Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Бурдюки из кожи у башкир

Уже поспел живительный кумыс,
закис в кобыльих турсуках.
С. Аксаков, Семейная хроника
Когда-то сосуды из кожи являлись крайне необходимыми и важными предметами в хозяйстве наших предков, символизировали жизнь и благополучие. Сегодня они уже давно вышли из употребления, и технологию их изготовления не вспомнит даже взрослое поколение. История о кожаных бурдюках, использовавшихся в быту башкир, теперь хранится лишь в исследованиях ученых, архивах и музеях. Вспомним, как это было.
Башкиры Оренбуржья, 1870 г. Фото К.А. Фишера
Изготовление кожаной утвари из дубленых шкур домашних животных являлось одним из древнейших ремёсел скотоводов.
У башкир в XVIII—XIX вв. оно практиковалось в южных и восточных районах, где коневодство и скотоводство являлись доминирующими отраслями хозяйства. Изготавливали ведра, кадушки, подойники, бутыли и другие емкости для переноски и хранения воды, молока, кумыса, других продуктов из шкур лошади, крупного и мелкого рогатого скота, верблюдов, диких животных. Предпочтение отдавалось лошадиным шкурам, особенно при выделке кумысных сосудов, так как они отличались прочностью и влагонепроницаемостью. За эти свойства ценилась также посуда из верблюжьей кожи.

Сосуды для кумыса. Фото С.И. Руденко
Как выделывали и обрабатывали кожу башкиры
«Кожевничество их от всех кожевных выделок отменно!» – писал о кожевенном деле башкир русский ученый и путешественник И.И. Лепехин.

Для изготовления бурдюков и других сосудов из кожи шкура с животного снималась целиком. Об увиденном во время своего путешествия по Башкирии в XIX в. процессе И.И. Лепехин рассказывал: «На такой конец сдирают они с коровы и лошадей кожу, не распарывая на передних ногах от колена до передней части ледвеи (верхняя часть ноги до колена. – Прим. авт.) и так получают сулейную фигуру целой кожи».

К слову, многие народности для этого снимали шкуру с животного через шейное отверстие.

После, для получения более мягкого материала шкуру вымачивали в мучном растворе либо в кисломолочных продуктах. Башкиры использовали для этого перекисшее молоко (әсе ҡатыҡ), перекисшую сырковую массу (әсе ҡорот) или сыворотку.
Натянутая шкура
Когда шкура была готова к обработке, ее натягивали и с помощью специального скребка (ҡырғыс) соскабливали жир и мездру.

Шерсть удаляли ножом или обломком косы, иногда шкуру предварительно натирали золой. Сушили, натягивая на пяло (кирге).

Овчину разминали инструментом в виде рогатины с концами неодинаковой длины, между которыми помещался железный скребок (ирәк, тире гөргөсе, кирге).

Инструмент для мездрения кожи. Музей Салавата Юлаева, Салаватский р-н РБ
Шкуру обрабатывали в подвешенном состоянии. Захватив верхнюю часть инструмента правой рукой, в ременную петлю на его длинном конце продевали ногу и производили со стороны мездры скоблящие движения.
Обработка овчины. Курганская область, д. Бурыл-Айгирово.
Этот инструмент до последних десятилетий XX в. встречался у юго-восточных башкир. Знали его также алтайцы, казахи, киргизы, хакасы.

Небольшие шкурки разминали руками, деревянным валиком или дощечкой с
зазубринами (тешле туҡмаҡ, кирткәсле ағас), натирали мелом (аҡбур).
После обработки из кожи выкраивали сосуды различных размеров и форм: ведра, кадушки, подойники, бутыли, посуды для сбивания масла, фляжки.
Разновидности посуды из кожи
у башкир

Различались цельные сосуды со вставным круглым дном и кроенные из кусков кожи с продолговатым основанием.

Кожа, снятая с разных частей тела животного, шла на изготовление определенного вида емкости.

Так, из шкуры задних ног лошади получали большие бутылеобразные сосуды (ботлоҡ, дөмбәй).

Из кожи передних ног, меньших по размеру, делали фляги своеобразной формы, сохранявшей коленные выступы: ҡуллыҡ, ҡуллас, муртай.
Существовали также маленькие кожаные вьючные мешки или плоские фляжки и мягкие турсуки (турһыҡ, мыстар) с узкой горловиной и волосяной петлей.

В таких емкостях обычно брали с собой в поход, приторочив к седлу, кумыс, молоко, мед. Горлышки их при переездах затыкались пучком травы. По свидетельству И.И. Георги, такие сосуды совсем не отмокают, и при том они легки и прочны.
Из шкуры, снятой с головы лошади без продольных разрезов, делали подойники (башкүнәк). Из кожи шеи получались небольшие чаны (көрәгә).

