Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
ТАМБУРНАЯ ВЫШИВКА БАШКИРОК С. БЕЛЯНКА БЕЛОКАТАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Тамбурная вышивка
И нет – это не про поезда.
Тамбурная вышивка в искусстве башкир – глубоко традиционный способ декорирования тканей. Это один из самых распространенных видов художественной вышивки. Башкирскому тамбуру присущи цветочно-растительный орнамент, с набором традиционных элементов, в которых угадываются очертания цветов, плодов, кистей, соединенных в гирлянды. Основным материалом для вышивки до середины XIX века служила домотканина, со второй половины XIX века – хлопчатобумажные и шелковые ткани. Вышивали иглой или крючком, с пяльцами или без них.
Где так вышивают?
Искусство тамбурной вышивки сохранилось у северо-восточных башкир.
В современности они проживают не только на территории Республики Башкортостан. Искусство такой вышивки можно найти на территории Белокатайского, Кигинского, Мечетлинского, Салаватского районов Республики Башкортостан, Бардымского района Пермского края, Нязепетровского района Челябинской области, Красноуфимского и Нижнесергинского районов Свердловской области.
Стоит отметить, что иногда мастерицы вносили нечто новое в традиционный процесс. В процессе исторического развития складывались определенные техники вышивания, различные приемы исполнения, развивался характер вышитого узора, колористические решения. Так, тамбурная вышивка жителей разных сел Белокатайского района отличалась по технике исполнения. Вышивка беляновских башкирок отличается шелковой гладью, мелкими рисунками, красочными и насыщенными цветами.
Кроме того, выделяются техники и работы
отдельных мастериц села Белянка.
ПОДРОБНЕЕ О ТАМБУРНОЙ ВЫШИВКЕ
Чем же она так хороша?
Разнообразием и стилистическими диапазонами. Тамбурная вышивка всегда выделялась многоцветием и красочностью узоров. Декоративный эффект усиливал контрастный к фону контур. На красном, черном, синем или белом фоне с помощью ярких контрастных нитей создаются линейные или розеточные узоры. Наряду с цветочно-растительными
мотивами – цветком, листьями, перцем, яблоками – нашли отражение и
предметы, связанные с окружающей действительностью: капли,
гнездо, крючок, ожерелье, кисти, волнистая
линия, узор, рога.
Тамбур на башкирских изделиях
имеет особенности и отличается большим разнообразием.
Например, широкий тамбурный шов в отличие от классической тамбурной
цепочки имеет петлю в виде скобы. Прерванный тамбурный шов имеет петлю в виде
половины сердечка. Открытый тамбурный шов состоит из петель, представляющих собой несомкнутую окружность. Также различают высокий и низкий тамбур. Как видно, тонкостей в этом искусстве много. И не случайно, что во многих селах развитие в этой области пошло разными путями.
Где применялась?
Вышивали широкий круг изделий, используемых как в повседневной жизни для декоративного оформления домашнего интерьера, так и во время
проведения семейных и религиозных обрядов и народных праздников.
Область применения была поистине огромная. Узорным шитьем
орнаментировали подзоры, занавески, настенные коврики,
скатерти, наволочки, салфетки, кисеты, карманные
платочки, полотенца, молитвенные коврики.
Особое внимание уделялось украшению
предметов костюма. Красочно вышивали платья,
рубахи, платки, нагрудные повязки, передники, тюбетейки,
женские колпаки и т. д. Полотенца у башкир относятся к группе
сакральных предметов, повсеместно используемых ими в
самых разных обрядах. Например, полотенца применяли
как в родильных, свадебных, так и в погребальных
и поминальных обрядах.
ИСТОРИЯ
Эволюция табурной вышивки
В истории башкирского тамбурного шитья выделяется несколько этапов.
1-й этап
До XIX в. тамбурная вышивка выполнялась обычной иглой без пялец. К ранним формам относятся растительные узоры, выполненные одновременно тамбуром и косой сеткой. Технический прием исполнения тамбурной вышивки – со сплошным заполнением отдельных элементов орнамента – встречается и у других групп башкирского народа, а также у среднеазиатских народов.
Поэтому исследователи предположили, что наиболее старинные изделия
выполнялись со сплошным заполнением отдельных мотивов.

Виды швов
В тамбурной вышивке башкир используются разные виды швов.
2-й этап
Со второй половины XIX в. при шитье узоров стали применять специальный крючок (дамбур энәһе)
и пяльцы (кирге) для натягивания ткани. Много гостинцев для своих жен и любимых привезли башкирские воины, которым удалось вернуться из войны против Наполеона живыми и
невредимыми. В мешках, привязанных к седлу, вместе с красными французскими платками
были и круглые кольца трофейных барабанов из поля боя, так называемые «тамбуры».
Вскоре рукодельницы превратили кольца тамбура в удобные пяльцы для вышивания.
С тех пор начали говорить: «вышить тамбуром», то есть вышивать на барабане...
А крючки называют «дәмбернә», то есть «тамбурная игла».

