Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Изготовление чувашской национальной волынки шубыр

Волынка по-чувашски
У чувашей инструмент под названием "шубыр" известен давно.
Самые ранние упоминания о шубыре встречаются в работах путешественников и исследователей.
Их игры и пляски на свадьбах и при прочих увеселениях … молодые мужского и женского пола … при игре на разных инструментах … скачут и пляшут, бьют в ладоши. Татарская волынка, которая
по-татарски называется сурнай, по-черемиски шюбберъ, по-чувашски называется шилюр.
Герард Фридрих Миллер, профессор Императорской Академии, 1743 г.
Написано по возвращении из Камчатской Экспедиции.
Фрагмент картины "Пузырист"
чувашского художника
М.С. Спиридо-нова.
1926 г.
У Петра Симона Палласа читаем: «… Пляшут [чуваши] … в небольшом кругу, почти не отделяя одной ноги от другой. При сем обыкновенно играют на волынке, либо на гудке (кобес), или на гуслях о 16 и 18 струнах».
Что же это на самом деле?
Это не волынка,
но очень похоже
Действительно, похоже. Чувашский национальный музыкальный
инструмент шубыр относится к категории аэрофонов. Шубыр или шăпăр
является одним из древнейших музыкальных инструментов.

Название инструмента образовано от слова «шувыр», что означает «мочевой пузырь». Инструмент состоит из пузыря животного и двойной деревянной трубки. На нижний конец этих трубок надет коровий рог, и при игре пузырь сжимается локтями рук. Здесь все как в волынке. Мочевой пузырь является главной частью инструмента, а главной звукопроизводящей частью является деревянная колодка с двумя пищиками из тростника с раструбом. Как сольный инструмент он употребляется редко, чаще – в сопровождении барабана.
СЕКРЕТ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Как сделать шубыр?
Изготавливали шубыр чаще зимой, во время забоя скота.
Для инструмента брали пузырь говяжий, бычий или свиной. При подготовке пузыря
необходимо очистить его от жира, это происходит несколькими способами. Мочевой
пузырь обваливают в просеянной золе, надувая и руками убирая излишки жира, промывают,
затем сутки вымачивают в соленой воде или в уксусном растворе. Пузырь нужно промыть от золы и соли, и на 45 дней поместить в домашние пивные дрожжи. Затем пузырь поливают меловым раствором, подсушивают в надутом виде. Готовый пузырь должен быть прочным и эластичным. Если пузырь недостаточно эластичен, то перед игрой его сбрызгивали пивом. Отсюда появилось устойчивое выражение
«чарку в пузырь, чарку в рот».

Пищики для волынки изготавливают из тростника. Тростник для шубыра срезается
поздней осенью, как выпадет снег. Необходимо дать подсохнуть тростнику до желтого или коричневого цвета и не передержать, когда он дойдет до темно-коричневого оттенка, иначе тростник будет жестким, и пищик не будет свистеть. Тростник необходимо очистить от шелухи. Для инструмента берут
2, 3 и 4-е колено стебля, начиная снизу. Отрезают кусок тростника длиной 56 см от закрытого конца трубки, и очищают полость трубки, один конец которого закрывают воском. В 56 мм от конца трубочки делают надрез длиной 23 см – язычок, при необходимости полость трубки прочищают повторно. Для волынки нужны 2 пищика: один повыше звуком, другой – пониже. На пищик наматывают нитку, которая позволяет регулировать тональность трубочки.
Деревянные части инструмента пропитываются растительным маслом и высушиваются.
Пищики, изготовленные из тростника, кипятят в масле, но недолго, иначе они могут сгореть.

Рог для шубыра предпочитают брать коровий, чем бычий. Ножом счищается
поверхность и внутренняя часть рога,
рог шкурят, затем опять счищают ножом, покрывают
лаком. Рог насаживают на вдувную трубку, конец которой вытачивают под размер рога.

При бережном отношении к инструменту он может прослужить более 10 лет.
Когда звучит шубыр?
Инструменту приписывают особое сакральное звучание – он звучал во время заклания жертвенных животных, похорон, а также некоторые исследователи утверждают, что его использовали при проведении обряда изгнания
бесов, обряда «вирми», на поминках и других.
Большую роль «пузырю» отводили на свадьбах, где его звуки сопровождали выход невесты, встречу свадебного поезда, перед плачем невесты играли вступление на шубыре, затем плачу аккомпанировали другим инструментом. Если же на свадьбе встречаются два пузыриста, то они соревновались в своем мастерстве до тех пор, пока один из них не сыграет
без перерыва дольше другого – его и признают победителем.
В старину у чувашей музыка звучала во время всех важных событий в жизни семьи, на многих языческих и христианских праздниках, во время различных обрядов и народных увеселений. Перед Троицей молодежь веселилась с вечера до восхода солнца, и пела и плясала под шубыр.
В НАШИ ДНИ
Современный шубыр
В настоящее время технология изготовления пузырной волынки чувашами еще не утеряна, однако
мастеров остается все меньше.
Передачи мастерства в последние 30 лет практически не происходит.
В Республике Башкортостан есть несколько мастеров, изготавливающих инструмент шăпăр.
Одни из них – это житель деревни Карамалы Миякинского района Захаров Виталий Николаевич и руководитель народного ансамбля танца «Ашкадарские роднички» Марс Хайбуллин из д. Кирюшкино Фёдоровского района. На инструменте также играет житель д. Ташликуль Аургазинского района Васильев Николай Семёнович, Семенов Иван Алексеевич
из д. Зириклы Миякинского района.
УРОК от мастера
ВИДЕООБЗОР
Вот как описывает процесс изготовления инструмента шубыр
Захаров Виталий Николаевич.
Обработка пузыря и изготовление шубыра
Изготовление игровой трубки
На территории Республики Башкортостан инструмент был распространён в Фёдоровском, Миякинском, Бижбулякском и
Аургазинском районах.
Литература:
1. М.Г. Кондратьев. Чувашская музыка: От мифологических времен до становления современного профессионализма. М.:ПЕР СЭ, 2007. 28 с., нот., ил.
2. Ю.А. Илюхин. Музыкальная культура Чувашской АССР. В кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР. Москва, 1957.
3. М.Я. Сироткина и М.И. Иванова - Чуваши. Этнографические исследования. Чебоксары, 1970.
4. Н.И. Ашмарин. Очерк народной поэзии у чуваш / Н.И. Ашмарин. – Москва : [б. и., б.г.] - 64 с.

© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2019 г.