Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирский способ ловли щуки «Шыга-ятыу»
Ловись, рыбка, большая и маленькая
А вы знали, что щуку можно ловить не только на живца?
А вот башкиры знали об этом. Описание такого способа ловли передавалось из поколения в поколение. И это не случайно.
Многие башкиры жили рыбной ловлей.
Мухаммад аль-Идриси
Арабо-сицилийский географ XII века
описывал башкирский город Нимджан, который локализуется в районе современного Орска.
В этой же реке (Урал) водятся разные виды рыб. Там есть такие огромные рыбины,
которые не поддаются описанию. Жители города Нимджан ловят ее необычайно легко, применяя нехитрые уловки. Ловят ее довольно много – тем и живут. Большую часть рыбы солят, доставляют ее на свои корабли и плывут к Хазарскому (Каспийскому прим. автора) морю. Они двигаются по нему вдоль побережья и достигают города Итила (в районе совр. Астрахани – прим. автора) и других городов, где ее продают или распоряжаются ею по своему усмотрению.
Несмотря на мнение некоторых ученых, что у башкир рыба как еда и добыча была не в почете, данные этнографов, изучение традиционных способов ловли рыбы у башкир говорят об обратном. В отдельные исторические периоды у некоторых башкирских родов
рыболовство было одним из основных занятий.

Как ловили?
Как писал известный советский этнограф С.И. Руденко:
Щук в озерах (тамьян-тангаурцы) ловили несколько иным способом. В расщелину на
конце длинной жерди в качестве приманки зажималась щука. На конце другой, точно такой же
длины жерди привязывалась петля, сшитая из конского волоса. В прорубь весной, во время нереста щук, опускались обе эти жерди. Двигая взад и вперед жердь с приманкой, подманивали
к ней щуку и захватывали последнюю петлей, укрепленной на конце второй палки.
С.И. Руденко одним из первых зафиксировал такой способ ловли рыбы в 1905−1908 гг.,
а позже описал в книге 1955 г. «Башкиры. Историко-этнографические очерки».
Шыга-ятыу означает лов рыбы лежа на льду с помощью петли через прорубь.
Прорубь (мәке) вырубалась в виде конуса, расширяющегося книзу. Это позволяло рыбаку
вести наблюдение за рыбами в относительно широком радиусе. Шест длиной 1,5−2 метра,
предназначенный для того, чтобы водить самца по воде, имел на конце расщепление с выемками для рыбы-приманки. Рыбак, закрепив рыбу в выемке, концы расщепления скреплял веревкой. Рыба не могла уплыть вперед − ей мешала веревка, а назад – плавники. Чтобы самец не утащил шест, в верхней части шеста была поперечина, лежавшая поперек проруби. Подплывающие самки щук захватывались другим шестом с петлей.
Отрывок из кинофильма "В поисках Акбузата" / режиссер − Рияз Исхаков
К сожалению, современные способы, технические возможности новых орудий ловли поставили крест на архаичных способах ловли рыбы. Но еще остались люди, которые могут показать шыга-ятыу для исследователей или любопытствующих людей.
История
Такой архаичный способ ловли щуки как шыга-ятыу показывает, как древние башкиры хорошо понимали и знали природу, жили по одним с ней законам. Архаичные способы ловли рыбы требовали от людей не только хорошего
знания законов природы, но и ловкости, терпения, силы, смелости.
В башкирском эпосе «Урал-батыр»,
который начал складываться еще в палеолите, есть описание жизни и быта первых людей.
Там сказано, что в первозданные времена
люди жили, пользуясь дарами природы, не варили еду в казане, не ездили на лошадях. Ездили они верхом на львах, птиц им
ловил кречет, а рыбу – щука.
Не зная болезней-недугов,
О смерти не ведали они.
«Всему живому смерть —
Мы сами», — считали они.
На охоту не выезжали на коне,
Не брали в руки лука и стрел,
Держали как равных при себе
Льва для езды верховой,
Щуку, чтобы рыбу ловить,
Сокола, чтобы на птиц выпускать.
