Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

«ЗАРИФА»

Квинтессенция башкирского коллективного молодежного танца
Идея танца была продумана Файзи Гаскаровым, когда он возвращался из Москвы в Уфу, чтобы начать работу по формированию танцевального коллектива в Башкирской АССР.

Танец должен был включать движения, свойственные башкирскому народному танцу, и вместе с тем вобрать элементы народного быта.

Также в движениях необходимо было отразить свежесть, задор и яркие чувства молодой республики, которая в те годы готовилась к празднованию своего двадцатилетия.
«Зарифа» — история любви
«Зарифа» — это история двух юных сердец, развивающаяся на фоне игр башкирской молодежи летним вечером. Поэтому рефреном через весь танец проходит идея юности, свежести и задора, а мелодией стала одна из "ҡыҫҡа көй", сопровождавших такие посиделки.

Первое исполнение танца на большой сцене состоялось 20 марта 1939 года в честь 20-летия образования Башкирской автономной советской социалистической республики. Молодые Хазина Магазова и Ирек Ибрагимов стали его первыми солистами.
Файзи Адгамович изначально задал высокую планку коллективу: более двух десятков сложных движений должны были выполняться в линейном танце.

Это требовало титанической работы как над отточенностью движений, так и над слаженностью действий ансамбля, который уже в первой своей постановке включал работу семи пар.

Органично в танце выделяется сольная партия: на народных праздниках выделялись неформальные лидеры среди молодежи. Неспроста такие хороводы устраивались исключительно для молодых. Они назывались «киске уйын» — «вечерние игры».
«Зарифа» — воплощение башкирского коллективного танца
В «Зарифе» воплощены все черты, присущие башкирскому коллективному танцу в целом: он по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе.

В женском танце, то плавном, то игривом, главную роль играют руки, движение которых пластически выразительно и разнообразно по рисунку. Стремительные шаги, легкие, четкие дроби и удары каблуками исполнительница сочетает с мягкими выразительными движениями корпуса и рук.

Мужской танец отличается от женского большой динамистичностью, силой и четкостью. Чаще всего он состоит из движений, свойственных джигиту, лихому всаднику, ловкому охотнику, отважному воину.
На сюжет сельской игры была создана на самом деле история любви: яркой, игривой и пламенной.

У солистов непростая задача: женской партии необходимо проявить и женственность, и скромность, свойственную башкирской девушке. Одновременно в танце необходимо выразить свои чувства к смелому парню. Парню же надо проявить смелость и бойкость, но в сочетании с уважением к приглянувшейся девушке.
Ямиля Бикбаева, заслуженный артист Республики Башкортостан, исполнитель сольной женской партии "Зарифы"
«Зарифа» — танец любви и молодости
В «Зарифе» исподволь отражены и древние пласты башкирской культуры: танцы девушек в круге и линейные построения парней носили как прикладной характер, развивая "чувство локтя", так и сакральный смысл.

Магическую роль отпугивания злых духов имели круговые обходы, громкие «дроби», щелчки и прихлопывания каблуками.

К концу XIX — началу XX века эти движения утратили связь с древними верованиями. В целом коллективные танцы, исполняемые молодежью, носили игровой характер.
Танцы как смотрины
В танце отражается и такая сторона башкирских молодежных игр, как "смотрины". Девушки приглядываются к парням как будущим мужьям, а парни выбирают себе будущую супругу.

Движения танца брались из жизни и быта башкирского села: девушки полоскают белье, готовят, прядут пряжу, а парни охотятся и добывают. Движения, заимствованные из жизни, перерабатывались до уровня символизма и становились уже элементом хореографии, обретали танцевальную сложность.
«Зарифа» — это классический постановочный башкирский танец. В нем сохранены смысл и органика башкирского народного коллективного танца, воплощены исконно национальные формы, облик и этническая специфика создания и исполнения народного танца.

Файзи Гаскаров всегда подчеркивал, что танец — это не музейный экспонат, но, дорабатывая «Зарифу», он вывел каноны башкирского сценического коллективного танца.

