Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Уникальное песенное творчество народного фольклорного коллектива «Берестиночка» Белокатайского района Башкортостана
Русский фольклорный ансамбль «Берестиночка» был создан в 2007 году при районном дворце культуры Белокатайского района Башкортостана на базе коллектива бабушек, поющих местные фольклорные песни. Спустя год творческому коллективу было уже присвоено звание «Народный».
Многие годы бессменным руководителем «Берестиночки» является заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Людмила Декало.
Обращение к аутентичным культурным традициям России, использование этнографически достоверных материалов и форм традиционного фольклора являются главной составляющей в деятельности этого творческого коллектива.

В основе репертуара «Берестиночки» ‒ аутентичный местный фольклор, старинные русские народные песни, бережно перенятые у старожилов Белокатайского района нашей республики.
«Малухинские бабки», или с чего все начиналось
В Старобелокатае Башкортостана когда-то было очень много переселенцев из Кунгура Пермского края, приехавших сюда в поисках лучшей доли вместе со своими народными песнями.

«
«Весь наш фольклор — старобелокатайский. Я сама родилась и выросла в Челябинской области, но этот фольклор слышала уже с детства от своей бабушки Марии Ивановны Кузнецовой, жившей неподалеку от Старого Белокатая, в селе Железный ключ. Засело в памяти, как она вместе со своими четырьмя сыновьями пела проголосные, т. е. долгие, тягучие песни. В Белокатайском районе все поют «потоньше» или «потолше», при этом не говорят, как обычно, выше-ниже. Я еще тогда отмечала, что бабушка-то моя всегда берет «потолше», низко пела», ‒ рассказывает руководитель «Берестиночки» Людмила Анатольевна Декало.
Спустя годы, уже после окончания школы, Людмила Анатольевна вновь услышала песни, которые когда-то пела ее бабушка. В 1970 году она переехала из Челябинской области в Новобелокатай для работы в местном РДК и осталась здесь жить. И уже на сцене клуба услышала знакомые ей с детства старобелокатайские проголосные песни, «улошные» частушки и заводные плясовые. Тогда, в 1970-е годы, их пели бабушки, родившиеся еще в самом начале прошлого века. Причем называли их тогда просто «малухинские бабки», по названию улицы в Новобелокатае, на которой они жили.
Позже, уже в 1980-е, на смену им пришли бабушки, родившиеся в 1918‒1924 годах. К 2007 году из восьми-десяти постоянных участниц русского фольклорного коллектива в живых остались только четверо. С таким составом — из четырех бабушек — творческий коллектив из Белокатайского района Башкортостана получил тогда почетное звание «Народный фольклорный ансамбль «Берестиночка».

«
«Именно они, эти бабушки, показали мне, как петь правильно, по-местному. Научили меня «открываться» или, по-нашему, «орать», и при этом нуждались, что ли, в моей помощи. Всегда советовались, спрашивали: «Людонька, нам потолше или потоньше зачинать?» У них же импровизация сплошная. Поэтому нужно было взять тональность, приемлемую для всех, и я им в этом помогала», ‒ продолжает рассказ Людмила Анатольевна.
В 2007 году белокатайские бабушки впервые приняли участие в межрегиональном празднике русской песни и частушки. Коллективу присвоили звание народного, но уже ночью случилась трагедия. Сразу после выступления на этом конкурсе парализовало 89-летнюю солистку, Анну Игнатьевну Ковину.

«
«Анна Игнатьевна умерла. Остальные три бабушки, с которыми я вместе пела
с 1980-х годов, «осиротевшие» после смерти солистки, перестали ходить на репетиции. Сложилась ситуация, когда звание дали, а коллектива-то нет. И тогда ко мне стали подтягиваться другие, уже 50‒60-летние женщины, тоже носительницы местного фольклора. У них когда-то мамы, бабушки пели, и они эти народные песни помнят.
В 2009 году на межрегиональном празднике русской песни и частушки, проводившемся в Белокатайском районе, мы уже выступали с новым составом», ‒ вспоминает Людмила Декало.

