Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Ткачество
һуғыу, туҡыма һуғыу
Ткачество — одно из самых древних изобретений человечества.
Производство ткани на ткацких станках возникло еще в каменном веке как эволюция плетения. Родоначальницей ткачества считают Азию, именно там был обнаружен первый вертикальный ткацкий станок. Сырьем для нитей раньше служили шерсть животных и волокна различных растений, а также натуральный шелк.
В древние времена ткачество было необходимо, чтобы изготовить одежду, обувь, подстилку. Позже люди научились ткать полотенца, скатерти, покрывала, половики и другие необходимые для жизни и полезные в хозяйстве вещи.

Ткачество было известно не только народам Европы и Азии. В Америке его знали уже древние инки. Искусство ковроделия было развито еще у древних египтян, у греков, у персов, скифов. Узорное ткачество было известно и в Древней Руси. По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента выделяется ткачество Русского Севера, центральных и южных районов России, Поволжья, Северного Кавказа и других регионов.
Ткачество у башкир
Ткачество у башкир получило наибольшее развитие в северных и северо-западных районах Башкортостана. Ремеслом владела каждая башкирская женщина.

Ткали занавеси (шаршау), скатерти (ашъяулыk), полотенца (таҫтамал, hөлгө), покрывала (түшәк ябыуы, япма), молитвенные коврики (намаҙлыk), ковры (ҡеләм, балаҫ), узорчатый холст для праздничной одежды и другие изделия.

В качестве сырья для тканья башкиры использовали растительные волокна, овечью, козью, верблюжью шерсть, козий пух. Главным материалом, как и у народов Южной Сибири, Средней Азии и Восточной Европы, была конопля – киндер. Холст ткали узкий и довольно толстый. Из него шили верхнюю одежду и мужские штаны. Также использовали лен, который по сравнению с коноплей давал более тонкое и мягкое полотно, а также крапиву.

Стебли растений для отделения волокон от древесины сначала вымачивали в воде или выдерживали под снегом, затем обрабатывали деревянными пестами (төйгөс) и мялками (талҡы). Кудель разравнивали жесткой щеткой (шырт) или чесалкой (тәрәштараҡ).
Left
Right
С овец на пряжу использовали прежде всего длинноволокнистую шерсть весенней стрижки. Заготовленную шерсть перебирали руками, освобождая от колючек и грязи, разбивали лучковым инструментом, иногда пропускали через вертикально поставленный железный или деревянный гребень. Нить получали путем скручивания волокон с помощью деревянного веретена. Готовую нить через ладонь и локоть или наматывая на колени собирали в мотки — пасмы, рассчитанные на 30 ниток основы.
Пряжу мыли в теплой щелочной воде, при необходимости отбеливали или окрашивали.

По данным этнографа, специалиста по башкирской этнографии и декоративно-прикладному искусству Н. В. Бикбулатова, у башкир были распространены пять типов ткацких станков.
Ткацкий станок, приспособленный к условиям (Курганская область)
За безрамным станком Исламгулова Ямиля (д. Кусеево, Баймакский район РБ). Фото Г. И. Мухаметшина. 1958г.
На фото слева: Ткацкий станок, приспособленный к условиям (Курганская область)
На фото справа: За безрамным станком Исламгулова Ямиля (д. Кусеево, Баймакский район РБ). Фото Г. И. Мухаметшина. 1958г.
Первый – простейший ткацкий стан без рамы, характерный для юго-восточных и оренбургских башкир. Приспособленный к условиям полукочевого быта, такой станок мог быть установлен в летовке или во дворе. Основу натягивали между вбитыми в землю колышками или столбами навеса.

Второй тип ткацкого станка имел единую раму трапециевидной или четырехугольной формы. Рама являлась лишь подставкой, на которую устанавливались три стойки для натягивания основы. Этот тип распространен в Зианчуринском и Мелеузовском районах республики.

Третий тип ткацкого станка устанавливается на нарах. Он не имеет единой рамы, ее заменяют два массивных бруса с зарубками на концах с нижней стороны и стойки для пришвы, а также последник – колышек, вбитый в нары. Станок собирается так: из нар вынимается часть досок, а брусья зарубками кладутся на крайние доски и закрепляются клиньями. Этот тип станка распространен в основном в северо-восточных районах.

Четвертый тип ткацкого станка представляет собой четырехугольную деревянную раму на четырех стойках. Распространен на территории к северу и западу от города Уфы.

