннего балетмейстер создал простое, но полное изящества движение, которое органично вписалось в женский танец: оно выражает смущение девушки (правая рука отведена к левой щеке, кисть поднята вверх, пальцы свободно закруглены; левая рука вытянута в сторону, кисть находится в том же положении; голова повернута вправо; в таком положении руки перемещаются то вправо, то влево)», – описывает одно из движений танца Саитов.

Солистка «Гульназиры» также прихорашивается в зеркало, поправляя прическу, вибрирует пальцами рук, изображая ветки деревьев с колыханием ветра. Последнее символизирует о том, что башкиры с наибольшей важностью относились к природе и ее силе.

Образы птиц больше присущи мужским партиям танца «Гульназира». По словам Лидии Нагаевой, они в какой-то степени содержат элементы домусульманских верований. В частности, разведение рук в стороны и большой приставной шаг вперед – это символ полета орла, который парит над горной долиной.
Золотой фонд ансамбля
и современное прочтение песни

Горно-башкирский танец «Гульназира» принес Государственному ансамблю народного танца имени Файзи Гаскарова первые победы на Всесоюзных и международных конкурсах, фестивалях и вошел в золотой фонд репертуара коллектива. Ни один праздник в республике не обходится без этой заводной мелодии и задорного исполнения артистов.
«Танец настолько колоритный, молодежный и привлекательный за счет своей массовости, что парным сегодня он уже, наверное, не смотрелся бы. «Гульназира»это праздник и игры молодых жителей аула», – объясняет заслуженная артистка Республики Башкортостан, солистка госансамбля Айсылу Гайнетдинова.
Солистка ансамбля имени Файзи Гаскарова Миляуша Хайбуллина считает, что знаменитый хореограф, собирая фольклор в разных районах республики, именно в рисунках постановки дает понять, что это танец горных башкир.

«Движения здесь не размашистые, а аккуратные. Массовка скромной дробью передвигается вперед и назад, мужчины прыгают в основном на месте, а парами танцуют по кругу. Это говорит о том, что в горной долине было «не разгуляться», а веселиться-то хотелось», – отмечает танцовщица.
Сегодня ценность танца «Гульназира» налицо. Его тепло встречают и за границей, а песню осовременивает подрастающее поколение. К примеру, сельские школьники из Башкирии соединили саундтрек к фильму «Охотники за привидениями» Ghostbusters и башкирскую народную песню «Гульназира».
Подготовила Наталья Овчарук
Фото: Государственный ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова
Видео: Марзия Ирназарова, фонд ГУП ТРК «Башкортостан», ансамбль

12.12.2019 г.