Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Башкирская игра на лошадях – аударыш

На коне он гарцует,
На скале стрелу поточит,
Деву-красавицу полюбит,
Страну родную защитит,
Честь мужчины не посрамит —
Есть в этой стране Батыр!

(отрывок из кубаира)
Лошадь и башкиры – два неразрывно связанных слова. С незапамятных времен народ, заселявший обе стороны Уральского хребта, занимался скотоводством. Башкирский этнос в первую очередь ассоциируется с конями, ведь именно эти животные помогали им не только передвигаться, но и добывать пропитание, обеспечивали сырьем для изготовления посуды, одежды, обуви и влияли на становление быта башкир. Они использовали коней не только в качестве «добытчиков», но и в развлечениях, воспитании детей, позднее в спортивных состязаниях.
В исторических сведениях, описанных в работе Сергея Ивановича Руденко «Башкиры», говорится о степных башкирах, которые охотились на диких лошадей и приручали их, проще говоря, одомашнивали. Среди башкирских лошадей российский и советский этнолог выделяет три основные породы: горная верховного склада, стенная верховного склада (в южных районах) и равнинная укрупнённая упряжного склада (в северных районах региона). Вообще башкирская лошадь отличалась крепостью и значительной быстротой бега. Именно эти качества животного стали использовать башкиры не только в обычном укладе жизни кочевников и скотоводов, но и в состязаниях спортивного и развлекательного характера. Последние проходили в рамках народных празднеств: сабантуй, каргатуй, йыйын, семейных торжеств и свадеб. Некоторые национальные виды спорта постепенно превращались в зрелища и с течением времени все более приспосабливались к условиям жизни и деятельности человека.
Сплетение двух навыков
Игра аударыш (ауҙарыш) [переваливание, опрокидывание, сваливание – пер. баш.] сочетает в себе два вида развлечений башкирского народа: безупречную верховую езду и древнюю борьбу – курэш. Сергей Руденко в историко-этнографических очерках «Башкиры» борьбу описывает не в рамках традиционного праздника плуга сабантуй, а как развлечение до главного события в преддверии пашни.
«Гости, у которых в деревне имелись приятели или родственники, на сабантуй приезжали с вечера, прочие приезжали утром в день праздника, оставались у знакомых или просто на майҙан. Он устраивался где-нибудь на возвышенности вблизи деревни. С южной его стороны располагались полукругом холщовые палатки, открытые к центру, или устраивался полукруг из небольших березок. В тени берез или навеса сидели почетные лица, гости и хозяева: здесь они пили чай, наблюдали за борьбой и другими состязаниями.

Весь народ собирался на майҙан после полудня, когда старики выходили из мечетей после молитвы. В центре круга начиналась борьба (көрәш). Она состояла в том, что борцы, выступая на середину майдана, сбросив с себя верхнее платье (оставались только в штанах и сорочках) и засучив рукава рубашки, сходились и схватывались, перекинув друг другу через спину кушак (билбау), концы которого держали в руках, обмотав вокруг кисти. Расставив ноги и испытывая друг друга в ловкости и силе, они пытались положить противника на лопатки. Медленно и тяжело переступая с места на место, поворачивая друг друга то в одну, то в другую сторону или припадая на одно колено, они пытались перекинуть соперника через голову и прижимали его к груди, стараясь сломить его сопротивление, наваливались на него всей тяжестью тела или поднимали на воздух и, наконец, обернув раза три вокруг себя, бросали на землю».
В работе Розалии Султангареевой «Башкирский народный курэш» повествуется о том, что «башкиры с малых лет воспитывали детей в борьбе. До сих пор состязания по курэш на праздничных майданах начинают дети, подростки. В этом обычае просматриваются следы почтительного отношения к силе и силовому состязанию, к которому будущие борцы приобщались постепенно, с достоинством. Детская борьба была своего рода завязкой представлений, разогревала майҙан. На майҙанах соревновались по всем видам народного творчества, строго следуя нормам обычаев. Состязания в силе предполагали обязательное выполнение норм борьбы в рамках традиционной народной школы. В ритуальном, обрядовом контексте башкирский курэш имел начало, развитие борьбы представляло композиционно целостную структуру и финал. Это моление батыров, выход батыров, приветствие рукопожатием друг друга и собравшихся, накидывание поясов, борьба, окончание ее, приветствие, снова рукопожатие и одаривание.
Бронзовые бляхи из Ордоса (Юж. Сибирь), 3-1 тыс. до н.э.
В археологическом сборнике Грязнова М. П. «Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири» упоминаются бронзовые бляхи с изображением группы кочевников, где богатыри – это спешившиеся всадники, которые борются друг с другом. Это позволяет подойти к умозаключению, что, возможно, игра аударыш появилась раньше, чем курэш. Ведь вступить в схватку батыры могли еще на конях, а затем спуститься вниз.

