Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирская лебёдка «сығыр»
Поднимать тяжелые грузы на высоту, пусть даже не очень большую – задача для человека очень сложная. Однако придумано достаточно много различных механизмов и приспособлений, облегчающих этот процесс. К их числу относится башкирская лебёдка «сығыр».

Сыгыр представляет собой корпус с отверстием для подвешивания, внутри которого на оси, называемой в теории механики нагелем, насажен шкив. Такой блок изготавливался полностью из дерева.


Когда рабочий тянул один конец веревки вниз, груз на другом конце поднимался наверх, как на флагштоке или кране. В старину с помощью сыгыра доставали воду из колодцев, перетаскивали мешки с зерном, подавали строительные материалы и т. д.

Слово «сығыр» в башкирском языке имеет и другие значения. «Сығыр» это:
– механизм с колесом для подъёма воды из водоёма;
– лебёдка ворот;
– вал фитиля керосиновой лампы;
– детская тележка;
– шестерня часов.

Сыгыр. 3D реконструкция автора. Коробок от спичек показан для масштаба

Где появились первые лебедки?
Шкив. Джерба. Коллекция итальянского антиквара Энрике Пасино. XVIII в.
Старейшие лебедки возрастом примерно 3000 лет найдены в Греции. Тогда их использовали исключительно для поднятия воды из колодцев. Технологию переняли и развили римляне. Они нашли применение лебедкам в области строительства, а также распространили технологию по всему старому свету. В средние века блоки со шкивами добрались до Руси и оттуда, очевидно, попали в быт башкир.


Скорее всего сыгыр был распространен по всей территории Южного Урала, так как он был очень полезным в хозяйстве инструментом. Тем не менее про него собрано мало информации, хотя предмет определенно представляет собой историческую, этнографическую и культурную ценность.


Какими были лебедки?
Одношкивные блоки, подобные сыгыру, являются простейшими по конструкции. Изготовленные из дерева, они применялись в хозяйстве вместе с тросами и веревками, изготовленными из растительного сырья: конопли, крапивы или лыка.

Как известно, витье веревок было распространено в горных и горно-лесных районах Башкортостана. Лыко и мочало служили основным сырьем для производства веревок. В зависимости от назначения существовали различные их виды. Из веревок изготавливали вожжи, постромки, тяжи, ручки для деревянных сосудов.

Вот как описывает этот древний промысел в своих исследованиях кандидат исторических наук З. Ф. Хасанова:

Одношкивный блок
Иллюстрация с сайта crast.ru
«У башкир-катайцев Инзерского бассейна существовало два вида витья веревок: ручным способом и на специальном станке. Ручным способом вили веревки из двух, трех жил. Для этого брали прядь лыка, гнули посередине и привязывали к стене, затем одну часть крутили в правую сторону, а другую — в левую. После этого их соединяли между собой переплетением в обратном направлении, после того как получали основу, добавляли третью жилу.

Суть следующего вида плетения состояла в том, что в работе участвовали несколько человек. Для плетения использовали стан с тремя ручками, жилоразделитель и сани, на которые устанавливали специальную доску. Такая техника веревочного производства почти полностью совпадала с техникой витья веревки соседних народов, в частности, татар и чувашей. По сей день башкиры-катайцы Инзерского бассейна используют два способа изготовления веревки из лыка, поскольку арканы остаются востребованными в связи с их дешевизной, долговечностью и прочностью».

Лыковый трос, пропущенный через блок, закрепленный неподвижно, называется горденем. Гордень позволяет при подъеме и перемещении тяжестей изменять направление тяги, но не дает выигрыша в силе. Как известно, груз легче тянуть вниз, а не вверх. Так, если усилие одной средней по комплекции руки, направленное вертикально вверх, равняется примерно 150 ньютонам, то усилие, направленное в противоположную сторону, приближается к 250 ньютонам. Поэтому одношкивные блоки с пропущенными через них фалами сегодня используют для подъема небольших тяжестей, например флагов и вымпелов, сигнальных огней и знаков.


