Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирская народная историческая песня


«Шафик» («Шафиҡ»)




ОЗОН-КЮЙ


Впервые записана Г. З. Сулеймановым в 1938 году
в селе Темясово Баймакского района БАССР со слов
А. Каримова и опубликована в книге «Башкирское народное творчество. Песни» (1954).

Запись на магнитную ленту сделал Н. Д. Шункаров в 1965 году
в деревне Блявтамак Кувандыкского района Оренбургской области от
Яхии Акмурзиной, 1894 года рождения, нотация К. Ю. Рахимова, опубликована в сборнике «Башкирское народное творчество: Песни и наигрыши» (1983). Варианты также записаны С. А. Галиным, А. С. Ключаревым, А. М. Кубагушевым.

Песня лиро-эпического характера.
В лице смелых и отчаянных
беглых простые люди видели для себя защитников
от притеснений начальства.
Выступления против существующих порядков, побеги из тюрьмы или ссылки, убийство ненавистных народу злых властителей, поджоги их имений воспринимались простыми людьми как проявление мужества и справедливости. Персонажи многих песен предстают перед нами как герои, вставшие на путь защиты бедных и обездоленных.

«
Судя по преданию, в деревне Акъюл* бывшей Сабырской волости Зилаирского кантона человек по имени Шафик Ишемгулов долгие годы был старостой. И однажды ему по какому-то спорному вопросу пришлось вынести приговор. Однако на него подали жалобу, обвинив Шафика в том, что он поступил несправедливо. Затем приговор, вынесенный им, был отменен. После этого, боясь ареста, говорят, он покинул дом и стал беглым.
Он приходил к ручью, что неподалеку от аула, и оставался там до рассвета. Каждое утро его жена приходила туда за водой и заодно приносила ему еду. Она подавала знак Шафику звоном ведра. Судя по песне (2 вариант), он был посажен в тюрьму.

»
*Акъюл – деревня в Хайбуллинском районе Республики Башкортостан.

Башкирские народные песни: [Электронный ресурс] //

Деревня Акъюлово Хайбуллинского района Республики Башкортостан.
Источник изображения: vk.com
Есть версии, что возникновение песни связано
с деятельностью волостного старшины Шафика Ишемгулова
(Шафик-сэсэн), который выступал против произвола чиновников
и призывал народ к защите своих прав, скрывался от царских
властей, но был пойман и сослан на каторгу в Сибирь.

В одном из вариантов песни «Шафик»
текст излагается от имени народа, ставшего свидетелем
трагедии, в другом – главного героя, сочинившего песню
при встрече с женой, которая навещала его в лесу.
В песне главный герой размышляет
о прожитой жизни и ценности настоящей.

1
На заре подойник тонко звякнет
И меня пробудит ото сна.
Жизнь мою сравнил бы я с рекою.
Как же быстро протекла она!

Горькая бывает земляника,
Если отцвела она не в срок.
Не понять тому чужого горя,
Кто изведать своего не мог.
Бабочка с округлыми крылами
Возлетела, в воздухе кружит.
Не тужи о сгубленном богатстве,
О пропащей голове тужи.

Душу жжет огонь неутолимый,
Тяжело в скитаньях долгих ей.
Лишь заря забрезжит на востоке,
Вспоминаю дорогих детей.
Долго я скитался по Сакмару,
Где придется, ночи ночевал,
Спал в лугах я под открытым небом
И во сне о детях тосковал.

2
Выдь на берег тихого Яика
И лицо водой ополосни.
Коль тебе дорога на чужбину –
Помолись и пояс затяни.

Каждым утром девушки к колодцу
По воду веселые идут.
Львы-егеты оттого в раздумье,
Что дела нелегкие их ждут.
Не ходи к Яику в половодье,
Чтоб в бурлящих не пропасть
на волнах.
Слово, если злое, убивает.
От навета упаси, аллах.

