Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Изготовление вышитых
ковров в селе Вознесенка
Дуванского района Башкортостана
Вышитые ковры
занимают важное место в интерьере
жилищ русского сельского населения северных
и южных районов Башкортостана со второй
половины XX в., до сих пор у людей
преклонного возраста.
Их производство получило особую популярность
в селе Вознесенка Дуванского района Башкортостана (северо-восток республики), где имеется несколько мастеров.
Появление обычая связано с дефицитом и дороговизной фабричных изделий, падением социально-экономического уровня особенно сельского населения, а также сформировавшейся модой на городскую культуру. Для основы берется старая однотонная плотная ткань, например, старое одеяло, а в качестве ниток – распущенные трикотажные и шерстяные вещи (отслужившие колготки, вязаные свитера, шапки, варежки разных цветов и пр.). Старые вещи
получают новую жизнь и одухотворяют крестьянский дом.
Готовые изделия вешаются на стены,
кладутся на пол, служат покрывалом.
Интерьер жилищ русских крестьян традиционно включает разнообразные
изделия ручной работы – связанные крючком скатерти, изящные
салфетки, теплые половички, вышитые иконы и пр. Наряду с ними,
как в северных, так и в южных районах республики,
эпоха дефицита способствовала развитию
практики изготовления ковров
путем вышивки.
В селе Молоканово Куюргазинского района
(юг республики) изготовление вышитых ковров
считается мужским занятием, так как требует
усилий при продевании нитей через плотную ткань,
в селе Вознесенка Дуванского района – женским. Рисунок исходит из размеров будущего ковра, его палитра определяется набором отслуживших вещей. Мылом, мелом или карандашом делается разметка отдельных симметрично расположенных фигур на поверхности основы, сначала крупных, затем более мелких. По краю выполняется узкая или широкая окантовка и бордюрный рисунок. Затем мастер начинает вышивать, стараясь сделать изделие ярким, придерживаясь принципов пропорциональности, симметрии, чередования разных мотивов и цветов.

Рисунок исходит из традиций русских
Башкортостана – выходцев из разных губерний
России, а также назначения изделия.
В селе Молоканово Куюргазинского района мастер Петр Прохорович Чернов (1928 г. р.)
использует технику Курской губернии, так как его мать – М. С. Чернова (1896–1980) родом
оттуда. При изготовлении ковра для комнаты внучки П. П. Чернов использовал сказочные мотивы
(петушок, лошадка). На фоне красных оттенков преобладают светлые тона (желтый, голубой).
В селе П. П. Чернов известен так же как искусный плотник и новатор в ремесле.
На фото: Пётр Прохорович Чернов из с. Молоканово.
Источник фото
Село Вознесенка Дуванского района основали кунгуряки – выходцы
из Кунгурского уезда Пермской губернии. Галина Павловна Михайлова
(1939 г. р.) для ковров использует черную основу, порой сшивает воедино несколько полос. Затем вышивает ромбы, стилизованные цветы, стебли
и листья растений. Отдает предпочтение красному, зеленому, голубому, желтому цветам. Также – она искусная песенница, знающая даже исторические песни, например, про Чуркина-атамана времен Ивана Грозного.