Трех-, четырех-, пятишкивные блоки
Иллюстрация с сайта crast.ru
В действительности, на физическом уровне работу грузчиков облегчают лишь составные лебедки. Доподлинно неизвестно, были ли у башкир сыгыры с большим количеством шкивов, но среди старинной бытовой утвари других народов часто встречаются двойные, тройные и т. д блоки. Подъемный механизм с тремя роликами увеличивал силу рабочего в три раза, с пятью роликами – в пять раз. Таким образом, если один человек голыми руками мог поднять 50 килограмм, то с помощью лебедки с тремя шкивами ему поддавались уже 150 килограмм.

Конечно, кроме сложности изготовления, у составных блоков есть и другие недостатки. Чем больше шкивов в лебедке, тем дальше приходится тянуть трос, и, следовательно, тем медленнее скорость подъема. Для подъема груза на три метра с помощью трех роликов придется вытянуть веревку на девять метров, а с помощью пяти роликов – на все пятнадцать.

Теоретически в блоках можно использовать любое количество шкивов, но из-за силы трения старинные лебедки вмещали в себя максимум пять подвижных элементов. Если требовалось больше подъемной силы, то вместо увеличения количества шкивов в одном блоке наши предки использовали комбинации из нескольких тройных или пятерных лебедок, где за каждую веревку могли тянуть сразу несколько человек. Такие системы сегодня называют «полипастами». Благодаря им потеря мощности из-за трения не превышает 20 процентов.


Как делали сыгыр?
До наших времен дожило немного сыгыров. Один из них хранится в частной коллекции ишимбайца Хайдара Зиннатуллина. Данный экземпляр принадлежал выходцу из племени юрматинцев. Это можно понять по родовой тамге, оставленной на изделии. По внешнему виду лебедки можно воссоздать процесс ее изготовления.
Чаще всего для создания деревянного блока использовали дуб, бук, ясень, клен. Твердые сорта древесины служили дольше, выдерживали больший груз. Заготовки спиливали поздней осенью или зимой, когда в дереве меньше всего влаги. Выбирали чистые отрезки толстых веток или небольшие стволы без сучков и явных признаков болезней. При необходимости бревно дополнительно сушили несколько недель в помещении при комнатной температуре.

Непосредственно создание лебедки начиналось с очистки заготовки от коры. В зависимости от размера, внешний слой древесины снимали с помощью ножа или скобеля. Далее изделию придавали нужные размеры с помощью ручной пилы. Получался брусок размерами в среднем 30х8х5 сантиметров, сбоку на концах которого сбоку с помощью буравчика или долота проделывали отверстия разного диаметра: для нагеля и для подвеса. В том месте, где должен быть установлен шкив, с помощью пилы, долота и стамесок делали глубокий паз подходящего размера.

Для шкива отпиливали от ветки «блин» толщиной 1,5 и радиусом 3 сантиметра. Затем с помощью ножа или долота вдоль окружности выскабливали канавку для троса, а в середине проделывали отверстие.

Нагель изготавливался из небольшой веточки или лучины. Мастер с помощью ножа придавал ему необходимый диаметр. Когда конструкция собиралась в одно целое, к концам нагеля приделывались простейшие замки, не позволяющие механизму развалиться.

Для надежности и долгого срока службы готовый сыгыр в некоторых случаях обрабатывали льняным маслом, а ось смазывали животным жиром. Блок закрепляли неподвижно над колодцем или в сараях и амбарах над зонами разгрузки и погрузки тяжестей.

Вместо заключения.
По мере индустриализации самодельная лебедка, как и многие другие деревянные предметы обихода, пропала с башкирского подворья. Фабричные, металлические аналоги, которые свободно продавались в магазинах и были в разы надежнее, заменили некогда распространенный инструмент для поднятия тяжестей. Зато в наши дни сыгыр приобрёл большую коллекционную ценность.