Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
МУЖСКАЯ ТЮБЕТЕЙКА
«Покажи мне свою тюбетейку,
и я скажу, откуда ты родом, каков твой достаток»
(народная мудрость)
ТЮБЕТЕЙКА (түбәтәй)
‒ в башкирском костюме традиционный мужской головной убор в виде тканевой шапочки, плотно облегающей голову. Были распространены тюбетейки из цветного бархата или хлопчатобумажной ткани, иногда отороченные бархатом. Тюбетейку носили с раннего детства, у пожилых мужчин были преимущественно чёрного цвета, у молодых — цветные. Входили в состав подарка невесты жениху. Зимой поверх тюбетейки надевали бурек, колаксын или другой головной убор. Распространена в одежде многих тюркских народов, сообщается на сайте «Башкирская энциклопедия».
САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЮБЕТЕЙКИ
Тюбетейка — старинный национальный мужской головной убор, имеющий важное значение в исламе. Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе», что означает «вершина». Головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского религиозного костюма. Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки, которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени, головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии, а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом.
Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конуса со свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.

В древности по тюбетейке можно было определить социальный статус ее владельца и принадлежность человека к определенным слоям общества. Головной убор, вышитый золотыми нитями, говорил о том, что обладатель такой тюбетейки аристократического происхождения. Узор, вышитый на тюбетейке, несет много информации о мусульманине. По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на мусульманском головном уборе, можно определить, из какой местности человек, какой его статус, а также приблизительный возраст мужчины.
ИСТОРИЯ ТЮБЕТЕЙКИ
Светлана Шитова в своей книге «Башкирская народная одежда» отмечает, что головной убор башкир нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная функция: роль оберега играли нашитые на убор монеты, определенной формы ювелирные поделки, то же назначение выполнял вышитый или выложенный бисером орнамент.

Распространенные в башкирских аулах в XIX — начале XX века мужские головные уборы были не так многочисленны, как женские. В путевых заметках и этнографических исследованиях упоминаются колпаки и войлочные шляпы, суконные и меховые малахаи. Повсеместно были приняты тюбетейки и меховые шапки.

По мусульманским обычаям, мужчина, особенно если он был немолодым, не показывался на людях с непокрытой головой.
Роль повседневного головного убора принадлежала тюбетейке — небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли түбәтәй; кое-где нарядные тюбетейки обозначали словом такыя (та3ыя). На юго-востоке Башкирии (Бурзянский, Баймакский и другие районы) термин такыя относился и к скромным тюбетейкам пожилых мужчин.

В районах со скотоводческими традициями (на юге Башкирии, в Зауралье) тюбетейка у пожилых мужчин служила преимущественно домашним убором; при выходе из дома поверх нее надевали меховую шапку. В северных деревнях в тюбетейках ходили не только в своей усадьбе, но и на улице.

Тюбетейка была первым головным убором в жизни мальчиков: ее начинали носить в раннем детстве.

Преобладал покрой тюбетеек с круглым слегка выпуклым верхом из четырех клиньев и невысоким, 6‒7 см, расширенным книзу околышем. Верх вместе с подкладкой густо простегивали. Плотные ряды машинной строчки на околыше располагались наклонными линиями, в других случаях ‒ узорно, образуя ромбы, треугольники, косую плетенку. Дно выстрачивалось в пределах клиньев углами или параллельными линиями относительно одной из сторон клина. Если тюбетейку шили из хлопчатобумажной ткани, край обшивали полоской бархата.
Тюбетейки пожилых были черными, молодых — цветными: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбетейки молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тюбетейка» называется убором знатных батыров. Мужчины носили тюбетейки, украшенные на околыше вышитой волнистой линией, в углублениях которой прикреплены бисеринки, мелкий жемчуг, блестки. Реже, преимущественно у молодых, на околыше с четырех сторон вышивались цветочные розетки.

