Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Родоплеменные тамги у башкир
Тамга – родоплеменной знак у многих кочевых народов, в том числе у башкир. Тамги, знаки – показатель древности народа. Есть в ученом мире мнение, что родоплеменные знаки, тамги появились еще задолго до появления письменности. Предполагается также, что тамги древних тюрков легли в основу орхоно-енисейской письменности. Современные ученые находят сходство башкирских родоплеменных тамг с буквами рунической письменности, которой пользовались древние тюрки в эпоху существования Тюркских каганатов.
Самые ранние тамги на Южном Урале ученые впервые обнаружили на археологических памятниках бронзового и раннего железного веков. Об этом говорят геометрические изображения на стенах Каповой, Мурадымовской и других пещер на Южном Урале, тамгообразные знаки на керамике и других археологических находках. Видимо, изначально тамги имели отношение не к частной собственности, а вообще к конкретному родовому сообществу, в стилизованной, знаковой форме отражая его этноним. В тамге была заложена скрытая для чужеродцев информация о происхождении рода, его тотеме. В этом плане в глазах сородичей тамга имела сакральное, магическое значение.
Родовые атрибуты башкирских родов и племен: клич, дерево, птица, тамга
Само слово «тамга» произошло от тюркского слова, означающего «тавро», «клеймо» или «печать». Применение тамг было особенно развито у тюркских народов. Как и у всех тюрков, у башкир тамгой называют знак родовой принадлежности, собственности.

Тамги башкир отражали родоплеменную структуру и принадлежность каждого к одному из ее звеньев как полноправного члена. Выдающийся историк, специалист по этогенезу и этнографии башкирского народа академик Р. Г. Кузеев насчитал всего более 3,5 тысяч разновидностей башкирских тамг.

Тамга выполняла и оберегательные функции. Ее наносили на наиболее значимые в кочевой и полукочевой жизни предметы, например, на вооружение, клеймили животных (боевых коней или вожаков стад и табунов) и др. Этим гарантировалось их благополучие и сохранность через магическое влияние тотемного знака. Не исключено, что в доисламский период символ тотемного животного в качестве личного оберега мог быть представлен и в различных татуировках, среди которых присутствовала и родовая тамга.

По мере укрепления частной собственности и расслоения общества, а также с проникновением ислама тамги теряют первоначальные функции и становятся знаками частной собственности. Появляются личные и семейные тамги. Они сохраняли в своей основе первоначальную родовую тамгу, значение которой многие уже не помнили. Ими клеймили скот, отмечали территорию пастбищ, бортевых угодий и сами борти, тамга заменяла подпись владельца и т. д. Таким образом, тамги в жизни скотоводов в бесписьменный период играли важную роль.

«Тамга – знаковое явление, служащее средством общения. Наименования тамг включают множество древнейших, часто уникальных элементов лексического фонда башкирского языка, тесно связанных с историей материальной и духовной культуры народа. Изучение таких наименований позволяет выявить значительное количество слов, отсутствующих в современном башкирском литературном языке и представляющих благодатный материал для исследования вопросов истории языка, а также истории и этнографии народа», – пишет доктор филологических наук В. З. Тулумбаев в своем труде «Башкирские тамги и их названия (лингвистическое исследование)» (Уфа, 2001).

Термин «тамга» употребляется в древних средневековых и более поздних письменных памятниках («Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари, в трудах Рашид ад-Дина, Абу-л-Гази и др.). С течением времени значение этого слова расширялось: например, в многочисленных энциклопедических словарях, начиная со второй половины XIX в., тамга определялась приблизительно следующим образом:

«Тамга – название родовых гербов турецких и монгольских племен северной Азии, представляющих фантастическое сочетание линий, фигуру животного или птицы и служащих печатью как всего рода, так и каждого из родичей и принятых в род. В эпоху монгольского ига тамги были приняты и на Руси для различия между собою родов, городов и одной княжеской династии от другой.

Позже тамгами стали называться удостоверения в уплате некоторых торговых сборов, взимавшихся при передвижении товаров; отсюда применение этого слова и его производных к сборам, называемым таможенными». Таким образом, слово «таможня» также происходит от слова «тамга».
В период Золотой Орды данный термин получил распространение в странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения – «документ с ханской печатью», «(денежный) налог».

Башкиры активно использовали тамги для обозначения границ своей вотчины, пастбищ, своих бортевых деревьев, орудий труда, скота, предметов домашней утвари и т. д. Применялись они даже в качестве подписей на официальных документах. Род, а иногда и племя передавали тамги по наследству. Обособившиеся от них родоплеменные образования имели видоизмененный вариант тамги.