На страницах этнографических изданий, на старых пожелтевших фотографиях начала ХХ века – женщины с верховьев Уфимки, в платьях и фартуках, вышитых тамбуром. Фотографии включены в каталоги и книги по этнографии, а сами вышивки хранятся в музеях этнографии Уфы, Москвы и Санкт-Петербурга.
Вышивки этого периода отличаются ровностью стежков, изяществом исполнения. Узоры становятся крупнее, а орнамент в связи с применением анилиновых красителей ярче, насыщеннее. Наблюдается усложнение цветовой гаммы за счет использования теневой расцветки. Сильно стилизованные мотивы на вышивках постепенно сменяются вполне реалистической трактовкой растительных и зооморфных мотивов.
3-й этап
Следующий этап в тамбурной технике шитья продолжился с конца XX в. и связан с современным использованием тамбурной вышивки. Изделия, украшенные тамбурным
шитьем, довольно часто встречаются среди населения. Молодые девушки и женщины носят платья с тамбурной вышивкой, вышивают на чехлах телефонов, сумочках. Элементы тамбурной вышивки широко используются в производстве сувенирной продукции:
молитвенных ковриков, скатертей, покрывал,
настенных панно и т. д.
В наши дни
Недолговечность, быстрая изнашиваемость изделий из ткани, в том числе и вышитых, стала причиной того, что в музеях сохранились только такие изделия, которые были изготовлены не раньше XIX века. Сохранившиеся музейные экспонаты свидетельствуют о том, что в XIX веке и в I половине XX века у северо-восточной группы башкир были распространены как свободные, так и счетные виды шитья.
В настоящее время происходит
возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике. В республике, в районах проводятся обучающие семинары, в том числе и выездные, мастер-классы, выставки, публикации в средствах массовой информации, передачи на телевидении, что
оказало благотворное влияние на распространение
и развитие искусства тамбурной
вышивки в Башкортостане.


Администрация муниципального района Белокатайский район ведет планомерную работу по сохранению и популяризации этого вида искусства. В Доме культуры создан и активно действует народный клуб декоративно-прикладного искусства «Тамбур», а мастерицы клуба –постоянные участники республиканских и
всероссийских выставок народных промыслов
и декоративно-прикладного искусства.
Клуб «Тамбур» продемонстрировал образцы национального костюма башкир северо-восточных районов Башкортостана в городах Уфа, Челябинск, Москва, Санкт-Петербург, Йошкар-Ола. Вышитые тамбуром платки, платья и фартуки белянцев не раз
были победителями и удостоены дипломов лауреатов различных конкурсов.
Использованная литература:
1. Антипина К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе, 1962.
2. Бикбулатов Н.В. Вышивка // Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
3. Бикбулатов Н.В. Вышивки // Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979.
4. Бикбулатов Н.В. Полевой дневник М-90/Б, 1960. №1. С. 40, 80; М- 46/Б, 1960. С. 82; М-47/Б, 1960. С.70.
5. Давлетшина З.М. Орнаментированные полотенца в традиционном быту и обрядах // Башкиры-гайнинцы Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика. Уфа, 2008.
6. Давлетшина З.М. Роль орнаментированных изделий в обрядах жизненного цикла башкир. Этнолингвистический словарь (в печати).
7. Лубо-Лесниченко Е. Древние китайские шелковые ткани и вышивки V в. до н.э. – III в. н.э. в Собрании Государственного Эрмитажа. Каталог. – Л., 1961.
8. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2005.
10. Полевые материалы автора: 1999 г. – Балтачевский и Янаульский районы РБ, 2001 г. – Петербург, РЭМ; Бардымский район Пермской области, Татышлинский и Бураевский районы РБ, 2003 г. – Дюртюлинский район РБ, 2004 г. – Оренбургская область, 2005 г. – Оренбургская область, 2006 г. и 2008 г. – Оренбургская область, 2008 г. - Зианчуринский и Хайбуллинский районы РБ, 2009 г. – Краснокамский, Калтасинский и Аскинский, Учалинский районы РБ.
11. Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа, 2006.
12. Чепелевецкая Г.Л. Вышивка // Народное декоративно-прикладное искусство киргизов. Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции. Т.V. М., 1968.
13. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). Уфа, 2006.
14. Давлетшина З.М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее), 2011.
Автор описания:
Тулыбаева Нафиса Булатовна. Должность: заместитель генерального директора по творческой деятельности Республиканского центра народного творчества РБ, директор, учредитель АНО по Развитию Фольклора «Центр Сэсэнов РБ».

Экспедиции:
Год, собиратели: 1959 – Р.Г. Кузеев; 1968 – Н.В. Бикбулатов, С.Н.Шитова, А.Г. Янбухтина; 1990 - З.М. Давлетшина. Место фиксации: Белокатайский район Республики Башкортостан. Место хранения: Музей археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии наук, Государственный музей этнографии народов Башкортостана, Государственный Художественный музей им. М.В. Нестерова.

© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2019 г.