Библиотека объектов нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Лейла Аралбаева, журналист, музыковед
Башкирская народная песня «Урал» объединяет людей
«Урал» – самая известная башкирская народная песня, музыкально-поэтический символ Родины и отражение многовековой истории народа. Относится к протяжным песням, получившим в башкирском фольклоре название «озон-кюй». Песня лирико-эпического характера, ставшая классикой народного творчества, несет в себе бережно передаваемый из поколения в поколение глубокий смысл. Песня «Урал» стала своеобразным гимном башкирского народа и обычно звучит в начале курултаев, йыйынов, собраний, крупных исторических событий. Торжественное исполнение «Урала», так же как и официальных гимнов, башкиры слушают стоя.
В этой песне сложились воедино два главных качества народа: башкир-детей природы, поэтов от рождения, и башкир-воинов, бесстрашно сражавшихся за родную землю. Под звуки песни «Урал» мы представляем могущество величественных гор, красоту сверкающих рек и простор бескрайних степей, через витиеватую мелодию песни погружаемся в философское осмысление исторических событий и ощущаем глубинную тоску башкир по воле.

Писатель и ученый Газим Шафиков в книге «Дыханье жгучее истории» пишет: «…Этот народ никогда не называл свою родину «Башкортостаном», как это делали представители других народов и племен, для которых Приуралье было «землей башкир», сами же башкиры называли свой край только «Уралом», подчеркивая тем самым всю корневую суть этого громадного региона. Древние башкирские земли – яркий тому пример. Недаром истинным гимном башкир является народная песня "Урал"».

Каждая башкирская песня имеет свою историю или легенду, которую певец или музыкант по старинной традиции должен рассказать перед ее исполнением. Исследователи не раз отмечали глубокий историзм башкирских песен.

«Сама художественная природа большинства песен как бы «специально настроена» на передачу исторической информации. Певцы, хорошо знающие исполнительские традиции, перед тем как спеть народную песню, вначале подробно излагают историю ее зарождения», – говорит доктор филологических наук Фануза Надршина.
История и содержание песни
Возникновение песни «Урал» исследователи относят к XIV—XVI векам. Содержание песни связано с образованием союза семи башкирских племен в юго-восточной части Башкортостана, поэтому у песни есть еще одно название — «Ете ырыу» («Семирод»).

Вот как пересказывает содержание песни в книге «Жемчужины народного творчества Урала» фольклорист Риф Сулейманов: «В истории протяжной песни «Урал», которая по-другому называется «Ете ырыу» («Семь родов»), говорится, что в далеком прошлом башкиры между собой враждовали, часто совершали набеги, отнимали друг у друга скот, жен, детей. Это продолжалось долго, но однажды аксакалы, старейшины родов договорились о встрече, чтобы решить вопросы войны и мира. На Южном Урале, у подножия горы Кыркты, встретились в назначенный день семь башкирских родов, где и был заключен мир на вечные времена. После договора были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров. В завершение легенды говорится, что в честь этого важного для всего башкирского народа события одним из сэсэнов (певцом-сказителем) и был сочинен озон-кюй "Урал"».
На Южном Урале, у подножия горы Кыркты, встретились в назначенный день семь башкирских родов, где и был заключен мир на вечные времена. После договора были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров.
Тексты песни «Урал» впервые записаны от народных певцов Афлятуна из деревни Сабырово Орского уезда Оренбургской губернии (ныне Зилаирский район Башкортостана) и Габит-сэсэна Аргынбаева из деревни Идрисово Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Башкортостана) в 1915 и 1920 годах известным башкирским фольклористом, поэтом, драматургом Мухаметшой Бурангуловым. В его книге «Сэсэн аманаты» приводится легенда песни «Семирод» – «Ете ырыу». Судя по его записи, между башкирами-степняками и их сородичами, проживающими в горах, разгорались нешуточные споры.