Встречались также узкие кожаные маслобойки (бот күнәк). Делали также ёмкости из брюшины, сердечной сумки, толстых кишок.

Из целой шкуры овцы, козы или теленка изготавливали бурдюки или турсуки (бурhыҡ, турһыҡ) – сосуды для хранения кумыса.
Для кислого молока и сметаны использовали сосуды из вымени коровы (күҙәгә).

Сосуд из вымени коровы. Национальный музей им. А.В. Анохина, Алтай

А вот уже из кожи, полностью снятой с туловища лошади, изготавливались большие сосуды (һаба).
Саба
Саба были широко распространены в южных и восточных районах Башкортостана, в том числе у зауральских и оренбургских башкир, где преобладающую роль в хозяйстве играло скотоводство.

Һаба представляла собой четырехгранную пирамиду с прямоугольным основанием. Ее широкое горло прикрывалось кожаной покрышкой.

В Национальном музее Башкортостана хранится такой объемный сосуд, привезенный из одного из районов республики.

Специфическая форма сабы достигалась благодаря тому, что в боковые части вшивали треугольные клинья. Такой сосуд использовался для приготовления и хранения кумыса. В него вмещалось до 12–13 ведер жидкости. Размер емкости в прямом смысле зависел от социального положения семьи.
Как изготавливали кожаную утварь башкиры
Cосуд для подачи кумыса
Изготовление кожаной посуды — очень трудоемкий процесс. Ремесло требовало умения и опыта, в основном им занимались мужчины, но помогали им и женщины.

Достоинством мастерски изготовленной кожаной утвари была совершенная форма и рациональный крой. Будущую посуду нужно было правильно выкроить и крепко сшить. У многих народов это считалось целым искусством.
Кожаные мешки сшивались в сыром виде. При этом внешняя сторона шкурок становилась внутренней стороной сосуда. Отдельно вставлялось круглое кожаное или деревянное дно. Для шитья применяли коровьи сухожилия (тарамыш).

«С этой целью, — писал немецкий натуралист и этнограф Иоганн Готлиб Георги, — жилы отрезали длиною в пядень... высуша на вольном воздухе, колотят до тех пор, пока изщепляются; после чего разбирают и ссучивают так чисто, что нигде неприметно узелков».

В южных и восточных районах кожи сшивали также ссученным конским волосом (ҡыл). Шили плотными стежками, дно сосуда прикрепляли двойным швом.
Кожаные сосуды в коптильне. По зарисовке С.И. Руденко
Далее сосуды наполняли для объема золой для придания им желаемой формы. Затем их следовало закалить в дыму (прокоптить) в продолжение 2–3 недель, после чего смазать конским жиром. После этого сосуд становился полностью водонепроницаемым.


Устройство для надымления шкур. По зарисовке П.С. Палласа
Коптильня у башкир выглядела как большая яма. Вот как описывает процесс копчения академик И.И. Лепехин: «Вырывался особый погреб, от которого под землю производился ров, длиной в два аршина, с отдушиной к поверхности. Отверстие его покрывалось лубяным бездонным коробом, который у основания обсыпался со всех сторон землей. В этом коробе и в погребе протягивались веревки, или клали специальные жердочки, на которых и развешивались высушенные кожи. В погреб через отдушину насыпались гнилушки дерева, которые затем зажигались. После этого отдушина затыкалась так, чтобы дым через канал проходил внутрь погреба, и кожи постоянно находились в дыму. Беспрерывное окуривание кож продолжалось в течение 2–3 недель, в зависимости от их толщины, после чего кожа считалась уже окончательно выделанной».

Такой способ выделки кожи оставался и в начале XX в. Более основательно устраивались коптильни с дымоотводами: из ямы (соҡор) дым поступал по подземному жёлобу (улаҡ) в находящееся рядом помещение для кож (ыҫтыҡ).
По словам путешественника П.С. Палласа, такие коптилки для кож у башкир по реке Миасу были почти в каждом дворе.
Чтобы улучшить вкус кумыса и придать ему особый аромат, для дров в коптильне использовали дерево берёзы и таволги. В такой яме сосуды из кожи находились 7–8 дней. Кожу коптили до тех пор, пока она «сделается рогу подобна», отмечал И.Г. Георги.

После копчения сосуды пропитывались ароматами и становились твёрдыми и непротекающими.
Плетеные ручки
Далее к готовому кожаному мешку прикрепляли плетёные ручки и украшали швами из сухожилий или конского волоса, шерстяными нитями и кантами — узкими полосками цветной материи.