В старину, помимо обычных, существовали маленькие полусферические шапочки, опушенные мехом. Бобром обложенная бархатная тюбетейка, стоимостью в 20 баранов, фигурирует в эпосе «Куз-Курпяч» в качестве награды победителям в состязаниях по борьбе. Ее могли украшать и кораллы.

В западной и северной Башкирии молодые мужчины носили тюбетейки с плоским дном и прямым околышем. Были приняты также фески — высокие головные уборы в форме усеченного конуса, со свешивающейся набок кистью.

Тюбетейки умели шить в башкирских деревнях. Но в начале XX века широкое распространение в крае находила шапочная продукция татарских мастеров-ремесленников. Привозили также тюбетейки из Средней Азии, Ирана и Турции. Восточные были более нарядными, с пышным вышитым орнаментом по низу и на дне тюбетейки.
ОРНАМЕНТ, ФОРМА И ЦВЕТ ТЮБЕТЕЕК
Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры – смотря какая техника исполнения:
‒ геометрические мотивы выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве.
‒ криволинейно-растительные — в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, свободных вышивок, а именно тамбуром или «косой сеткой».
Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, в нем преобладают теплые цвета: красный, зеленый, желтый. Реже — синий, голубой, лиловый. На цветовую гамму повлияло появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных натуральных цветовых сочетаниях. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный.
Сопоставление цветов в башкирском орнаменте строилось на контрасте: на красном фоне — зеленый и желтый узор, на черном — красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, реже — белый цвет холста.

Формам тюбетеек присущ лаконизм, целесообразность, предельная пластическая выразительность. И если первоначально тюбетейки были конусообразными, то начиная с 1920-х годов их формы становятся более разнообразными: островерхими, полусферическими, круглыми, четырехгранными.
Пожилые мужчины носили темные бархатные тюбетейки, молодежь – расшитые и цветные: из красного, зеленого, синего бархата.

Праздничные тюбетейки молодые люди украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами.

Поверх тюбетейки надевалась либо круглая высокая шапка из дорогого меха (бурек), либо войлочная шляпа (тире кәпәс). Зимой предпочитали надевать малахай (ҡолаҡсын) — трехлопастную меховую шапку, закрывающую шею.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЮБЕТЕЙКИ
Красота изделия зависит от художественного вкуса,
чувства цвета и аккуратности изготовителя
Процесс изготовления головных уборов делится на несколько этапов. Каждый кустарь — закройщик, сшивальщица, вышивальщица — исполнял только часть процесса. Орнамент тюбетейки вышивается раздельно: сначала – верхняя часть, потом – кромка. Раньше вышивку делали только вручную, а сейчас используют специальные машинки. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того чтобы придать тюбетейке твердую форму, ее дно прострачивают и между строчки вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же, пропитанную в клее, бумагу вставляют и между лицевой и изнаночной материей. Таким образом, тюбетейка не теряет своей формы и долгое время служит своему хозяину.
Материалы:
черный, зеленый или другого цвета бархат, либо шелк или парча;
хлопчатобумажная основа для подклада;
около 15 м шпагата;
можно взять крученые и смазанные воском нити от распущенных льняных мешков;
белые и цвета выбранного бархата катушечные нитки;
тонкая, средняя и большая со слегка согнутым концом и большим ушком иглы;
бисер или золотая, серебряная нить;
канитель.
Домашний вариант изготовления тюбетейки
Выкройка
Тюбетейка состоит из двух частей: плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы, плюс 2 см на шов. Ширина (высота тюбетейки): 89 см + 1,5‒2 см на шов = 10‒11 см. Для 58 размера тюбетейки делается выкройка края длиной 60 см и шириной 10‒11 см.
Раскрой
Подготовленную с припусками на шов выкройку нужно положить на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Из прямоугольного отреза кроят сразу около десяти тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраивается по косой. Она должна быть на один сантиметр длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10‒12 см. Диаметр верха тюбетейки ‒ 19 см (радиус ‒ 9,5 см). Размеры указаны с припусками на шов. Далее следует сделать из жесткой бумаги лекало, скроить верх и его подклад.
Вышивка
Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу после раскроя. При бисерной вышивке можно использовать бисер как одного цвета, например, желтого, под золотое шитье, так и нескольких сочетающихся по тону цветов. До натягивания на пяльцы детали тюбетейки нужно пришить к хлопчатобумажной основе, на изнаночную сторону которой наносится узор. Швом «вперед иголка» узор выводится на рабочую поверхность.
Шитье и простегивание деталей
Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата. Шить следует с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку складывают с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачивают на машинке нижнюю часть. Чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, нужно вывернуть изделие так, чтобы бархатная ткань на 1‒2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделать аккуратный шов. Отступив на 3 мм от него вверх, сделать еще один шов. Для придания жесткости нижней части необходимо продеть шпагат в кулиску. Надлобная часть готова.