Если некоторые специалисты считают, что песня возникла, когда объединение башкирских родов было в основном завершено, Газим Шафиков выдвигает другое предположение: «Вполне возможно, что это выдающееся творение мелодии и текста песни родилось значительно раньше, когда после падения Золотой Орды и возникновения новых ханств – Астраханского, Казанского, Ногайского – Урал стал символом единения всех башкирских родов под знаменем свободы и независимости. Текст песни – самое убедительное тому подтверждение».
Текст песни «Урал»
Күгәрепкәй ятҡан Урал тауы —
Ата-олатайҙарҙың да төйәге.
Ерен-һыуын һаҡлап ҡорбан булған
Шунда ята батырҙар һөйәге.

Ай, Уралым, һинән ҡырҡып алһам
Ат ҡыуырҙай яңғыҙ ҙа талдарың,
Тамып та ғына ҡала, ҡырҡҡан саҡта,
Яуҙа үлгән батыр ҙа ҡандары.

Уралдан ғына бейек, ай, тау булмаҫ,
Уралҡайҙы һөймәҫ тә йән булмаҫ.
Үҙ илкәйе өсөн ҡорбан булған
Ир-егеттең ғүмере йәл булмаҫ.

Яҡшы атҡа менеп, ҡулына алған
Уҡ-һаҙаҡҡай тигән ҡоралын,
Аямаған йәнен, түккән ҡанын,
Һис бирмәгән башҡорт Уралын.
Уральских гор отроги высоки,
Ты матерью родною стал, Урал.
Здесь, где звенят живые родники,
Ты воедино семь родов собрал.

Ах, мой Урал! Лозину срезал я,
Чтобы коня в дороге погонять.
Закапала с лозы убитых кровь,
И эту кровь ничем мне не унять.

Найдутся ль горы выше, чем Урал?
Найдется ль кто, чтоб им не дорожить?
Найдется ли егет, чтоб пожалел
За землю предков жизнь свою сложить?

Колчан и лук да быстроногий конь
Башкиру были спутником всегда.
Ни крови он, ни жизни не жалел,
Чтоб над Уралом не прошла беда.
Во времена колонизации края, в период башкирских восстаний XVII–XVIII веков ведущей темой песни «Урал» стала защита родной земли и прославление безымянных батыров, основным лейтмотивом – призыв к борьбе против колониального и социального гнета.

Как пишет ученый Ахнаф Харисов, «Иван Грозный, после присоединения башкир к Русскому государству, дал им грамоту на пользование землями и водами. На основе царской грамоты башкиры поделили землю на семь родов. Именно это историческое событие отражала песня. Но впоследствии, когда в XVIII веке началось разорение башкирских земель и колонизация края, содержание песни претерпело изменения, но, сохранив свою прежнюю мелодию, она стала называться "Урал"».

Этим же темам посвящены другие варианты песни «Урал», известные под названием «Боронғо Урал» («Древний Урал»), «Иҫке Урал» («Старинный Урал»), «Ҡыҫҡа Урал» (короткий напев «Урала»).
«Мысль о нерасторжимости человека и природы заложена в сущности и в ранних вариантах песни «Урал», в которых опоэтизирован образ Матери-Земли. В целом же образ Уралтау в песнях многообразен. Он олицетворяет в себе и природу как таковую, и понятие Родины целого народа», – отмечает фольклорист Фануза Надршина.
Особенности песни «Урал» и ее современные исполнители
Песня «Урал» является высоким примером поэтической образности и народного мелоса, признают мировые исследователи. Варианты песни были записаны на фонограф и нотированы в 30-е годы ХХ века русскими учеными, изучавшими башкирский край и культуру, – Иваном Салтыковым, Александром Ключаревым, Львом Лебединским, и башкирскими фольклористами Салаватом Галиным, Фаритом Камаевым, Рифом Сулеймановым. Песня впервые была опубликована в книге «Башҡорт халыҡ йырҙары» («Башкирские народные песни») в записи композитора Хусаина Ахметова.

