Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК


Обычай похищения девушки у башкир










Фото: с сайта БГАТД им. М. Гафури
Умыкание в историко-этнографической науке
В то же время в предклассовых и раннеклассовых обществах похищение невест стало практиковаться чаще, чем в первобытности.

Это был своего рода пик в истории похищения невест.

Практика похищения невесты с последующим заключением брака была распространена у многих народов мира с древнейших времен. С XIX в. долгое время в отечественной и зарубежной науке считалось, что умыкание как способ заключения брака являлось наиболее древним и универсальным.

Однако с начала 1960-х гг. в науке утвердилась точка зрения, что настоящее умыкание никогда не было санкционированным обществом и широко распространенным способом заключения брака.

Современные исследователи уверены, что похищение не могло быть древнейшей формой брака.

Изучение темы умыкания девушек в научных трудах
Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа, 2006.
Знаменитый этнограф С.И. Руденко (1885–1969) писал, что «не может быть никакого сомнения в том, что при строгой когда-то экзогамии у башкир брак совершался похищением невесты».

По мере разрастания родов похищение, по его мнению, становилось все более трудным и даже невозможным. В последующем похищение заменила купля, и в башкирской свадьбе акт сватовства принял все черты торгового договора.

Обычай первой встречи жениха, когда сторона невесты старалась сорвать с гостей шапки, по С.И. Руденко, пережиток гораздо менее гостеприимного приема чужеродцев.

Об этом же свидетельствуют преследование бежавшей невесты женихом перед первой брачной ночью.





Таким образом, С.И. Руденко считал похищение формой брака более древней, нежели брак по сватовству, или брак покупкой.

«В некоторых, правда, очень редких случаях они совершались (на северо-западе) даже против воли девушки. Молодой человек с двумя-тремя товарищами подкарауливал любимую девушку, увозил ее на лошадях в заранее приготовленное место, после чего она делалась его женой. Гораздо чаще похищение невесты происходило по предварительному уговору. Она собирала все свое имущество и убегала с женихом. Через некоторое время молодой являлся к своему тестю, ставил его в известность о совершившемся факте и предлагал помириться. После неизбежных подарков дело улаживалось. Бывали даже случаи, когда невеста похищалась с ведома родителей, чтобы избежать всех расходов, связанных с приемом гостей, раздачей подарков и устройством празднества»,
писал С.И. Руденко в книге «Башкиры» и отмечал, что браки уволоком (похищением) имели место еще и в начале XX в.

А.З.Асфандияров
(1934–2014)
Известный историк А.З. Асфандияров (1934–2014) специально изучал формы брака у башкир в XVIII – первой половине XIX в.:
«Известен также и брак путем умыкания. Обычай этот, существовавший длительное время, не осуждался мусульманской моралью. Разумеется, брак оформлялся по шариату».

В основном к похищению прибегали бедняки, которые не могли уплатить калым.

«Некоторые дела заканчивались взаимным удовлетворением претензий. Так произошло, например, с иском отца девушки Джавили из дер. Узунларово Стерлитамакского уезда, похищенной в 1833 г. сыном муллы. Похищенная согласилась стать женой похитителя, тем более, что помолвленный жених отказался от нее».

Девушку похитили, когда она находилась в поле и одета была в дорогую одежду ценой в 239 руб. Это наводит на мысль, что умыкание девушки произошло с ее согласия. Тем самым отец был поставлен в известность перед свершившимся фактом».

(Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII – первая половина
XIX в.). Уфа, 1997. С. 67, 68).

Ш.Н. Исянгулов,
кандидат исторических наук


Вопреки обыденному сознанию и судя по этнографическим материалам, в дореволюционный период (XIX – начало XX в.) умыкание как форма брака у башкир было распространено намного меньше, чем калымный (нормальный) брак.

Хотя точных статистических сведений (имеются лишь общее количество бракосочетаний, а также статистика по некоторым другим формам брака) на этот счет не имеется.

Очевидно, к тому времени умыкание как форма брака изжило себе, а пик его, скорее всего, пришелся на период средневековья.



Источник: Исянгулов Ш.Н. Семья и брак у башкир в период средневековья. Уфа, 2018. С. 86–90.

Борьба с умыканием в первые годы советской власти
Уже в первых декретах Советского государства в 1917–1918 гг. декларировалось равенство женщины с мужчиной, законность лишь гражданского бракосочетания при согласии обеих сторон. Однако новые законы в условиях Гражданской войны, голода и разрухи зачастую не работали.

