Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
ПИТРАВКА
ЧУВАШСКИЙ ОБРЯДОВЫЙ ПРАЗДНИК
Питрав (или иначе — Питравка) — весенне-летний праздник молодёжных игрищ и хороводов, который отмечается чувашами 29 июня (12 июля) в честь Святых Петра и Павла.

Чуваши уже долгие века ведут оседлый образ жизни. Календарь землепашца всегда был связан с положением солнца и отмеряемыми им периодами.

Поэтому календарные праздники чувашей приурочены к основным переломным периодам астрономического года — зимнему и летнему солнцевороту, осеннему и весеннему солнцестоянию.

Праздник Питравка наполнен древними обычаями, которые вплелись в канву праздника.

В эти дни лето проходит свою середину, созревает трава на лугах для сенокоса, а землепашные работы уже завершены.

Чаще всего этот день сухой, жаркий и светлый. В Петров день самое начало сенокоса и в эту же пору начинается сбор грибов.
Этот праздник можно назвать ещё последним днём хороводов, которые начинаются с Уяв (Уяв – праздник окончания посевных работ).

Верховые чуваши проводили Уяв в промежутке между Мăнкун (Пасха) и Симĕк (Троица).

Во время Уява молодёжь вечерами собиралась за околицей и устраивала хороводы с танцами, плясками, играми. К концу XIX века сезонные молодежные хороводы у верховых чувашей стали исчезать.

Средненизовые чуваши на Уяв обычно проводили большие общеродовые игрища.

Низовые чуваши начинали Уяв в день Симĕк и праздновали до Петрова дня.
В определённый день в материнскую деревню собиралась молодёжь со всех дочерних деревень.

Рядом с каждой материнской деревней на лугу, около рощи или на лесной поляне, было постоянное место для проведения сборищ молодёжи, которые назывались «вăиă» или «пухă», «тапă».

Ко дню «вăиă» на таком месте устраивалась скамья для музыкантов. В безлесных местах около скамейки вкапывали несколько свежесрубленных деревьев и украшали их разноцветными лентами. Ближе к полудню к этому месту собиралась молодёжь.

Приезжали также торговцы сладостями, мелким товаром, игрушками.

Весь день до позднего вечера на площадке играла музыка.

Вокруг этого большого оркестра всегда толпились ребята, которые подыгрывали на деревянных свирелях, металлических и глиняных свистульках, металлических треугольниках.

Девушки устраивались полукругом по обе стороны оркестра. Восточный сектор круга оставался открытым. В центре круга постоянно отплясывали парни, приглашая девушек по очереди на танец.
Другая часть молодёжи немного в стороне водила хороводы. Иногда представители каждой деревни устраивали свои круги, и деревня с деревней соревновалась в мастерстве пения и удальстве танцев.

Такие большие общеродовые сборы молодёжи проводились только раз в году и позднее стали приурочиваться к престольным праздникам своей приходской церкви, а в ряде мест они слились с Акатуем.


Взрослое население в это время соблюдало Синçе (обряд бережения земли) и воздерживалось от каких бы то ни было работ. Молодёжь сразу же после «проводов усопших» начинала водить хороводы.

В Троицын день парни и девушки собирались по улицам в группы и шли на центральную площадь села. Каждая улица шла со своими песнями. Собравшись на центральной площади, молодёжь по давно установленному маршруту с песнями уходила в лес к востоку от деревни.

Из фильма "Чувашский обрядовый праздник Питравка" Дома дружбы народов Республики Башкортостан
Из фильма "Чувашский обрядовый праздник Питравка" Дома дружбы народов Республики Башкортостан
В лесу девушки пели песни, собирали цветы, плели венки. Парни в это время выбирали подходящее дерево. Когда дерево было выбрано, вокруг него девушки и парни водили хоровод.

Девушки украшали это дерево цветами, венками и лентами. Затем дерево срубали, приносили в деревню и устанавливали на традиционное место проведения игрищ и хороводов. По пути в деревню девушки гадали на венках. Около речки бросали венки в воду и смотрели, в какую сторону они поплывут. Хороводы обычно проводили на околице деревни. Для этого выбирали высокое место. На вершине холма устанавливали дерево и вокруг него водили хороводы.

В период Уява хороводы водили каждый день с утра до позднего вечера.
Вечерами под деревом жгли костры, и вокруг них кружились несколько кругов.
Особенно торжественно проводили хороводы по пятницам и воскресеньям.
С наступлением Петрова дня (Питравки) молодёжные праздники завершались.

В Петров день вся деревня собиралась на последний прощальный хоровод.

Поздно ночью провожали Уяв, все выходили на западную окраину деревни и вокруг прощального костра водили последний в этом году хоровод.

В полночь молодежь с песнями и музыкой уносила из деревни праздничное дерево на кладбище. С кладбища уже возвращались без песен. Были специальные песни, посвящённые началу и завершению Уява. Примером песни проводов Уява является «Журавушка» («Тăрна») в обработке Ф. П. Павлова. После торжественных проводов Уява хороводные песни уже не исполнялись.
Наступало время обрядов, связанных с нелёгким трудом и заботами земледельца.