«Урал» составляет неотъемлемую часть репертуара всех выдающихся исполнителей на национальном духовом инструменте башкир – курае и певцов. Эту песню исполняли знаменитые кураисты: Юмабай Исянбаев, Ишмулла и Сайфулла Дильмухаметовы, Гата Сулейманов; певцы: Магафур Хисматуллин, Сулейман Абдуллин, Рамазан Янбеков, Мавлетбай Гайнетдинов, Гали Хамзин, Райман Ишбаев и другие. Их исполнение давно признано классическим и вошло в сокровищницу башкирского искусства.
Среди современных исполнителей с большим чувством и мастерством исполняют «Урал» кураисты Азат Аиткулов, Юлай Гайнетдинов, Ишмурат Ильбаков, Расуль Карабулатов, Роберт Юлдашев, певцы Абдулла Султанов, Вахит Хызыров, Азамат Тимеров, Хасан Усманов, Марсель и Нух Кутуевы, Ильдар Жамалов и другие.

«У каждой народной песни есть своя аура. У песни «Урал» очень сильная энергетическая аура, которая влияет и на зрителей, и на самих исполнителей. Она объединяет людей. Исполнителей песни «Урал» немного, многие поют песни, не вникая в содержание, просто показывая свой сильный голос. А ведь главное – показать характер песни, раскрыть образ. Прежде каждый исполнитель песни «Урал» был выдающейся личностью и, пропуская песню через свое сердце, делал собственную интерпретацию», – говорит заслуженный артист России, народный артист Башкортостана, лауреат Государственной премии
им. С. Юлаева, известный кураист и педагог Азат Аиткулов.
Музыкант рассказал, что начал играть «Урал» на курае в 11 лет благодаря известному музыканту и педагогу Адигаму Искужину, который научил его многим мелодиям. Сейчас мэтр, преподающий игру на курае в Уфимском государственном институте искусств имени З. Исмагилова, передает свои умения молодым поколениям, и эта интерпретация получила широкое распространение.
«Эту мелодию на курае играют все мои студенты. Не все люди сразу могут научиться играть «Урал» – нужны и жизненный опыт, и мастерство. Если некоторые мои ученики не могут сразу запомнить мелодию – я учу их, разбив музыкальный текст на несколько частей и сравнивая музыкальные фразы с опорой на доминирующие ноты. В основном мы все играем один общепринятый вариант в ре мажоре на курае ля. Диапазон песни большой, если играть на октаву выше, некоторые кураисты не могут взять верхний звук фа диез», – рассказывает кураист.
«Урал» – одно из произведений совместной программы Азата Аиткулова с уфимским органистом, народным артистом Башкортостана Владиславом Муртазиным. С этой программой музыканты выезжали на гастроли по всей России – были в Кемерово, Тольятти, Самаре, Ульяновске, Перми, Екатеринбурге, Казани, Набережных Челнах, городах Сибири. Звуки двух духовых инструментов – башкирского курая и электронного (переносного) органа «Hauptwerk» гармонично сочетаются, оказывая на слушателей завораживающее действие и неизгладимое впечатление.

«Во всех концертах нашей программы в поездках я играю 5–6 протяжных народных песен, в их числе и «Урал», коротко предваряя исполнение песен рассказом об их содержании. Слушать органные концерты всегда собираются серьезные люди, им не нужно шоу, им нужна настоящая музыка, они очень хорошо её воспринимают», – отмечает музыкант.

Напев песни «Урал» отличается широким диапазоном (терцдецима), медленным темпом, пентатоникой с мажорно-минорной переменностью, богатыми орнаментальными внутрислоговыми распевами. Почти все распевы, кроме завершающего, имеют энергичную восходящую направленность, что придает песне патетическую взволнованность. Размер стиха пятистопный, ямбический, рифма перекрестная, хотя при протяжном пении слушатель не воспринимает периодичную рифму стиха.

Ввиду сложности песни основными ее исполнителями являются мужчины. Но один из главных пропагандистов башкирского фольклора, певица и педагог Флюра Кильдиярова также имеет эту песню в своем репертуаре.