Ауырыу-һыҙлау күрмәгән,
Үлем барын белмәгән,
Бар нәмәгә үлемде –
Үҙем мин, тип һанаған.
Һунарҙа ат менмәгән,
Ҡулға ҡаҙаҡ тотмаған;
Менәренә – арыҫланды,
Балығына – суртанды,
Ҡошҡа сөйгән шоңҡарҙы,
Эте тотҡан йәнлекте.
В эпосе говорится и о волосяной петле мэскэу (мәскәү) для ловли рыбы:
Күлдә ятҡан балығы,
Ялтуш, сабаҡ, суртаны
Бергә йөҙөп уйнайҙар,
Бер-береһенә теймәйҙәр.
Быны күргәс, туҡтаған,
Арыҫлан йөнөнән алып,
Мәҫкәү яһамаҡ булған,
Мәҫкәүенә һап эҙләп,
Ҡуйы таллыҡҡа ҡарап...
Щуки, окуни и сазаны.
Никто друг друга не боится–
Вволю плещется и резвится.
Остановился Шульген и потом
Вырвал волос у льва рывком,
Сплел петлю тугую, и вот
Он в тальник прибрежный идет,
Чтоб удилище срезать себе.
Рыбы плещутся неустанно...
Где так ловили рыбу
Способ ловли рыбы «шыга-ятыу» наиболее распространен у башкир рода тамьян.
Тамьянцы проживают в основном в зауральской части Башкортостана – в Абзелиловском районе – в краю, богатом озерами. Неслучайно, видимо, что до наших дней этот способ ловли рыбы сохранился именно у них, а наиболее чётко зафиксирован у башкир-тамьянцев, проживающих у озера Якты-куль (Банное).
Само озеро, уникальное по красоте, считается самым глубоким в Башкортостане и вторым по размеру после Аслыкуля. Учитывая, что этот водоем горный, он имеет достаточно большие глубины. Средние варьируются в пределах 10 м, но максимальная достигает практически 30 м. В 1965 году ему был присвоен статус природного памятника.
На башкирском языке название озера звучит как Якты-куль (в переводе «Светлое озеро»), а на русском – Банное (используется в обиходе). С последним названием связана легенда о помывке пугачевских повстанцев в озере, после которой русское
население начало называть озеро «Банным». Озеро
Якты-куль до сих пользуется популярностью
среди рыбаков. Здесь водится большое
количество рыбы: лещ, плотва,
щука, окунь и другие.
Использованная литература:
  1. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955. С. 93
  2. Муллагулов М.Г. Архаичные способы хозяйства у башкир: традиции и новации / Уфа: Китап, 2014. – 176 с.: ил
  3. Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН; Ин-т истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. – М.: Наука, 2016. – 662 с. – (Народы и культуры). С. 171
  4. История башкирских родов. Тамъян. Том 32 / С.И. Хамидуллин, Б.А. Азнабаев, И.Р. Саитбатталов, И.З. Султанмуратов, Р.Р. Шайхеев, Р.Р. Асылгужин, В.Г. Волков, А.А. Каримов, А.М. Зайнуллин . – Уфа: НОЦ «История башкирского народа» ИИГУ БашГУ. – Уфа: Китап, 2018. – 728 с.: илл.
  5. Урал-батыр (эпос) / Записан М. Бурагуловым от Г. Аргынбаева и Х. Альмухаметова в 1910 году. – Уфа, 2014. – 196 с. С. 2
  6. Руденко, С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки / С.И. Руденко. – Уфа: Китап, 2018. – 376 с.: илл. С. 84-85
Видео:
1. Использован фильм Рияза Исхакова «В поисках Акбузата», 2 серия. 2006 год. Студия «Р.И. Продакшн» (http://riproduction.ru/)
https://www.youtube.com/watch?v=hh-bmD912Ck
2. «Урал-батыр». Башкирский народный эпос. «Ural Batyr». Анимационный фильм по мотивам башкирского эпоса «Урал-батыр». 2013 год. Автор проекта – Ильдар Гафаров. Студия «Аманат».
https://www.youtube.com/watch?v=1SxHYuGMnCw

© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2019 г.