Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Узляу – два голоса из прошлого

Узляу, или башкирское горловое пение
Это один из самых древних видов народного искусства, интересное явление национальной вокально-инструментальной музыки и в целом духовной культуры нашего народа. Музыкальная энциклопедия дает определение узляу как «игра горлом», двухголосное пение одного певца, который исполняет мелодию и одновременно с ней издает бурдонный бас. Необычное двухголосие, издаваемое одним человеком, завораживает мистическим дыханием прошлого, увлекает в самые глубины первобытного мира.
Одним из первых башкирский узляу в середине XIX века (1843) описал русский писатель, этнограф и путешественник Владимир Даль в очерке «Башкирская русалка»: «…Они поют, как говорится здесь, горлом. Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом — явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом. Сильная натуга видна в это время на лице песенника: оно вздувается, краснеет, глаза наливаются кровью…»
Горловое пение характерно для культуры многих народов, в том числе тюркских (тувинцы, алтайцы, башкиры, хакасы, якуты, казахи, киргизы), монгольских (монголы, буряты, калмыки) и тунгусо-маньчжурских (эвенки). В древности, вероятно, такой вид искусства был представлен у многих народов, но постепенно исчез. В башкирской фольклорной традиции искусство сольного узляу тоже становилось всё более редким. Однако в последние годы на волне подъема интереса к этнической культуре узляу также переживает этап возрождения.

Горловое пение, как и многие виды народного творчества, зарождалось в подражании звукам природы: журчанию воды, цокоту копыт, эху в горах, свисту ветра, завыванию метели, голосам животных и птиц. Древние охотники при помощи звукоподражания приманивали добычу, скотоводы управляли домашними животными. Горловые звуки использовались при исполнении эпических сказаний, кубаиров и чтении молитв – служители религиозных культов общались гортанными звуками с существами высшего мира. Башкиры с древности пользовались узляу «для домашнего музицирования и успокоения души исполнителя», отмечает исседователь узляу Роберт Загретдинов. Также он приводит пример, что в деревне при погребении на кладбище 10‒12 мужчин обычно нараспев читали молитвы, и в их тексте во время проведения ритуала можно было выделить элементы горлового пения.
Стили и разновидности башкирского узляу
В башкирском искусствознании, начиная с ХIХ века до нашего времени, узляу уделяется достаточно большое внимание. Исследователи разделяют башкирское горловое пение на два вида:
1
Сольное двухголосное горловое пение.
2
Сопровождение горловым пением игры на башкирских народных инструментах – курае, кубызе, думбыре.
Закрепилось название «тамаҡ ҡурай» (дословно – «горло-курай») и күкрәккә һалып уйнау (играть с грудным фоном). Способом узляу исполняются напевы озон-кюй, марши и танцевальные мелодии, звукоподражательные мотивы.
Свои опыт и знания об узляу систематизировал заслуженный работник культуры России и Башкортостана, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева, виртуоз-кубызист мира Роберт Загретдинов. Он разработал собственную методику обучения узляу и написал учебное пособие «Школа башкирского горлового пения». Башкирское узляу Р. Загретдинов подразделяет на несколько стилей – носовой, нёбный, губной. Как отдельный стиль автор выделяет «кубызопение» – сочетание узляу с протяжными песнями и игрой на музыкальном инструменте (кубызе).

Современные башкирские мастера узляу выделяют следующие виды сольного горлового пения по высоте основного тона:
Кара-узляу или тюбен-узляу (түбән өзләү)
«темное» или низкое горловое пение, ҡарлығып – хрипом;
Югары-узляу (юғары өзләү), һыҙғырып өзләү
высокое горловое пение.
Среднее горловое пение, ближе к һоздау.
Примечательно, что детское и женское горловое пение исследователи выделяют в отдельный раздел.
Как образуется двухголосие?
Узляу отличает необычная техника пения с артикуляцией в глотке или гортани. Исполнитель извлекает два звука одновременно: сверхнизкий (бас) и сверхвысокий (свист). Бас (бурдон) – опора, и его высота, как правило, постоянна; мелодия образуется обертоновым свистом. По оценкам исследователей, низкий тон колеблется в пределах от 60 до 220 Гц, а высокий – от 2000 до 4000 Гц, в зависимости от стиля горлового пения. В звукообразовании опорного голоса участвуют голосовые связки, а свист возникает при смыкании ложных голосовых складок у входа в гортань.
«Если допустимо такое сравнение, то формирование обертонов в двухголосном гортанном пении напоминает процесс разложения белого цвета на составные цвета при помощи призмы (спектральное разложение). В явлении узляу роль призмы, расщепляющей основной тон на составные призвуки, играет свистковый механизм», – пишет башкирский музыковед Хамзафар Ихтисамов.
«Овладение искусством узляу требует длительной тренировки дыхания, голосовых связок, гортани, носового, нёбного, лобного и грудного резонаторов. Способом узляу исполняются как специфические попевки, воспроизводящие архаические лады, так и популярные песни более позднего времени», – отмечается в Музыкальной энциклопедии и приводится нотированный фрагмент узляу в исполнении Сайфетдина Юлмухаметова.
Впервые техника узляу была описана Сергеем Рыбаковым в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897):