Г. П. Михайлова.
Фото Ф. Г. Галиевой.
Помимо Г. П. Михайловой, в селе Вознесенка
Дуванского района их делают более молодые мастерицы –
Любовь Александрова и Анна Гаврилова.
Башкирский край стал родиной для русских переселенцев из многих губерний России –
Пермской, Владимирской, Вятской, Тамбовской, Орловской, Воронежской,
Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Курской, Тульской и др.,
носителей разных этнокультурных диалектов и традиций.
Лишь в Уфимском уезде жили выходцы более чем
из 30 губерний. Это обусловило изначальное функционирование многих этнокультурных
диалектов русского населения, а впоследствии –
их взаимодействие и выработку общего континуума.
Своеобразие села Вознесенка Дуванского района заключается
в том, что оно находится в окружении других русских селений: Дуван, Месягутово, Метели, Вознесенка, Тастуба, Ярославка, Сальевка, Чертан и др., основанных преимущественно выходцами из Кунгурского уезда Пермской губернии. После освоения башкирских земель они поддерживали торгово-экономические и культурные контакты с прежней родиной, чему способствовала
географическая близость, оттуда принимали новых переселенцев, получали этнокультурную подпитку. Иноэтничные поселенцы ассимилировались в русской среде. Сохранению локальных особенностей способствовала также удаленность от городов и природно-географическое своеобразие (горно-лесной район).
До сих пор в селе сохраняются традиционные календарные обряды и праздники, а также фольклор.
Первые русские переселенцы – стрельцы,
казаки, дворяне – появились в Башкирии
с основанием Уфы во второй половине XVI в.
На рубеже XVII–XVIII столетий в крае наблюдался приток старообрядцев;
они основали целый ряд селений, в том числе селе Вознесенка Дуванского района Башкортостана. Массовое переселение русского крестьянского населения на территорию Южного Урала началось в
30 – 40-е гг. XVIII в. из северных и поволжских, позднее – центральных и южных губерний России и Сибири.
Их занятиями были земледелие, скотоводство, кустарные промыслы,
в лесных районах – выделка мочала, изготовление рогож, плетение кулей. Горнозаводское население, сформировавшееся в регионе в XVIII в., совмещало работу на заводах с традиционными видами деятельности.

На фото: Церковь Вознесения Господня. Республика Башкортостан,
с. Вознесенка.
Село Вознесенка возникло в 1897 г.
как выселок разросшегося села Тастуба.
Первоначально оно называлось поселок Мусихинский (по имени первых переселенцев)
и насчитывало 109 дворов.
В 1906 г. в Вознесенке и Тастубе (между ними расстояние 500 м) были зафиксированы 2 церкви, 3 церковно-приходские школы, 2-классная министерская школа, земская школа, земская больница, поташный завод, канатное и мыловаренное заведения, 9 водяных мельниц, мануфактурные, бакалейные и галантерейные лавки, хлебозапасный магазин; проводились ярмарки; среди занятий отмечен кустарный промысел. Постепенно происходил отказ от староверческих традиций в пользу православных.
В 1870 г. в Уфимской губернии насчитывалось 895 русских селений, в том числе 39 русско-башкирских, 13 русско-татарских, 13 русско-марийских. В 1926 г. в Башкирской АССР было 4 тыс. однонациональных русских и 300 смешанных селений. Сейчас сложно найти моноэтнические русские селения, большинство стало смешанным и многоконфессиональным. Село Вознесенка Дуванского района – редкий пример почти моноэтничного селения, здесь живет лишь одна татарская семья.
Вышитые ковры
по-прежнему активно используются
в домашнем интерьере. Есть и мастера,
которые их изготавливают.
Источники:
  1. Информант: Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук.
  2. Здобнова З. П. Атлас русских говоров Башкирии: В 2-х ч./ АН РБ. Отд-ние соц. и гуманит. наук. 4-е изд. Ч. 1, 2. Уфа: Гилем, 2008.
  3. Здобнова З. П. Судьба русских переселенческих говоров в Башкирии / БашГУ. Уфа, 2001.
  4. Касимовский В. Исторические очерки о Дуване (1868, 1877 гг.). Месягутово, 1991. С. 6; Этнографический очерк села Дувана Уфимской губернии Златоустовского уезда. Составлен Действительным Членом Уфимского Статистического Комитета В. Касимовским // Уфимские губернские ведомости. 1868, 1877.
  5. Касимовский В. С. Несколько слов о кунгуряках, живущих в Уфимской губернии // Русские Башкортостана. История и культура. Уфа, 2003.
  6. Кучумов И. В. К проблемам идентичности и межкультурного взаимодействия (на примере русского населения Башкортостана). Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010.
  7. Русские Башкортостана. История и культура. Сб. науч. трудов / В. Н. Самородов, В. С. Горбунов, В. А. Иванов и др.; Отв. за вып. В. Я. Второв; Собор русских Башкортостана; Баш. гос. пед. ун-т. Уфа, 2003.7.
  8. Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом им промышленном отношениях. Уфа, 1859.
Газизов Р.Ф., составитель лонгрида, 2020