Вербное воскресенье
(Пучы жугон, Верва кисьтыр) − обряд закамских удмуртов Башкортостана
Согласно традиционному удмуртскому календарю, новый год начинается с празднования начала весны и весенне-полевых
работ – Быдӟым нунала (Великий день). В конце XIX – начале XX в. его отмечали везде, где живут удмурты.
Что касается закамских удмуртов, Великий день (на территории проживания удмуртов Башкортостана Быдӟымнал, Будӟиннал) почитался и являлся одним из главных календарных праздников. Он проводился за неделю до христианской Пасхи, в последнее время его празднуют в тот же день, что и православные христиане.
Выделяются три основных этапа Быдӟым нунала: подготовительная неделя, главные воскресные торжества, проводы праздника. В подготовительный период прибирались и украшали дом, накануне Великого четверга проводили очистительные обряды, устанавливали обереги на дверях избы и хозяйственных строений, поминали умерших родственников.
Вербное воскресенье − Пучы жугон − относится к первому этапу Великого дня и является обрядом, призванным для отгона нечистой силы, духов мертвых от людей и в целом от деревни. Обряд в различных населенных пунктах имеет разные названия.
Т. Г. Миннияхметова,
удмуртский этнолог, фольклорист
По словам знатока удмуртской традиционной культуры из д. Арибаш Татышлинского района Лилии Гараевой, к Быдӟымналу начинали готовиться заранее.
Примерно за две недели до праздника начинали прибираться в доме, мыли потолки, стены, подоконники, кухонные принадлежности (разделочные доски, посуду и т. д.).
За неделю до самого праздника проходит Пучы жугон. В субботу вечером или рано утром в воскресенье до восхода солнца идут за вербой.
Кроме своей семьи, её можно принести и соседям, и друзьям,
но раздавать можно не более чем трем семьям. Три, пять, семь веток вербы заплетают как косу, и вечером этого же дня молодёжь и пожилые женщины выходят на улицу деревни на Пучы жугон
(букв. «битьё вербой»).
С верхнего края (по течению реки) деревни до нижнего проходят, напевая песню обряда. Обходя деревню, останавливаются у ворот, ветками касаются ворот. У кого-то ворота могут и грязью измазать.
Вербой хлестают скотину, женщин и мужчин, чтобы те не остались бесплодными, при этом говорят такие слова: «Не я бью, верба бьёт». Участники этой церемонии затем собираются в конце деревни на проводы Пучы жугон. Все встают в ряд и как бы выбрасывают пучок вербы вперёд, но на самом деле не выкидывают и затихают, так делают два раза, на третий раз вербу выбрасывают.
Затем ложатся на землю и прислушиваются к голосам: если услышат кукареканье петуха – к засухе, пожару; голоса людей – к добру; если услышат ржание или топот лошадей − к войне. Если ничего не услышат – год пройдёт без изменений.
По такому сценарию проходил Пучы жугон в деревне Бигинеево, уроженкой которой является Лилия Гараева. Эта женщина реконструировала этот обряд в д. Арибаш,
где она живёт в настоящее время.
Чуть-чуть по-другому проходит этот обряд в д. Старокальмиярово.
Там он называется «Верва кисьтыр».
Если в этот день вербу приносят для кого-то, тот, кто получает вербу, взамен должен дать яйца на Быдӟымнал. Во время обхода деревни хлестают одиночными ветками вербы животных в хлеве, чтобы коровы, овцы плодились, людей, чтобы были здоровыми, чтобы в семье жили парами, чтобы дети были.
После захода солнца жители деревни сами, без чьего-либо приглашения, выходят на проводы Вербы. Её провожают за реку, за амбарную калитку. Где начинают обход деревни, туда и идут на проводы. После исполнения заглавной песни все вместе бросают ветки и начинают прислушиваться к голосам. Если услышат лай собаки – не к добру. Мычание коровы или ржание лошади – к радости и к богатой жизни.
Сплетенная верба
В д. Кургак Калтасинского района этот обряд назывался по-другому − Эру. В монографии «Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря» авторы приводят такое значение этого слова: «Эру карыны» − букв. шум издавать.
По словам Сакины Садретдиновой, в конце 1960-х годов в предыдущую субботу перед Быдӟым Нуналом с детьми проходили с одного края деревни до другого с шумом, криками «Эру!», ветками вербы хлестали по воротам, заборам, якобы прогоняя из деревни болезни. Ветки бросали в реку, затем слушали голоса. Девочки в этот вечер узнавали, на чём их увезут, когда выйдут замуж – если услышат лошадь, то жених увезет на лошади, если машину – на машине.
Пучы жугон, Верва кисьтыр как обряд зафиксирован только в Татышлинском районе в двух деревнях. Старожилы других селений помнят, как подобный обряд проводили в их молодости.