Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Эпос «Акбузат»:
от борьбы со злом
до объединения
башкирских родов

«Акбузат» − классический образец эпоса в башкирском фольклоре, занимает значительное место в устно-поэтическом творчестве башкир. Кубаир «Акбузат» входит в цикл героических сказаний об Урал-батыре и его потомках, повествуя о внуке Урал-батыра Хаубане, и является логическим продолжением эпоса «Урал-батыр».
Акбузат – это необычный крылатый конь, принадлежавший сначала самому Урал-батыру, а затем его внуку Хаубану. В описании Акбузата преобладают сказочные, фантастические элементы. Конь родился и вырос на небе. Там находится его дом. Он владеет человеческой речью, может общаться с людьми на их языке. Также Акбузат не горит в огне и не тонет в воде. Он быстрее ветра. Одним ударом копыта он способен разрушить горы и рассечь море.

Акбузат тысячи лет находился в ожидании достойного батыра. Он спустился с неба, чтобы выбрать равного себе по силе. И таковым оказался Урал-батыр, которому было под силу «взметнуть в небо тяжесть в семьдесят батманов». Акбузат склонил перед ним голову в знак того, что отныне он будет ему принадлежать.

После смерти Урал-батыра Акбузат достался его сыну — Идель-батыру, но был похищен Шульгеном — старшим братом Урал-батыра, перешедшим на сторону зла. Так крылатый конь оказался в подводном царстве и находился там до тех пор, пока им вместе с булатным мечом Урал-батыра не завладел Хаубан.
Происхождение эпоса «Акбузат»
Эпос «Акбузат» был записан башкирским поэтом, драматургом, фольклористом, классиком башкирской литературы Мухаметшой Абдрахмановичем Бурангуловым (1888−1966).

Работая сельским учителем, Мухаметша Бурангулов увлекся собирательством народных сказаний. В 1910 году он отправился в экспедицию по Иткульской волости Оренбургской губернии (ныне это Баймакский район Республики Башкортостан). От местных жителей он услышал сказания поэтов-сэсэнов, которые были наполнены мистикой, духом прошлого, тайнами сотворения мира.

Известен факт, что сказания сэсэнов настолько поразили исследователя Бурангулова, что он в знак благодарности подарил местным жителям своего коня, а сам отправился домой пешком. Но это была небольшая плата, если учесть, что приобрел он настоящее сокровище — уникальный этнографический материал, на обработку которого Бурангулову потребовалось более десяти лет.

Уже в начале 20-х годов прошлого века из-под пера Мухаметши Бурангулова вышел первый письменный вариант эпоса об Урал-батыре и Акбузате.

Кстати, имеются исторические факты о том, что в 1910 году Бурангулов записал первый вариант эпоса «Акбузат» от Габит-сэсэна, а в 1917 году в деревне Бабалар Бурзянской волости Оренбургской губернии (ныне это территория Куюргазинского района Республики Башкортостан) он повстречался еще с одним народным сэсэном — Гатиатуллой Биккужиным. От него он услышал второй вариант эпоса «Акбузат». Сказания двух сэсэнов и послужили Мухаметше Бурангулову материалом для работы над эпосом «Акбузат».

Мухаметша Бурангулов с 1938 года работал в Башкирском институте истории, языка и литературы. В 1940 году вступил в Союз писателей СССР, а в 1944 году получил звание Народного сэсэна Башкирской АССР.

Машинописный текст эпоса «Акбузат» хранится в Научном архиве УНЦ РАН.

О чем повествуется в эпосе «Акбузат»
Как уже было сказано выше, эпос «Акбузат» является логическим продолжением эпоса «Урал-батыр». Основной темой эпоса является борьба батыра за счастье людей, его стремление к тому, чтобы восторжествовала справедливость.

Главный герой кубаира Хаубан, оставшись сиротой после убийства родителей, продолжает благородное дело своего отца Суры-батыра, деда Иделя и прадеда Урал-батыра. Дочь подводного царя Нэркэс помогла ему вернуть Акбузата и завладеть булатным мечом. Благодаря этому Хаубан обрел неодолимую физическую силу.

С помощью Акбузата Хаубану удалось одолеть злых духов и драконов, разрушить подводное царство Шульгена, расправиться с Масим-ханом, который погубил его родителей, и освободить батыров Ирандыка, Катая, Кыпсака, Табына, Тамьяна, Тукляса и Юрматы. Освобожденные батыры стали предводителями семи родов башкир.

Одержав победу над врагами, Хаубан женился на Нэркэс, которая в начале эпоса помогла ему вернуть Акбузата.