В день праздника Питрав люди устраивали обетные угощения — накрывали богатые столы для всех, кто не мог себе этого позволить. На пиршества приглашали бедных соседей и родственников, нищих и странников. В некоторых местах была традиция тещам приносить для зятьев сыр, а зятьям — принародно угощать тещ лакомствами. Крестные же дарили своим крестникам пшеничные пироги.
«На дворе пусто, да на поле густо»
приметы, связанные с Питрав кун

До Петрова дня поет соловей и кукует кукушка, а дальше все замирает.
В птичьих гнездах появляются птенчики.
Петр-Павел жару прибавил.
Петр и Павел день убавил.
Утром роса западет – к вёдру, а нет росы – дождь будет.
Если белые облака поднимаются против ветра – дождь будет, а если по ветру идут облака – вёдро.
Если кукушка кукует после после Питрав кун, то лето будет долгим. Если кукушка перестает куковать до Петрова дня – к ранней зиме, а если после – к затяжной осени.
Если пчелы рано заканчивают свою работу – будет сухая погода. Перед ненастьем пчелы трудятся допоздна.
Как медь желты облака – к дождю.
Коли дождь на Петра – сенокос мокрый.
На Петров день дождь – сено как хвощ (жесткое), зато урожай не худой. Два дождя – хороший, три – богатый.

Апостол Петр считается покровителем рыбного промысла.
Потому считалось, что в этот день удача сопутствует рыбакам.

Отголоски древних жертвоприношений

В Питрав резали барана и проводили обряд освящения предстоящего урожая жертвоприношением духам природы, умершим предкам, сопровождавшийся угощением всех сородичей.

В этот день резали барашка, готовили бульон из баранины (така шÿрпи), семья организовывала небольшое застолье с приглашением близких родственников.

Существовал особый ритуал разделки бараньей головы и раздачи её частей. Голову барана давали главе семьи или хозяину дома. Обычай местами сохранился.

В большом котле варили мясной суп для пахарей и косарей, его держали в погребе на льду, доставали небольшими порциями.

В ряде селений в Питрав на кладбище справляют коллективные поминовения.

Из фильма "Чувашский обрядовый праздник Питравка" Дома дружбы народов Республики Башкортостан
Из фильма "Чувашский обрядовый праздник Питравка" Дома дружбы народов Республики Башкортостан
Питрав кун ‒ точка отсчета

От этого дня отсчитывалось время сделок, договоров, найма работников. Нередко на Петров день собирались ярмарки. После этого дня начинался сенокос. Так как сенокос открывал обыкновенно уборочные работы, то в некоторых селениях по этому случаю устраивалось специальное моление утӑ чӳкӗ (моление о сене) с жертвоприношением.

Дни, предстоящие Питравке были особенно веселыми для крестьянской молодежи и детей. Поскольку основная масса сельскохозяйственных пахотных работ уже завершена. В это время чаще всего проводились ярмарки.

Со второй половины июня и вплоть до начала июля у чувашей была пора свадеб. В связи с этим во многих местах это время называется хёр уйӑхӗ «девичий месяц». Свадьбы иногда совпадали по времени с Ҫинҫе (днем летнего солнцестояния), что придавало этому периоду праздничный характер. У чувашей большинство свадеб справляли перед сенокосом, а после окончания свадебных торжеств молодая выходила на сенокос и участвовала в страде.
Из фильма "Чувашский обрядовый праздник Питравка" Дома дружбы народов Республики Башкортостан
Из фильма "Чувашский обрядовый праздник Питравка" Дома дружбы народов Республики Башкортостан
Питравка в Башкортостане
Праздник Питравка ежегодно проводится филиалом Дома дружбы народов Республики Башкортостан — Чувашским историко-культурным центром с 2012 года, а с 2017 года он обрел общереспубликанский статус. В 2020 году впервые он прошёл в виртуальном формате и вышел на межрегиональный уровень.

Благодарим за фото и видео из личного архива Матвееву Светлану Семёновну, главного специалиста Чувашского историко-культурного центра-филиала ГБУ Дом дружбы народов Республики Башкортостан.

Ссылки на видео:
https://youtu.be/F43gpcjpXMw
Чувашский обрядовый праздник Питравка. д. Суук-Чишма, Кармаскалинский район Республики Башкортостан. 2018 г.
https://youtube.com/playlist?list=PLr9is48FrUhmQSfZ-yXXe8cbY3VRo1WEr
Плей-лист конкурсантов Питравка-2020. Республика Башкортостан.

Список литературы:
“Петра и Павла день" Энциклопедическая статья. Электронная Чувашская энциклопедия. автор П.П. Фокин http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=3570

“Петров день – праздник палящего солнца" статья на официальном сайте. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, 2012 г. https://old.chuvsu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5918:2012-07-12-04-18-55&catid=190:2010-08-02-23-34-43&Itemid=537

“Традиции чувашского народа" – статья на официальном сайте Ибресинского района Чувашской Республики. http://old-ibresi.cap.ru/SiteMap.aspx?id=796451

“Петров день" – статья на официальном сайте Канашского района Чувашской Республики https://kanash.cap.ru/news/2015/07/13/petrov-denj

“Межрегиональный национальный праздник «Питравки» впервые прошёл в виртуальном формате" – статья на официальном портале Республики Башкортостан https://www.bashkortostan.ru/presscenter/news/291946/

“Календарные праздники и обряды" – этнографическая статья на портале “Культурное наследие Чувашии" http://nasledie.nbchr.ru/upload/pdf/obryady.pdf

“Питрав" – статья на сайте “Чаваш халах сайче" (“Чувашский народный сайт") https://chuvash.org/wiki/%d0%9f%d0%b8%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%b2

“Питрав" – статья на портале “Сувары" 2017 г. https://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/su/content/pitrav

Телеканал "Культура". Чувашские праздники. Передача "Россия, любовь моя!" 2014 https://youtu.be/es7uDMCoSNs

Юсупова Г. Я., автор-составитель, 2021