Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Народный танец восточных мари «Ший кандыра» («Серебряная веревочка»)
в Калтасинском районе Республики Башкортостан

Когда соседи танцуют!
В Республике Башкортостан проживает более
100 тысяч марийцев. После Марий Эл это самая крупная диаспора. В республике проживает более
17 % представителей этой народности.
Но что удивительно, они не утратили связь со своей историей и своей культурой.
По мнению некоторых ученых, марийцы Башкортостана сохранили больше этнической самобытности и национального менталитета, чем на своей исторической Родине. Разумеется, контакт с татарским, башкирским и русским населением не смог остаться незамеченным, однако именно этот контакт сделал возможным сохранение своеобразной этнокультуры. И одним из ярких представителей такой культуры стал танец «Ший кандыра» или «Серебряная веревочка».
Значение танца
Танец «Кандыра» – один из немногих танцев, сохранившихся
в более или менее первозданном виде.
Исследователи считают, что танец является уникальным явлением в национальной культуре восточных мари. По мнению балетмейстера, академика, народного артиста Республики Марий Эл, заслуженного деятеля искусств РФ Михаила
Мурашко, танец «Веревочка» можно назвать великолепным образцом марийского народного творчества.
В этом танце во всей полноте отразилась философия и психология марийского народа, его верования, взаимоотношения друг с другом и со своими соседями. Его умеют танцевать представители почти всех
возрастов от юношей и девушек до почтенных стариков. Танец исполняется жителями деревень при совершении народных обрядов, на праздниках, культурно-досуговых мероприятиях.
КАК ВОЗНИК ТАНЕЦ
История «Веревочки»
Танец «Кандыра» зарождался со времен язычества и формировался в течение веков. Собирались мари вместе и начинали «вить веревку», что, согласно легенде, означало оберегаться от злых духов,
а топот и дроби – изгнание болезни из себя, для чего танцевали в лаптях и прикрепляли к ним маленькие колокольчики. Мелодика танца, подпитываемая пением мужчин и женщин и напевами волынки (шувыр), барабана (тумыр), свирели (шиялтыш) приобрела патриотическо-патетический характер, вызывала положительные эмоции и призывала к объединяющим чувствам. На народных праздниках, свадьбах, гуляниях этот танец становится кульминационным моментом. «Веревочка» — это ритуальный бытовой танец восточных мари и бытует он по сей день во всех подгруппах
восточных мари, отличаясь колоритом, самобытностью, исполнительской манерой.
Как танцевать «Веревочку»?

Танец имеет несколько вариантов композиционного построения, которые условно можно назвать «простая веревочка», «сложная веревочка», «двухсложная веревочка», «акцентированная веревочка».

Этот танец − самый распространенный среди восточных мари. В нем может принимать участие неограниченное количество людей.
Танец имеет зигзагообразное построение, где две линии
танцующих как бы заплетают веревку
вокруг средней линии.

Танец состоит из двух частей.

В первой части танцующие идут шагом, причем шаг мог быть простым, с акцентом,
скользящим, и поют частушки, затем гармонист дает вступление ко второй части.

Во второй части мужчины сильно и ритмично дробят, резко взмахивая руками. Женщины
же плавно плывут, исполняя частый ход и прищелкивая пальцами, местами вращаясь вокруг себя. В ряде локальных мест исполнения «Веревочки» женщины тоже дробили, но мягче.
Современные танцы
Сегодняшняя музыка «Кандыра» − радостная, музыкальная, солнечная, состоит из двух частей с четким "водоразделом" при переходе из одной части в другую часть.
Для первой части характерно сопровождение пения. Вторая часть как будто специально существует для дробных выстукиваний «тыбырдык». «Вывертыш» между первой и второй частями не входит в количество музыкальных тактов. Танцующие в это время могут делать, слегка приостановившись, «тройной притоп» два раза. А после этого притопа начинается дробное выстукивание всеми участниками. Основная дробь «тыбырдык» знакома всем участникам танца. Где и как его выучивают − совершенно непонятно: дробь очень сложная. Сейчас эта дробь варьируется и обретает очертания чуть ли не сценического танца. Основная дробь бьется несколькими вариантами. В каждой деревне своя манера и свои ритмы.
С песней в танец
Бытовой танец «Кандыра» у башкирских марийцев сегодня является основным бытовым танцем. Поется куплет, проигрыш и отбиваются дроби, и так круг за кругом.
Танец сопровождается пением, причем исполняемые тексты характерны событию, когда его танцуют. На больших народных праздниках или других крупных сборищах, где принимают участие разные по возрасту участники, особенно старшее поколение, поются песни патриотического характера, например:
Чумыргалза, йолташ-влак,
Чодырам пырля лектына,
Чодырам пырля лектына да
Умыреш пырля лийына.
Соберемся, друзья, дружно.
Вместе пройдем через лес.
Вместе пройдем через лес,
Будем вместе навсегда.
На молодежных же празднествах исполнялись игровые, шуточные песни; в обрядовых мероприятиях – обрядовые песни. В конце песни одни участники выкрикивали «Тугемо?» («Так что ли?»), другие отвечали «Садыгешол!» («Только так!»), как бы подтверждая слова песни. В Калтасинском районе Республики Башкортостан
чаще исполняется песня:
Эх, ма, Калтаса,
Семже мом гын каласа,
Мураш-кушташ веле огыл,
Пырля илаш каласа.
Эх, ма, Калтаса,
Мелодия нам скажет:
С песнею и танцами
В дружбе проживать.
Название веревочного танца
На самом деле название может быть как про веревочку, так и про реку. Разберемся почему. Мнения филологов разделились в вопросе написания «кандра» ― «кандыра». Одни настаивают на литературном написании этого слова, другие учитывают возможность написания без буквы «ы».
Подробнее
«Кандыра» — это действительное ожидаемое понятие веревки, а «кандра» — это ожидаемое понятие бытового танца восточных марийцев. У древних марийцев существует словосочетание «канде-ра». «Канде» обозначает голубой, а «ра» ― река. Получается «голубая река». Танец также напоминает извилистую реку, протянувшуюся на многие километры. Таким образом, возможно и такое значение названия танца.
В век интернета

