Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Живые традиции:
зимние виды помощи,
или Ҡаҙ өмәһе

Важное место в жизни башкирского народа всегда занимали обычаи взаимопомощи. Были времена, когда башкиры помогали друг другу во всем. Все дела у них были общими.
Такая сплоченность помогала им выживать в суровых климатических условиях. Никто и никогда не оставался один на один со своими проблемами. Всегда были родственники, соседи, односельчане, готовые помочь.

Традиционно одни виды помощи проводились летом, другие – зимой.

Так, поздней осенью и зимой выполнялись коллективные работы по заготовке мяса (һүғым өмәһе, ҡаҙ өмәһе), изготовлению сукна (тула баҫыу өмәһе, киндер иләү өмәһе, етен иләү өмәһе).

Коллективная помощь у башкир неразрывно связана с праздниками. Вот почему нередко очень сложно установить четкую границу между ее трудовой и праздничной частями.
Во время совместной работы настроение у людей всегда было приподнятым, потому что любая помощь воспринималась ими как своеобразный праздник.
В зависимости от продолжительности и тяжести труда хозяин угощал участников помощи несколько раз в день.
Причем некоторые виды коллективной помощи связаны у башкир с различными поверьями.

К примеру, во время проведения ҡаҙ өмәһе мягкий гусиный пух женщины отрезали вместе с кожей и сушили. После этого пух посыпали белой мукой, встряхивали и пришивали к детским шапочкам, колыбелям, женским головным уборам как амулет от сглаза, различных болезней и несчастий. Башкиры верили, что амулет обладает способностью привлекать и сковывать дурной глаз, приносящий болезнь или неблагополучие.
«Молодуха собирала мягкие гусиные перья для составления предметных писем матери, – пишет в своей книге «Башкирские народные праздники, обряды и обычаи» Лидия Нагаева. – Гусиное перышко, привязанное к согнутому и связанному в круг прутику, означало, что дочь очень соскучилась и готова прилететь в родной дом, как птица, что она ждет не дождется приглашения матери».
Как подчеркивают краеведы, праздничная часть өмә всегда включала в себя песни, танцы и музыку. Нередко песни звучали и во время работы. При этом остроумные шутки, веселые игры и шалости на өмә всегда поощрялись. Именно здесь рождались башкирские поговорки, пословицы о трудолюбии, об отношении народа к лову, песне, веселью. Среди них – «Күмәк кешенең күңеле күтәренке» или «когда люди вместе, настроение у них всегда приподнятое».

Ҡаҙ өмәһе – история праздника
Ҡаҙ өмәһе («гусиная помощь») – один из самых красивых и важных обычаев башкирского народа, который всегда сопровождался песнями. Это традиция, развивающая в людях щедрость, великодушие, поддерживающая терпение и готовность прийти на помощь.
Как уже отмечалось, в ҡаҙ өмәһе гармонично переплелись трудовые, праздничные и обрядовые традиции башкир.

Этот старинный обряд всегда проводится поздней осенью, когда уже лежит снег и заметно холодает.

Суть праздника заключается в том, что еще с давних времен, с наступлением устойчивых морозов, жители башкирских сел начинали заготовку на зиму гусиного мяса.

За два-три дня до өмә хозяйка обходила дома своих родственниц, соседок, подруг и приглашала их принять участие в ощипывании и потрошении гусей. Как правило, такое приглашение на коллективную помощь всегда воспринималось ими с радостью, как праздник.

Женщины и девушки, собирающиеся участвовать в «гусиной помощи», доставали из сундуков яркие платки, фартуки, платья, одевались во все чистое, тщательно прятали волосы под платок.
Обычно гусей забивал хозяин, а женщины потом их ощипывали. Ощипывание гусей – занятие не из легких, но когда все вместе, дружно, за разговорами и шутками, то и работа кажется легче, спорится быстрее.
По дороге к водоему башкиры проводили обряд «Ҡаҙ юлы» («Гусиная дорога»). Дети разбрасывали гусиные перья, женщины произносили благопожелания об обильном приплоде, приговаривая, чтобы в будущем году гуси ходили этой дорогой.