В эпосе «Акбузат» присутствуют герои эпоса «Урал-батыр»: Хумай, Шульген, злой демон Кахкаха. Перекочевал в эпос и сам Акбузат, и булатный меч. Хаубану удается завершить дела, которые не успел довести до конца Урал-батыр, благодаря чему на землю возвращается мир и покой, о котором так мечтали люди.

Условно эпос «Акбузат» можно разделить на две части. В одной представлен жизненный путь Хаубана до того, как он стал защитником народа. Сироте приходится преодолевать трудности и испытания, в буквальном смысле выживать. Покинув родную деревню, он встречает пастуха, который дарит ему свой лук со стрелами, чтобы мальчик не умер от голода. И вот мы встречаем уже совсем другого Хаубана — отважного охотника и меткого стрелка. Далее уже, поймав золотую утку, которая оказывается дочерью Шульгена, он с ее помощью и выручает Акбузата. Таким образом, условная первая часть эпоса посвящена личным подвигам Хаубана.

В другой части эпоса Хаубан совершает общественно значимые поступки, ведет борьбу со злом, олицетворением которого в мифическом мире является Шульген, а в реальном — коварный и жестокий Масим-хан. Здесь же Хаубан узнает страшную правду о гибели своих родителей. Оказывается, его отца, защищавшего простой народ от поборов, Масим-хан подкараулил спящим и убил, а мать приказал своим слугам утопить в озере.

Хаубану с помощью Акбузата и булатного меча удалось победить Шульгена и вернуть на землю всех похищенных его слугами людей. Среди них оказывается и его постаревшая мать. Также ему удается расправиться с Масим-ханом и освободить народ из-под его гнета.

Народ благодарит Хаубана за то, что он освободил их не только от земного зла в лице жестокого правителя, но и от зла мифического, разрушив подводное царство. Хаубану предстоит и дальше выступать в роли освободителя и бороться со злом уже за пределами своей территории. Он освобождает батыров, которых Масим-хан продал в рабство соседним правителям. С его помощью все семь батыров возвращаются на родину.

Вернувшись в родные земли, Хаубан собирает народ, проживающий на Урале, и устраивает для них большой праздник. Освобожденных батыров он назначает главами семи родов, они становятся родоначальниками башкирского этноса. А сам женится на Нэркэс, которая раздает все накопленные отцом богатства людям. Таков счастливый финал эпоса.

Значение эпоса
Эпос «Акбузат» официально причислен к объектам нематериального культурного наследия народов Республики Башкортостан. Он является памятником башкирской словесности.

Слово «акбузат» стало нарицательным в башкирском языке. Оно отражает поверья башкир о том, что у настоящих скакунов есть крылья, но увидеть их человеку нельзя, иначе волшебная сила коня иссякнет и он погибнет.

Фольклорист, писатель, доктор филологических наук Салават Ахмадиевич Галин (1934−2010)в книге «Башкирский народный эпос», выпущенной в Уфе в 2004 году, вот так объясняет происхождение Акбузата: «Акбузат выходит на землю со дна озера Шульген, и этот мотив, то есть выход лучших пород коней из озера, в башкирском фольклоре очень распространен». «Безусловно, образ Акбузата имеет очень древнее происхождение. Можно предположить, что генетически он связан с культом «небесных коней», широко распространенным в фольклоре тюрко-монгольских народов, — считает ученый. —В то же время образ крылатого коня-покровителя очень распространен в башкирском эпосе и богатырских сказках, и это, по-видимому, связано с образом предка-покровителя, что имеет явное тотемическое происхождение».
В эпосе «Акбузат» присутствуют реальные исторические факты. Так, в финале речь идет об объединении семи родов, которые составили ядро башкирского этноса. И это доказанный исторический факт. То, что он отражен в фольклорном произведении, говорит о том, что данный эпос создавался не одним поколением, передавался из уст в уста, и каждый новый рассказчик добавлял в него что-то от себя. Но главная мысль произведения — о единении народа — оставалась неизменной. Хаубан здесь выступает в роли настоящего народного героя. Делая добро людям, он никогда не думает о себе, о своих подвигах, славе и той благодарности, которую мог бы заслужить от народа. Он думал прежде всего о своем народе, и удовлетворение находил именно в служении своему народу. Это и придавало ему силы.

Идея объединения народа является ключевой в эпосе «Акбузат». Наиболее явно она выражена в финале произведения. Народ осознает, что только в единстве кроется его сила и мощь, только объединившись можно противостоять врагу, посягающему на их земли и свободу. Сильна также мысль о родине, собственной земле, без которой ни один народ не может существовать и развиваться. И настоящим местом силы здесь выступают Уральские горы. Они являются органической частью бытия башкирского этноса. Это не просто географическая точка пребывания народа, но и часть их духовного мира, выражающаяся в сакральной связи современных поколений этноса с предками.
Театральные постановки
Первая постановка по мотивам эпоса «Акбузат» вышла в 1931 году на сцене Самарского оперного театра. Композитор Антон Александрович Эйхенвальд написал оперу «Степь».