16 октября 1924 г. правительство принимает новое постановление
«О дополнениях к Уголовному кодексу для автономных республик и областей», по которому похищение женщины, достигшей брачного возраста, против ее воли каралось лишением свободы до 5 лет. Также за принуждение ко вступлению в брак со стороны родителей и родственников предусматривалось такое же наказание. В 1928 г. уголовное законодательство было смягчено, похищение девушки отныне каралось лишением свободы до 2 лет.

В условиях Башкирии борьба с похищениями девушек и другими «родовыми пережитками» началась в 1925 г. Согласно статистике, за понуждение к браку и получение калыма в Башкирии в 1930 г. было осуждено 23 человека, в 1931 г. – 27, в 1932 г. – 11, в 1933 г. – 3 человека. Более подробные статистические сведения о похищениях девушек и об уголовных наказаниях за них отсутствуют.

Источник: 15 лет Советской Башкирии. Сборник статей. Уфа, 1934. С. 243–244.

Жалобы женщин на насилие в архивных материалах

Галиева Ф.Г. Семейные обряды и обычаи башкир в поликультурном пространстве. Уфа, 2020

Башкирские девушки не оставались вовсе безучастными к своей судьбе. В Национальном архиве РБ имеется много дел, в которых они жаловались на похищение, на совершение насильственного бракосочетания, к которому девушек принуждали не только жених, но и отец, другие родственники, иногда муллы.

Так, в 1889 г. в Оренбургское магометанское духовное собрание обратилась украденная девушка Бибий-Магфура, дочь башкира
М. Нугуманова из д. Габдулнасырово Орского уезда Оренбургской губернии:

«В прошлом, 1888 году, 31 марта, отца и братьев не было дома. Во время ночи одной со мной деревни башкирец Харрис Хакимов и товарищ его Рахматулла Абдульманов пришли и меня взяли с собой через силу в свой дом».

Далее она указала, что 8 сентября того же года отец девушки обратился к уездному исправнику и прокурору, и 23 ноября (почти через 8 месяцев после кражи) пристав Орского уезда вернул дочь в дом отца.

Спустя некоторое время Х. Хакимов подал прошение в «высшее начальство», что желает жениться на Бибий-Магфуре. Отец на обращение Х. Хакимова дал согласие при условии выплаты калыма в размере 700 рублей, однако девушка была категорически против. Мулла не успел оформить брак. Судебное разбирательство затянулось на 4 года.

Девушка, достигнув совершеннолетия, заявила: «В настоящее время я имею в роду 17 лет, и если желаю, я кому хочу, пойду замужество».


Источник: Галиева Ф.Г. Семейные обряды и обычаи башкир в поликультурном пространстве. Уфа, 2020. С. 34.
Мнимое похищение девушки у башкир
Впоследствии получило распространение и мнимое похищение, когда жених заранее договаривался с родителями невесты (или с ней) о ее похищении.
Подобное похищение впервые было зафиксировано у башкир известным историком, государственным деятелем В. Н. Татищевым (1686–1750). Он был свидетелем данного похищения в 1721 г. и описал его в своей работе:

«Один знатный башкир, увидев, что из Кунгура намерен ехать в Сибирь на заводы и мой путь был недалеко от его дома, просил, чтобы я к нему на свадьбу сына заехал. Я из-за любопытства и чтобы их обрадовать приехал к вечеру
15 мая к нему, где было собрано 40 вооруженных человек.

Поутру, как стало рассветать, жених со всеми поехал к невестиной деревне, которая в расстоянии была в 10 верстах. Я от себя послал толмача для надзирания поступков. Батыр, или предводитель, послал от себя одного вперед, который, вернулся и сообщил, что невеста гуляет в поле. Батыр, подъехав ближе к этой деревне, со всеми людьми остался в лесу, а жених с тремя друзьями и заводною лошадью поехал к невесте.

Ухватив невесту, посадил на заводною лошадь и быстро поскакал домой. Тесть, услышав вопль женщин, ударил в бубны и собрал порядка 30 вооруженных людей и пустился за ними в погоню.

Жених подъехал к своему дому, невесту снял с лошади, ввел в избу, где сидели его мать и другие более 20 женщин. Когда невесте показали свекровь, упала перед нею на землю и со слезами просила пустить. Свекровь пред собой посадила и начала уговаривать.

Батыр со своим войском остановился на краю деревни и приготовился к бою. Тесть прискакал со своими людьми и начались между ними переговоры, которые длились час.

Между тем жених с невестою по прочтении абызом молитвы, были отведены в особой покой, где исполнили их желание. И потом тесть со своими людьми приехал к дому, у крыльца и покоя были привязаны лошадь и бык. Тесть, подъехав с голою саблею, якобы за отмщение обиды, пересек лошади шею, а шурин быку, и их тотчас стали резать и обед готовить.

