Таким образом, сегодня у башкир, как, впрочем, и у многих других народов, утрачен длительный предсвадебный период, который ранее мог длиться месяцами, и в большинстве случаев институт сватовства.
Причем происходило это поэтапно. Сначала стали отказываться от услуг сватов (димсе, яусы). Роль свата взяли на себя отец жениха с одним из родственников, либо его брат с женой, на северо-востоке Башкирии (Белокатайский, Мечетлинский районы) – мать с сыном. Число сватов, чтобы способствовать созданию новой пары, было четное.
По воспоминанию Мустая Карима, когда женился его брат Муртаза, отец сам отправился к отцу невесты, не посылая сватов.
По рассказам старшей жены отца писателя, свататься к ней также приходили будущий муж и свекр, а вовсе не сваты.
Порой, когда исход сватовства был сомнительным, все же прибегали к профессиональному мастерству сватов. Это описано, к примеру, в повести М. Карима «Деревенские адвокаты».
Не было необходимости отправлять сватов и тогда, когда девушка добровольно сбегала к своему жениху. Это бывало нередко еще 60–70 лет назад.
Утрата обычая сватовства у башкир означала отказ от ярких театрализованных действий, длительных гостеваний, обильных трапез. На следующем этапе и вовсе перестали проводить сватовство и сговор.
«В целом свадебный комплекс представляет собой очень подвижную систему. Одни ритуалы утрачиваются, другие возникают, восполняя образовавшийся пробел. Некоторые меняются в зависимости от этнокультурного окружения, общесоциального контекста и моды», – резюмирует Фарида Галиева в своей книге «Семейные обряды и обычаи башкир в поликультурном пространстве».