Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирская народная песня
«АРМИЯ» («ӘРМЕ»)

ОЗОН-КЮЙ
Одно из основных направлений
башкирского песенного творчества составляют
песни о воинской службе.
Во времена деления Башкортостана на кантоны (1798 – 1865 гг.) были созданы регулярные башкирские войска. Из каждого пятого дома в армии должен был отслужить один мужчина в возрасте от 17 до 40 лет, способный держать в руках оружие.

Источник изображения: pinterest.com

Привлечение
населения к военной службе
не было чем-то непривычным для
башкир. Они неоднократно принимали
участие в различных военных походах,
инициированных царской
Россией.
В начале XVII в. башкирские конники
воевали против польских интервентов,
находясь в народном ополчении
К. Минина и Д. Пожарского.
В 1760 г. башкиры в составе русских войск участвовали в Семилетней войне против прусского короля Фридриха II и побывали в Берлине.

В 1771 г. с боями преследовали калмыков
во время переселения их в Джунгарию
(Торгутский побег).
А в 1788–1790 гг. башкирские полки
участвовали в Русско-шведской войне.
Участие в войнах ярко отразилось
в башкирских народных песнях, небольшая часть которых сохранилась и до наших дней.
Для песенного творчества того времени характерны глубокое содержание, философское отношение к происходящему, связанное с душевной болью
и закипающим гневом против несправедливости жизни.
В песнях безымянные авторы рассказывали обо всем, что тревожило и волновало их. О расставании с родными краями и близкими людьми, тяготах
и лишениях походной жизни, о кровавых сражениях, смерти, подстерегающей повсюду, о победных боях и радости возвращения на родину живыми и здоровыми. Особенно примечательны песни о сторожевой службе башкир на Оренбургской пограничной линии, проходящей возле рек Тобол и Урал и до Каспия. Одна из известных башкирских народных песен «Армия» зародилась именно здесь.
Воинская служба тянулась
на протяжении 25 лет, и поэтому
проводы в армию воспринимались
как прощальные.
Все знали, что, даже вернувшись со службы, демобилизованные солдаты не всегда могли начать новую жизнь. Они не заставали живыми родителей и родственников, не имели хозяйство, теряли здоровье, не могли завести семью. Поэтому воинская служба в то время была совсем непривлекательна, наоборот, считалась почти что наказанием. Состоятельные семьи старались оградить своих детей от армейской службы, нанимая вместо них бедных молодых парней. Также во время кочевок они ухитрялись ставить пятыми юрты бедных семей.

Рашит Хабиров, «Башкир»
Источник изображения: pinterest.ca
Каждый новобранец шел в армию

при полной амуниции, со своим оружием,

зимней одеждой и конем.


Иногда рекрутам приходилось уводить единственную лошадь,
обрекая семью на нищету. Если призывники отказывались
от службы в армии и не имели амуниции, то их ссылали на каменоломни и лесоповалы, где они вынуждены были работать за скудную еду. Не выдерживая такие тяжелые условия труда, многие сбегали в леса и жили поодиночке, тем самым обрекая себя на гибель.
В одном из вариантов песни
«Армия» есть такие строки:
Бежит дорога вдаль, на Оренбург,
Разносит ветер птичье оперенье,
И служба наша охранять ее –
Не служба, а народу разоренье.
В песнях военных лет находили
отражение и глубоко лирические
размышления солдат, их мучительные
раздумья о бессмысленно уходящей жизни.
За срок армейский, срок тяжелый,
Я так оброс, что косу заплетай,
Быть может, все же суждено вернуться,
Увидеть родину свою, любимый край.
Следует отметить, что многие песни об армии сочинены не в виде повествования о военных событиях. В них, прежде всего, выражено отношение к линейно-пограничной службе. Преобладание лирических мотивов в этих песнях затрудняет определение их конкретно-исторической основы, нет конкретного исторического лица. В то же время в песнях отразились события, связанные с исторической судьбой башкирского народа.
Среди исполнителей песни:
С. А. Абдуллин, М. А. Казакбаев, А. А. Султанов.

Сулейман Аюпович Абдуллин
Выдающийся исполнитель башкирских народных песен.
В его репертуаре было более шестидесяти протяжных песен (озон-кюй), которые впоследствии стали образцом совершенства, эталоном исполнительского мастерства для последующих поколений. Заслуженный артист Башкирской АССР Сулейман Абдуллин всю свою жизнь посвятил народному творчеству.


Сулейман Аюпович Абдуллин
Передача "Хазина". Башкирская народная песня "Армия".
Съемка 2003 г. Владелец видео: Канал "Хазина"
Источники литературы:

1. Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа: Научное издательство Башкирская энциклопедия, 1996.
2. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман. СПб.: типография Императорской Академии наук, 1897.
3. Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Москва, 1962.
4. Башҡорт халыҡ йырҙары. Өфө, 1954.
5. Сөләймәнов Ғ. З. Ҡурай. Өфө.1985.
6. Галин С. А. Башкирские народные песни: Методическое пособие. Уфа: Башкирский институт развития образования, 2001.
7. Камаев Ф. Х., Шоңҡаров Н. Д. 400 башҡорт халыҡ йыры. Өфө: Китап, 2011.
8. Нәҙершина Ф. А. Башҡорт халыҡ йырҙары, йыр-риүәйәттәре . Өфө: Китап, 1997.
9. Ахметов Х. Ф. Башкирские протяжные песни. М.: Советский композитор, 1978.
10. Буранғолов М. Сәсән аманаты: Халыҡ ижады һәм ижадсылар тураһында, туй йолалары, боронғо йырҙар һәм легендалар, ҡобайырҙар. Өфө: Китап, 1995.
11. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века. Уфа: Китап, 1996.
12.ba.wikipedia.org