Право полоскать гусей в проруби у реки обычно предоставлялась девушкам. Именно они несли потрошенных гусей к водоему, повесив их на коромысла вместо ведер. Возле речки девушки снимали гусей с коромысел и полоскали в холодной воде. Этот обряд башкиры нередко сопровождали ритуальными песнями.
Обработанных гусей полоскали в проруби для того, чтобы гусиные тушки покрылись тонкой ледяной корочкой. Такая корочка изо льда надежно предохраняла их от заветривания и способствовала более длительному хранению.

В день проведения ҡаҙ өмәһе весь берег реки был заполнен молодежью, поскольку нередко гусей забивали сразу в нескольких дворах.
Юноши с гармониками поджидали девушек. Во время мытья гусей в проруби парни и девушки общались, шутили, пели песни, соревновались в остроумии (ҡара-ҡаршы әйтешеү).
С реки юноши и девушки возвращались вместе. На праздничном ужине участвовали и молодые люди.

В некоторых районах Башкирии, например, в Бурзянском, после хозяйского угощения по случаю окончания өмә начинались игры в фанты.

Так, одна из девушек (водящая) собирала «фанты»: платки, гребешки, ленты, кольца и т.д.
Другая участница игры вставала спиной к водящей. Взяв в правую руку один из фантов, водящая спрашивала: «Хозяйке этого фанта какое задание?»
Задания, как правило, давались самые разные: спеть, станцевать, сыграть на кубызе, рассказать какую-нибудь историю или сказку.
У юношей фанты не собирали. Но при этом участницам игры часто давалось такое задание, которое она должна была выполнить с одним из присутствующих парней.
Угощения в день проведения ҡаҙ өмәһе
Пока односельчанки работали, хозяйка, в доме которой проводился ҡаҙ өмәһе, готовила угощения.

Главным блюдом на өмә был густой, наваристый суп-лапша.
Хозяйка готовила его следующим образом. Сначала в котел опускала гусей, также могла добавить туда большие куски постной говядины.

Мясо варилось полтора-два часа. В наваристый крепкий бульон опускали тонко нарезанную лапшу.

Сначала гостям подают суп-лапшу. Затем на стол ставится горячий бәлеш (пирог с мясной начинкой). В качестве такой начинки обычно используют гусиные потроха.

В самом конце подается нарезанное кусками гусиное мясо.

Ко дню проведения в доме «гусиной помощи» хозяйка заранее пекла свежий хлеб. К чаю обязательно подавались блины, смазанные гусиным жиром, а также мед, сметана, молоко и баурсак (жаренные во фритюре кусочки теста).
Значение птицеводства в жизни башкир
Птицеводство, в частности гусеводство, занимало значительное место в хозяйстве северных и северо-западных башкир.

На юго-востоке Башкирии домашних птиц разводили, но не в таком количестве, как на севере или западе.
Как рассказывает в своей книге Лидия Нагаева, юго-восточные башкиры, выезжая на летние кочевья, оставляли домашнюю птицу дома. Все лето куры и гуси самостоятельно добывали себе корм. Чтобы не потерять свою птицу, хозяйка привязывала к перьям гусей и кур тряпки какого-либо одного яркого цвета или красила их крылья краской.
После возвращения с летовки гусей помещали в сараи, аласыки или загоняли в специально отведенный угол дома. Какое-то время их не кормили, а потом забивали, не забыв оставить на развод двух-трех самых крупных гусей.
Как подчеркивают эксперты, социальная дифференциация башкирской деревни в конце XIX – начале XX века сказывалась на форме проведения помощи, ее масштабности, организации праздничной части и угощения.
Так, наиболее шумная, многолюдная ҡаҙ өмәһе собиралась в юго-западной Башкирии. В это же время на юго-востоке республики к участию в «гусиной помощи» привлекались кураисты, певцы, остроумные женщины-сэсэны, которые могли на ходу слагать стихи.
Ҡаҙ өмәһе в наши дни
Обрядовый праздник ҡаҙ өмәһе, который также называют праздником гусиного пера и белым урожаем, практически повсеместно отмечается в Башкирии и в наши дни. В Стерлитамакском районе республики проведение ҡаҙ өмәһе уже давно превратилось в хорошую традицию.