«Существует еще особое искусство: так называемая игра горлом, состоящая в следующем. Башкир-артист берет горлом известный звук и тянет его непрерывно; на фоне этого звука он маленьким язычком (по уверениям самих башкир) наигрывает свои оригинальные мелодии; таким образом, один и тот же человек ухитряется воспроизводить одновременно два звука. Впечатление от подобного рода искусства получается весьма своеобразное и несколько странное. Фон, т.е. неизменная нота, имеет немного гнусящий характер, звуки, воспроизводимые маленьким язычком, напоминают звуки баульчика или детского органчика, они слабы и слышны среди лишь полной тишины. Артисты, играющие горлом, встречаются довольно редко, так как это искусство трудное».
Запись башкирского узляу на фонограф впервые в 1929 году сделал Иван Салтыков. Нотации для книги «Башкирские народные песни и наигрыши» выполнил музыковед, фольклорист Лев Лебединский. Приведенный выше образец узляу также записал он. В 30-е годы XX века Лебединский выезжает в фольклорную экспедицию и с большим трудом находит узляуиста в далекой бурзянской деревне. Нотация узляу в исполнении 74-летнего Сайфетдина Юлмухаметова впоследствии вошла в сборник «Башкирские народные песни и наигрыши». Обратим внимание, что нотная запись произведений для узляу пишется на двух строчках нотного стана, где верхняя содержит запись мелодии, а нижняя – основной бас остинато.

Чтобы научиться исполнять узляу, нужна большая подготовка, желательно под руководством опытного исполнителя. С этой целью в последние несколько десятилетий в Башкортостане по инициативе Республиканского центра народного творчества начали систематически проводиться мастер-классы по технике узляу.
Школа башкирского горлового пения
В советские годы традиция узляу в Башкирии была значительно утеряна. Музыканты в основном исполняли приемом узляу обычные песенные и инструментальные мелодии. В 80-е годы прошлого века Хамзафар Ихтисамов писал: «Как особая жанровая разновидность, узляу в наше время потеряло свою первичную функцию и наряду с обычным пением и игрой на инструменте стало одной из форм исполнительства».