У жениха довольно много было приготовлено кумыса и бузы, а я дал 5 ведер вина. Зять тестя встретил у крыльца и просил прощения, а тесть замахивался на него саблею, однако все видно было притворное, и потом, помирившись, пошли в избу, был организован пир с весельем. Женщинам угощения накрыли в другой избе, куда приехала и мать невестина. Я спросил о причине этого притворного увоза девушки, мне сказали, что жених богат, а тесть небогат, и отец его не давал столько калыма, как большому его брату, а жениху казалось стыдно за малой калым жениться, поэтому с тестем договорился об увозе за 50 рублей».

(Татищев В.Н. История Российская в семи томах. Т. 1. М.; Л., 1962. С. 388–389).

В.Н. Татищев
(1686 –1750)
Тема умыкания девушек в фольклоре
и литературе
Башкирские фольклористы А.Н. Киреев (1912–1984) и С.А. Галин (1934–2010), изучая эпос, пришли к выводу, что одним из главенствующих в нем является проблема поисков жены и создания семьи. Также в фольклорных произведениях встречаются различные формы брака. Самая распространенная из них – брак с девушкой в результате героического сватовства. Данная форма, по их мнению, является наиболее древней, архаичной.

Брак же с похищенной девушкой или пленницей хотя и имеет место, но не получил широкого распространения. К тому же эти мотивы являются более поздними, чем брак с девушкой, добытой путем сватовства.

Наиболее примечательным в этом плане является эпос «Кара-Юрга», в котором описывается, как конь похищает дочь Масим-хана Мактымхылу.


Источник: Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970. С. 98–108; Галин С.А. Башкирский народный эпос. Уфа, 2004. С. 115, 117–132.

Иллюстрация к эпосу "Кара-юрга". Художник
А. Мухтаруллин.
Народный поэт Башкортостана М. Карим.




Умыкания девушек встречались и в послевоенные годы.
Так, в 1955 г. в д. Арово Чишминского района украли 70-летнюю старуху. Об этом было сообщено на очередном пленуме Башкирского обкома ВЛКСМ, на котором присутствовал и председатель правления Союза писателей республики Мустай Карим (1919–2005).

Это событие легло в основу комедии М. Карима «Похищение девушки».

В пьесе события разворачиваются в послевоенной башкирской деревне. Во время сабантуя председатель ревизионной комиссии колхоза старик Ажмагул хвастается перед молодежью своими былыми подвигами: в юности он будто бы украл свою невесту Унганбику.

Кутлуахмет, послушав Ажмагула, решает во время праздника украсть его дочь Ямилю. Узнав о намерениях Кутлуахмета, вдовец, мужчина средних лет Давлетбай думает подменить Ямилю на свою возлюбленную Туктабику.

Однако вместо Туктабики, перепутав, крадет на своем «Москвиче» Унганбику, жену Ажмагула, так как у тех были одинаковые платья. Между тем в доме Кутлуахмета вовсю идет подготовка к свадьбе. Давлетбай привозит Унганбику в дом Кутлуахмета. Похитители оказываются опозоренными.

Пьеса с большим успехом неоднократно ставилась
в Башкирском академическом драматическом театре
им. М. Гафури, а также в других театрах республики.

Комедия «Похищение девушки» на сцене БГАТД имени М. Гафури.
Комедия на сцене Уфимского государственного татарского театра «Нур».
Спектакль "Похищение девушки" на сцене Народного башкирского театра "Иремель", г. Белорецк.

Использованная литература:
1. Хусаинов Г. Б. Мустай Карим: Личность. Поэт. Драматург. Прозаик. Уфа,1994. На башк. яз.
2. Асфандияров А. З. Башкирская семья в прошлом (XVIII – первая половина
XIX в.). Уфа, 1997.
3. Галиева Ф. Г. Семейные обряды и обычаи башкир в поликультурном пространстве. Уфа, 2020.
4. Галин С. А. Башкирский народный эпос. Уфа, 2004.
5. Документы и материалы по истории башкирского народа (1790–1912).
Сост. А. З. Асфандияров, Р. Н. Рахимов, Ф. Г. Хисамитдинова. Уфа, 2012.
6. Исянгулов Ш. Н. Семья и брак у башкир в период средневековья. Уфа, 2018.
7. Киреев А. Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970.
8. 15 лет Советской Башкирии. Сборник статей. Уфа, 1934.
9. Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа, 2006.
10. Татищев В. Н. История Российская в семи томах. Т. 1. М.; Л., 1962.


© Абдульменова А. В., автор-составитель, 2021