Порядок проведения обряда
Данный обряд, зародившийся у древних башкир во времена язычества, дошел до наших дней, претерпев некоторые изменения в результате принятия народом мусульманской религии. В свете новой религии он не был отвергнут, а лишь немного видоизменен, более того, обогащен. Существуют определенные требования к проведению и выполнению некоторых обязательных правил обряда вызывания дождя. Основной идеей обряда является массовое молитвенное обращение к богу дождя при засушливой весенней или летней погоде. В эпоху язычества главные волшебные слова, обращенные к богу дождя, произносились шаманами (баҡсы). С переходом к мусульманству и введением некоторых изменений в порядок проведения обряда произнесение молитвенной просьбы к Аллаху в плане вызова дождя было возложено на мулл.
По завершению намаза дождя приносили в жертву черношерстного животного, его называли «теләк салыу» (досл. "резать желание"), «ямғыр ҡорбаны» ("жертва дождя"). Из мяса принесенного в жертву животного готовили суп. В период варки мяса взрослые еще раз совершают намаз дождя. За трапезу мужчины
и женщины усаживались по отдельности. По окончании трапезы, сопровождавшейся благопожеланиями и восхвалением Богу, голову и кости жертвенного животного утопляли в реке (озере), а кожу отдавали мулле
в качестве милостыни. Главным условием данного обряда являлось также то, что участники обряда должны были присутствовать в черных зилянах (елән)
для вызова черной тучи. Древние башкиры, при накануне имеющемся намерении участия, шли на данный обряд в чистой одежде, надетой после утреннего омовения. В проведении обряда вызывания дождя главными требованиями являются также обливание водой, купание в речке. И стар и млад, и даже сам мулла должен промочить хотя бы краешек еляна. По условиям обряда, никто не должен оставаться сухим. При невозможности попасть в дом – обливали через трубу, если не могли попасть во двор – плескали через забор, опрыскивали хлева, плетни, изгороди, дворы... Все это сопровождалось произнесением пожеланий дождя:
Дождичек мой, лей, лей!
Пусть хлеба растут быстрей!
Дождик, лей, лей, лей,
Черного барана зарежу,
Голову тебе положу,
Коли голову не возмешь –
Ножки тебе положу,
Кости в воду положу,
Шкуру я себе возьму.
Дождик, лей, лей, лей,
Дам масляную кашку,
Дам красивую ложку,
Дождичек мой, лей, лей!
Будем мы здоровы, здоровы!
Лей ты из ведра,
Лей ты из сита! Лей! Лей!
В основе этих слов, бытующих в настоящее время в качестве детской прибаутки, отражены очень древние обычаи. Последняя строчка прибаутки же свидетельствует о том, что согласно обряду женщины пропускали воду через сито.