Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирская народная песня



«ШАГИБАРАК» («ШАҺИБӘРӘК»)




ОЗОН-КЮЙ
Впервые была записана С. Г. Рыбаковым в 1894 году в деревне Юлук Орского уезда Оренбургской губернии (в прииске Горяевых) (ныне Баймакский район Республики Башкортостан) от Абдрахима Давлетова со следующим пояснением к песне: «Бараков – рядовой, подделывал деньги, был ловкий малый на разные руки; его поймали
и послали в Сибирь. Когда его отправляли, он сочинил несколько песен и попросил соотечественников распевать их в память о нем». Песня опубликована в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» под названием «Бараков».

Сергей Гаврилович Рыбаков
Этнограф, фольклорист.
ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЗАПИСИ ОСУЩЕСТВЛЕНЫ

Х. Ф. Ахметовым, З. Г. Исмагиловым, А. С. Ключаревым,
Л. Н. Лебединским, Г. З. Сулеймановым.

В книге «Башкирское народное
творчество. Песни. 8 том»
история песни описана так:

«
У хорунжего Рахмангула Баракова из деревни Биккул бывшего Тамьян-Катайского кантона (ныне Абзелиловского района) было, говорят, четыре сына.
Одного из них звали Шаги.
В те годы был один очень жестокий начальник Проскура, который наблюдал за деятельностью начальников кантонов. За любую провинность он ссылал башкир в Сибирь.
Однажды среди башкир началась какая-то тяжба с начальством из-за земли, которую возглавлял Шаги Бараков. Недруги подали Проскуре жалобу на него. Шаги был сослан в Сибирь, однако он сбежал и стал беглым, скрывался в горах Ирендыка. В то время он ночами приходил к своему знакомому по имени Лукман, питался у него и брал еду. Об этом узнал некий Бикжанов, донес начальству, и Шаги Бараков вторично был сослан в Сибирь.
И на этот раз Шаги Бараков сбежал. В третий раз произошло, говорят, это так: когда Шаги находился в Петербургской тюрьме, он вновь стал готовиться к побегу. В это время к нему
в камеру подселили одного казаха. Шаги рассказал ему о своей задумке, но на нем была только тюремная одежда. Тогда этот казах отдал ему свой чапан. Надев его, Шаги Бараков скрутил чугунную решетку камеры, спрыгнул вниз.
Источник изображения: echo.msk.ru
Полежал немного без памяти и, придя в себя, побежал. Идет, говорят, по городу, увидел недалеко от себя пожар.
Прибежал туда, а там, говорят, улица была полна одежды тех, кто принялся тушить пожар. Шаги Бараков в суматохе подобрал себе хорошую одежду и поехал к себе домой. Но и на этот раз ему не пришлось долго жить у себя в горах. Он был снова сослан в Сибирь.
Та песня, которую он пел, распространилась под названием «Шагибарак».

»

Кто там в горах неумолчно кричит?
То птица гор, то быстрокрылый кречет.
В Биккул-ауле есть один егет –
Широкогрудый да широкоплечий.

Издалека видать мой Ирендык,
Там березняк закрыл почти всю гору.
Разбогатеет ли аул Биккул,
Коль уведут Шагибарака-вора?

На южном склоне, ой, Шункар-горы
Взросли кривые белые березы.
Как вспомнишь землю, где родился ты,
Так сладкие тебя охватят грезы.

Густы по Таналыку камыши,
В них ветру от Киблы простору мало.
Не лейтесь, слезы, не боли, душа!
Всем покидать отчизну выпадало.

Круты по Таналыку берега,
Талинки нету, чтобы ухватиться.
В тюрьму Шагибарака повели,
И нет скотины, чтобы откупиться.

A в городе ему названье Томск –
Все улицы уложены камнями.
Невольником я стал
в семнадцать лет,
Когда моими схвачен
был врагами.

Шагибарак носил с собой ружье,
Был ствол украшен серебром узора.
И как же сердце не разорвалось,
Когда пытали пойманного «вора»?

Аул Биккул, большой родной аул!
Но не широки улицы аула.
Шагибарак вернулся бы домой,
Да убежишь ли из-под караула?


Горит в ночи далекий огонек.
Знать, путник ночевать
в степи остался.
Во тьме промчался всадник на коне,
Быть может, то Шагибарак промчался...