Сейчас в основном составе «Берестиночки» восемь женщин, и только одной
из них около 40 лет. Всем остальным, в большинстве своем, за 70 лет. Самой старшей участнице этого фольклорного коллектива ‒ Тамаре Прокопьевне Кутузовой, бывшему работнику сельского клуба ‒ 83 года. Она уже не ездит
на конкурсы в другие города и села, выступает с «Берестиночкой» исключительно в родном Белокатайском районе.

Кроме заслуженного работника культуры Башкортостана Людмилы Анатольевны Декало и учителя информатики Галины Александровны Теплых, все остальные участницы «Берестиночки» находятся на пенсии.
В прошлом все эти женщины трудились в совершенно разных сферах. Так, Тамара Ивановна Седова была педагогом. Ольга Ивановна Цыпышева всю жизнь проработала на маслосыркомбинате. Лидия Николаевна Поезжаева в прошлом ‒ начальник почтового отделения. Людмила Петровна Бекетова до пенсии работала педагогом дополнительного образования. Любовь Сергеевна Никифорова была медиком, Ольга Дмитриевна Малухина работала до выхода на пенсию сыроделом.
Берестиночка — что это?

Берестиночка — это тоненькая пленка на березовой коре, которую, натягивая, подносят к верхней губе. При всасывании она издает свист и трели. Это своего рода народный музыкальный инструмент, издающий звуки при натяжении пленки и движении воздуха.

«
«Раньше на этой березовой пленочке играли, подражали пению птиц. А вообще в названии нашего коллектива «Берестиночка» много смысла. Например, то, что мы живем в березовом крае. Наша природа ‒ это березы. Мы поем в березках и о березках. У нас много песен, которые местные жители когда-то пели в березовых рощах, на лесных лужайках», ‒ пояснила Людмила Анатольевна и добавила, что название «Берестиночка» у фольклорного коллектива появилось только в 2007 году, после выступления на Межрегиональном фестивале-празднике русской песни и частушки, где ансамблю было присвоено звание «народный».
Об уникальности песенного творчества фольклорного ансамбля «Берестиночка»
Цепное дыхание ‒ главная особенность исполнения белокатайских старинных русских песен. Они исполняются непрерывно, без пауз.
Вдох всегда делается быстрый. Поющие берут дыхание не одновременно с рядом стоящими по обе стороны. Это способствует непрерывному звучанию
на протяжении всей песни.
Важно: дыхательная система у всех местных исполнительниц развита очень хорошо, иначе они просто не смогут тянуть песню.
В каждой местности своя манера исполнения народных песен, и очень важно передать ее, что называется, из уст в уста.
Местная особенность – низкое пение. Во время пения нет пауз. Песня как бы исполняется на одном дыхании. Участницы должны чувствовать друг друга и никогда не брать дыхание одновременно, все вместе. Поэтому такое дыхание называют цепным, так как берут его по очереди, друг за другом. Это очень трудно, здесь нужен навык.

Дружный коллектив «Берестиночки» много работает над местным диалектом. В связи с особой манерой открытости голоса в этой местности не поются гласные и, ю, а, я, у. Вместо и здесь поют е, вместо юё, вместо а, яэ, вместо у – о.

«
«Многие зрители нам говорят: «Вы так красиво поете, но мы ни одного слова не поняли». Для нас это своего рода комплимент. Значит, мы смогли сохранить, передать аутентичность этих песен», ‒ заявила руководитель фольклорного ансамбля из Белокатайского района.
Например, в северных областях России поют песни очень высоко, в Белокатайском районе Башкортостана – наоборот, низко.

«
«У нас поют «потолше», «мясисто». Поверьте, это очень колоритно, когда песня поется сочно, низко, красиво, беспрерывно, как будто рекой льется, ‒ говорит Людмила Декало. ‒ Я очень много и долго пела с бабушками, переняла манеру их исполнения, именно тональности, особенности исполнения старобелокатайских песен. С помощью нот это не передать, только с помощью интонации».
Проголосные, плясовые, свадебные песни
и «улошные» частушки

Всего в репертуаре именитого фольклорного коллектива из Белокатайского района более 30 местных народных песен. Большинство из них — проголосные — тягучие, долгие и посвящены, в большинстве своем, природе. Реже — рекрутчине, любви и измене.