Пятый
тип ткацкого станка имеет разборную раму более совершенной конструкции. Этот тип станка бытует на севере Башкирии и в Зауралье.
Основные рабочие органы станка:
Ремизка
две планки, которые, перемещаясь вверх или вниз, поднимают или опускают нити основы, образуя зев, в который прокладываются нити уткá
Челнок
служит для прокладывания уточной нити
Бёрдо
деталь в виде гребня, которой прибивают проложенную нить утка к опушке ткани
В процессе эволюции возникли многочисленные конструктивные вариации станка: появились накопители основы и ткани (передний и задний валы), педали-подножки.
Механизм работы станка
Нити основы, переплетаясь с нитью утка, образуют ткань, которая навивается на товарный валик (навой). Порядок чередования перемещений ремизок обеспечивает изготовление тканей различного переплетения нитей. Число зубьев на единицу длины бёрда и число нитей, проходящих через просветы между зубьями, обусловливают плотность ткани по основе, а перемещение (отвод) ткани, приходящееся на одну уточную нить, определяет плотность ткани по утку.
По методу изготовления и декорирования полотна выделяют основные техники ткачества: браную, закладную, многоремизную, изготовление пестряди.

Наиболее простой вид ткацкого переплетения – полотняный. Он использовался во все времена при создании ткани для полотенец и нательного белья.
Закладное ткачество представляло собой орнамент, состоящий из простых геометрических фигур. Их выполняли путем комбинирования разноцветных нитей: льняных, шерстяных и хлопковых. Этот сложный, трудоемкий процесс позволял получить гладкое полотно, одинаковое с обеих сторон. Техника закладного ткачества (бүлеп һуғыу, ҡыҡтырып һуғыу, асалап һуғыу) больше всего была распространена в западных районах. В этой технике изготавливали предметы традиционного интерьера (полотенца, скатерти, занавеси).
В браном ткачестве (күтәреп һуғыу, сүпләм) получался узор, который налагался сверху фона то с изнаночной, то с лицевой стороны. Поэтому рисунок на поверхности браных скатертей и полотенец с изнаночной стороны выглядит как негатив. Основной фон вытканного узора чаще всего был горизонтальным, красного или синего цвета. Браная техника была наиболее распространена в северных и центральных районах Башкирии. В этой технике изготавливали предметы башкирского костюма (рубахи, платья, передники, штаны), полотенца, шаршау, намазлыки, скатерти, наволочки.
В выборной технике узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной. Тем не менее изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.
Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями.

Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.
Более сложным и трудоемким видом ремизной техники является клетчатина, рисунок которой был четкой геометрической формы. Узор клетчатины создавался мелким уточным настилом, который налагался поверх гладкого полотна. Вытканные изображения были разнообразными, что видно из дошедших до нас названий: «денежки», «круги», «пряники», «огурцы» или «решеточки». Многоремизная техника была распространена в ряде северных и западных районов Башкортостана и северо-восточном Зауралье.

В фондах Национального музея Республики Башкортостан хранятся образцы узорного ткачества башкир XIX – первой четверти ХХ века в различных техниках: нательная и верхняя одежда, полотенца, скатерти, занавеси.

Домашние самодельные холсты из конопли либо крапивы использовали для шитья нижней одежды: штанов, рубах, платьев. Домашнюю и праздничную одежду кроили из самодельной ткани, обычно богато расшитой узорами.
Башкиры умели вырабатывать шерстяную ткань разных видов. В обиходе были определения «йен тутсыма», «мэллэ», «сога», «туда». Для теплой одежды ткали плотный материал из крепко ссученной, соединенной вдвое пряжи, с усиленным прибиванием утка. На шарфы, шали и портянки шла пряжа слабо скрученная, переплетение нитей оставалось редким, отчего вещи получались объемными и мягкими.
В качестве красителей тканей и пряжи у башкир использовались корень подмаренника (красная краска), листья серпухи (желтая краска), можжевельник и плаун (зеленый цвет). Для усиления красящих свойств и закрепления добавляли щелок (древесную золу) и квасцы. Из минеральных красок использовали хромистое железо. Со второй половины XIX века начали применять готовые красители.

В конце XIX – начале XX века в быт башкир все интенсивнее стали проникать фабричные шерстяные и хлопчатобумажные ткани. Они заметно потеснили материалы домашнего производства. В наше время основная часть тканей производится промышленным образом на различных механических, автоматических и специальных ткацких станках. Ручное ткачество встречается только в прикладном искусстве и изделия нередко предлагаются на ярмарках и в сувенирных магазинах.
Ковроткачество
(балаҫ һуғыу)
Изготовление юго-восточного паласа. За безрамным станком Исламгулова Ямиля (д. Кусеево, Баймакский район РБ).