До сих пор существует мнение о том, что башкиры прибегали к тамгам вместо подписей из-за незнания письма, однако оно опровергается тем, что применение знаков собственности распространено среди многих народов, и не только среди простых людей. «Так, в некоторых русских волостях даже должностные лица, например волостные судьи, употребляют клейма вместо рукоприкладства». Подобное наблюдается и у башкир.

Это подтверждает и тот факт, что на архивных документах наблюдаются наряду с тамгами собственноручно написанные словосочетания типа «ҡул ҡуйҙым» – «поставил подпись», «тамғамды һалдым» – «поставил тамгу», «ҡул ҡуйыу урынына тамға ҡуйҙым» – «поставил тамгу вместо подписи» и т. д.

У каждого башкирского племени и рода, а их насчитывается более сорока, есть свои основные тамги, очертания которых во многом отличаются друг от друга и имеют свои названия. Например, тамга племени Тангаур называется – ярым ай (полумесяц), у племени Буляр – ҡапҡа (ворота), у племени Байлар – әүернә (мотовило), у племени Гайна – һәнәк (вилы), у племени Тамъян – даға (подкова), у племени Кипчак – ҡабырға (ребро), у племени Табын – сүмес (ковш), у племени Катай – тырма (грабли), у племени Бурзян – яғалбай (дербник), у племени Усерган – ҡойошҡан (подхвостник) и т. д.

Названия башкирских тамг охватывают различные стороны жизни, быта, хозяйства башкирского народа. Поэтому их можно разделить на различные лексико-тематические группы.

Названия тамг, связанные с наименованиями предметов животноводства:

а) предметы, которые применялись в коневодстве: ауыҙлыҡ (удила), даға (подкова), ҡойошҡан (подхвостник), өҙәңге (стремена), сәкүшкә (чека, чекушка), еле (волосяной аркан, натянутый между двумя столбами для привязывания жеребят), дуға (дуга) и др.;
б) названия домашних животных и частей их туловища: дөйә муйыны (шея верблюда), ат (лошадь), кәзә мөгөҙө (рога козла), ҡусҡар (баран с большими закрученными рогами), эт ҡабырғаһы (ребро собаки) и др.

Названия тамг, связанные с наименованиями предметов земледелия: ураҡ (серп), башаҡ (колос) и др.

Названия тамг, связанные с наименованиями предметов рыболовства: һалдау (острога), ҡармаҡ (крючок) и др.

Названия тамг, связанные с наименованиями предметов для ведения охоты и войны: йәйә (лук), суҡмар (булава), ук-башаҡ (наконечник стрелы), Һөңгө (копье) и др.

Названия тамг, связанные с наименованиями предметов пчеловодства: айбалға (инструмент для долбления борти).

Названия тамг, связанные с наименованиями предметов, орудий изготовления одежды: орсоҡ (веретено), кәләп (мотушка), ирәк (инструмент для выделки кожи), һапҡыс (деревянная палка, которой били шерсть) и др.

Названия тамг, связанные с наименованиями предметов жилища:
а) наименования временного жилища при перекочевках: кирәгә (решетчатый боковой каркас юрты), сағараҡ (верхний ободок юрты для укрепления ее боковых жердей) и др.;
б) наименования стационарного жилища при оседлом образе жизни: йорт (дом), ҡапҡа (ворота), ҡашаға (карниз печи), асамай (стропила), тороҡ (перекладина забора между двумя столбами) и др.

Названия тамг, связанные с наименованиями предметов быта:
а) орудий труда: балға (молот), сүкеш (молоток), бысаҡ (нож), балта (топор) и др.;
б) сооружений: таған (треножник), ылаш (помост для сушки курута) и др.
в) посуды: сүмес (ковш), ижау (деревянный ковш для кумыса), туҫтак (чаша) и др.

Названия тамг, связанные с наименованиями диких животных, частей их туловища: ҡуян (заяц), ҡуян ҡолағы (заячье ухо), төлкө ҡойроғо (лисий хвост) и др.

Названия тамг, связанные с наименованиями птиц и частей их туловища: һуйыр аяҡ (лапка глухаря), ҡош ҡабырғаһы (ребро птицы), ҡаҙ аяк (лапка гуся) и др.

Названия тамг, связанные с наименованиями различных фигур и форм: түңәрәк (круг), һигеҙле (восьмерка), ҡулса (кольцо), һыҙыҡ (черточка), киртек (зарубка) и др.

Названия тамг, связанные с астронимами: ай (луна) и др.

Названия тамг, связанные со словами, отражающими религиозные понятия: бетеү (амулет), мәсет (мечеть) и др.