Издалека видать, издалека:
Синь-синева над Ирендык-горою.
Проснулся ль я, иль
это старый сон.
Иль вправду край родимый предо мною...
Ҡыйғаҡ ҡына ҡыйғаҡ, ай, ҡысҡырған
Шоңҡар ғына тауҙың бөркөтө.
Яҫы ғына яурын, киң күкрәкле
Бикҡол ауылының егете.
Бикҡол ғына ауылы бик ҙур ауыл,
Урамдары уның тарауыл.
Шаһибәрәк ҡайтып килер ине,
Алды-арты уның ҡарауыл.
Таналыҡ та ғына буйы, ай, аҡ ҡамыш,
Ҡиблаларҙан өргән ел үтмәй.
Зарланма ла, башым, түгелмә, йәшем,
Тыуған-үҫкән ерҙән кем китмәй.

В книге К. М. Диярова «Сал Уралдың мондары»
была представлена версия происхождения песни
с рукописных материалов Гаты Сулейманова.

К. М. Дияров
Музыкант-кураист. Собиратель фольклора. Заслуженный работник культуры БАССР.
Деревня Биккулово Абзелиловского района
известна тем, что там когда-то жил талантливый кураист и певец Шаги Бараков.
В состязаниях по кураю и пению или же борьбе курэш – не было ему равных, поэтому
его любили и уважали земляки. После того, как он отслужил в армии и вернулся в звании прапорщика, его стали называть просто Шагибараком. Как-то на их земли, якобы по указанию царя, заселился русский по фамилии Проскуров, выдававший себя за какого-то начальника, и начал выделять себе земли из башкирских селений.
Желая показать себя хорошим начальником, выделял долю и местным состоятельным людям. Тем, кто находил к нему подход, угождали ему, доставались лучшие участки, что часто приводило к конфликтам. Так, жители сел Ташбулатово, Кусимово, Биккулово, Теляшево, Старобалапаново часто конфликтовали из-за земельных наделов. В те времена на сходах решалось, кому сколько выделить земли
исходя из количества скота.
В итоге выигрывали
состоятельные жители, бедным же земли не выделялись, им оставалось только наниматься
к богачам на работу.
Видя всю эту несправедливость, Шагибарак наведался к Проскурову и предложил делить земли сообща, с учетом мнения избранных представителей селений. Обозленный этим высказыванием, Проскуров тотчас добивается ареста и отправки Шагибарака в Верхнеуральскую тюрьму.
Как его не упрашивали отменить
свое решение, он настоял на своем.
С тех пор прошло какое-то время. В один летний день на горе Шонкар возле села Биккулово слышится, что кто-то играет на курае. Люди, собравшиеся возле горы, узнают игру Шагибарака, но при этом сомневаются, так как он в это время должен находиться
в тюрьме. Через некоторое время курай замолкает и начинается пение.
В это время незаметно
подкравшиеся байские слуги задерживают Шагибарака.
По надуманным обвинениям
в бегстве из тюрьмы и воровстве,
его ссылают в Сибирь, откуда
он больше не возвращается.

Источник изображения: borgo.ucoz.ru
Песни о людях, сосланных на каторгу, заточенных в тюрьму за неповиновение
властям или скрывавшихся в горах и лесах от преследования, представляют целый цикл в башкирских народных песнях. Песни такого рода возникли, главным образом, в первой половине XIX века, когда бесчинствовала военно-административная власть при системе кантонного управления Башкирией.
Источник изображения: nomadsclub.ru
Эту песню исполняли:
М. А. Казакбаев, Ф. А. Кильдиярова, А. А. Султанов,
В. Г. Хызыров, А. С. Шаймуратова.
Обработки «Шагибарак» осуществлены М. М. Валеевым
для детского хора и фортепиано, для скрипки и фортепиано,
З. Г. Исмагиловым для голоса и фортепиано. Напев «Шагибарак» использован М. М. Валеевым в «Танцевальной сюите» для симфонического оркестра.

Мулова Фания Гайнетдиновна, Хайбуллинский р-н
Владелец видео: Канал "Единый портал
культуры народов Башкортостана"
Литература:

  1. Башкирское народное творчество. Песни. Т.8. ‒ Уфа: Китап, 1995.
  2. Дияров К. М. Сал Уралдың моңдары. ‒ Уфа: Китап, 1988.