Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Брать волка живьём
Древний метод охоты на волка в Баймакском районе Башкортостана
Волк (лат. Canis lupus) — вид хищных млекопитающих из семейства псовых.
Самые ранние изображения волков найдены в пещерах на юге Европы, им уже более 20 тыс. лет. Волка невозможно приручить и сделать сторожевой собакой.

Семейство волков
Стая волков состоит из самца, самки и детенышей. Обычно пара сохраняется на всю жизнь, пока один из волков не умирает.
В дикой природе волки могут размножаться начиная с двухлетнего возраста.
Беременность длится 62—75 дней, детёныши обычно рождаются в летний период. Средний помёт состоит из 5 — 6 детёнышей. Волчата рождаются слепыми и глухими. При рождении они весят 300—500 грамм.
Максимальная продолжительность жизни волка составляет
12 — 15 лет.
Волк — быстрый и выносливый хищник.
Длина взрослого волка составляет 105 — 160 см. Хвост волка довольно длинный и толстый, может доходить до 52 см в длину. В отличие от собачьего, хвост волка обычно опущен вниз, за что охотники называют его «поленом». Хвост отражает настроение волка, по его положению и движению можно определить эмоциональное состояние волка: боится ли он, или спокоен, также хвост позволяет судить о положении волка в стае.


Интересные факты про волков
слух...
Слух играет в жизни волка большую роль. Волки способны услышать звуки на расстоянии 9 км в лесу и до 16 км на открытой местности.
вой...
Волки воют, завывают, ворчат, тявкают, визжат, рычат, лают и хныкают. Причём у каждого звука есть большое количество оттенков. Вой предназначен для общения волков на большом расстоянии, с помощью воя волки узнают, где находятся члены их стаи, собирают стаю до и после охоты, заявляют о поимке добычи, предупреждают соперников из других стай о захвате территории, ищут себе особей противоположного пола. Волчий вой продолжается не более 5 секунд, просто из-за эха звук кажется более продолжительным.
обоняние...
Волк обладает потрясающим чувством обоняния, которое в 100 раз лучше, чем у человека. Волк может обнаружить добычу на расстоянии в 3 км. Они различают до 200 миллионов видов запахов, для сравнения, человек — только 5 миллионов. Именно через обоняние волк получает большую часть информации об окружающем его мире. Волчье семейство способно учуять запах других животных на расстоянии в 1,5 км.
мимика...
В отличие от других животных, волки обладают целым рядом отличительных мимических движений, которые они используют для общения и поддержания отношений в стае.
зубы...
Главное оружие волка — это его зубы, острые клыки волка достигают длины 5 см, ими волк удерживает, убивает и тащит свою жертву. Потеря зубов ведёт к голоду и последующей гибели волка. Волчья пасть содержит 42 зуба, 20 зубов в верхней челюсти и 22 — в нижней.
ноги...
У волков длинные и сильные ноги с достаточно небольшими лапами. Передние лапы крупнее задних и имеют по пять пальцев. На задних лапах четыре пальца. На лапах между пальцами у волков имеются небольшие перепонки, они позволяют уменьшить удельную нагрузку лапы на поверхность, благодаря чему волк не проваливается и передвигается значительно быстрее своих жертв по глубокому снегу.
Каждая стая волков имеет свою территорию
Волки тщательно охраняют свою территорию от других волков и охотятся только на ней. Границы своего участка стая волков обозначает пахучими метками, а также оставляя царапины когтями на поваленных деревьях и старых пнях. При движении по своей территории вожак стаи оставляет пахучие метки каждые 3 минуты.
Волки никогда не упускают шанса поесть. Зачастую, живя в самых суровых уголках планеты, волки частенько поедают своих раненых или больных сородичей. Голодный волк может съесть 10 килограммов мяса за один приём.
Он часто возвращается к недоеденным остаткам своей добычи.
В среднем волку требуется 3 4,5 кг мяса в день, но добыть себе пропитание удаётся не каждый день. Без еды волки могут обходиться до двух недель.


Древний метод охоты
на волка живьём
Даётся на примере охотников
Баймакского района



Только в лесных местностях Баймакского района РБ — около деревень Абдулкаримово, Ишберда, Зилимово, Гумерово, Яратово, Юмашево, Билалово — можно охотиться на волка живьём. В остальных открытых местностях на снеге образуется твёрдый наст, и лошадь не может гнаться за волком, проваливается в сугроб.