Исследователь отмечает, что элементы горлового музицирования можно наблюдать в творчестве таких известных кураистов, как Мухамет Кадыргулов, Карим Дияров, Рахматулла Буляканов, Ишмулла и Сайфулла Дильмухаметовы, Гата Сулейманов, Давлетбай Рахматуллин, а также в творчестве кураистов – приверженцев традиционного стиля «игры грудным голосом». Также он упоминает мастеров, музицирующих в манере горлового пения. К их числу он относит Зайнагабдина Каракаева из Абзелиловского района, Мансура Узянбаева из Хайбуллинского района, Мухамета Узянбаева из Белорецкого района.
Традиция узляу обычно передавалась из поколения в поколение – от отца к сыну, а иногда и к дочерям. Известная певица Бибизада Сулейманова (1926 – 1998), вышедшая из башкирской глубинки, переняла этот жанр искусства от своего отчима Харуна Шайзадина. Начав петь в 5–6 лет, она занималась горловым пением на протяжении всей жизни, была хранительницей древнего вида женского узляу, не имеющего аналогов в мире. Ее искусство отличалось уникальностью, техничностью и богатой орнаментикой, нередко характеризующейся и трёхголосием. В репертуаре были башкирские народные песни «Гайса-ахун», «Гульназира», «Зарифа», «Ете кыз», «Карабай», «Кук Ирэндек буйында» и другие, песни башкирских композиторов. Б. Сулейманова также играла на деревянном кубызе, мандолине. Объездила многие страны, выступала в США, Англии, Франции, Австрии.
Башкирская народная мелодия «Гайса».
Исполняет Бибизада Сулейманова.
Один из современных нам узляуистов – Раис Низаметдинов, танцовщик, балетмейстер, режиссёр, кураист, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, лауреат государственной премии имени Ш. Бабича и премии им. М. Муртазина, победитель I Республиканского конкурса по горловому пению (2007), дипломант международных конкурсов по горловому пению в Абакане и Кызыле (Тыва). Музыкант рассказал, что ему азы горлового пения преподали известный башкирский кураист и педагог, народный артист России Азат Аиткулов и Анис Аптикаев из Хайбуллинского района – правнук легендарного кураиста Юмабая Исянбаева.
«Искусство узляу у башкир существовало всегда, – рассказывает Раис Низаметдинов. – Любой уважающий себя кураист должен был владеть искусством горлового пения. Если кураист забыл свой курай дома или нечаянно сломал (а инструмент очень хрупкий!), он выводил мелодии при помощи узляу. На конкурсах, которые проводились в несколько этапов, кураист должен был сыграть несколько мелодий, в том числе с использованием узляу, рассказать их историю. Традиции узляу при советской власти, когда шло гонение на многие виды национального искусства, были отчасти утеряны, но к концу XX века всё равно еще сохранялись. Мы знаем, что Ишмулла Дильмухаметов, Ишкале Дильмухаметов, Сайфулла Дильмухаметов, Абдулла Хальфитдинов, Талип Латыпов очень искусно применяли узляу, кураисты владели горловым пением. Сохранились записи нашей легендарной исполнительницы Бибизады Сулеймановой из Белорецкого района. Эти люди помогли сохранить уникальный пласт искусства. Новая волна возрождения пошла, когда в целом возрос интерес к этнической музыке. По приглашению Раниса Алтынбаева, который тогда работал в центре народного творчества (в настоящее время заместитель министра культуры РБ – Ред.), к нам на мастер-классы из Хакасии приезжал талантливый горловик – кайчи Евгений Улугбашев. В течение трех дней на семинаре, где собрали 25 человек, в основном кураистов, он дал несколько уроков. Он был поражен, что за два дня все присутствующие освоили два вида горлового пения. Из этого можно сделать вывод, что горловое пение у нас в крови, где-то на генетическом уровне. Я сам проводил очень много мастер-классов и заметил, что башкира за пару часов можно научить одному виду горлового пения, т.е. у нас есть явная предрасположенность к этому».
Выявлению исполнителей узляу немало способствовуют фестивали и конкурсы. В их числе – Республиканский конкурс кураистов, кубызистов, думбыристов и исполнителей узляу на приз им. Юмабая Исянбаева, Межрегиональный конкурс кубызистов и исполнителей горлового пения (узляу) в Мечетлинском районе. Мастера горлового пения не раз становились гостями Международного фестиваля искусств «Сердце Евразии», приезжали в Уфу на Международный форум этнической музыки «Мусафир». Узляуисты Башкортостана принимают участие в фестивалях других стран и регионов России, проводят мастер-классы уже не только в родной республике, но и за ее пределами.
Раис Низаметдинов и Ильгам Байбулдин
Еще один известный современный башкирский узляуист – Ильгам Байбулдин, заслуженный работник культуры РБ, обладатель Гран-при Межрегионального конкурса кубызистов и исполнителей горлового пения (узляу) 2009 года.
«Поскольку сейчас постоянно проводятся конкурсы по узляу, у молодежи интерес к этому виду искусства большой. При поддержке РЦНТ регулярно проводим мастер-классы. Благодаря этому узляу широко распространилось в республике, – отмечает Ильгам Байбулдин. – Я сам учился у наших известных кураистов, слушал их записи. В своих выступлениях использую приемы узляу и традиционные башкирские, и те, которым научился у народов Алтая и Тувы. Участвовал во многих конкурсах и фестивалях – в Узбекистане, Казахстане, Карелии, Хакасии, Калмыкии».
Раис Низаметдинов и Ильгам Байбулдин совместно выпустили диск «Узляу», куда вошли образцы башкирского горлового пения.