«Хотя песня «Урал» считается исконно мужской, но я исполняю три варианта – основной озон-кюй и халмак-кюй «Иҫке Урал», есть еще «Ҡыҫҡа Урал», где слова те же, но мелодия другая. Говорят, у семи родов было семь вариантов этой песни. У нас в Учалинском районе распространен «Боронғо Урал» или «Иҫке Урал». Вариант «Ҡыҫҡа Урал» исполнялся в Челябинской области, – рассказывает народная артистка России и Башкортостана, лауреат Государственной премии им. С. Юлаева Флюра Кильдиярова. – К сожалению, сегодня протяжные песни исполняются реже, не каждый певец может спеть народные песни со сложнейшей мелизматикой. Хотелось бы, чтобы у каждого башкирского певца они были в репертуаре. Обычно «Урал» исполняется под аккомпанемент курая, но мне часто приходилось петь эту песню а саpellа».
Помимо курая и вокала, песню «Урал» играют на фортепиано, скрипке и кыл-кубызе соло. Обработки «Урала» для голоса и фортепиано делали композиторы Хусаин Ахметов, Айрат Каримов, для курая – Гата Сулейманов. В XXI веке музыканты исполняют песню «Урал» и в современной аранжировке с участием электронных инструментов.
Новая жизнь песни «Урал»
Песня «Урал» неоднократно вдохновляла композиторов Башкортостана на создание новых произведений. Так, мелодия песни используется в симфонической увертюре на две башкирские народные песни Загира Исмагилова, симфонической картине «Урал» Александра Ключарева, «Легенде» для симфонического оркестра Масалима Валеева, в музыке Хусаина Ахметова и Рауфа Муртазина к документальному фильму «Советская Башкирия». Эту песню использовал Нур Даутов в вокально-симфоническом цикле «Халҡым йырҙары» («Песни моего народа»).

Композитор Загир Исмагилов рассказывал автору этих строк: «Во всех моих операх проходит тема башкирской народной песни «Урал», имеющая для меня особое значение. Она используется в качестве лейтмотива Родины, любви к своему краю».
Почти всегда – в операх «Салават Юлаев», «Шаура», «Послы Урала», «Акмулла», «Кахым-туря» – тема песни «Урал» вводится композитором в драматически важные моменты. Этот напев вкладывается в уста уважаемых, умудренных опытом людей, дающих оценку происходящему, размышляющих о судьбах родной земли и народа – Сурамана, Аксэсэна, Акмуллы, Буранбая. Так, в опере «Салават Юлаев» сподвижник Салавата, старый Сураман исполняет песню «Урал». Звучание этой народной песни становится ярким выражением голоса автора. Неудивительно включение данной темы в финал-апофеоз «Салавата Юлаева», что подтверждает еще раз: главный герой – сын Урала, частица его народа. В опере «Послы Урала», которая посвящена историческим событиям присоединения башкир к Российскому государству, народная песня «Урал» («Семирод») становится одной из ключевых музыкальных тем.

В Башкирской энциклопедии есть упоминание о том, что тема мелодии «Урал» используется и в официальном государственном гимне.
«Если композитору удается написать свою музыку, глубоко прочувствовав связь с народной песней — это самое ценное. Сначала я написал припев, на другой день — запев гимна. Конечно, хотелось, чтобы сама народная песня «Урал» была нашим гимном — в ней великая энергетика, которая отражает всю нашу историю. Это легендарное произведение, созданное народом. Но эта песня из жанра озон-кюй (протяжная), поэтому я включил ее в инструментальный проигрыш во втором куплете в стилизованном виде», – пояснил композитор и дирижер, народный артист Башкортостана, автор музыки гимна РБ Фарит Идрисов.
  • © Аралбаева Л. К., автор-составитель, 2019
Фото
  • Олег Яровиков, Андрей Старостин, пресс-служба Национального симфонического оркестра РБ, пресс-служба Горсовета г. Уфы.
Видео
  • ГУП ТРК "Башкортостан"