В этом году масштаб «гусиного праздника» стал гораздо шире и даже приобрел статус республиканского.

Женщины-старейшины Стерлитамака, Салавата, Ишимбая, Федоровского и Ишимбайского районов приняли активное участие в фольклорном празднике, состоявшемся в конце ноября в деревне Кучербаево.

«Ҡаҙ өмәһе – одна из самых ярких башкирских традиций. Один из немногих обрядов, сохранившихся в своем первозданном виде, – констатировала руководитель общественной организации «Агинэй» в Стерлитамакском районе Гузель Акчулпанова. – Он является важным фактором преемственности культурных традиций башкирского народа, передачи духовного опыта подрастающему поколению».


Празднование ҡаҙ өмәһе проходило в сельском Доме культуры, в фойе которого развернулась большая выставка декоративно-прикладного искусства. Рядом организовали дегустацию башкирских блюд.
«Главное действие ҡаҙ өмәһе или тот самый процесс ощипывания гусей – проходил на сцене СДК. Под мелодии баяна, народные песни и задушевные беседы женщины лихо ощипывали птиц. Пух и перья летели во все стороны, – сообщает газета Стерлитамакского района «Сельские нивы». – А потом были пляски, частушки, гадания и конкурсы. Кульминацией праздника стало шествие с подвешенными на коромыслах гусиными тушками к реке. Считается, что ополаскивание в ледяной воде делает мясо чище, вкуснее и сочнее».

Неповторимую атмосферу труда и отдыха воссоздали на празднике участники башкирского фольклорного ансамбля «Сулпан» из села Тюрюшля Стерлитамакского района. С помощью короткого театрализованного представления им удалось максимально точно показать башкирский обряд ҡаҙ өмәһе.
По сложившейся традиции завершился ҡаҙ өмәһе праздничным обедом. «Гостей праздника потчевали пирогами, блинами, баурсаком, лапшой, а ещё вкуснейшим мясом. Отведать гусятины во время праздника – добрая примета», – добавляет издание.
Фестиваль «Terra – Gussia»
В Федоровском районе Башкирии 30 ноября 2019 года состоялся первый в республике масштабный фестиваль, посвященный гусям – «Terra – Gussia». Планируется, что со временем именно эта домашняя птица станет брендом Федоровского района по примеру бирского яблока или бурзянской пчелы.

На фестивале представители пяти национальностей показали свои обряды. Среди них – башкирский обряд «Ядач», русский обряд «Кузьминки», мордовский обряд «Михалув-чи» – «Смотрины», чувашский свадебный обряд «Выкуп приданого» и татарский обряд «Каз канаты сату».

В фойе местного РДК гостям «Terra – Gussia» показали башкирский обряд ҡаҙ өмәһе. Артисты и местные жители в национальных костюмах показали собравшимся все этапы этого «гусиного праздника».

«Первый по счету фестиваль «Terra – Gussia» удался на славу, понравилось всем, – констатировал пресс-секретарь Министерства сельского хозяйства Башкирии Алмаз Галимов. – Организаторы устроили настоящее шоу с одеванием гусей в специально сшитые костюмы. Гусиные бега, выставка подушек из гусиного пуха, а также традиционный для народов нашей республики праздник ҡаҙ өмәһе – все это сделало «Terra – Gussia» действительно незабываемым и ярким событием».
Подготовила Галина Бахшиева.

Фото и видео предоставлены сельским клубом деревни Кучербаево Стерлитамакского района, Дворцом культуры Стерлитамакского района, газетой «Йәнтөйәк» Аскинского района, администрацией Федоровского района, Министерством сельского хозяйства Башкирии.

06.12.2019 г.