К сожалению, не сохранилось кожаной посуды, украшенной орнаментом, но можно предположить, что в прошлом у башкир, как и у многих родственных им народов, было принято украшать саба, турсуки и другие сосуды для кумыса.
Только что приготовленные сосуды не сразу употреблялись в дело, а наливались предварительно на некоторое время кислым молоком, чтобы изгнать запах дыма.
Как издревле человечество использовало кожаные мешки
Первые упоминания о кожаном бурдюке встречаются в греческой мифологии, когда во время празднеств из шкуры жертвенного козла Дионису был изготовлен такой сосуд.
Издревле многие народности в бурдюках возили и носили воду, вина, оливковое масло, нефть. Также они использовались как ёмкости для приготовления сыра и сливочного масла, хранения различных твердых пищевых продуктов.
Также известно, что кожаные сосуды, как воздушные баллоны, использовались для долгого нахождения под водой. Такой бурдюк с дыхательной трубкой описал в 77 г. до н. э. римский писатель и ученый Плиний Старший.
Кроме того, в древности с помощью надутых бурдюков сооружались переправы через реки, плоты (сал). В них же переправляли через водные преграды снаряжение, которое не стоило лишний раз мочить.
Еще бурдюки с водой использовались для тушения пожаров.
Первые упоминания о кожаном бурдюке встречаются в греческой мифологии, когда во время празднеств из шкуры жертвенного козла Дионису был изготовлен такой сосуд.
У башкир кожаные сосуды по большей части были предназначены для воды и молочных продуктов. Кроме того, в них доилось молоко, взбивалось масло, хранились кумыс, катык, закваска, мед. В самой большой емкости һаба наши предки изготавливали кумыс — ценный и полезный напиток из кобыльего молока.
Как башкиры готовили кумыс в сабе
В кожаный мешок наливали свежее кобылье молоко, а также немного кумыса, взятого из другого сосуда. На внутренних стенках и дне старых сосудов всегда имелись бродильные грибки (кур или әсетке), которые размножались в свежем молоке, и начиналось молочнокислое брожение. Бурдюки специально никогда не мылись, дабы не вымывать кисломолочные бактерии из складок швов. В емкость молоко вливалось после каждой дойки кобыл, от двух до четырех и даже до пяти раз в день. После каждого пополнения кумыса свежим молоком и в промежутках между ними кумыс взбалтывался особыми мешалками (бешкәк) с тяжелым грибовидным основанием.
Иногда кожаные мешки с кумысом прикреплялись к лошади – тряска и бактерии незаметно делали свое дело. Через 3–4 дня кумыс был уже годен для питья.

Изготовленный таким образом в кожаных сосудах напиток получался наиболее дозревшим и вкусным, считали ценители кумыса.
И. Г. Георги так отзывался о башкирском кумысе: «В прочем же кумыз от кислоты имеет столь приятный вкус, и при том столь питателен и крепок, что не только служит пропитанием, но и делает башкирцов здоровыми, бодрыми, краснощекими, дородными...»
Какое значение придавали башкиры посуде, в том числе
из кожи

Башкирская семья за обедом.
Во всех древнейших культурах посуда являлась посредником, выполняющим функцию медиатора между обыденным и сакральным мирами. В жилище башкир кухонная и бытовая утварь обозначала нижний ярус структуры – пол. Она находилась близко от входа – элемента жилища, связанного с опасным в смысловом аспекте переходом во внешний мир.
Посуде придавалась оберегающая функция. У мусульман считалось, что с пищей внутрь может проникнуть шайтан, поэтому перед едой и после нее гости и хозяева обязательно должны были произнести «Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» – «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного».
В башкирских представлениях не благословленная «бисмилля» посуда и продукты в ней, оставленные на ночь, могли быть использованы зловредными джиннами, и человек поражался нечистым духом. Таким образом, с посудой были связаны поверья и обрядовые действия, что свидетельствовало о ее особом статусе.
Зажиточная башкирская семья Златоустовского уезда Уфимской губернии. Начало XX века.
Кожаная посуда, в которой изготавливался и хранился кумыс, пользовалась большим почетом у башкир, так как в кочевом быту молочные продукты считались наиболее ценными.

Һаба, турсуки или бурдюки играли важную роль не только в хозяйстве, но и в духовной жизни башкир.
Большой сосуд һаба являлся для башкир символом жизни и благополучия жилища. Он и располагался на особом постоянном месте в их домах. Его подвешивали или ставили у входа, и каждый заходящий или выходящий человек должен был несколько раз взболтать емкость с готовящимся кумысом.