Не седлу, пусть даже золотому,
Знать дорогу быстрого коня.
О твоих заботах и невзгодах
Знают все, но только не родня.
Пожалейте вашего Шафика:
Руки-ноги в тяжких кандалах.
Дети его вдруг осиротели
И остались, бедные, в слезах.
«Башкирское народное творчество. Песни» (1995).
Таң йоҡоларымды йоҡлағанда
Уяндым мин күнәктең тауышына.
Үтеп кенә барған ғүмеремде,
Оҡшаттым мин һыуҙың ағышына.
Ер еләккәйҙәре әсе була,
Үҙ ваҡытҡайҙары бешмәһә.
Кеше хәлкәйҙәрен Кеше белмәй,
Үҙ башҡайҙарына төшмәһә.
Яйыҡ ҡына тигән, әй, яйны һыу,
Ситтәренә баҫып, әй, битең йыу.
Сит илдәргә сәфәр сығыр уҡ булһаң,
Иманыңды уҡып, әй, билең быу.
Ер һелкетеп йөрөгән, әй, Шафиҡтың,
Аяҡ-ҡулдарына, әй, бығау һалдылар.
Етем генә ҡалған, әй, балалары,
Зар илашып, әй, тороп ҡалдылар.
В книге Айрата Кубагушева «Музыкально-поэтическое
наследие башкирского народа. Песенное творчество»
описана такая версия истории происхождения песни:


«Башкир». Автор: Р. Хабиров. Источник изображения: pinterest.com
Славившийся в округе как начитанный
и грамотный юноша, молодой охотник
Шафик служил у старшины Маматея
Куватова казначеем. Старшина же был
известен своей недобропорядочностью.
Он насильно собирал у людей пушнину
в форме налога, а сам раздаривал ее
царским чинушам как-будто лично от себя,
как умелого охотника. Не брезговал он
и трофеи Шафика присваивать, выдавая
их за свою добычу.
Однажды Куватов оклеветал Шафика, сказав, что он продавал людям государственное зерно по завышенным ценам, а разницу клал себе в карман. Старшина добился ссылки молодого егета
в Сибирь. В Сибири Шафик получает письмо от жены, в котором она пишет, что больна, находится в положении и просит забрать детей. Но кто же отпустит ссыльного домой? От тоски по детям,
по родине сложил Шафик песню, писал письма жене, но остались они без ответа.
Потеряв всякую надежду вернуться домой, женился Шафик в ссылке на другой женщине. Спустя много лет нашел Шафика его повзрослевший сын. Он рассказал о матери, о младшем брате, о том, что они живы и здоровы. Шафик решается ехать к себе на родину, но молодая жена не согласна и со злости спаивает его отравленной медовухой. Сын Шафика в отместку убивает ее и сбегает на родину. Песню, которую пел когда-то Шафик, назвали его именем и так исполняют.
Исполнители песни: С. А. Абдуллин, И. И. Дильмухаметов,
М. А. Казакбаев, Ф. А. Кильдиярова. Обработка песни «Шафик» для голоса и фортепиано осуществлена Р. В. Сальмановым.
Озон-кюй – долгие, протяжные песни большого дыхания,
медленного (или умеренного) темпа, традиционно-национальной (вокальной и инструментальной) исполнительской манеры.
Озон-кюй – национальная башкирская музыкальная
и поэтическая народная классика.
Среди озон-кюй различаются песни виртуозно-орнаментированно-импровизационные высокоразвитого сольного мелодического стиля и песни мало, или совсем не орнаментированного мелодического стиля, без элементов виртуозности, мелос которых в основном покоится на лирически-выразительной напевности кантиленного типа.

Озон-кюй исполняются либо певцом,
либо искусным народным инструменталистом
на курае, реже на скрипке, либо дуэтом
певца и кураиста в стиле гетерофонного одноголосия.

Скриншот видео: Канал "Башинформ"
19 декабря 2018 года на I заседании Республиканского Экспертного совета по внесению объектов нематериального культурного наследия в региональный реестр зарегистрирован «узун-кюй» как объект НКН. Номер объекта: 01-005.
Ссылка: onknrb.bashmusic.net
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
от 29 июня 2020 года N 290-з
«О нематериальном культурном наследии
в Республике Башкортостан»
Принят Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан
25 июня 2020 года

docs.cntd.ru

Башкирская народная песня «Шафик»
в исполнении Азата Аиткулова.
Источник видео: Канал "Радик Кильмаматов"
Литература:

1. Башкирское народное творчество. Песни (дооктябрьский период) / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. С. А. Галин. Уфа, 1995.
2. Кубагушев А. М. Музыкально-поэтическое наследие башкирского народа (Песенное творчество). Уфа, 2019.