Ярко выраженная хореографическая традиция, воплощающая лексику пластического языка, сохраняется уже шестым поколением балетмейстеров нашего ансамбля, а лексика «Зарифы» используется как образец при постановке башкирского танца.
Риф Габитов, народный артист Республики Башкортостан, лауреат государственной премии имени Салавата Юлаева, художественный руководитель ГААНТ им Ф.Гаскарова
В 1988 году ансамблю народного танца было присвоено имя Файзи Адгамовича Гаскарова, в 1996 году звание «академический».

Танец «Зарифа» был первым номером во время гастролей во Франции, Италии, Испании, Швейцарии, Германии. Турции, Великобритании, в странах Юго-Восточной Азии.
«Зарифа» 1980-х годов
К 1980-м годам танец «Зарифа» стал классикой башкирского коллективного танца
Это массовый линейный танец, и сложность его постановки и исполнения — в отлаженности непростых движений танца: все они должны выполняться синхронно, и если один выбивается из ряда, то это сразу бросается в глаза.

Он технически непрост и для сольного исполнения: очень много разнообразных сложных движений. Башкирский танец и сам по себе нельзя назвать простым в исполнении, а для исполнителей «Зарифы» Файзи Гаскаров с самого начала поставил высокую планку.
Рим Абдульменов, заслуженный артист БАССР, народный артист БАССР, заслуженный артист РФ, репетитор по балету ГААНТ им Ф.Гаскарова
В танце гармонично сходятся противоположности
Жесты и движения женской партии отличают мягкость и подчеркнутая плавность. Движения девушек подобны раскачиванию березы на ветру. Нежное и лирическое исполнение передает характер юных красавиц и присущую башкирской девушке скромность.

В то же время мужская партия строится на смелых, сильных, широких жестах и активном движении. Он ответственен за свою семью, за свой род — боец. А со своими друзьями он — часть одного плотно сомкнутого строя.
Абзелиловский наигрыш — куплеты бойкой Зарифы
Мелодия песни кыска-кюй, легшей в основу танца, записана впервые этнографом и краеведом Сергеем Рыбаковым в 1894 году в деревне Акимбетово Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Ташбулатово Абзелиловского района РБ) от М. Каракаева.

Последующие записи мелодии и слов сделали также музыковед и фольклорист Лев Лебединский, певец и собиратель фольклора Гата Сулейманов.

Это шуточный плясовой такмак — башкирские частушки.

По версии, записанной Рыбаковым, песня сочинена плясуньей по имени Зарифа из деревни Кушиево Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (Абзелиловский район РБ).

Мелодия характеризуется мягкими закруглёнными интонациями, ритмичностью, умеренно скорым темпом, что гармонировало с основной идеей танца.
Зарифа таҡмаҡтары
Частушки Зарифы
Поэтический текст построен в форме шуточного диалога между сватом и сватьей.

— Әйҙә, ҡоҙа, түргә уҙ,
Аяҡҡайың талмаһын.
Беҙҙең хәтер ҡалһа-ҡалһын,
Һеҙҙең хәтер ҡалмаһын.

— Юл буйынан юрғалаған —
Бүҙәнәнең балаһы,
Йырлап бирәйем, ҡоҙаса,
Илебеҙҙең йолаһы.
Зарифа таҡмаҡтары
Шуточные напевы «ҡыҫҡа көй» исполняет Сулейман Абдуллин
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ БАШКИРСКОГО ТАНЦА
«Зарифа» — это самый первый танец башкирского ансамбля, он самый сложный в исполнении, но и самый популярный. Его любят все артисты и зрители.

«"Зарифа" — это олицетворение башкирского танца и однозначный успех, — говорят артисты Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова. — Он и технически очень сложен — рисунок рук, ног требует отточенности и мастерства. Возможно, именно поэтому его любят танцевать артисты, и зрителю приятно проникнуться искренними чувствами, которыми пронизан танец».
Источники:
1. Башкирская энциклопедия: статья
«Зарифа»
2. Гаскаров Ф.А. Башкирские танцы. Уфа: Башкнигоиздат, 1958 г.
3. Фильм «Крылья души», режиссер Амир Абдразаков, 1969.

Научные работы:
1. Султангареева Р.А.
Башкирский народный танец: проекция в современности // Проблемы востоковедения. 2011 г. №2
2. Рахматуллина З.Н.
Философское осмысление хореографических традиций башкир через творчество Файзи Гаскарова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016 г. № 8

Видео и фото: из архива Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова.

© Гульсина Юсупова, автор-составитель, 2020