Снизу по лицевой стороне надо отметить высоту тюбетейки ‒ 8‒9 см ‒ и светлыми нитками линию: по ней будут сшиваться боковая и верхняя части тюбетейки. Простегать швом «вперед иголка» наклонными линиями участок между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Следует подобрать потолще веревочки, чтобы тюбетейка хорошо держала форму, иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу до верхнего стежка, вынуть через подклад наружу, отрезать веревку. Так нужно обработать все ряды между вертикальными стежками. Подтянуть ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли внутрь изделия.

Затем простегивается верх тюбетейки. Верхний круг необходимо дугообразными линиями разделить на шесть частей. Каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, следует сделать лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам шести треугольников, получаем шесть дугообразных линий. Эти линии нужно перевести через копирку на подкладку. После этого подкладку притачать к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегать все шесть дугообразных линий и продеть в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, вывести иглу, отрезать нить и, слегка потянув ткань, убрать внутрь торчащие концы. Так следует простегать всю поверхность круга.
Сшивание частей
Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки нужно разделить на четыре одинаковые части. Соединить детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачать их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогнуть за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришить.

Вывернуть тюбетейку, внутри слегка опрыснуть водой, надеть на специальную форму до высыхания.
Фабричный вариант изготовления тюбетейки
Начальник экспериментального цеха предприятия «Агидель» Галюса Ризванова, стаж работы которой на производстве порядка 30 лет, рассказала об особенностях изготовления тюбетеек на фабрике.
«Изготавливаем мы стилизованные тюбетейки. Околышек у них высокий. Башкирская тюбетейка от татарской отличается рисунком и формой: у татарской околышек прямой, круги одинаковые, преобладает растительный орнамент, у нас – конусообразные с геометрическим орнаментом. Выпускаем тюбетейки в основном из бархата и замши – это подарочный вариант, подешевле – из габардина, креп-сатина, льна, костюмной ткани. Используем шелковые нитки, мулине, метанит, — сообщила сотрудница предприятия. — Старинные тюбетейки в основном были темного цвета: черные, коричневые, синие, серые. Делались из натуральной ткани, башкиры сами ее ткали. Сегодня приветствуется вишневый цвет, зеленый, голубой. Белые тюбетейки берут женихи или учащиеся в медресе. Самые востребованные – зеленые. Рисунки-орнаменты разрабатывают наши дизайнеры. Те люди, которые изучили свой род, заказывают тюбетейки с орнаментом, который идет от тамги (фамильного знака). И раньше это было, и сейчас это есть. Традиционные заказывают, но мало, по спецзаказу. В основном их заказывают на выставки, для частных коллекций, для воссоздания старинного костюма».
По словам Г. Ризвановой, ручная вышивка делается от 8 до 14 часов. Такие тюбетейки в разы дороже. На машинке – час-два. За восемь часов на фабрике мастерицы отшивают порядка восьми тюбетеек.
Ход работы:
Берется бархатная ткань, наклеивается клеевая основа, чтобы придать жесткости и было удобнее вышивать, берутся лекала.
Наносится рисунок на кальку, затем делается иголкой накол через кальку на ткань. Если темная ткань – берется побольше игла, светлая – поменьше, чтобы не испачкать.
С помощью тампона наносится рисунок.
Изделие отдается работнице, которая вышивает рисунок.
После того, как сотрудница вышьет рисунок, изделие отутюживается, отпаривается.
По меловой линии, по лекалу, уточняются размеры тюбетейки и ткань вырезается вручную ножницами.
Готовится подклад, флизелин для жесткости, чтобы тюбетейка держала форму.
Флизелин стегается вместе с подкладом.
Тюбетейка комплектуется и отдается на пошив.
Один час – одна тюбетейка.
СОВРЕМЕННЫЕ МАСТЕРА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТЮБЕТЕЕК
Тюбетейка – это красивый мужской аксессуар
Житель Уфы Ильдар Гатауллин делает старинные тюбетейки, которые носили тюркские народы. Башкирским костюмом занимается с 2008 года, а вообще костюмами – с 15 лет.