В Баймакском районе многие охотники предпочитают брать волка живьём

Конечно, можно стрелять издалека, меньше риска и хлопот. Но этот метод не для баймакских охотников. Они предпочитают выйти один на один с волком, помериться с ним силой.
В своё время в Баймакском районе охотников было много. Со временем некоторые перешли на новый метод охоты. А все же есть такие, которые выходят на волка с палкой в руках.

Юсуп Узянбаев,
житель с.Гумерово Баймакского района РБ
Юсуп Узянбаев из деревни Гумерово Баймакского района за всю свою жизнь взял живьём 22 волка и 10 медведей. В столь опасное и увлекательное занятие привёл его отец – ветеран Великой Отечественной войны Гиниятулла Фазлетдинович Давлетбаев. В своё время он был заядлым охотником. Его увлечение переняли и сыновья. Волков Юсуп Узянбаев брал вместе со своими товарищами. А вот на медведя ходил с родным братом Миннибаем Давлетбаевым.


»
«Мой отец до и после войны много брал волков живьём. У него были две жены. В одном дворе стояли два дома. Он одинаково любил своих жён и детей. Нас, своих сыновей, приучил к охоте на волков. Конечно, в первую очередь у охотника должен быть надёжный, выносливый конь. Удача связана именно с ним.
Однажды вечером к нам постучались в дверь. Открываю, а там сосед Урал. Говорит, что на деревню напали волки, охотятся на гусей. Была лунная, ясная ночь. Смотрю – на самом деле десятки волков съедают гусей. Близко подойти не было возможности, поэтому стрелял по ним. И тут же они разбежались. Обычно волки возвращаются за своей добычей. Поэтому на следующий день готовился к охоте. Украдкой от жены забрал гусака, положил в мешок, заранее привязав его за шею верёвкой. Сам спрятался и жду. Время от времени тяну за верёвку. Гусак не подает ни звука. В одно время верёвка начала тянутся. Смотрю, ничего подозрительного. Решил ближе подойти и разобраться. Оказывается, гусак вылез из мешка и бежит куда-то. И только тогда я заметил недалеко от меня волка. Он, конечно, убежал. И такое бывает. Не каждая охота приносит удачу. А про гусака жене не стал говорить, но всё же она потом узнала».


Юсуп Узянбаев
Охотник из села Гумерово
Юсуп Узянбаев:
–Волк – очень хитрое животное. Иногда, получив сильный удар, может лежать и притворяться мёртвым. Однажды гонялся я за волком целый день. И волк устал, и лошадь, и я сам. Переночевал в деревне Абдулкаримово. С утра хотел возобновить охоту. Как говорил отец, если в первый день не получится, то на следующей день обязательно нужно продолжить преследования. Так как, уставший, волк далеко не уйдёт. Так и было. Где его оставил, там и нашёл. Волка взял живьём с помощью дубины.


Охотничьи приключения

Юсупа Узянбаева:

– Раньше в наших краях охотников на волков было много. С родными братьями Миннибаем и Уралом Давлетбаевыми и с остальными охотниками Рафаэлем Саитовым, Аюпом Баимовым, Нургали Юлгутлиным, Ахатом Карамурзиным, Абраром Мурзабулатовым, Гайнуллой Губайдуллиным, Гумаром Исяндавлетовым, Рамазаном Аксариным, Рамазаном Истяковым, Саматом Ярмухаметовым вместе охотились. Но в основном ходил на охоту с братом Миннибаем Давлетбаевым. Как говорится, лучше и безопаснее, когда рядом с тобой верный человек. Позднее к нам присоединились и младшие братья Хамза и Айса Узянбаевы.
Знаю из села Юмашево Гали Райманова, Кагармана Райманова, которые вместе со своими односельчанами частенько охотились на волков. Из I-Иткулово Фиргата Валитова тоже знал как охотника на волков. Сегодня его дело продолжает сын Фаниль Валитов.
Однажды мы, 14 охотников, вместе вышли на охоту. Увидели следы волков. Настроение поднялось. Волки тоже нас заметили и рассыпались в разные стороны. Мы за ними погнались. Я с Гумером Исяндавлетовым решил подрезать дорогу одному из них. Примерно прикинули, откуда он должен появиться, и стали ждать. Не ошиблись, как только волк появился, со всей силой дубиной ударили ему в пасть. Услышав наши голоса, остальные охотники тоже подтянулись. А волк, оказывается, притворился мёртвым. Как только я подошёл к нему, он набросился на меня. Но я оказался сильнее. Волк, как и человек, до последнего борется за жизнь. Рафаэль Саитов предложил привязать волка за хвост коня Аюпа Баимова, как самого старшего охотника. Остальные не стали возражать. Это неписаный закон охотников.
Отец всегда говорил: «Если случится разногласие между охотниками, чья же добыча, ни секунду не раздумывай – старайся первым отрезать ухо волка. У кого ухо – того и добыча».
Умуткужа Кафтаранович Сыртланов родился в 1932 году в деревне Зилимово, но всю свою жизнь прожил в Ишбердах. Его знали как охотника-одиночку. Охотился на волков, рысей, медведей. Таким он был бесстрашным, храбрым и сильным духом человеком. Никогда не возвращался без добычи.
Умуткужа Сыртланов только живьём взял 38 волков. Кроме того, на его счету столько же рысей и медведей.