Традиции узляу находят отражение в творчестве современных этно-групп. Рассказывает лидер этно-группы «Аргымак» Ринат Рамазанов:
«Мой первый учитель – Нуриев Талгат Мугаллямович. Он научил меня играть на курае и преподал основы узляу. Он сам – мастер горлового пения, давал мне слушать записи Ишмуллы Дильмухаметова. Когда учился в Салаватском музыкальном училище и Уфимском институте искусств, я стал часто выступать – на первый план выходили то курай, то узляу. Познакомился с актером Зульфаром Ахметовым, он дал мне записи узляу тувинцев и монголов. Я стал слушать записи мастеров узляу как башкирских, так и других народов. Потом в песни «Аргымака» тоже стали их внедрять. С тех пор используем приемы узляу в песнях «Алпамыша», «Кара юрга», «Акхак кола», «Байык», «Песня Заки Валиди», «Шаймуратов генерал» и других. Это наследие нашего башкирского искусства, которое не у каждого народа сохранилось. В других странах оно воспринимается как экзотика, а это наша изюминка. Кубаиры с узляу сразу выделяют тебя в ряду других».
Музыкотерапия
Узляу – это не только стиль в музыке, но и инструмент медитации. Исполняя или просто слушая горловое пение, человек прикасается к миру природы, настраивается на правильные вибрации, погружается в гармоничный транс. Не зря говорят, что горловое пение необходимо прочувствовать, пропустить через себя, слушать не только ушами, а всем телом.

Польза касается не только психологического здоровья – это снятие усталости, избавление от депрессии. Исследователи отмечают, что узляу делает горло более расслабленным, голос становится более глубоким и мощным. Узляу также помогает в лечении различных заболеваний горла, таких как ангина, першение в горле.

Этот редкий вид искусства никого не может оставить равнодушным, даже один раз услышанное выступление узляуиста запоминается и оставляет впечатления на всю жизнь.
Вот как пишет в своих «Воспоминаниях» дочь знаменитого писателя Татьяна Львовна Сухотина-Толстая:

«Некоторые башкирцы играли на горле. Это очень странный и редкий способ производить музыкальные звуки, и мастера этой музыки ценятся у башкирцев очень высоко, так как они очень редки. На скачки приехал один такой музыкант. Когда он играл, все затихали, слушая его. Башкирец сидит, скрестив ноги, на ковре, лицо у него напряженное, на лбу выступила жила от усилия, и пот каплями течет у него со лба на нос. Всё лицо его совершенно неподвижно, губы не шевелятся, и только далеко в горле точно органчик играет. Звуки – чистые, прозрачные и очень мелодичные. Но вот он кончает. При последнем звуке у него вырывается из груди не то вздох, не то стон. Все молчат под впечатлением слышанной музыки. «А ну-ка, - говорит папа, - вынь и покажи нам органчик, который у тебя спрятан в горле». Башкирец устало улыбается и качает головой. Ему подают деревянную чашу, полную пенистого кумыса. Он жадно пьет, потом скрещивает на коленях руки и отдыхает».
Традиции узляу, сохранившиеся в Башкортостане с древних времен до наших дней, – уникальное музыкальное наследие, которое мы обязаны сберечь для потомков.
Использованная литература:

1. Даль В. Башкирская русалка // Башкирия в русской литературе. Том 2. – Сост.: М. Г. Рахимкулов. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989.

2. Загретдинов Р.А. Школа башкирского горлового пения. Уфа: Китап, 2011.

3. Ихтисамов Х.С. К проблеме сравнительного изучения двухголосного гортанного пения и инструментальной музыки у тюркских и монгольских народов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: сб. ст. и материалов: в 2 ч. М.: Советский композитор, 1987–1988.

4. Лебединский Л.Н. Искусство узляу у башкир // Советская музыка. 1948. №4.

5. Музыкальный фонд Фольклорного кабинета Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова.

6. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб, 1897.

7. Сухотина-Толстая Т.Л. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1980.

8. Узляу // Музыкальная энциклопедия. Том 5. М.: Советская энциклопедия, 1981.

© Аралбаева Л.К., автор-составитель, 2020

Фото – Олег Яровиков, из архива Раиса Низаметдинова и Ильгама Байбулдина

Видео - из личного архива Раиса Низаметдинова

Аудио – Музыкальный фонд Фольклорного кабинета Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова

Верстка – Рената Вахитова