«Я вырос в башкирской культуре, с детства помогал отцу в училище искусств, много времени проводил там. Вот это и повлияло, думаю, на выбор профессии, — рассказал мастер. — За свое время сделал уже около 50 тюбетеек. Чтобы создать правильную тюбетейку, нужно хорошо изучить старинный образец. По фотографии сложно сделать, лучше иметь образец на руках. У нас есть доступ к некоторым вещам, находящимся и в музеях, и в частных коллекциях. Старинная тюбетейка раскраивается и по ней делается крой и шьется новая».
Ильдар Гатауллин окончил училище и академию искусств, выучился на дизайнера. С 2008 по 2009 год активно занимался изучением мужского костюма. В 2010 году параллельно защитил дипломную работу по нагрудникам, их реконструкции. С работами мастера можно ознакомиться в группе «Bashkosa. Мастерская Гатауллиных» «ВКонтакте». Сейчас Ильдар занимает должность ведущего дизайнера-конструктора ГУП Башкирские художественные промыслы «Агидель» Республики Башкортостан.
По его словам, согласно мусульманской религии, нельзя было мужчине ходить с непокрытой головой. Даже когда головной убор снимали, под ним должна была оставаться тюбетейка. Отсюда и шарообразная, тарелкообразная форма тюбетейки. Немаловажна и практическая ее функция: в походных условиях на голову надевали тюбетейку, затем шапку – так голова не сильно потела.
«Плюс, это гигиена, брились налысо и, чтобы шапки не засаливались, мужчины надевали тюбетейки. Есть еще такое выражение: «опростоволосился». Это тоже связано с тюбетейкой. Если человек оставался без головного убора, это было зазорно, — сообщил мастер. — Современную тюбетейку с жесткими краями вряд ли наденешь под головной убор. Это более поздний вид головного убора. По одной из версий, такая тюбетейка пришла из Турции. Это была больше не кочевая, а городская мода, оседлая. Такие тюбетейки красиво, ярко вышивались, украшались. Что касается различий тюбетеек разных народов, к сожалению, знаний сейчас не так много, в основном отличие было в узорах. Но если ты не специалист, то ты в этом не разберешься. Сейчас делают и монгольские, и казахские, и туркменские, и башкирские, и татарские узоры. В основном народ отличался в украшении костюма именно орнаментальным комплексом — у каждого он был свой. У каждого элемента одежды были свои комплексы узоров. На тюбетейках, по моей версии, скорее всего, изображались самые основные обереги. Например, символ солнца, символы богини Умай».
Тюбетейки – это предмет движимого имущества, считает Ильдар Гатауллин. В республике торговцы не сидели на месте – они выезжали в другие города, где происходил обмен опытом, заимствования, был товарообмен. И сейчас, и тогда – в вещевом комплексе все переплеталось.
«Раз наши предки носили какие-то вещи, они считались башкирскими, раз наши народы что-то переняли – это также считается башкирским, — высказал свою точку зрения дизайнер. — В Башкирии большой выбор тюбетеек, в том числе и разных мастеров, которые умеют их делать. Люди смотрят и на цену, и на внешний вид изделия. Тюбетейка спросом пользуется, но в основном ее покупают для мероприятий, для выставок, в обычной жизни я их не вижу. Хотя я сам стараюсь носить ее каждый день. Мне нравится этот красивый мужской аксессуар, нравится быть более заметным, видным. Приятно, когда ты идешь в красивой тюбетейке, которая не сделана на коленке, а стоит хороших денег, богато украшена, и все обращают внимание».
Тюбетейка – универсальный подарок