Названия тамг, связанные с наименованиями растений: шыршы (ель), әмзә (дикорастущее луковичное растение) и др.

Названия тамг, связанные с наименованиями продуктов питания: көлсә (лепешка) и др.

В «Чингиз-наме», средневековом произведении, пишется, что бию (князю) каждого башкирского племени была пожалована своя отдельная тамга, оран (клич), дерево и птица. Обратился он, например, к Кунграт-бийоглу Сенекле: «Эй, Сенекле, пусть твое дерево будет Яблоня, пусть птица твоя будет Сокол, твой клич – Кунграт, а тамга твоя пусть будет Месяц». Обращаясь к Уйшин-Майки-бию, Чингиз-хан сказал: « Пусть твое дерево будет Вяз, твоя птица – Орел, твой клич – Салават, а тамга твоя С[е]рка».

Но известный исследователь башкирских родовых тамг Д. Н. Соколов в своем знаменитом труде «Башкирские тамги» не соглашается с этим и утверждает, что башкирские тамги существовали гораздо раньше Чингиз-хана.Тюрколог Сагит Мирасов тоже опровергает мнение о заимствовании тамг у монголов и обосновывает существование тамг у тюркских народов еще до монгольского нашествия, приводя отрывок из «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари.

«В общирной литературе о башкирах я нашел только одно упоминание о тамгах, употребленных башкирами, именно в статье В. С. Легкобытова "Башкиры" в "Энциклопедическом лексиконе" Плюшара, поэтому выписываю его целиком: "У каждого неграмотного башкира есть своя тамга или рукоприкладный знак: он ставит его вместо подписи, кладеть на свою борть в лесу, таврит им лошадей своего завода и прочее"», – пишет известный исследователь башкирских родовых тамг Д. Н. Соколов в своем знаменитом труде «Башкирские тамги».

Но Соколов не соглашается с Легкобытовым и дает более точное определение значения родоплеменных тамг у башкир: «Во-первых, не только неграмотные, но и грамотные башкиры имеют свои тамги и пользуются ими, кроме подписи во всех прочих случаях, как и остальные; во-вторых, не всякий башкир имеет собственную тамгу, а только башкиры из разных семей: у членов неразделенной семьи тамга одинакова с тамгою домохозяина. Следовательно, башкирская тамга есть знак семейной собственности или собственности домохозяина.

Употребление тамги для подписывания актов есть, поэтому применение ее к новой функции, к которой она по своему значению вполне подходит: неотделенный брат или сын, хотя и совершеннолетние, подписываются той же тамгой, как и старшие в семье. Поэтому тамга не может иметь значения именной печати».
Башкирские тамги на камне. Деревня Ташлы Альшеевского района Башкортостана. (Фото Павла Распопова)
У башкир издревле наследник дома отца (старший сын) наследует и тамгу отца; неотделенные сыновья или братья употребляют ту же тамгу, но после отделения от отца или старшего брата, что всегда случается как только башкир женится, изменяют тамгу, только младший сын сохраняет отцовскую тамгу.

Почти все свои предметы башкиры метили тамгой. Она была знаком владения этими предметами. Метили также и скот. Были особые праздники таврения скота. В кочевом мире система таврения всего ценного и существенного для жизни свидетельствовала о преемственности и наследовании материальных и духовных ценностей. Так непосредственно осуществлялась передача культуры от поколения к поколению вплоть до начала XX в.

Тамги, обозначая, указывая на предмет, выражают мысль, точнее, своеобразно толкуемое относительно к предмету понятие. Эти понятия могут быть интерпретированы по-разному: например, тамга, которой обозначена лошадь, указывает, что эта лошадь принадлежит кому-либо; тамга, которой отмечено дерево, не означает принадлежности дерева кому-либо, а понимается как граница территории, кому-либо принадлежащей; также может быть отмечено и бортевое дерево; тамга, нарисованная на деловой бумаге, воспринимается как печать; а принадлежность предметов определяется по форме тамг.

«В нашем роду первым грамотным человеком стал один из моих старших братьев – Муртаза. А до него никто из наших не умел даже ставить свою подпись. Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу. Ее можно было видеть везде: и на меже земельных наделов, и на сбруе, и на крупе лошади, даже на топорище», – вспоминал народный поэт Башкортостана Мустай Карим.

«Башкирия — классическая страна пчеловодства, и бортничество процветало там со времен глубокой древности», – пишет известный этнограф С. И. Руденко. Согласно археологическим данным, начало зарождения бортевого пчеловодства в Башкортостане можно отнести к эпохе раннего железного века.