Сегодня национальная игра аударыш практически не изучена. Известно, что борьба на лошадях была распространена в Казахстане и Средней Азии. От всадников она требует прочной посадки в седле. Хотя известно, что древние башкиры и современные игроки предпочитают вступать в схватку без седла. В диссертационной работе Гулькай Шагаповой «Опыт системного анализа игровой культуры этноса» (на примере башкирских народных игр) говорится о том, что аударыш восходит к рыцарскому турниру. Хотя в башкирской литературе, посвящённой башкирам, такого вида соревнований не обнаружено, фольклорный материал сохранил описание похожего поединка.

Примечательно, что аударыш не предполагает какой-либо погони или скачек, проходит на ограниченном участке. Это свидетельствует о том, что зародилась конная борьба в горной местности. Суть этого вида состязания заключается в том, что всадники, поделившись на две команды, верхом на лошадях выходили на открытую площадку, стремясь побороть соперника и стянуть его с лошади. Согласно исследованиям Шагаповой, «аударыш имеет ярко-выраженный военизированный характер, так как учит воинов вести рукопашный бой верхом на лошади, не бояться близкого соприкосновения с противником».
В наши дни существуют определенные правила аударыш. Продолжительность игры 15 минут. Участников группируют по трем весовым категориям: легкий вес – до 65 кг, средний вес – до 80 кг, тяжелый вес – свыше 80 кг.

Если в течение игрового времени ни один участник не достиг победы, то после трехминутного перерыва дается еще пять минут дополнительного игрового времени для выявления сильнейшего.

Результаты соревнований определяют следующим образом: за чистую победу засчитывают три положительных балла, за активную борьбу – два балла, за пассивную борьбу начисляют штрафные очки.

