«Искусство узляу у башкир существовало всегда, – рассказывает Раис Низаметдинов. – Любой уважающий себя кураист должен был владеть искусством горлового пения. Если кураист забыл свой курай дома или нечаянно сломал (а инструмент очень хрупкий!), он выводил мелодии при помощи узляу. На конкурсах, которые проводились в несколько этапов, кураист должен был сыграть несколько мелодий, в том числе с использованием узляу, рассказать их историю. Традиции узляу при советской власти, когда шло гонение на многие виды национального искусства, были отчасти утеряны, но к концу XX века всё равно еще сохранялись. Мы знаем, что Ишмулла Дильмухаметов, Ишкале Дильмухаметов, Сайфулла Дильмухаметов, Абдулла Хальфитдинов, Талип Латыпов очень искусно применяли узляу, кураисты владели горловым пением. Сохранились записи нашей легендарной исполнительницы Бибизады Сулеймановой из Белорецкого района. Эти люди помогли сохранить уникальный пласт искусства. Новая волна возрождения пошла, когда в целом возрос интерес к этнической музыке. По приглашению Раниса Алтынбаева, который тогда работал в центре народного творчества (в настоящее время заместитель министра культуры РБ – Ред.), к нам на мастер-классы из Хакасии приезжал талантливый горловик – кайчи Евгений Улугбашев. В течение трех дней на семинаре, где собрали 25 человек, в основном кураистов, он дал несколько уроков. Он был поражен, что за два дня все присутствующие освоили два вида горлового пения. Из этого можно сделать вывод, что горловое пение у нас в крови, где-то на генетическом уровне. Я сам проводил очень много мастер-классов и заметил, что башкира за пару часов можно научить одному виду горлового пения, т.е. у нас есть явная предрасположенность к этому».