Далее в 1942 году в Башкирском театре оперы и балета впервые была поставлена опера «Акбузат» («Волшебный конь»). Авторами оперы по мотивам эпического сказания стали композиторы Халик Шакирович Заимов и Антонио Эммануилович Спадавеккиа. Опера была написана в трех действиях с прологом. Из многочисленных сюжетных линий эпоса в опере была выделена одна основная — борьба Хаубан-батыра против жестокого правителя Масим-хана. Премьера оперы состоялась 7 ноября 1942 года.

Вторая редакция оперы «Акбузат» («Волшебный конь») была выпущена в свет 31 декабря 1957 года на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. А 25 ноября 1994 года на юбилейном вечере, посвященном 80-летию композитора Халика Заимова, состоялось концертное исполнение оперы.

В 2016 году в Государственном академическом русском драматическом театре была поставлена рок-опера «Акбузат». Либретто, музыку и стихи к ней написали участники российской группы «Несчастный случай» Сергей Чекрыжов и Алексей Кортнев. Художником-постановщиком стал Вячеслав Виданов, художником по костюмам — Сергей Илларионов, а режиссером — заслуженный деятель искусств РФ и РБ, художественный руководитель Русского драматического театра Михаил Рабинович.

Премьерные показы рок-оперы состоялись в юбилейный 155-й сезон Русского драматического театра. Постановка была реализована на средства гранта Главы Башкортостана. Перед коллективом авторов была поставлена задача по популяризации эпоса «Акбузат». Высочайший образец башкирского народного творчества должен был стать понятен и доступен современному поколению зрителей.
В музыке и хореографии рок-оперы присутствуют различные жанры и стили, используются смелые декорации и костюмы. Также на сцене применяется 3D-проекция, которая описывает сюжет и передает атмосферу повествования. Многие декорации построены с использованием компьютерной графики. Атмосферу подводного мира художники реалистично передали через прозрачную ткань, спущенную поверх всего действия. Конь Акбузат появляется на сцене в виде больших белых полотен.

Рок-опера и по сей день остается в репертуаре Русского драматического театра и пользуется успехом у зрителей.

Ипподром «Акбузат»
Уфимский ипподром гордо носит имя знаменитого крылатого коня Акбузата. По преданию, все лошади, живущие на башкирской земле, являются потомками того самого Акбузата. Они помнят наказ верного коня Урал-батыра — всегда и во все времена верой и правдой служить людям. Поэтому название для уфимского ипподрома выбрано символическое.

Свое название уфимский ипподром получил в 1982 году, в год 425-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. В тот год состоялось открытие нового здания ипподрома. Оно простояло вплоть до 2005 года, когда была начата реконструкция ипподрома.

В 2007 году, в год 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России, после капитальной реконструкции по проекту японской фирмы «RAUM Architects» открылось современное здание ипподрома.
Памятник Акбузату
В Бурзянском районе Башкирии на берегу озера Йылкысыккан, которое описано в башкирских эпосах и легендах, установили памятник мифическому коню Акбузату. Место было выбрано не случайно, ведь помимо всего прочего название озера с башкирского языка переводится как «озеро, из которого вышли кони».

На конкурсной основе лучшим был признан эскиз памятника, выполненный известным башкирским скульптором Ульфатом Кубагушевым. В начале июня 2019 года гипсовая модель памятника Акбузату была отправлена в Челябинскую область на Каслинский завод архитектурно-художественного литья для отливки из чугуна.

Высота всего памятника составляет пять метров, высота самого коня — 3,5 метра, расстояние между его крыльями — три метра. Вес памятника — около трех тонн. 6 ноября памятник на тягаче доставили в Бурзянский район. В настоящее время памятник уже установлен на территории заповедника «Шульган-Таш» на площадке между подъездной дорогой, ведущей к знаменитой пещере, и озером Йылкысыккан.
Компьютерная игра
на основе башкирских эпосов

IT-специалисты из Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета трудятся над разработкой компьютерной игры по мотивам эпосов «Урал-батыр», «Акбузат», «Идукай и Мурадым», а также народных легенд и преданий. Игра «Зэркум», персонажами которой станут герои башкирских эпосов, будет похожа на Minecraft. Персонажу игры — молодому батыру — представится возможность отправиться в путешествие по мифическому миру, одолеть зло и принести мир башкирскому народу.

Игровыми локациями должны стать пещера Шульган-Таш, водное царство Аслыкуль и царство Самрау — высший мир.
Колоколова Е.В., автор-составитель, 2019