Игрокам запрещается наносить удары противнику или его лошади, захватывать противника за голову, волосы или за сбрую лошади, выкручивать руки противнику, набрасывать повод лошади на противника.
Сила батыров и девушек-батырок в фольклоре
Башкирская борьба широко отражена в фольклорных материалах. И чаще всего героем произведений является честный, справедливый и бесстрашный батыр. Он обладает не только могучей силой, но и мудростью, добротой и готовностью защитить свою родину.
В великом эпосе башкирского народа «Урал-батыр» примечателен сюжет прихода сыновей к Уралу с клятвоприношением. Сыновья Урала – Яик, Нугуш, Идель, а также сын Шульгена Сакмар приходят к своему отцу и дяде со словами верности и дружбы. Каждый из них рассказывает о том, как добирался до него, какие победы в битвах с драконами одерживал, сколько врагов одолел. Третий сын – Идель – рассказывает о том, как он голыми руками дрался с драконом и победил его.
«Интересные свидетельства сохранили многочисленные эпические сюжеты о борьбе девушек-батырок (ҡыҙ батыр) с егетами-батырами. Возможно, это отголоски далеких традиций общества. Сила, как материализованная категория определения достоинства и главенства, в прошлом имела синкретное значение: ум + воля + умение и не имела полового различия», – пишет в своей работе Розалия Султангареева.
По мнению ученых, женская борьба восходит к эпохе матриархата, к обычаям амазонок, выбирающих себе сильных и мужественных воинов. Отсюда понятны характер и функции эпизодов состязаний жениха и невесты в борьбе, в стрельбе из лука, в конных скачках в легендах «Иргиз», «Айстан», эпосе «Алпамыша» и других. Право победы дает жениху стать мужем красавицы-батырки. Сражение в этих сюжетах как показатель силы с течением времени принимает характер обрядовых условностей, позднее – развлекательных зрелищ на сабантуях.
Показателен эпос «Алдар и Зухра», где героиня выбирает претендента на ее руку и сердце. Первых двух соперников красавица одолела сразу. Третий – Тиевчин был ростом гораздо выше, сильнее Зухры и знал множество приемов и уловок. В то время, когда он внезапно поднял и повертывал девушку для того чтобы бросить на землю, Зухра поднимает ноги, жмет бока, стеснив дыхание соперника. Как только Тиевчин ставит девушку на землю, Зухра отрывает батыра от земли и, повертев вокруг себя три раза, кидает на землю. Эта победа дает право Зухре называться славным именем ҡыҙ батыр (дева-батырка).
В прошлом в конной борьбе башкир состязались представительницы слабого пола: «Башкирские девки устраивают скачки – состязания в стаскивании друг друга с лошадей, к чему приступают также и молодые мужчины… Женщины, а наипаче девицы, наряженные в яркие кафтаны, также показывают свое искусство в верховой езде, они, схватившись, стаскивают друг друга с коней, иногда подскакивают к ним молодые мужчины, с коими они равным образом схватываются и высаживают из седел», писал Р.З. Самигуллин.
Аударыш в наши дни
Сегодня Башкортостан включился в активную работу по возрождению национальной игры аударыш. Заместитель министра культуры республики Ранис Алтынбаев пояснил, что башкиры рода катай начали проводить соревнования по борьбе на лошадях с 2016 года, но на более широкий уровень вышли лишь в 2020 году. В селе Кузгун-Ахмерово Белорецкого района прошел национальный турнир спортивной игры.
«В эту игру в основном играли башкиры, проживающие в горных районах Башкортостана,пояснил Ранис Алтынбаев.В планах Всемирного курултая башкирмасштабировать проект и начать готовить спортсменов».
К проекту подключились и другие муниципалитеты республики и соседней Челябинской области: Учалинский, Архангельский, Абзелиловский, Бурзянский районы и города Сибай, Магнитогорск, Межгорье.
По словам исполнительного директора Общества катайской молодёжи Ильнура Ахметшина, раньше игра аударыш входила в программу джигитовки [разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади, подготовка батыра, воина – ред.].
«Все зависит от борца и от того, какого коня он выберет и как его подготовит. Животное надо воспитывать и чувствовать с малых лет, так как во время состязания нет времени давать команды, все происходит быстро и на каком-то ментальном уровне»,– объясняет Ильнур Ахметшин.
Современные участники игр отмечают, что ни один чемпион мира по борьбе на поясах, будь то греко-римская борьба или корэш, так же ловко не сможет оседлать коня и стать победителем аударыш. Также в борьбе аударыш вес всадника не играет решающую роль. К примеру, на последних соревнованиях в Кузгун-Ахмерово безоговорочным победителем стал школьник весом порядка 65 кг. Свидетели борьбы рассказывают, что даже батыры весом 110 кг были повержены. Это еще раз доказывает, что физическая сила в аударыш не так важна, как управление конём.
Использованная литература:
Самигуллин Р.З. Национальные физические упражнения и игры башкирского народа. Теория и практика физической культуры, М. 1971 №5;
Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки — Уфа: Китап, 2006;
Р.А. Султангареева Башкирский народный курэш — Уфа: Китап, 2009;
Г.Р. Шагапова Опыт системного анализа игровой культуры этноса: На примере башкирских народных игр — Уфа, 2000;

Фото: архив ИА «Башинформ», личный архив автора, героев публикации.


© Овчарук Н.В., автор-составитель, 2020