«
«Очевидно, раньше здесь жилось тяжеловато, бедновато, поэтому и местные песни
в основном проголосные о тяжелой доле», ‒ предполагают участницы «Берестиночки»
и отмечают, что многие из таких песен заставляют зрителей плакать, причем
как мужчин, так и женщин.

Одна из старинных проголосных песен ‒ «Ветерочек-от споносит» (веет, обдувает — прим. ред.), которую когда-то тихо пели женщины, сидя на лугу на отдыхе во время покоса и сбора ягод.

Ветерочек-от споносит,
Ой, да вечерочек-от споносит.
Вот споносит на зеленую, на рощу.
Рощица да расшумелась,
Расшумелась зеленая, разгремелась.
Разгремелась, как во этом, во шумочке,
Ничего было не слышно,
Вот не слышно да один тонкий голосочек.


«
«Ветерочек их обдувает, а они поют эту песню. Поется она негромко, беспрерывно, на одном дыхании и так красиво она льется, как будто природа тебе поет, а не мы сами себе поем. Очень за душу берет. Мы поем, а люди на концертах, случается, плачут, ‒ рассказывает Людмила Декало. ‒ «Ветерочек-от споносит» ‒ любимая песня всего нашего коллектива. Ей больше 200 лет, это точно».
Еще одна старинная песня, которую часто включают в репертуар белокатайские бабушки ‒ «Я посеяла коноплё».

Я посеяла коноплё,
Уродись, мое коноплё
ВысокОе и листочком широкОе.
ШирокОе, как на этом,
На конопле дорога пташка сидела.

Между тем, в 2007 году «Берестиночка» смогла пополнить свой репертуар старинных песен.

«
«Записали мы тогда трех бабушек, уроженок Старобелокатая. Одной было 92 года, второй — 90 лет, солистке — 87 лет. Они нам много разных песен напели. Разучиваем новые песни просто — включаем магнитофон и слушаем, слушаем, слушаем. Потом помаленьку начинаем подпевать, потом уже без магнитофона, без прослушивания записи, ‒ говорит бессменный руководитель «Берестиночки» Людмила Декало. – Работа над новыми песнями облегчается тем, что участницы слышали их ранее от своих мам и бабушек».
Одна из таких песен, пополнивших репертуар белокатайского фольклорного ансамбля — свадебная песня «Кони-то бежат».
По словам местных старожилов, раньше в русской свадьбе участвовали только родственники. Как тогда говорили, «гуляли свадьбу». Друзей, соседей не приглашали, поэтому они приходили только на «пучеглазну». Около ворот жениха собирались «пучеглазники», или, по-другому, наблюдатели, чтобы «поглазеть» на чужую свадьбу, где могли и «рюмочку поднести».

«Пучеглазники» выстраивались от ворот вдоль дороги с двух сторон, образовывая условный коридор для свадебной процессии. И, как только им сообщали, что молодые едут, скоро будут, они начинали петь свадебную песню:

Кони-то бежат,
Все сивы-вороны.
Один конь бежит ‒ он и лучше всех.
Голову несет высоко колесом,
Хвост-то несет высокою трубой.
Из ушей у коня дым столбом валит,
Из ноздрей у коня искры сыплются,
Изо рта у коня пламя пыхает.

Песня «Кони-то бежат» ‒ быстрая, поется как плясовая, уже прочно вошла
в репертуар «Берестиночки».
Не меньшей любовью зрителей пользуются белокатайские старинные частушки под балалайку, под гармошку, «под язык». Как пояснили в ансамбле, в годы войны гармонистов в деревнях не было, все были на фронте, и поэтому женщины пели частушки без аккомпанемента, «под язык».