Уроженец деревни Акназарово Хайбуллинского района Башкирии Фидан Сагитов заинтересовался этнической тематикой около пяти лет назад, а затем возглавил «Этно-MARKET». По профессии он агроном, окончил Башкирский государственный аграрный университет.
«После, когда изучил тему глубже, понял, что башкирских тюбетеек практически не шьют. Проблема затронула меня. В итоге появился проект «Этно-MARKET», где помимо головных уборов можно найти украшения, стилизованную обувь, одежду, аксессуары, — рассказал мастер. — Тюбетейки мы шьем из натурального войлока. Используем как окрашенный, так и неокрашенный войлок. Применяем бархат, велюр с фетром. Делаем как стилизованные, так и традиционные тюбетейки. В последних используем музейный крой. Мне самому войлок очень нравится, потому что он обладает полезными свойствами, это натуральный материал. Тюбетейки из войлока люди разглядывают, уточняют, что только зимой, в холод такую можно носить. Я объясняю, что лучше с весны до осени, а зимой их не стоит носить, ведь они сделаны из тонкого войлока».
На тюбетейке вышивается орнамент, используется хлопчатобумажный подклад, который обеспечивает естественную вентиляцию головы. Вышивка делается на машинке.
«Кстати, я на себе испытал эффект терморегуляции: находясь в Казахстане на фестивале «Дух великой степи», в жару я надел войлочную тюбетейку, а сверху меховую волчью шапку. Думал, жарко будет. Но нет. Между головными уборами образовалась воздушная прослойка: в 40-градусную жару вообще было не жарко, тепло и все, — поделился Фидан Сагитов. — Тюбетейки пользуются спросом, особенно в качестве универсального подарка. Нашу продукцию можно встретить в Уфе и районах Башкирии, на выставках и крупных региональных мероприятиях».
ТЮБЕТЕЙКА В БРОНЗЕ
Национальный мужской головной убор в столице Башкортостана увековечен сразу в нескольких памятниках, расположенных в историческом центре города.
Памятник народному поэту Мажиту Гафури установлен в 1978 году. Он находится на площади перед театром, носящим его имя ‒ Башкирским театром драмы им. М. Гафури. Пятиметровое сооружение представляет собой бронзовую сидящую фигуру поэта, задумчиво смотрящего вдаль, на гранитном постаменте. Голову башкирского и татарского писателя, основоположника национальной литературы, покрывает тюбетейка.
Бронзовый памятник башкирскому поэту Мустаю Кариму установлен в центре Уфы, перед Домом профсоюзов, на одноименной улице. Скульптурная композиция вызывает желание у зрителей познакомиться с творчеством писателя, чтобы разгадать символы, воссозданные в камне. Открытие памятника состоялось в октябре 2013 года. За спиной Мустая Карима разместился каскад написанных его рукой страниц и герои самой популярной повести «Долгое-долгое детство». Падает, пораженный взрывом, воин. За бойцом этот же герой, но в детстве, в роли мальчишки по кличке Пупок, который бережно несет на своих руках маленького ягненка. Именно на этом мальчишке можно разглядеть национальный головной убор – тюбетейку.
Памятник Мифтахетдину Акмулле появился в октябре 2008 года. Конкурс на его проектирование был открыт двумя годами ранее и приурочен к празднованию 175-летия литератора. Скульптурная композиция изготовлена из бронзы и располагается перед Башкирским государственным педагогическим университетом, также носящим имя башкирского поэта-просветителя. Бронзовая фигура Акмуллы находится в окружении двоих детей возле источника, где он достал книгу и читает им. Голову мальчика покрывает тюбетейка с орнаментом.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Айгуль Камалиева