Башкиры в юрте
«На женской половине главное место занимает саба или турсук, поставленный на специальную подставку – сабаяк», – писал в конце ХIХ в. русский геолог и натуралист П. С. Назаров. Подставка, по всей видимости, нужна была, чтобы кувшин не отсырел или же не перегрелся.

И. Г. Георги отмечал, «мешки сии имеют обыкновенно место свое по правую сторону у входа в их жилище». И. И. Лепехин уточнял, что такой кожаный сосуд устанавливался «против камина» на специальную деревянную подставку — подножие, «к которому дно мешка прибито гвоздями, а рукав его или верхнее отверстие прицеплено на веревочках к потолку». Этот мешок, по наблюдениям И. И. Лепехина, «каждое утро и каждый вечер наполняют свежим надоенным молоком и, налив оное, болтают чрез несколько минут с простоквашею, которая всегда в турсуке находится, дабы свежее молоко, с старым смешавшись, закисло...»

Высокий семантический статус кожаных сосудов для наших предков проявлялся в особом отношении к ним и участии их в обрядах.
Из сабы угощали гостей на йыйынах, сабантуях и других праздниках. Заметна ее роль и при проведении свадебных и других семейных и общинных обрядов.
Так, в башкирском свадебном обряде, по свидетельству И.Г. Георги, невеста, покидая родительский дом, обнимала кумысный мешок, питавший ее, и прикрепляла к нему небольшой подарок – кусочек холста или ниточки.
Кроме того, для облегчения родов беременную постукивали пустым кожаным бурдюком.
В целом, кожаная утварь была необычайно прочна и удобна в употреблении. Кожаные мешки и фляги, наполненные кумысом или айраном и навьюченные на лошадь, верблюда, по большей части были рассчитаны на использование в пути и являлись атрибутом подвижной кочевой жизни башкир. Позже, перейдя к оседлости, наши предки продолжали держать кобылиц. Кожаные подойники и фляги для изготовления кумыса некоторое время еще служили в хозяйстве. Так, до конца XIX в. кожаная утварь бытовала у кипчаков и западных бурзян. По западную сторону Урала в начале XX в. встречалась кое-где у табынцев и у минцев в Зауралье. В наименьшем количестве ее можно было увидеть в горах в хозяйствах инзер-катайцев, карагай- и кара-кипчаков.
Со временем, в связи с уменьшением поголовья скота, кожа стала дефицитным животным сырьем. Дорожные фляги и ведра стали и вовсе не нужны, и башкиры прекратили изготовление кожаной посуды. Изделия из кожи вытеснились сравнительно дешевыми изделиями из дерева, позже металлической, керамической, стеклянной посудой.
К настоящему времени кожаная посуда в хозяйстве в нашей республике не сохранилась. Но зато эти редкие атрибуты кочевой жизни хранятся в экспозиции и фондах Национального музея Республики Башкортостан, других музеях республики.

Несмотря на недолговечность материала, кожаные сосуды целы. Как и многие предметы быта, старинная кожаная посуда из коллекций безымянна, неизвестны и имена изготовивших их башкирских мастеров.

Коллекция кожаной посуды в Нацинальном музее Республики Башкортостан
В наши дни искусство изготовления емкостей из кожи животных мало где можно встретить во всем мире.
Говорят, что в Кыргызстане еще используют для переправ через реки сал – плот из надутых шкур-бурдюков.
В некоторых странах на таких диковинных плотах развлекают туристов
Также известно, что для своего прямого назначения – хранения и перевозки жидкостей – кожаный бурдюк продолжают изготавливать в Испании. Там он называется бота и используется для сухого вина.

Шьется сосуд, как правило, из лайки (кожи козы) и продается в некоторых специализированных винных магазинах. Вино в такой емкости не портится и остается прохладным. В виде сувенирной продукции небольшие бурдюки для вина продолжают изготавливаться местами по России.


Источники:
1. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006.
2. История башкирского народа в 7 томах, Т.3 Уфа: Гилем, 2011.
3. Хайруллин Г.Т. Очерки истории и культуры башкирского народа. Астана, 2004.
4. Шитова С.Н. Утварь из кожи у башкир // Хозяйство и культура башкир в XIX — начале XX в. Москва, 1979.
5. Султанова А.И. История кумысного дела у башкир//«Молодой учёный», 2016.
6. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002.
7. Масленникова Т.А. Семантический статус бытовых предметов башкир и их роль в убранстве интерьера башкирского жилища// Вестник БГПУ им. М Акмуллы, 2011.
8. сайт www.башкирская-энциклопедия.рф
© Акулова-Сулейманова Г. З., автор-составитель, 2020
Фото: из вышеназванных источников, из Национального музея Республики Башкортостан, Олега Яровикова.