Флюра Аитбаева, дочь Умуткужи Сыртланова:

– Отец хоть и носил винтовку с собой, никогда не пользовался ею. Предпочитал брать зверей живьём. Двухметровой палкой бил волка и крепкой верёвкой завязывал его пасть. Затем волка привязывал за хвост своего коня Буяна и так проходил по всей улице деревни, всем показывая свою добычу.

Отец хорошо знал зверей, их хитрости и повадки. Мог подсчитать, через сколько и где вновь должен появиться убежавший от него волк. Помню, однажды он взял волка живьём и запер его во времянке. А сам помчался за вторым. Наверное, папа его так сильно напугал, что даже когда мы с мамой зашли во времянку, он спрятался от нас за печкой. Видимо, подумал, что отец зашёл. А в другой раз отец гнался за волком очень долго. Уставший зверь, чтобы уйти от моего отца, забежал в деревню и спрятался в туалете Муршиды апай. Там его и поймали.
Отец охотился и на рысей, и на медведей той же двухметровой палкой.

Как-то медведь напал на коров. Увидев его, отец бросился на него со своей палкой. Повалил медведя на землю, одной рукой его душил, а другой хотел достать нож из кармана. Воспользовавшись моментом, медведь повалил его на землю и убежал. Ещё был случай, когда отец с конем Буяном и собакой Шариком отправился на охоту. Вдруг собака начала лаять, смотря высоко на дерево. Оказалось, что там сидела рысь. Отец хотел её достать палкой, но не получилось. Тогда он взял топор и начал рубить дерево. Как только дерево начало падать, рысь перепрыгнула на другое. Теперь это дерево отец рубил так, чтобы оно упало туда, где пустота. Так он сумел изловить и рысь.




Салимьян Ульябаев из Бурзянзилга, Шакир Давлеткильдин, Ядгар Давлеткильдин, Закир Давлеткильдин из Ишбердов по сей день охотятся на волков по старинке — предпочитают брать их живьём.

«Наша деревня расположена в глубине лесов. Поэтому дикие звери часто нападают на домашний скот. Чтобы защищаться от них, начал охотиться. Теперь это уже моё любимое занятие. Специально купил лошадь, приучил её к охоте.
Первый волк достался очень легко. Волки обычно возвращаются на оставленную ими падаль. И я не ошибся. Там и отловил своего первого волка. На следующий день взял палкой ещё одного. Сегодня у меня на счету более 30 трофеев».
Салимьян Ульябаев,
с. Бурзянзилга.
Салимьян Ульябаев: «Однажды поставил капкан на волка и на следующий день отправился смотреть. Вижу, возле капкана ходит волк, вынюхивает, присматривается. Значит, думаю, старый волк. Обычно они очень осторожно себя ведут. В тот момент почему-то с собой, кроме аркана, ничего не было. Долго пришлось за волком гнаться. И, наконец, он устал, дальше идти не мог, упал рядом с деревом. Я сломал ветку и соорудил из неё рогатину. Ею и придавил шею волка. Затем привязал задние лапы и повёз домой.

Этот волк больше месяца жил в нашем хозяйстве. Мы сделали ему на правом ухе метку и отпустили обратно на волю. Пока он ещё не попадался».