Фото Г. И. Мухаметшина. 1958
Распространенным ремеслом у башкир было тканье безворсовых ковров, паласов. Делали их из шерсти, преимущественно из козьей, реже – овечьей. К началу XX века на территории Башкортостана существовало два крупных очага паласного ковроделия: юго-восточный (горы и загорье) и юго-западный (бассейн р. Демы и среднее Забелье).
Сначала паласы изготавливались с использованием бело-черно-серых или бело-коричневых сочетаний цветов пряжи.

Затем ковровщицы-мастерицы научились использовать растительные краски домашнего приготовления. В дальнейшем с появлением анилиновых красителей начали изготавливаться яркие ковры.

Полосатые ковры (буй балаҫ) – более древние.
Ареал распространения – главным образом южная часть Башкортостана. Узор в них создавался продольными нитями (основой) и представлял собой разноцветные гладкие или зубчатые полосы.
Образцы паласов из разных районов Башкирии, Челябинской и Курганской областей. Снимки из книги С.Н. Шитовой «Народное искусство: Войлоки, ковры и ткани у южных башкир». Уфа, 2006.
Заготовка для паласа ткалась длинной и узкой (18–24 см) полосой. Готовый материал разрезали на куски по длине паласа (от 2,0 до 3,5 м). В одном ковре аккуратными швами соединялось от 5 до 7 полос. Требовалось большое искусство так соткать заготовки, чтобы затем аккуратно состыковать полосы одного цвета. Узкие края обшивались цветным сукном, кумачом или другой одноцветной тканью. Такие паласы нашивали на войлоки и в таком виде они служили постелью, в юрте и других летних жилищах ими устилали пол, в избе – покрывали нары. Паласы, предназначенные для постели, складывали на деревянные узорные подставки – живописная горка из свёрнутых паласов украшала интерьер. Также было принято ткать полосатые дорожки.

В юго-западной, западной и центральной части Башкортостана, в бассейне рек Дема и Ик, в среднем и нижнем течении рек Белой ткались ковры с геометрическим узором, обрамленным каймой (аҫалы балаҫ).
Узоры (асы) на них создавались не продольными нитями (основой), а поперечными нитями (утком). Для каждой цветной нити был отдельный уток: ткачиха работала несколькими утками. Ткали эти паласы с использованием гребня (бёрда). Узорные паласы ткали двумя дорожками шириной 60–70 см. В отличие от полосатых эти килимы имели кайму, ее выполняли одновременно с основным узором.

Узоры на безворсовых паласах представляют цельную композицию, состоящую из двух частей: центрального поля и каймы (полосы по краям). По сложившимся традициям в коврах не использовались рисунки человека или животного, потому что ислам, приверженцами которого являются башкиры, ограничивал использование образов животных и человека. Наиболее частые элементы в композиции узоров – восьмиконечные звезды, ромбы, треугольники, завитки-рога. Все эти фигуры причудливо складывались в общую сложную картину. Такой орнаментальный узор, например, мог быть бордюром или розеткой. Самыми распространёнными и древними были узоры бадьян, сулпы, паднус.
Образцы паласов из разных районов Башкирии, Челябинской и Курганской областей. Снимки из книги С.Н. Шитовой «Народное искусство: Войлоки, ковры и ткани у южных башкир». Уфа, 2006.
В XX веке стал распространяться растительный орнамент, женщины научились переносить на ковер изображения цветков ромашки, розы, мака, значительно позже начали срисовывать узоры с тюлей.
Надо отметить, что в старину узоры повторялись редко. Определенные асы назывались именем мастериц. В наши дни рукодельницы копируют паласы друг у друга, со старинных образцов, придумывают новые.

Расцветки рисунков были чистые и очень яркие — малиновые, оранжевые, зеленые, голубые, красные, терракотовые. Важную роль в башкирских паласах играли цвета. Красный символизировал огонь и тепло, желтый – изобилие и богатство, он же символизировал солнце, черный – землю и плодородие, зеленый – вечную зелень, синий – небо и свободолюбие. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне – зеленый и желтый узор, на черном – красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, реже – белый цвет холста.
В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.


(Р.Б.Даутова)
Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому орнамент считается символико-графическим языком народа, выражающим его чувства, понятия.

