Заготовка для паласа ткалась длинной и узкой (18–24 см) полосой. Готовый материал разрезали на куски по длине паласа (от 2,0 до 3,5 м). В одном ковре аккуратными швами соединялось от 5 до 7 полос. Требовалось большое искусство так соткать заготовки, чтобы затем аккуратно состыковать полосы одного цвета. Узкие края обшивались цветным сукном, кумачом или другой одноцветной тканью. Такие паласы нашивали на войлоки и в таком виде они служили постелью, в юрте и других летних жилищах ими устилали пол, в избе – покрывали нары. Паласы, предназначенные для постели, складывали на деревянные узорные подставки – живописная горка из свёрнутых паласов украшала интерьер. Также было принято ткать полосатые дорожки.
В юго-западной, западной и центральной части Башкортостана, в бассейне рек Дема и Ик, в среднем и нижнем течении рек Белой ткались ковры с геометрическим узором, обрамленным каймой (аҫалы балаҫ).
Узоры (асы) на них создавались не продольными нитями (основой), а поперечными нитями (утком). Для каждой цветной нити был отдельный уток: ткачиха работала несколькими утками. Ткали эти паласы с использованием гребня (бёрда). Узорные паласы ткали двумя дорожками шириной 60–70 см. В отличие от полосатых эти килимы имели кайму, ее выполняли одновременно с основным узором.
Узоры на безворсовых паласах представляют цельную композицию, состоящую из двух частей: центрального поля и каймы (полосы по краям). По сложившимся традициям в коврах не использовались рисунки человека или животного, потому что ислам, приверженцами которого являются башкиры, ограничивал использование образов животных и человека. Наиболее частые элементы в композиции узоров – восьмиконечные звезды, ромбы, треугольники, завитки-рога. Все эти фигуры причудливо складывались в общую сложную картину. Такой орнаментальный узор, например, мог быть бордюром или розеткой. Самыми распространёнными и древними были узоры бадьян, сулпы, паднус.