Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Искусство плетения
– культурное наследие белорусов села Балтика Иглинского района Республики Башкортостан
Все по-другому здесь: лиловые рассветы,
И шелест трав, и птиц веселые куплеты,
И аромат садов весенних здесь нежнее льется
В селе моем родном, что Балтикой зовется.

Елена Кулябина
Белорусы издревле верили в божественную силу соломы и зерна, окружали себя предметами, несущими созидательную энергетику.

Плетеные туеса для хранения продуктов, маски, шляпы, лапти были непременными атрибутами в белорусских семьях.
К примеру, соломенный паук использовался как оберег для дома. Его вешали у входа: считалось, что он принимал на себя всю негативную энергетику. Через некоторое время его сжигали и делали новый.

Как рассказывает мастерица по плетению из соломки, жительница села Балтика Иглинского района Башкортостана Любовь Втюрина, эта традиция жива и сегодня. Теперь пауки из соломки ‒ частые обитатели не только белорусских домов. В белорусских селениях Башкортостана встречаются также практичные изделия из соломы ржи, к примеру, корзины и сосуды для хранения продуктов.

Опыт плетения и ношения соломенных шляп от белорусов переняли и некоторые русские соседи: это показали полевые исследования этнографов.
От оберега к игрушке,
от игрушки – к произведению искусства
История белорусского соломоплетения знала периоды расцвета и упадка. Период с конца XVIII по XIX век исследователи называют временем наивысшего расцвета этого искусства.

В это время мастерами были созданы уникальные в истории искусства соломенные царские врата. Сохранились сведения о том, что соломенное оформление имели целые иконостасы в церквях. Упадок начался в середине XIX века. Соломенные изображения животных и птиц утратили свою обрядовую значимость, постепенно перешли в ранг детских игрушек.

Очередной взлет редкого искусства начался
в 60-е годы XX века, когда появились новые приемы плетения, особенно ярко и разнообразно развивалась художественная сторона соломенных изделий.

Современное соломоплетение, как и многие виды ремесел, стало развиваться на основе авторского искусства. К сожалению, прошлое соломоплетения не сохранило ни одного имени мастера.
Башкирская Балтика — центр белорусского соломоплетения в республике
В настоящее время в Башкортостане проживают белорусы в нескольких локальных диаспорах. Иглинский район считается центром белорусской культуры. Именно эта территория в конце XIX ‒ начале XX века активно осваивалась белорусами-переселенцами, выходцами в основном из Гродненской, Могилёвской, Брестской губерний. Сейчас здесь живет около семи тысяч белорусов.

В башкирский край каждого привела своя судьба: чьи-то предки приехали еще с первой волной переселенцев – в конце XIX века, кто-то нашел здесь пристанище во время войны – Первой мировой, потом Великой Отечественной.

Одна из диаспор расположилась в трех деревнях Иглинского района: Балтика, Буденновский и Ленинский. Общая численность белорусов ‒ 700 домов.
«Если вы приедете к нам в район, то почувствуете, будто живете в Белоруссии, вас окружат добрые, светлые люди, в доме усадят за стол с национальными блюдами. С течением времени создаются семьи с башкирами и татарами, но культура сохраняется. Белорусы полюбили суп-лапшу, например. Но со столов не уходят блюда из картофеля и традиционная белорусская самодельная колбаса»,
‒ говорит председатель «Общества белорусов Башкортостана» Раиса Зюзько.
Наиболее компактным местом проживания представителей белорусской национальности среди населенных пунктов района считается село Балтика. Здесь же силами мастерицы Любови Втюриной развивается белорусское соломоплетение.
Сельское поселение Балтийский сельсовет занимает площадь 10 042 га.

Расположен в предуральской лесостепной зоне Башкирии, в 12 км от районного центра и железной дороги с. Иглино. По земле сельского поселения Балтийский сельсовет проходит автомобильная магистраль федерального значения Москва — Челябинск и оптико-волоконная связь Москва — Владивосток.

В состав сельского поселения входят пять населенных пунктов: с. Балтика, д. Буденновский, д. Загорское, д. Ленинское, д. Субакаево.

Центральной усадьбой сельского поселения Балтийский сельсовет является село Балтика, расстояние до районного центра — 24 км.
В Балтике с 2006 года действует филиал Дома дружбы народов Республики Башкортостан – Белорусский историко-культурный центр «Балтика». Его создали для поддержания уникальной культуры и удовлетворения национальных запросов белорусского народа.
«Здесь собрана библиотека с фондом белорусской литературы, организован белорусский фольклорный ансамбль «Сябры». При участии центра стал традиционным республиканский праздник Ивана Купалы, праздник рукоделия с посиделками для детей «Варвара-рукодельница» (по народной легенде, святая Варвара Великомученица вышила ризы самому Иисусу Христу) и выставками работ детского кружка «Рукодельница». В этнографическом музее центра, расположенном в здании сельского дома культуры, были собраны предметы декоративно-прикладного искусства, орудия труда, народная одежда»,
‒ пишет доктор филологических наук Фарида Галиева.
«В Уфимском Приуралье среди культивируемых белорусскими переселенцами зерновых на первом месте стояла рожь, на втором – овес. Большие участки пашни отводились под картофель. Он был «вторым хлебом» на столе белорусов, шел на корм скоту. Из технических культур выращивали лен и коноплю. Практиковалось плетение утвари из лозы, а сумок и шляп – из соломы. Женщины повсеместно занимались обработкой льна, конопли. Много времени тратилось на изготовление пряжи и ткани. Белорусы умели делать тонкое праздничное полотно, грубые холсты, мешковину. Кроме однотонных (чаще белых) тканей изготавливали клетчатую пестрядь, белый холст с красным узором. Женщины, девушки увлекались вышивкой одежды. Шерстяная пряжа шла на тканье сукна для верхней одежды. Из нее вязали также чулки, варежки, шарфы. Умели плести пояса»,
‒ писали в 80-м номере 1996 года газеты «Иглинские вести».
Белорусская соломка покоряет сердца
Любовь Втюрина, жительница села Балтика Иглинского района, плетением из соломки занимается всего несколько лет.