«
«У нас в «Берестиночке» есть 77-летняя Тамара Ивановна Седова, которая владеет такой техникой сопровождения частушек. Умеет сопровождать частушки, как она говорит, под «тыры-тыры-тыры-тыры», ‒ рассказала Людмила Декало. ‒ И, конечно, мы поем на концертах «улошные» (уличные — прим. ред.) частушки, которые, как правило, раньше пели под гармошку».
В старину свои «улошные» частушки были в каждом русском селе. Однако далеко не каждое из них могло «подпеться» под чужого, пришлого гармониста, потому что он «не по-ихнему играт». Да, слова частушек могут быть одинаковыми, но вот игра гармониста ‒ нет, объясняют в фольклорном коллективе.
«Улошные» частушки назвали так потому, что пели их всегда на улице.
Люди в праздник шли по улице, «ходили по гостям», переходили из одного дома в другой и пели эти частушки под гармонь.

Ой, гори лампада темная,
Керосину полная.
Лампу сушит огонёк,
Меня — баскушшой (красивый, прим. ред.) паренёк.

Не кукуйкося кукушка да сера,
На осиночке да вот густой.
Сядь к милёночку да под окошко,
Закукуйкося да сиротой.

Не пойду я в тот конец,
Не по коров, не по овец.
Пойду по телёночка,
Проведаю милёночка.

Люблю сани с подрезами,
А коня за быстроту.
Люблю милку за походку,
А еще за красоту.

Встречают по одежке, провожают по уму
Как рассказывают участницы народного фольклорного коллектива «Берестиночка»,
сначала их одевали, как «боярынь Морозовых».

«
«Одевали во что попало. Сами поем проголосные песни о тяжелой доле, а выходить приходилось в бархатных платьях, ни за что не пускали на сцену в крестьянских сарафанах, «чтобы не были, как оборванки», ‒ рассказывают они. ‒ Потом на свой страх и риск заказали швее концертные костюмы — рубахи, сарафаны, а также черные фартуки, вышитые крестиком — это такая наша местная особенность. И обязательно у каждой участницы бусы, тканый пояс и платок на голову, чтобы волос не было видно. Когда на межрегиональном конкурсе частушек мы вышли уже в такой, исконно народной одежде — вот тогда наши костюмы оценили по достоинству».
Воссоздать одежду, которую раньше носили русские бабы, помогли две старинные рубахи и сохранившийся, как говорили в старину, «дреноблевой» сарафан, которому уже более 200 лет. Никто сейчас не знает, что означает дреноблевая ткань, в составе которой чувствуется кашемир. Несмотря на свой солидный возраст, «дреноблевой» сарафан отлично сохранился, поэтому участницы «Берестиночки» надевают его во время своих выступлений.
У каждой участницы фольклорного ансамбля сейчас есть комплект «настоящей», крестьянской одежды для выступлений. К следующему лету у коллектива появятся сарафаны из более легкой ткани и уже с белыми фартуками, которые так же, как и черные, будут украшены вышивкой.
Каждая награда для нас значима
«Каждая награда, каждая победа в любом конкурсе, независимо от его уровня для нас значима», ‒ заявили участницы народного фольклорного коллектива «Берестиночка».

«
«Нам нравится ездить на любые мероприятия. Это очень много для нас значит, особенно когда тебя судят люди, разбирающиеся в фольклоре. Они в большом восторге от нашей самобытности, это очень приятно. Мы с удовольствием трижды участвовали в федеральном конкурсе «Поёт село родное» и трижды награждены дипломами лауреатов I степени.

16 октября этого года вернулись из Перми с конкурса «Традиции», за участие в котором получили диплом лауреата I степени, ‒ делятся своими достижениями участницы белокатайского фольклорного ансамбля «Берестиночка». ‒ Хочется пожелать всем остальным фольклорным коллективам хранить местные традиции, беречь их и стараться петь старинные песни, не переделывая, не уродуя их. Донести в первозданной целостности до потомков песни, которые когда-то пели наши предки, люди, которые когда-то жили на этой земле».


Фото: фольклорный ансамбль «Берестиночка»

Видео: фольклорный ансамбль «Берестиночка», Радик Кильмаматов, SmartTV Новобелокатай.
© Бахшиева Г. Ю., автор-составитель, 2021