Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

САРЫК–

башкирская традиционная сыромятная обувь с суконными голенищами.
Впервые упоминается в работе И.И. Лепехина (1740–1802) «Продолжение Дневных записок путешествия академика и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 году. Ч. 3» (СПб., 1772). Он пишет буквально следующее*:

«Лаптей ни башкирки, ни башкирцы никогда не употребляют; но носят в Уфимском уезде упоки собственного кожевничества, а в Исетской провинции бахилы, у которых только кайма у голов коженая, а прочее все суконное».

По мнению исследователей (С.И. Руденко, С.Н. Шитова), И.И. Лепехин под бахилами имел в виду именно сарык.

Источник: Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Императорскою Академиею наук, по предложению ее президента. Т. 4. СПб., 1822. С. 169.

И.И. Лепехин
(1740–1802)
В конце XIX в. медик Д.П. Никольский (1855–1918) впервые упоминает зауральское название обуви: «сарык». Он описывает ее более подробно: «Шьется он (сарык) башкирами и состоит из суконного или войлочного голенища, которое вышивается цветной шерстью; к голенищу пришивается кожаная подошва из дубленой конской кожи. Чтобы голенище не спадало вниз, оно подвязывается около колена шнурком или тесемкой».

Источник: Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899. С. 54.

Д.П. Никольский
(1855–1918)
«Сарыҡ – древняя и примитивно скроенная башкирская обувь. Она состояла из простой кожаной подошвы с пришитым к ней впереди кожаным носком и суконным голенищем, высотой до колена. Ни подметок, ни каблуков у сарыҡ не было. Мужские сарыҡ от женских отличались только тем, что задники последних обычно были расшиты цветным (чаще красным) сукном».
С.И. Руденко, этнограф
(1885–1969)
Женский сарык и мужский сарык. Местонахождение экспонатов – Учалинский историко-краеведческий музей - филиал муниципального бюджетного учреждения культуры "Музейное объединение" муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.

«Сарык (сарыҡ) – самобытная суконная обувь с низом из сыромятной кожи. Ее подошва заходила наверх, формируя края и задник, к передку пришивали полуовал, рассчитанный на подъем ноги… Длинные голенища подвязывались у колена плетеными шнурками (ҡылыҫмау). На мужскую обувь на заднике и с боков нашивали кожаные полуовалы. У мужчин такая обувь была повседневной, рабочей. Женские сарыки красочно орнаментировались, служили и повседневной, и праздничной обувью».

С.Н. Шитова, этнограф
Ареал распространения сарык
Вышитые женские сарыки, Курганская область, 1972 г.
Фото из книги: Шитова С.Н. Башкирская одежда, Уфа, 1995
Скорее всего, сарык в прошлом имел намного больший ареал распространения, нежели в конце XIX – начале XX в.

Об этом свидетельствуют слова С.И. Руденко: «Сарыҡ (ҡата у инзер-катайцев) больше всего носили за Уралом, особенно степные башкиры, хотя они встречались еще кое-где у минцев, кудейцев, у восточных айлинцев и проч.» (Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа, 2006. С. 141). Упоминание сарыка в работе Д.П. Никольского свидетельствует (как известно, изучавшего, прежде всего, быт башкир Красноуфимского уезда Пермской губернии), что их носили и башкиры северо-востока современной Республики Башкортостан и Свердловской области.

В конце XIX в. сарыки носили по восточным склонам Уральских гор (современные Абзелиловский, Учалинский районы РБ) и в зауральских степях – ныне в Челябинской и Курганской областях.

С.Н. Шитова в работе 1968 г. выделяет 7 территориальных костюмных комплексов у башкир. Из них в юго-восточном (по р. Белой и в Абзелиловском районе) и восточном (зауральском) комплексах имели распространение сарыки (Шитова С.Н. С. Народная одежда башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. 3. Уфа, 1968. С. 165–181). Тогда как в монографии 1995 года издания в юго-восточном комплексе сарык не отмечен, как характерная обувь (Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа, 1995. С. 159–171).


8 - МУЖСКИЕ САПОГИ САРЫК НА ТВЕРДОЙ ПОДОШВЕ С СУКОННЫМИ ГОЛЕНИЩАМИ;
9 - ОБУВЬ САРЫК ИЗ СЫРОМЯТНОЙ КОЖИ С СУКОННЫМИ ГОЛЕНИЩАМИ.

