Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
деревянная утварь у башкир

Сито для муки и зерна
из конских волос

Без труда не появится еда.
Башкирская пословица
Башкирская деревянная утварь, изготовленная из цельной древесины, корней, капа, бересты, лыка и лозы, луба и коры многочисленна, красива и очень разнообразна. Она использовалась в быту башкир в качестве столовой, кухонной посуды, для перевозки и хранения продуктов.

Главной областью производства деревянной посуды были горно-лесные районы Башкирии. Именно здесь широко использовали в хозяйстве изделия из луба и коры берёзы, вяза и липы.
Посуда из липы
Башкирские мастера хорошо знали свойства деревьев разных пород и поэтому легко подбирали подходящий материал для тех или иных нужд.

Так, из мягкой липы они делали посуду со вставным дном. Например, батманы для меда и нарядные кадки (тәпән, көрәгә) для выноса к гостям кумыса и медовухи.

Посуда из березы
С березой у башкир связана более тонкая, объемная обработка древесины.

За прочность и необычную фактуру очень ценился нарост на березе — капокорень (ҡайын ороһо). Из него вырезали кумысные ковши (ижау), чаши (туҫтаҡ), луки седла (эйәр ҡашағаһы), стремена (өҙәңге), рукоятки ножей (бысаҡ һабы) и другие предметы обихода.

Для хозяйственной утвари употреблялась береста.

Конский волос башкиры активно использовали вплоть до конца XIX века.
Кору сдирали, размачивали и сгибали, придавая ей нужную форму. Края заготовки сшивали конским волосом или лыком, верхнюю часть укрепляли черёмуховым обручем.

Так делали сита (иләк) с сеткой из конского волоса, заплечные торбы для сбора грибов и ягод, кадки (күнәк, сапсаҡ) для хранения муки, зерна, а также короба: высокие для хранения корота, перевозки продуктов (тубал, мәрке) и низкие прямоугольной формы (тәгәс, алап, ҡулаша) для охлаждения и процеживания творожной массы.

Деревянную утварь башкиры украшали геометрическими, цветочно-растительными и солярными орнаментами. Большая часть утвари располагалась на женской половине дома (ҡатындар яғы).
Волшебный волос в башкирском быту
Лошадь с самых древних времен была верным другом и помощником человека.
В хозяйстве башкир ничего не пропадало. От животных наши предки брали все до последнего волоса. В буквальном смысле этого слова. Все шло в дело.
Имея обширные земли, башкиры владели большим поголовьем скота — лошадьми, коровами, овцами, козами. Коневодство и овцеводство обеспечивало население кожей и шерстью.

Выделка кожи у башкир относится к числу древнейших ремесел. При этом исследователи XVIII века Иоганн Георги и Иван Лепехин особо выделяли мастерство башкирских женщин.

«Башкирки у них портняжат, сапожничают, кожевничают и валяют войлоки. Кожевничество их от всех кожевенных выделок отменно», — писал русский ученый-энциклопедист XVIII века, путешественник, естествоиспытатель, академик Императорской академик наук и художеств в Санкт-Петербурге Иван Лепехин.

Как рассказывает жительница Хайбуллинского района Башкирии Марфуга Хужахметовна Азаматова, 40 лет преподававшая в школе башкирский язык, конский волос раньше использовался в быту очень активно.

Из него башкиры плели кнуты, веревки, рыболовные сети, сшивали им колыбели, туески для грибов-ягод, кожаную посуду, использовали при изготовлении сит и решет.
Интересный факт: один волос из конского хвоста может выдержать груз весом до 400 грамм. Удивительное свойство конского волоса заключается в том, что его прочность на разрыв мало уступает стальной проволоке аналогичного диаметра.
Сито
Особое место в кухонной утвари башкир занимало сито из конского волоса.
Сито (иләк) – это приспособление для просеивания муки, представляющее собой круглую коробку с невысокими стенками – ободом и сетчатым дном.

Высота сита обычно составляла около 10 сантиметров, диаметр мог варьироваться от 20 до 40, а то и до 50 сантиметров.

Сито для муки изготавливали обычно с боковиной (сәмбәрә) из липового луба.

Обод сита потом сшивали лыком. Сетку ткали из мочала или конского волоса, с очень мелкими ячейками.
Примечательными были сита юго-восточных башкир: их сетка из узких мочальных полос оригинально крепилась на лубяном ободе, образуя зубчатый орнамент.
Сита можно было встретить по всей территории Башкирии, однако изготавливали их только там, где росла липа.

Так, на севере республики таким центром было Уфимское плато, в частности, бассейн рек Уфы и Юрюзани.