«Едва ли сыщется такой народ, который мог бы превзойти башкир в пчелиных промыслах», – отмечал в XVIII в. о достижениях башкирского населения в бортничестве известный русский географ, историк, краевед, член-корреспондент Петербургской академии наук Петр Рычков. «В Башкирии немало таких хозяев, что у одного башкирца тысячи по две и больше бортей, отчего они получают знатные себе доходы. Можно сказать, что конские и пчелиные заводы в Башкирии суть самые лучшие и прибыточные продукты», – писал П. И. Рычков.

В своих бортных уходьях башкиры различали дупленицы, т. е. естественные в деревьях дупла, в которых поселились дикие пчелы, и борти – деревья с искусственными дуплами. Дупленицы, как и борти, являлись личной собственностью, и на каждой из них обязательно ставилась тамга, знак собственности владельца. Бортевые деревья башкир считались недвижимым имуществом, имели знак отличия (тамгу) какого-либо рода и упоминались в документах под этим знаком.

Владельцы бортей в пределах рода к сохранившемуся общему знаку добавляли свой индивидуальный знак, отличающий их собственные борти от бортей родственников. Родовые знаки, нанесенные владельцем на бортевые деревья, указывали как на право владения бортью, так и на право собственности на землю данного урочища. Без письменного согласия владельца бортей никто не имел право пользоваться бортевыми угодьями. Эта правовая установка была широко распространена в ХVII в. среди местного башкирского населения. Поэтому в каждом отдельном случае право пользоваться бортями на чужой территории оговаривалось особо.

В качестве прототипа для тамги, по имеющимся этнографическим данным, выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда – буквы разных алфавитов. Возможно, прототипами многих знаков являлись тотемные животные или иные символы, восходящие еще к родоплеменным отношениям. Поэтому графемы многих (особенно несложных) знаков могли одновременно или последовательно использоваться сразу в нескольких территориально, культурно и хронологически не связанных социумах.

При этом пиктограммы подвергались определенной стилизации, неизбежной при нанесении знака на выбранную поверхность тяжелым инструментом (зубило, нож, тесло и т. д.). Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку, – это графическая выразительность и лаконизм, а также наличие потенциальной возможности варьирования в рамках существующей изобразительной схемы. Так, вероятно, учитывалось, что постоянное использование знака путем нанесения его на разные поверхности (камень, кожа, дерево и др.) будет тем легче, чем проще будет начертание самого знака.

О разнообразии применения тамг у башкир свидетельствуют и наскальные тамгообразные знаки. На территории Башкортостана археологами выявлено большое количество наскальных памятников: например, такие знаки обнаружены на скалах Тамгаташ в Бирском районе, Язматаш (Писаные камни) на берегу озера Кандры, Казанташ (Камень с котлом) и камень Заятуляка со следами «конского копыта и тамгообразными знаками» на берегу озера Асликуль, знаки на камнях горы Ташлыгол у деревни Бурангулово Давлекановского района, Килен-таш (Камень снохи) около деревни Ташлы Альшеевского района.

Описывая их, Р. Б. Ахмеров приходит к мнению, что тамги, изображенные на этих памятниках, связаны с религиозными обрядами. Он пишет, что «у каждой башкирской деревни были свои горы, скалы и рощи, своего рода молельные "олимпы" на горах, где они оставляли свои родовые или семейные знаки – тамги». По-видимому, они этим удостоверяли свое присутствие на этих священных местах.

У башкир многие атрибуты былой родоплеменной структуры к настоящему времени не сохранились. В генеалогиях, фольклоре, памяти информаторов кроме этнонимов еще можно обнаружить данные о родовых тамгах и их названиях, птицах, деревьях, уранах. Они возникли в недрах родового строя и имели большое значение в жизни соплеменников в свете их анимистического мировоззрения. Тамги сохранились до настоящего времени, хотя уже потеряли свое былое значение. В современном башкирском языке лексема «тамга» все более активно употребляется как синоним полисеманта «знак».
Использованная литература и источники:

1. Соколов Д. Н. О башкирских тамгах. Оренбург, 1904.
2. Тулумбаев В. З. Башкирские тамги и их названия (лингвистическое исследование). Уфа, 2001.
3. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа, 2006.
4. Кузеев Р. Г. Башкирские шежере. Уфа, 1960.
5. История башкирских родов. Т. 1 – 40. Уфа, 2014 – 2019.
6. Мажитов Н. А., Султанова А. Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в. Уфа, 1994.
7. Сайт Международного союза общественных объединений «Всемирный курултай башкир»: kurultai.ru

© Ярмуллин С. Ш., автор-составитель, 2021
Указатель на башкирские тамги на камне.
(Фото Павла Распопова)