– Всегда интересовалась этим увлекательнейшим ремеслом, – рассказала она. – Однако взяться за него всерьез не хватало времени. Когда пошла в декретный отпуск с младшей дочкой, с головой окунулась в плетение.

Любовь делает из соломки национальных кукол, обереги, сувениры, цветы, корзины и даже иконы. По ее словам, собирала информацию по крупицам, училась сама, по книгам. Одежду для авторских соломенных кукол Любовь делает на ткацком станке, а объемные иконы создает в стиле аппликации.

Сначала она делала фигурки и цветы из пшеничной соломки, чуть позже узнала, что недалеко от Балтики, оказывается, есть и ржаные поля.
«Соломка из ржи более светлая и нарядная, она больше подходит для изготовления произведений»,
‒ поделилась Любовь Втюрина.
Технология
Материал для изделий из соломы ‒ собственно, соломку, ‒ заготавливают в конце июля-начале августа. Колос со стеблем нужно срезать именно в тот момент, когда он начинает наливаться.

‒ На заготовку сырья уходит много времени, занятие это трудоемкое, ‒ говорит Любовь Втюрина. ‒ Плету из всего, что растет в поле. Рожь в Башкирии с короткими верхушками. Желательно использовать белорусскую, она мягкая, податливая, и изделия получаются красивые.

Теперь односельчане часто видят Любу с серпом в поле, она заготавливает сырье. По ее словам, даже в заготовке такого простого сырья, как солома бывают сложности: то жара, то дожди.

«Резать солому долго, стараюсь делать это сразу. Если не успеваю, то храню сырье в мешке, на веранде или на сарае в снопах, заранее просушиваю солому. Надо отметить, что солома не всем поддается: нужно терпение и время. А в деревне свое хозяйство, огород, семья, служба в храме», ‒ рассказывает мастерица.

Творческих планов у Любови Втюриной много: кроме плетения из соломки, она прядет шерсть, хочет расписать печь, вплотную заняться ткачеством.

Самая свежая работа Втюриной ‒ изготовленный по технологии объемного плетения ангел.
Любовь Втюрина ‒ единственная в Иглинском районе, кто занимается этим народным ремеслом. Ее работы хранятся в музее Белорусского историко-культурного центра «Балтика». Она художник росписи по дереву, училась на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического университета в Уфе, работала в школе учителем ИЗО.
Чаще всего для соломоплетения используются стебли зерновых злаков ‒ ржи, пшеницы, ячменя, овса. Солому сушат, очищают, нарезают и сортируют. При необходимости солому можно отбеливать и окрашивать в различные цвета. Для плетения лучше всего подходит ржаная ‒ она более мягкая и пластичная.

Чтобы хрупкая солома не ломалась при плетении, ее размачивают ‒ заливают кипятком, можно добавить необходимый для воплощения задумки краситель. Чтобы стебли были желтее, их кипятят чуть дольше, тут важно не передержать, чтобы солома не почернела.

В целом, как оказалось, в плетении используются любые растения.

Солому необходимо погрузить в емкость с горячей водой, накрыть пленкой или тканью. Затем вынуть из воды и завернуть в пленку. Оставшуюся солому нужно просушить, можно отбелить гидроперитом, бытовыми отбеливателями для тканей и известью.

Работать лучше всего сидя за низким столом, на котором разложены соломка и принадлежности. Плетение выполняется на весу, свет должен падать с левой стороны. Для работы требуются ножницы и нож, капроновые нити, проволока, клей ПВА, скалка и пресс.
Плетение из соломы бывает: спиральное, прямое, плетение на каркасе, изготовление полоски и объемных плетенок.

Спиральное плетение ‒ из жгутов соломы по спирали выкладывают круглые или овальные донца и стенки емкостей.

Прямое плетение ‒ получается при переплетении соломин друг с другом под прямым углом ‒ так делают салфетки, подставки, основы для панно, донышки и коробочки.

При помощи плоского плетения делают соломенные ленты различной ширины, с ровными или волнистыми краями, плотные или ажурные, с разными рисунками. Из лент можно сделать соломенные шляпы, сумки, корзинки, салфетки, подставки и панно.

Объемное плетение используется при изготовлении фигур: витые пластичные шнуры можно изгибать и выкладывать различные фигуры.
«Готовые жгуты собираешь на ниточки или проволоку, сшиваешь либо склеиваешь клеем ПВА. Цветочек из соломы родится через несколько часов»,
‒ рассказала Любовь Втюрина.
Любовь Втюрина продолжает развивать традиционное искусство белорусского народа. В школах Иглинского района проводит мастер-классы по плетению из соломы, активно выставляет свои работы, в частности, принимала участие в VII выставке-фестивале «Уфа. Арт. Ремесла. Сувениры» в выставочном комплексе ВДНХ-ЭКСПО в декабре 2021 года.

Список использованной литературы:

1. О прошлом и настоящем ради будущего / Краеведческий сборник «Сохранение и популяризация культурного наследия белорусов-переселенцев в Башкортостане». Часть 2. Уфа, 2021.
2. Журнал «Ватандаш». № 5, 2018.
3. Газета «Иглинские вести». № 80, 1996.

Фото: из личного архива Любови Втюриной,
Валерия Шахова

© Валеева Р.Т., автор-составитель, 2021