Один ковер ткался от двух недель до шести месяцев в зависимости от сложности узора и величины изделия. Днем рукодельничать чаще всего не получалось: работы по хозяйству было много. Садились за станок вечером, когда переделаны все дела. Ткали всю ночь до утра. Секреты самобытного изготовления ковра передавались из поколения в поколение. Палас собственного изготовления был лучшим украшением в башкирском доме. Он входил в свадебное приданое невесты, являлся лучшим подарком новорожденному. Ими обязательно украшали мечети, дома, оформляли праздники.

С развитием промышленного производства ковров и паласов искусство ручного ковроткачества несколько забылось, в том числе и на территории Башкортостана.
В последние годы ремесло стало возрождаться. У многих в домах от бабушек-прабабушек остались схемы самотканых старинных ковров. Активные мастерицы, следуя традициям, красят шерсть только натуральными красителями, воссоздают старинные узоры, учат тканью молодых. Энтузиасты в районах объединяются в артели, мастерские и клубы с целью возрождения забытых и полузабытых техник ткачества и передачи опыта молодому поколению.

В городе Бирске с 2015 года работает центр ткачества «Шёлковый путь». Он действует как научно-методический и консультационный центр, где можно обучиться на мастер-классах или посоветоваться со знатоками.

руководитель центра Роза Гарифуллина
Обучает всех желающих в своей деревне и районе и даже за его пределами руководитель сельского клуба в деревне Орловка Архангельского района Фаниса Сайфутдинова.

На базе СДК работает клуб ручного ткачества «Мозаика». Мастерица собрала около 10 старинных станков у старожилов и ведет активную кружковую работу и с молодежью, и с пожилыми людьми, старается сохранять народные промыслы.

В селе Саитбаба Гафурийского района древнее ремесло башкир начало возрождаться благодаря ткачихе Рабиге Ярмиевой, увлекающейся рукоделием с малых лет.

Сегодня за ковровыми изделиями Рабиги Салиховны приезжают не только со всей Башкирии, но и из других городов России. Ей присвоено звание «Народный мастер-изготовитель».

Уфимка Гузель Мустафина научилась у мастериц ткацкому ремеслу и теперь проводит мастер-классы для всех желающих.

«К нашим корням нас двигает то, как сейчас развивается наш город, наша республика. Уфа теперь принимает мероприятия международного характера – конгрессы и т.д. Мы в свою очередь стараемся показать нашим гостям, что мы есть, наши традиции. Очень хочется, чтобы так все дальше и продолжалось».

Пропагандистом тканых паласов демских башкир является мастерица по ковроткачеству Светлана Саитова из села Идрисово Альшеевского района.
Рукодельница старается красить шерсть только натуральными красками. Так, оттенки красного дают гранат, красный лук, черного – кора ольхи, зеленого – крапива. Также Светлана использует для окрашивания душицу, зверобой, тысячелистник.

«Процесс изготовления долгий и энергозатратный, особенно, если используешь все натуральное. Поэтому цена на такие изделия не может быть низкой. Я считаю, что очень важно заниматься этим ремеслом, следуя всем традициям, переданным нам от предков, потому что наши бабушки вкладывали много смысла в узоры ковров. Это культура башкирского народа», – говорит Светлана Саитова.

Светлана считает, что для популяризации старинного ремесла необходимо обучать как мастериц по ткачеству, так и мастеров, умеющих создавать ткацкие станки. Также важны праздники ткачества.

С 2010 года в Башкортостане раз в два года проводится Республиканский фестиваль башкирского паласа «Веков связующая нить».
Мероприятие проводится Министерством культуры РБ совместно с Республиканским центром народного творчества для пропаганды бережного отношения к наследию национальной культуры – башкирскому паласу, повышения профессионального уровня мастеров, работающих в этой области, расширения возможностей традиционного паласного ткачества, привлечения к освоению паласного ткачества молодежи. По мнению организаторов, сегодня важно не только продемонстрировать богатейшие орнаментально-колористические достоинства башкирского паласного ткачества, но использовать выставку как методическое, наглядное пособие, образец высокого народного творчества для молодых мастеров и привлечения внимания деловой части общества к башкирскому паласу как к потенциальному перспективному объекту бизнеса.
Использованы материалы из книги С.Н. Шитовой «Народное искусство: Войлоки, ковры и ткани у южных башкир», Википедии, сайта РЦНТ, фонда телерадиокомпании «Башкортостан».
Автор
  • © Г. Акулова, автор-составитель лонгрида, 2019
Фото и Видео
  • М.Доровских, из личного архива С.Саитовой, Р.Зариповой, Р.Ярмиевой, О.Яровикова
Верстка
  • Рената Вахитова
Дата
  • 4.12.19