ИСТОЧНИК: ШИТОВА С.Н. С. НАРОДНАЯ ОДЕЖДА БАШКИР // АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ БАШКИРИИ. Т. 3. УФА, 1968.
С. 172.
Современные места хранения сарыков
Сарыки хранятся в ряде музеев страны.

В Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург) хранятся вещи, приобретенные С.И. Руденко в дореволюционный период. В 1906 г. в д. Сары (Сарино современного Кунашакского района Челябинской области) им были приобретены мужские и женские сарыки.


В Свердловском областном краеведческом музее им. О.Е. Клера
(г. Екатеринбург)
хранятся женские сарыки с арочной аппликационной композицией на задниках. Один из сарыков раньше хранился в губернском музее Екатеринбургской губернии, другой поступил в 1927 г. из музея
г. Красноуфимска.


Внизу представлены экспонаты Национального музея Республики Башкортостан (г. Уфа): женский сарык и детский сарык.
Детский сарык
Женский сарык
Сарыки хранятся также в Башкирском государственном художественном музее им.
М. В. Нестерова (г. Уфа), Музее археологии и этнографии УФИЦ РАН (г. Уфа), в музеях Челябинска, Кургана, Учалов
и др.

Техника изготовления

Мастерами по изготовлению сарыков были женщины. Кожаная часть выкраивалась в виде двух полуовалов; большой выполнял роль подошвы, меньший – носка.

Два небольшие (до 3 см) надреза помогали сформировать жесткий прямоугольный задник, при этом боковые кусочки кожи накладывались друг на друга, а средний закрывал шов; подошва по бокам слегка заходила наверх.

Кожу сшивали конским волосом или конопляной дратвой (в начале XX в.) большими наметочными стежками; на заднике выполнялся гребенчатый или елочный узор.

На фотографии – Азат Гарипов, мастер по изготовлению сарыков, показывает шаблоны для кройки подошвы.

Голенище выкраивалось из сложенного по длине куска сукна, шов приходился сзади. Высота голенища составляла 40–46 см, ширина – около 23 см.

На мужских, а также на рабочих женских сарыках на голенище на месте мыска и по бокам нашивались язычки кожи, как украшение, над ними помещался узор из треугольников-амулетов (бетеү).


Заготовка сарыка.
Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение "Городской краеведческий музей" Миасского городского округа.
Процесс изготовления сарык.
Как мужские, так и женские сарыки подвязывались над икрами плетеными из цветной шерсти шнурками (ҡыҫмау, ҡуңысбау). Внутрь под подошву ноги в сарык клали подстилку из жесткой травы (осоки) или соломы.

Фотография, размещенная, на сайте Государственного каталога музейного фонда
Российской Федерации.
Житель Аргаяшского района
М.К. Абдрахманова надевает сарыки.


Веревочки для подвязывания сарыков, плетеные из белой и красной шерстяных нитей.
Местонахождение: Учалинский историко-краеведческий музей - филиал муниципального бюджетного учреждения культуры "Музейное объединение" муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
Вышивка на сарыках

Задняя часть голенища украшалась аппликацией (комбинации из различных геометрических фигур, спиралевидных завитков и др.), нередко в сочетании с вышивкой.

Орнаментальная композиция могла вырезаться из сукна целиком и нашиваться на задник обуви в определенной последовательности. Чаще орнамент выполнялся ленточками, прикрепленными с обеих сторон. В основе рисунка на заднике была арочная композиция. Она подчеркивалась полукругом из треугольников, двусторонних завитков, «гребенки» и других элементов, соединенных в линию. Внутри арки и вокруг нее помещался тонко разработанный орнамент. Элементами орнамента являлись линии с завитками на концах, составлявшие при пересечении ромбическую сетку, турбулентную розетку и другие комбинации.

Женские сарыки отличались от мужских тем, что их задники на белых суконных голенищах украшались узором, вырезанным из красного сукна. Различались сарыки с простой (4‑ и 6‑кускарные) и сложной орнаментацией (8‑, 10‑, 12‑кускарные). На голенищах мужских сарыков имелись кожаные нашивки в виде полуовалов (над задником и на мыске) и ромбов или треугольников (по бокам), выполнявшие также роль оберегов.