Шакир Давлеткильдин:
«Интерес к охоте у меня с детства. Когда начинал, не было результата. И опыта не было. Обращался к дядям Ягафару Давлеткильдину и Умуткуже Сыртланову, которые были заядлыми охотниками. Они и научили меня всему. Теперь набрался опыта. На сегодня только живьём взял 11 волков. В данное время готовимся к началу сезона охоты. Конечно, брать волка живьём рискованно, но интересно. Один на один выходишь на поле сражения. Силы равны. Как говорится – кто кого?»
«Однажды, с Закиром Давлеткильдиным вышли на охоту. Увидели стаю волков, двоих смогли отделить от остальных. Одного сразу взяли. А вот за вторым пришлось долго гнаться. Решили переночевать в деревне Зилимово. И кони наши устали, и мы сами. А на следующий день с утра продолжили охоту. Обычно уставший волк далеко не уходит. Не прошли и километра, наткнулись на волка. Оказывается, он лежал прямо на дороге, окунувшись в сугроб. Как было оговорено заранее, Закир погнался за ним. А я остался ожидать волка. Обычно они возвращаются. Через полчаса слышу крик Закира. Волк тоже заметил меня и изменил направление. Но дальше было что-то неожиданное. Такое я увидел впервые. Бежавший волк резко остановился, повернулся ко мне, и приподняв спину, начал лаять, как собака. Лошадь моя быстро скакала, и я не успел её вовремя остановить. Дальше уже нанёс дубиной несколько ударов в пасть волка и привязал его задние лапы. Вот так только на второй день смогли взять второго волка живьём».
Шакир Давлеткильдин,
д. Ишберда.
Охотники Баймакского района
Охотники сёл Ишберды и Бурзянзилга по сей день охотятся на волков по древнему методу своих дедов-охотников. Их кони и собаки давно уже приучены к охоте. В любой ситуации они всегда готовы прийти на помощь хозяину.
Приспособления для ловли волков живьём
Рогатина – используется для давки зверей.
Дубина ‒ делается из берёзовой чаги. Берёза, когда высохнет, становится очень твёрдой и не трескается. Дубина, предназначенная для удара в положении верхом на коне, делается с длинной рукоятью.
Бита – двухметровая палка. На один конец крепко привязывается верёвка. Другой конец дугообразный.
Шакир Давлеткильдин:
– Палку носят вот так, чтоб удобно было достать, когда нужно.
Советы баймакских охотников тем, кто желает брать волка живьём
Никогда нельзя бить дубиной по спине волка. Иначе он может повернуться и наброситься на вас. В первую очередь бьют в самое слабое место – в пасть. От удара волк
может потерять сознание.

Волки обычно ложатся отдыхать там, где они съедают добычу. У них нет дома.

Опытные охотники должны уметь издавать звуки по-волчьи. Через час-полтора волки придут на зов. Но нельзя часто их вызывать – учуют опасность и могут убежать.

Сытый волк, когда его преследуют, выплёвывает всё съеденное, чтобы было легче бежать.
Наблюдения
Если нужно определить, волк или собака лакомится падалью на поляне, смотрите, куда он повернул голову. Если смотрит на деревню – значит это волк. А собака, наоборот, смотрит в лес. Они чувствуют, откуда может идти угроза.

Незнающие охотники говорят, что иногда волк бежит с добычей во рту. Это неправильно. Когда они бегут, высовывают язык. Так они помогают процессу теплообмена.
Волк
в башкирском народном творчестве...

В башкирском фольклоре имеются образы как волчиц-прародительниц, так и волков-прародителей людей. Так, в легенде усерганского племени башкир говорится, что однажды молодой охотник встретил волчицу и хотел убить её. Но волчица вдруг заговорила человеческим голосом и сказала: «Возьми меня за хвост и ударь оземь». Он так и сделал. Волчица превратилась в красивую девушку. Охотник привел её в кочевье и женился на ней, но усергане не согласились с его выбором и выгнали их из племени. Охотник и девушка ушли в глухие леса и стали жить вместе. Девушка-волчица родила ему много детей, их потомство составило родовое подразделение бурелер токомо (род волков). В настоящее время жители деревень Башбуре (Назаргулово) Кувандыкского района Оренбургской области и Хакмар бурехе (Сакмар-Назаргулово) Хайбуллинского района Республики Башкортостан связывают своё происхождение с этой легендой.
В легендах говорится, что кочевники башкиры благодаря волкам нашли новую родину — Уральские горы. Предки усерган называли волка kорт. Так как они пришли на Урал под предводительством волка, то получили название башkорт («баш» трактуется в данном случае как «глава», «во главе», «kорт» — волк).



в литературе...

Нугман Мусин в своём романе «Вечный лес» описал ловлю волка живьём. «...Ружьё выстрелило, но раненый волк успел наброситься на Миннигуль и порвать её платье. В тот момент и Уйылдан подоспел, он убил волка дубиной...»