Танец «Веревочка» на протяжении многих веков из поколения в поколение передавался бытовым образом. Однако следует отметить, что современное общество, условия жизни, информационные технологии народную традиционную культуру в молодежной среде «отодвигают» на второй план. В этих условиях огромную работу по сохранению и передаче народных традиций, в том числе и хореографических, ведут любительские творческие коллективы.

Художественная самодеятельность вывела народный танец на большую сцену, сыграла огромную роль в приобщении подрастающего поколения к народной хореографической культуре и её сохранению и дальнейшему развитию.
Однако даже это не смогло помешать установить мировой рекорд.
В 2013 году был установлен мировой рекорд в номинации «Самый длинный в мире восточно-марийский танец».
Длина "верёвочки" из танцующих составила 2300 метров. Деревенский танец восточных мари «Ший кандыра» вошел в Российскую «Книгу рекордов и достижений» и направлен во Всемирное издание – «Книгу рекордов Гиннеса». Сертификат о подтверждении этого рекорда был вручен президентом
Международного агентства рекордов и достижений Галиной Свирщук.

Танец-объединение
Танец «Кандыра» имеет для народов мари сегодня
большую эстетическую и художественную ценность.
Исследователи традиционной народной культуры мари
отмечают, что даже присутствие при исполнении данного танца
и тем более само исполнение «заряжает» людей хорошей,
доброй энергией, создает чувство единения.
Поэтому танец «Кандыра» называют
танцем-объединением, связывающим
между собой всех мари.

Использованная литература:
1. М.П. Мурашко. Танцы марийского края /М.П. Мурашко. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1995. - С. 3-15.
Т.В. Дмитриева. Школа марийского танца / Т. Дмитриева ; М-во культуры, печати и по делам национальностей Респ. Марий Эл, Респ. центр нар. творчества. - Йошкар-Ола : Респ. центр нар. творчества, 2005. - 190,[1] c. : ил., нот.; 23 см.
2. O.A. Калинина. Марийские праздники. Справочник /О.А. Калинина. - Йошкар-Ола, 2006. - 52 с.; Календарные праздники и обряды марийцев /Этнографическое наследие. Сб. материалов. Вып. 1. - Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. - 286 с.
3. Б.Ф. Колчин. Марийские народные танцы /Б.Ф. Колчин. - Йошкар-Ола, 1959. -172 с.
4. А.А. Чеботкин. Марийские народные танцы [Текст] : Для коллективов худож. самодеятельности. - Йошкар-Ола : Марийское кн. изд-во, 1975. - 144 с.
5. Эрвел Семен (Новиков С.С.), Калитов Г.Г. Восточные марийцы. Философия, история, люди. (В 2-х т. Том 2). – Йошкар – Ола: ГУП «Газета «Марий Эл». 2009. – 276 с.
6. Л.А. Соколов. Марийские танцы /А. Соколов. - Йошкар-Ола, 1964. - 132 с.
Г.Е. Шкалина. Традиционная культура народа мари /Г.Е. Шкалина. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2003. - 208 с.
7. М. В. Васильева-Рождественская. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. — 2-е изд., пересмотр. — М.: Искусство, 1987. — 382 с.
8. А.А. Ямурзин. К вопросу о древней истории восточных марийцев в трудах башкирских ученых - Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – 230 с.
Видео:
Аликов А., Калитов Г., при участии Мусина О., Садретдинова В., Миндиярова в 2011 году сняли этнофильм «Марийский танец "Кандра" в жанре Боди-Арт», Видеофиксация: Аликов А., Калитов Г., при участии Мусина О., Садретдинова В., Миндиярова в 2011 году сняли этнофильм «Марийский танец "Кандра" в жанре Боди-Арт», в котором авторы фильма рассмотрели бытовой танец мари через призму современного видения, сохраняя очарование и тайну прошлого через орнаментальное украшение тела марийскими символами.

Экспедиция:

Новиков С.С., Калитов Г.Г., Ямурзин А.А., Дмитриева Т.В., Чеботкин А.А.

© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2019 г.