Фрагменты сюжета телеканала "Учалы ТВ".

Для аппликации основным цветом всегда является красный. Для башкир красный цвет символизировал тепло, огонь, кровь. Они считали что, красный цвет защищает хозяина от злых сил и дурного глаза.

По технологии выполнения можно выделить три способа выкладывания узоров:
а) узоры вырезались из цельного куска ткани по карандашному рисунку или по бумажному образцу;
б) узоры составлялись из тонких полосок сукна (для узоров центрального поля полосы выкраивались пошире и узоры получались более крупными и рельефными по сравнению с дугообразной полосой по краю аппликации);
в) узоры состояли из скрученных спиралью полос, которые очень плотно заполняли фон. При выполнении аппликации эти способы комбинировали.

Фрагменты сюжета телеканала "Учалы ТВ".
В наше время древние нашивки к задникам сарыка, аппликации можно встретить в музеях.

Представленные на фото ниже заготовки хранятся
в Учалинском историко-краеведческом музее - филиале муниципального бюджетного учреждения культуры "Музейное объединение" муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан и в Национальном музее РБ.

Еще с экспонатами, связанными с темой сарыка, можно ознакомиться в
Государственном каталоге Музейного фонда РФ.

Изготовление сарыка в наше время
В изучении технологии изготовления сарыка и популяризации этой работы среди населения следует отметить работу преподавателя Учалинского филиала Башкирского государственного университета Азата Салаватовича Гарипова. Им в рамках подготовки к Всемирной фольклориаде в Учалинском историко-краеведческом музее были проведены мастер-классы по изготовлению сарыка.

В социальной сети "ВКонтакте" размешено выступление А.С. Гарипова по этой тематике. С видео можно ознакомиться
здесь.

Азат Гарипов,
мастер по изготовлению сарыков
Для меня башкирская народная одежда – это исторический источник, ключ к пониманию народного духа. Тот же сарык – не только символ прекрасного, но и помощь в понимании жизнедеятельности народа. Например, для изготовления только сарыка необходимо знать несколько промыслов: обработку кожи, валяние сукна, пошив голенища.
Члены фольклорного ансамбля "Йэншишмэ" сшили себе сарыки после мастер-класса Азата Гарипова.
Гульсия Файзуллина,
мастер по изготовлению национальной одежды, дизайнер
Я по образованию портной. Начала изучать историю башкирской одежды. Собравшись с девушками, сшили национальные костюмы, создали ансамбль "Йәншишмә". Потом начали шить сарыки. Купили ткацкий станок, валяли сукно. Конечно, изготовление сарыка требует много времени. Особенно красивыми получаются сарыки у Миляуши.
Миляуша Кадирова,
бухгалтер
После пошива национальных костюмов заинтересовалась изготовлением сарыков. Когда Азат Салаватович начал проводить мастер-классы, начала обучаться этому ремеслу. На изготовление одной пары сарыков ушло около двух месяцев. Работа не сложная, но хлопотная. Хочется привить любовь детям к декоративно-прикладному искусству, любовь к башкирским художественным ремеслам. В дальнейшем хочу научиться изготавливать ката.
Фольклорная группа «Йэншишмэ» города Учалы проводит большую работу по возобновлению технологии изготовления сукна, сарыка, по передаче народных промыслов будущим поколениям. В процессе работы исполняются песни, такмаки характерные для данного района.
В настоящее время можно увидеть орнаменты сарыка в джинсах. Например, дизайнер Зульфия Краснова предлагает модницам джинсы в этностиле.
Башкирская обувь–сарык прошла большой путь развития и дошла до наших дней. Сейчас она восстанавливается, изготавливается мастерами. Растет число людей, желающих научиться шить сарыки. Изучение древнего ремесла, передача его будущим поколениям остается актуальной задачей.

Использованная литература:

1. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.
2. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979.
3. Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899.
4. Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Императорскою Академиею наук, по предложению ее президента. Т. 4. СПб., 1822.
5. Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа, 2006.
6. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа, 1995.
7. Шитова С.Н. С. Народная одежда башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. 3. Уфа, 1968. С. 125–227.


В лонгриде использованы личные фотографии А. Гарипова, материалы Государственного каталога Музейного фонда РФ.

© Абдульменова А.В., автор-составитель, 2020