кандидат технических наук, доцент Института развития образования Республики Башкортостан, автор книги «Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор»
О мужской тюбетейке как о музейном экспонате много говорить не приходится. Потому как в музеях, по сравнению с другими видами головных уборов, тюбетейки представлены значительно меньше, отмечает кандидат технических наук, доцент Института развития образования Республики Башкортостан, автор книги «Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор» Айгуль Камалиева.
«Известно, что в истории башкир был период, когда по исламским законам мужчины стригли волосы и надевали на головы тюбетейки. Однозначно, что ношение тюбетейки связано, прежде всего, с требованиями религии прикрывать голову, как у мужчин, так и у женщин. Историки, среди них С.Н. Шитова, находят параллели в ношении маленькой шапочки у башкир и народов Средней Азии (туркмен, узбеков, таджиков). У них в Средней Азии тюбетейка до сих пор остаётся очень популярной и востребованной частью одежды. В жарких странах без неё не обойтись, она выполняет обычную утилитарную функцию – защищает голову от перегрева на солнце. Кроме того, в традиции носить тюбетейку под шапку есть рациональное зерно — тюбетейка защищает меховую шапку от естественного загрязнения и засаливания», – рассказала эксперт.
Башкирский национальный костюм Айгуль Камалиева изучает с 2000-х годов. За пять лет обучения в аспирантуре она объездила практически все музеи республики, включая Национальный музей РБ, Сибайский, Баймакский, Дюртюлинский, Учалинский, Темясовский, Туймазинский. Исследования продолжаются до настоящего времени – это, прежде всего, частные коллекции, РЭМ (г. Санкт-Петербург) и другие музеи России. Там внимание учёного в основном привлекла женская одежда.
«В ней очень много интересных с научной точки зрения элементов, как в декоре, так и в покрое. А что касается мужской одежды, она рано стала светской. И потому, наверное, мало представлена в музеях, так как не являлась для них ценностью. Мне чаще всего попадались тюбетейки фабричного производства, реже самодельные, — отметила она. — Массового использования тюбетеек на мужчинах в нашей республике, по крайней мере, в больших городах, я не наблюдала. Правда, в деревнях и малых городах старшее поколение мужчин по старинке покрывают голову тюбетейками. Для них этот головной убор, скорее всего, дань традициям, нежели только религиозным догмам».
По словам эксперта, тюбетейки сейчас в большом количестве продаются в магазинах около мечетей. Их можно встретить на выставках мастеров и в сувенирных лавках, интернет-магазинах, этномаркетах. Ассортимент разнообразен — это и белые, и зеленые, и синие, с орнаментом и строгие, бархатные и вязаные. Современная тюбетейка – это лучший подарок. Она является символом достоинства, дружелюбия, уважения к Богу.
Источники:
Шитова С.Н. «Башкирская народная одежда», — 1 изд. — Уфа: «Китап», 1995.

Нурзия Сергеева. «Татарская вышивка», Казань, издательство «Магариф», 2005.

Башкирский костюм. Уфа, 1961.

Кузбеков Ф.Т. «История культуры башкир». Уфа, 1997.

Башкирская энциклопедия. Тюбетейка

Портал Islam-today

Свободная энциклопедия
Автор
  • Ксения Калинина
Фото
  • Валерий Шахов, Ксения Калинина, Олег Яровиков, Фидан Сагитов, Ильдар Гатауллин, из книги С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»
Видео
  • Валерий Шахов
  • Монтаж: Мирон Доровских
Верстка
  • Рената Вахитова