В центральной Башкирии сита делали в районах Забелья — в бассейне Инзера и Сима.

Южнее — на западных склонах Уральских гор, включая Иглинский, Архангельский, Гафурийский, Ишимбайский, Бурзянский, Кугарчинский, Зилаирский районы. Отдельные очаги кустарного производства были и в северо-западных, юго-западных районах республики.

Между тем, широкий сбыт в башкирских деревнях находили также деревянные решета для зерна и муки русских, чувашских, марийских кустарей. Нередко их было довольно сложно отличить от башкирских.
Марфуга Азаматова
учитель
Помню, у нас было такое большое сито или, правильнее сказать, решето для просеивания зерна. Сетка на нем из конского волоса была редкая, не такая частая, как на мучном сите. В нашей деревне моя тетя умела им хорошо пользоваться, была большая мастерица. Поэтому многие звали ее, чтобы она просеяла им зерно, очистила его от сора. Диаметр такого решета — один метр, если даже не больше. К ободу с четырех сторон привязаны веревки, сплетенные из мочала или конского волоса. Это огромное сито подвешивали в амбаре, насыпали туда одно-два ведра зерна, и моя тетя потом аккуратно трясла его, качала как колыбель. Семена сорняков и прочий мусор падали на землю, а зерно оставалось на прочной конской сетке. Тяжесть зерна такая сетка из конских волос выдерживала, причем не единожды.
Сито из конского волоса
Что касается сита для муки, то оно для башкир не просто кухонный помощник, но еще и оберег, и лекарь. Не случайно сито хранили в «красном углу», на женской половине дома, где находилась посуда. Вешали его на гвоздик, в самом почетном месте и всегда перевернутым.

Муку обычно просеивали в специальный лоток — һелкәүес, изготовленный из цельнодолбленого дерева: липы, березы, дуба или вяза. Из такой муки потом готовили тесто для лапши, бишбармака, готовили кыстыбый, учпочмак, чак-чак и другие национальные блюда.
Специальный лоток для муки
Башкирские национальные блюда кыстыбый и чак-чак
Елена Котова
научный сотрудник отдела этнографии
Национального музея Башкортостана
Сито играло большую роль у башкир. Оно не только служило для просеивания муки, но и выступало как оберег. Например, пустое сито нельзя было оставлять просто лежащим на столе, иначе дому будет «пусто». Поэтому, когда сито не использовали, его переворачивали. Также нельзя было носить пустое сито, как и качать пустую колыбель. Верили башкиры и в то, что с помощью муки и сита можно помочь человеку выздороветь. Считалось, что если в сито положить немного муки и провеять его над больным человеком, то хворь уйдет.
Между тем, среди девушек-башкирок существовало шутливое поверье, согласно которому нельзя было смотреть через сито. Поговорка гласит: «Иләк аша ҡарама — кейәүең шаҙра булыр» (Через сито не смотри, а то муж будет рябой).

С помощью сита для муки также проверяли гусиные яйца: живой в нем гусенок или нет, не пустое ли яйцо.
Из-под гусыни-наседки доставали яйцо и клали в сито для муки. Сито крепко держали в руках, на весу и смотрели, не качнется ли, не покатится ли яйцо. Если птенец живой и шевелится, яйцо качается, а с ним и сито»,
добавляет Марфуга Азаматова.
Сито у башкир использовалось не только для просеивания муки, но и для приготовления традиционного башкирского десерта — пастилы. Женщины протирали ягоды именно через мучное сито.
А еще есть очень много башкирских сказок, посвященных ситу. В одной из них мужик посмел заявить, что он не боится шайтана (черта). Тогда разгневанный шайтан спросил его: «Чем докажешь, что ты меня не боишься? Докажи, иначе я заберу твою душу». На что мужик ответил: «Смотри, у меня есть сито. Если ты такой всесильный, то донеси в нем воду до моего дома». И теперь шайтан до скончания века таскает в этом сите воду и у него все никак не получается ее донести. Так что ситу придавалась большая роль не только в жизни, но и в сказках,
Елена Котова, научный сотрудник отдела этнографии Национального музея Башкортостана.
Литература:
Башкирское народное искусство. Под общ. ред. С. Шитовой. - Уфа: Демиург, 2002.
Башкиры. Этническая история и традиционная культура. Под общ. ред. Р.М. Юсупова. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
Хозяйство и культура башкир в XIX - начале XX в. Отв. ред. Р.Г. Кузеев,
Н.В. Бикбулатов. - Москва: Наука, 1979.

© Бахшиева Г.Ю., автор-составитель, 2020
Фото: автор, архив ИА "Башинформ", freepik.com, Unsplash