В книге «Бурёнушка» Тансулпан Гариповой волк даётся как основной архетипический образ. В романе говорится, что глава рода Тыумарас, превратившись в волка, ушла вместе с волками. Она вынуждена была идти на это, чтобы продолжить род человечества.

Волк в русских народных сказках в большинстве случаев является негативным персонажем («Волк и козлята»). Он сильный и опасный противник, но в то же время это наивный и не отличающийся особым умом герой. Часто попадает в передряги из-за своей глупости и доверчивости.

в народной медицине...

С культом волка связаны многие суеверия и магические обряды. При пропаже вещей или скота башкиры сжигали на огне сухожилие волка: это должно было вызвать у вора судороги рук и ног.
Роль оберега выполняли и аппликационные узоры «буре табан» (след волка) на платьях и передниках башкирских женщин.


Многочисленные изображения волков на женских украшениях, оружии и конском снаряжении у мужчин имели «утилитарное» значение — они должны были оберегать человека, делать воина и его боевого коня неуязвимыми.

Следы взглядов на волка как на существо высшей субстанции обнаруживаются и в других поверьях и обычаях башкир. О неожиданно разбогатевшем человеке говорят: «завыл его волк». У народов Поволжья бытовала примета, что вой волка приносит людям счастье. У этой приметы имеются глубокие корни. Толкование воя волка формировалось на основе восприятия предками башкир и поволжских народов волка как божественного существа, приносящего успех и богатство.

в мифологии...
Ромул и Рем
Царь Нумитор благополучно правил городом Альба-Лонги. Был у Нумитора младший брат, Амулий, который отчаянно завидовал успехам старшего брата. Он захватил царя и убил его сыновей. Рею Сильвию отправил в Храм Весты. Весталки не имели право выходить замуж и рожать детей. Подстраховавшись таким образом, Амулий избавился от всех предполагаемых наследников мужского пола и занял трон.
Однажды отправившись за водой, Рея встретила в одной из пещер мужчину – им оказался Марс. Рея родила от него близнецов-мальчиков. Услыхав об этом, Амулий пришёл в ярость и приказал избавиться от них. Младенцев решено было утопить. Но по счастливой случайности корзину с близнецами прибило к берегу. Плач голодных младенцев услыхала волчица. Она вытащила их из воды, перетащила в пещеру и вскормила их собственным молоком.
Потом мальчиков находит пастух по имени Фастул, который забирает их домой. Впоследствии один из мальчиков, Ромул, становится основателем города Рима. Изображение волчицы, кормящей близнецов, является одним из символов города Рима.
Пословицы...

Волка ноги кормят.
Волков бояться — в лес не ходить.
Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.
Работа не волк, в лес не убежит.
С волками жить, по-волчьи выть.
И волки сыты, и овцы целы.
Волка зубы кормят, зайца ноги носят, лису хвост бережёт.
Волка в плуг, да он в луг.
Худо овцам, где волк воевода.
Волк каждый год линяет, да все сер бывает.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Волк волка не съест.
Видя козу, волк забывает грозу.
Волка словом не убьёшь.
Волком родясь, лисицей не бывать.
А дело бывало — и коза волка съедала.
Волк коню не товарищ.


И комар лошадь свалит, коли волк пособит.
Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась.
Лезет в волки, а хвост собачий.
Не гонкой волка бьют, уловкой.
Походишь по волчьему следу — узнаешь волчью жизнь.
Дружного стада и волк не берёт.
Голодный волк сильнее сытой собаки.
Сытый волк добрее ненасытного человека.
Было — и бояре волком выли.
Убей не волка, а страх в себе перед волком.
Выть тебе волком за твою овечью простоту.
Взаймы деньги давать — что волка накормить.
Вали на серого, серый все снесёт.
У голодного волка из зубов кости не вырвешь.
Волка поросенком не стравишь.
Волку зима за обычай.
Литература:

1. Башкирское народное творчество. 10 том. Уфа: Китап, 2006. 544 стр.
2.Мусин Н.С. Вечный лес. Уфа, 1976.
3. Гарипова Т.Х. Бурёнушка. Уфа, 2009.
4. Башкирская википедия. Волки.
5. Фотографии взяты из личного архива автора, С. Ульябаева, Ш. Давлеткильдина и из интернет-ресурсов.
6. Авторы видео – Лилия Такаева, Шакир Давлеткильдин, монтаж –
Ильнур Такаев.



© Такаева Л. Р., автор-составитель, 2021